Особенности деятельности и общения дошкольников.
Возраст
| Показатели
| 3-4 года
| Взаимодействиесо сверстниками:в начале года ‑ игра рядом, к концу - неустойчивые, ситуативные группы по 2-3 человека. Распределения ролей и взаимодействия между персонажами нет. Беседуют друг с другом, но не всегда отвечают сверстнику. Замечают несоответствие правил и норм поведения у сверстников. Проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать. Привлекает к игре другого ребенка.
Взаимодействие с детьми ситуативно, неустойчиво. Часто инициируется взрослым.
В конфликтных ситуациях в игре не пытаются согласовать свои желания, прибегают к физическому (драка, толкание) и словесному («Отдай», «Уходи») давлению (но не агрессивность) на партнера или жалуются взрослому.
Взаимодействие свзрослыми: начинают проявлять инициативу при установлении контакта. В сфереотношений с взрослыми лежит потребность ребенка в оценке своих действий. Ребенок уже ориентируется на требования взрослого, может, но не всегда переносит их в разные ситуации. По требованию взрослого может сдерживать агрессивные реакции. Стремится к общению с взрослым ради получения новой информации,обсуждения причин явлений. Ориентируется на просьбы взрослого, замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.
Вид общения: переход от ситуативно-делового (главное ‑ совместная игра с предметами) к внеситуативно-познавательному (предметы и явления окружающего мира).
Особенности поведения: происходит формированиечувства уверенности и собственной автономности, способности справляться с жизненными трудностями, если не совсем, то почти самостоятельно. Если ребенку не дают право выбора и у него нет возможности почувствовать себя автономным, то у него начинает формироваться чувство вины, а позже ощущение стыда и сомнении, страх принятия решений, импульсивность в поведении.
Происходит выделение физического «Я», расширяются границы возможностей ребенка, формируются навыки самоконтроля, связанные на данном этапе с контролем над собственным организмом.
Игра: Больше интересует процесс деятельности, чем результат.
Взрослый становится предметом деятельности.
Воспроизводят внешний рисунок действия осмысленно, а не просто имитируют движения взрослого.
Осуществляют парное ролевое взаимодействие (мама-дочка), но не называют роль.
Игра однообразна, действия не вытекают одно из другого логически.
В играх с правилами не способны выделить правила и придерживаться их.
| 4-5 лет
| Взаимодействие со сверстниками: создаются игровые объединения из 2-5 человек, продолжительность игры ‑ 20-25 мин. Игровые роли расширяются и усложняются, происходит их распределение и согласование во время игры, появляется ролевое общение. Высказывания адресуются друг другу, при этом могут, учитываться возможности слушателя. Может слушать собеседника, хотя часто настаивает на своем. Конфликтую ситуацию в игре решают, оказывая давление на сверстника, но уже пытаются и договориться. Появляется избирательность во взаимоотношениях и общении, но партнеры могут часто меняться. Мотив выбора партнера: ситуативный – «дал игрушку». Предпочитают игры с детьми одного пола.
Способны контролировать действия сверстников. Общение со сверстниками является ситуативно-деловым, ребенок стремится стать объектом интереса и оценки своих товарищей.
Взаимодействие с взрослым: имеет представления о том, как надо (не надо) себя вести. Выражены притязания на признание взрослым, может регулировать свое поведение, хотя требуется еще напоминание. Стремление к общению с взрослыми основано на потребности в получении новой информации и обсуждении причин явлений.
Особенности поведения: Самостоятельно проявляет социально одобряемые нормы поведения, замечает несоответствие поведения других детей и своего принятым нормам и правилам. Формируется чувство предприимчивости, инициативы, самостоятельности. Ставит перед собой разные цели и пробует различные способы их достижения. Открывая для себя новые возможности и расширяя свое социальное окружение, ребенок определяет границы дозволенного - «что такое хорошо и что такое плохо». При негативной реакции взрослых на инициативу и активность у ребенка может начать формироваться чувство вины. Формируется представление об особенностях полового поведения.
Игра: Интересным становится результат деятельности. Последовательность игровых действий соответствует реальной действительности, логична. Называют роли, могут наладить ролевое взаимодействие с партнерами. Способны выделить правило, но не могут придерживаться ограничивающих правил. К концу возраста начинают отделять себя от роли, замечать несоответствие роли реальности (т.е. отличают воображаемый мир от реальной жизни).
| 5-6 лет
| Взаимодействие со сверстниками: Взаимоотношения более устойчивы. Мотив выбора партнера: интерес в игре, положительные качества. В конфликте стремятся объяснить свое поведение и поведение другого; объясняют свои действия, обосновывая их. Общение перестает быть ситуативным, становится внеситуативно-личностным (делятся впечатлениями о происшедших событиях). Слушают собеседника, эмоционально сопереживают. Избирательно и устойчиво взаимодействуют с детьми, могут сотрудничать на занятиях, предложить план общего дела, распределить обязанности. Учитывают мнение членов группы, сдерживают агрессивные реакции. Развивается чувство сопричастности к общему делу. Формируются отношения лидерства-подчинения.
Взаимодействие с взрослым: выражена потребность в понимании и сопереживании взрослого, беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире.
Осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми, особенности своей личности.
Особенности поведения: Регулируют свое поведение на основе норм и правил, этических представлений, эмоционально переживают несоответствие им своего поведения. Напоминают сверстникам о правилах поведения. Понимание, поощрение инициативы со стороны взрослых позволяет ребенку развиваться дальше, более свободно общаться с людьми и достигать успехов в усвоении знаний и навыков.
Игра: Игры-соревнования. Планируют игру, согласовывая ее правила. Роли распределяются до начала игры. Роль передает характерные отношения между людьми (подчинение: врач-медсестра).
На протяжении всей игры следуют своей роли и реальной логике действий изображаемого лица.
Четкая ролевая речь. Способны подчиняться правилам, но они не обязательны.
| 6-7 лет
| Взаимодействие со сверстниками: совместно планируют и распределяют роли в игре. Могут оказать помощь, поддержку друзьям, проявляют сочувствие к ним. Во взаимодействии ориентируются на социальные нормы и правила. Старается дать как можно более точное сообщение другому, внимателен к собеседнику, зарождается активное слушание, могут расспрашивать собеседника, уточнять информацию. Выступает инициатором совместной деятельности со сверстниками, взаимодействие устойчиво, избирательно. Наблюдаются элементы соперничества, желание добиться признания сверстников.
Взаимодействие с взрослым: во взаимоотношениях с взрослым ориентируется на нормы и правила, стремится к сотрудничеству. Отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.
Особенности поведения: формируются моральные ценности, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой. Учится завоевывать признание, производя что-то полезное. Появляется самоконтроль в деятельности и поведении. Складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения с взрослыми. Ребенок осуществляет речевое планирование, побуждает взрослых и сверстников делать так, как он задумал.
Игра: Игровые отношения всё больше соотносятся с образцом отношений людей («Маму надо слушаться»).
В ходе игры может принимать другую роль (если не хватает играющих), затем возвратиться к своей.
До начала игры планируют ее, распределяют роли.
Игровые действия свертываются: иногда долго обсуждают, но не приступают к игре.
К концу возраста игра порождает потребность в настоящей общественно значимой деятельности – это предпосылка для перехода к учению
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|