Здавалка
Главная | Обратная связь

Метод регулирования



Как и для любой другой правовой отрасли, для уголовного права характерны особые методы регулирования:

А) Уголовно-правовое принуждение (метод уголовных репрессий)

Применяется к лицам, совершившим преступные деяния и выражается в ограничении их прав или ином лишении принадлежащих им благ.

Б) Уголовно-правовое поощрение (антирепрессивный метод)

Применяется к лицам, совершившим преступление и стремящимся искупить свою вину перед обществом.

В) Метод социальной защиты, который применяется к малолетним, недоразвитым и психически больным лицам и выражается в исключении их из числа уголовно-ответственных субъектов

В последнее время в уголовном праве большинства государств наметился сдвиг от карательного правосудия, целью которого является наказание преступника, к правосудию, целью которого является урегулирование социального конфликта, восстановление общественных отношений, нарушенных преступлением.

§5 Задачи и функции

Задачей уголовного права большинства государств является охрана интересов общества от преступных посягательств и предупреждение преступлений.

Решая эти задачи, уголовное право выполняет следующие функции:

1. Охранительная функция

Является основной и традиционной для уголовного права и выражается в защите нормального уклада общественной жизни от нарушения путем установления преступности конкретных деяний, применения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за их совершение. При реализации данной функции используется метод принуждения.

2. Предупредительная (профилактическая) функция

Выражается в создании препятствий для совершения преступлений путём установления уголовно-правового запрета, в поощрении законопослушных граждан к активному противодействию преступным деяниям, а преступников — к отказу от доведения начатых преступлений до конца, к восстановлению нарушенных их поступком благ и интересов.

3. Воспитательная функция

Выражается в формировании у граждан уважения к охраняемым уголовным правом общественным отношениям, интересам и благам, нетерпимого отношения к правонарушениям. Воспитательная функция уголовного права направлена на формирование у всех граждан убеждений, делающих для них совершение преступлений внутренне неприемлемым. Реализация данной функции невозможна чисто уголовно-правовыми средствами, для достижения её целей необходима согласованная работа всех правовых и иных общественных институтов.

Важность воспитательной функции подчёркивается тем, что эффективность уголовно-правовых норм существенным образом зависит от господствующего в обществе уголовного правосознания: если большинство граждан считает допустимыми такие явления как взяточничество, хищения государственного имущества и т.д., то законы, направленные на борьбу с ними, какими бы суровыми они не были, своей цели не достигнут. . Спорным является вопрос о приоритетности какой-либо из этих функций; однако можно сделать вывод о том, что все они являются достаточно важными.

Система

В уголовном праве большинства государств выделяются общая и особенная части. В общей части содержатся нормы, определяющие содержание основных понятий уголовного права («преступление», «наказание» и т.д.), общие для всех преступлений основания уголовной ответственности, перечень и содержание видов наказания, иных мер уголовно-правового характера и т.д. Нормы особенной части закрепляют признаки, присущие конкретным видам преступлений.

Нормы общей и особенной частей уголовного права применяются, как правило, совместно. Содержащиеся в особенной части признаки конкретных преступлений дополняются имеющимися в общей части признаками, едиными для всех преступлений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.