Здавалка
Главная | Обратная связь

Аграрная реформа П. А. Столыпина



В целом политику царского правительства после 3 июня 1907 года можно расценить как продолжение реформ Александра II на новом историческом отрезке. В это время удалось многое сделать на пути преобразования феодальной монархии в буржуазную, на пути рыночных реформ в экономике. Николай II старался лавировать между реакционным дворянством и либеральной буржуазией.

Ярким примером такой политики было неожиданное назначение в 1906 году на пост Председателя Совета Министров П. А. Столыпина (1862-1911), выдающегося государственного деятеля России начала XX века. Его прадед, А. А. Столыпин, был другом М. М. Сперанского; дед, Д. А. Столыпин, был наместником Польши. Отец, А. Д. Столыпин, участник Крымской кампании, был другом Л. Н. Толстого, комендантом Кремля. Сам Столыпин приходился троюродным братом М. Ю. Лермонтову.

Выходец из старинного дворянского рода, владелец огромных поместий, Столыпин получил блестящее образование в Петербургском университете. Он не стал заниматься научной работой, а предпочел ей государственную деятельность, служил в Министерстве государственных имуществ и в Министерстве внутренних дел. Свою общественную деятельность начинал в качестве ковенского предводителя дворянства, а затем — гродненского гражданского губернатора, поскольку имел

большие имения в Прибалтике и Польше.

Столыпин пришел в правительство в сложное время крестьянских восстаний, рабочих стачек, террора, движения сепаратизма на окраинах империи, когда на руках у населения оказалось большое количество оружия, взрывчатки, бомб,

когда революционное движение охватило армию и флот. По официальным данным в результате террористических актов и революционных выступлений в 1905—1907 годах были убиты 4126 и ранены 4552 должностных лица. Сам Столыпин испытал десять покушений, в результате которых пострадали его близкие. Будучи убежденным монархистом, сторонником твердой и сильной государственной власти, П. А. Столыпин зарекомендовал себя как последовательный реформатор социально-экономической и политической структуры российского общества. Своими преобразованиями он стремился вывести Россию в число наиболее развитых мировых держав. Он предполагал сначала подавить революционное движение, а потом – проводить всесторонние реформы. Но действительность распорядилась иначе. Приходилось и то, и другое осуществлять одновременно.

Наиболее яркий след в истории России оставила знаменитая реформа крестьянского надельного землевладения, известная как Столыпинская аграрная реформа. Вопрос о замене общинного (мирского) землепользования индивидуальным землевладением, как известно, был поставлен еще в 1902 году С. Ю. Витте в Особом совещании, но был отвергнут как несвоевременный. Массовое участие крестьян в революции 1905-1907 годов заставило правительство пересмотреть многие подходы к решению аграрного вопроса в России, поскольку его уже нельзя было откладывать дальше, да и дворянство, напуганное крестьянскими выступлениями, решилось, наконец, пожертвовать общиной.

Проведению аграрной реформы предшествовали некоторые мероприятия. В мае 1906 года представители дворян-землевладельцев на своем Съезде предложили П. А. Столыпину, тогда еще министру внутренних дел, разрешить крестьянам свободно выходить из общины, продавать свои наделы, поощрять свободное переселение на окраины России. К этому времени уже было объявлено об отмене с 1 января 1907 года выкупных платежей бывших помещичьих, удельных и государственных крестьян.

Но непосредственное осуществление аграрной реформы началось после опубликования 9 ноября 1906 года указа «О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». За этим скромным названием скрывался коренной переворот в аграрной политике.

Все общины разделились на две категории. В первую входили те, в которых за годы после реформы 1861 года не происходило переделов земли, то есть беспередельные общины. Во вторую категорию были включены те общины, где за эти годы периодически происходило перераспределение наделов, поэтому они назывались передельными общинами.

Крестьяне беспередельных общин сразу объявлялись собственниками земли, независимо от их желания. Для передельных общин (а их было 75% от общего количества) надо было заручиться желанием крестьянских дворов за выход из общины, после чего происходила ее ликвидация, а домохозяева становились частными собственниками земли.

Таким образом, отменялась семейная форма собственности на землю, и надел переходил в личную собственность домохозяина, а не «двора» (семьи) в целом.

В мае 1911 года было издано «Положение о землеустройстве», по которому в стране проводилось создание отрубного и хуторского хозяйств путем ликвидации чересполосицы. С согласия пятой части домохозяев деревни можно было взять

вместо разрозненных полос в разных полях и угодьях равноценный им участок в одном месте при сохранении двора в деревне. Такой участок назывался отрубом. Если же крестьянин переселялся на свой отдельный участок со всем хозяйством, то это землевладение называлось хутором. За 1907-1914 годы из мирского землепользования вышло около 2,5 млн домохозяйств, или 26% всех, общинников, а заявлений было подано от 3,4 млн хозяйств. Несомненно, это был успех для такого небольшого промежутка времени. Наиболее интенсивным этот процесс был в 1908—1909 годах, когда более 1 млн. хозяйств вышли из общины. Позже количество выходов заметно сократилось.

Реформа была прервана начавшейся Первой мировой войной. Формально она была приостановлена декретом Временного правительства А. Ф. Керенского в июне 1917 года.

Правом выхода из общины воспользовались, в основном, две категории крестьян: бедняки и зажиточные, причем удельный вес бедняков в том процессе был преобладающим. Они, как правило, продавали свой надел и уходили в город или переселялись на новые земли за Урал.

В целом ими было продано свыше 3,4 млн десятин земли. Их наделы покупали не только кулаки, но и середняки, а также сама община («мирской котел»). За несколько лет действия указа в стране образовалось около 400 тыс. хуторских хозяйств, или около шестой части вышедших из общины. Однако вследствие живучести общинной уравнительной психологии, экономические успехи хуторян вызывали у определенной части крестьянского населения зависть и неприязнь. Полицейские сводки тех лет пестрят сообщениями о различных покушениях на имущество хуторских хозяйств: порча скота и инвентаря, уничтожение посевов, поджоги домов и прочее.

Заметную роль в проведении аграрной реформы сыграл Крестьянский поземельный банк, которому было дано право самостоятельно скупать земли, прежде всего у помещиков, и продавать их крестьянам. Помещики предложили на продажу более 15 млн. десятин угодий, так что правительству пришлось даже искусственно сдерживать цены на землю для их стабилизации. Всего помещики продали около 11 млн десятин земли, тем самым сократилось помещичье землевладение без всяких революций и экспроприации. Таким образом, шел активный естественный процесс экономического вытеснения помещиков из сельскохозяйственного производства. К 1917 году Крестьянский банк располагал собственным земельным фондом в 6,7 млн десятин, из которого почти 5 млн.

десятин составляли земли, купленные у помещиков.

Продажа земли осуществлялась только через Крестьянский банк, который финансировал этот процесс. На эти цели крестьянам выдавали ссуды под незначительные проценты сроком на 55,5 лет. С июля 1912 года была разрешена выдача ссуд под залог для приобретения крестьянами земельных участков. В стране получили распространение различные виды кредита: агрокультурного, ипотечного, землеустроительного, мелиоративного. Всего за годы реформы Крестьянский поземельный банк выдал ссуд более чем на 1 млрд. золотых руб. Кроме помещичьих земель, было продано около 4 млн. десятин казенных и удельных земель. При этом существовало ограничение в таких сделках: запрещалась продажа угодий некрестьянам и иностранным гражданам.

Всего же за семь лет фактического действия указа от 9 ноября 1906 года были достигнуты некоторые успехи в развитии аграрного сектора страны. Если в целом по стране посевные площади увеличились примерно на 10%, то в тех регионах, где происходило больше всего выходов крестьян из общины, количество посевных угодий возросло в 1,5 раза. Сельское хозяйство стало стремиться к интенсивному типу воспроизводства. За эти годы количество использованных минеральных удобрений увеличилось в два раза. Перед Первой мировой войной в России было 152 трактора, купленные за границей. Урожайность всех сельскохозяйственных культур повысилась на 10%.

Посевные площади за Уралом увеличились в два раза. Сибирь стала вывозить на внутренний и внешний рынок до 800 тыс. т. зерна ежегодно. В 1910 году П. А. Столыпин подчеркивал: «Весь наш экспорт масла на внешние рынки целиком основан на росте сибирского маслоделия», которое «дает золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность». По Уралу на границе между Европой и Азией стояли посты и не пропускали дешевые сибирские продукты, дабы не сбивать цены на продовольствие в Центральной России.

Если валовые сборы зерна в начале века составляли 3,5 млрд пуд., то в 1913 году они увеличились на 40% – до 5 млрд пуд., из которых 4,4 млрд. пуд. было собрано в основном в зажиточных крестьянских хозяйствах, а 600 млн пуд. – на помещичьих полях. Доходы от зернового хозяйства выросли на 86%, от животноводства – на 108%.

В 1911-1913 годах страна получила зерновых на 28% больше, чем США, Канада и Аргентина, вместе взятые.

В деревне происходили разительные перемены, связанные с реформами. При поддержке Госбанка и земства начался бурный рост вначале кредитных, а затем и производственных, сбытовых, потребительских кооперативов, которых к 1915 году в стране насчитывалось около 30 тыс. Крестьянам, особенно вышедшим из общины, оказывалась всяческая агротехническая помощь, организовывалось обучение новым методам хозяйствования.

Однако, несмотря на успехи в сельском хозяйстве в целом, по стране не была решена проблема голода и относительного аграрного перенаселения. Сельское хозяйство оставалось, в основном, экстенсивным, его эффективность была низкой. Средняя урожайность зерна была в два раза ниже, чем во Франции, и в три раза ниже, чем в Германии.

Под зерновыми культурами было занято почти 90% всех посевных площадей страны. Посевы хлопчатника возросли на 112%, а посевы льна снизились на 11%. Сельскохозяйственные машины были большой редкостью в крестьянских хозяйствах, минеральные удобрения применялись, в основном, лишь в крупных специализированных хозяйствах, причем до 90% всех минеральных удобрений привозилось из-за границы.

Тем не менее, со всей определенностью можно сказать, что эта аграрная реформа ускорила процесс развития рыночной экономики в России, поскольку в ходе ее наблюдался быстрый рост товарности сельскохозяйственного производства, увеличивался спрос на сельскохозяйственную технику, удобрения, предметы широкого потребления, что, в свою очередь, привело к увеличению производства в промышленности и во многих других отраслях народного хозяйства. Реформа была направлена на формирование эффективного фермерского хозяйства на американский манер, что могло в отдаленной перспективе окончательно вытеснить помещичье хозяйство.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.