Здавалка
Главная | Обратная связь

Источники таможенного права.



1.Таможенное право – комплексная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Помимо собственно таможенно-правовых норм опирается на нормы других отраслей права, в частности, конституционного, административного, финансового, налогового, уголовного, международного.

Это вызвано тем, что само таможенное дело – явление чрезвычайно многоплановое и сложное. Согласно закону о ТР таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Рассматривая общие положения таможенного права необходимо определиться с местом таможенного права в единой российской правовой системе. Это имеет важное теоретическое и практическое значение. Каждая отрасль права имеет свои принципы, общие нормы, отрасли различаются между собой методами и предметами правового регулирования, и все это вместе определяет специфику отраслевого режима. Отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой режим, распространение на них его принципов, методов, общих положений.

Некоторые ученые, в первую очередь административисты, отказывают таможенному праву в самостоятельности, и называют его подотраслью или даже институтом административного права. Так, например, Демьян Николаевич Бахрах в своей статье «Таможенное право как институт административного права» обосновывает точку зрения, что таможенный режим по своей сути является древнейшим административным режимом, а таможенные производства – всего лишь специфические формы административного процесса.

Действительно, таможенное право возникло и развивалось в рамках единой отрасли административного права, которая регулирует общественные отношения, возникающие по поводу осуществления государственного управления в различных сферах. Длительное время существования Советского государства действовала государственная монополия внешней торговли, и таможенное дело являлось лишь одной из сфер государственного управления. Те процессы, которые происходят в современной России (реформирование государственного аппарата – т.н. административная реформа, появление множества участников внешнеторговой деятельности с различными организационно-правовыми формами хозяйствования, развитие связей России с другими государствами, укрепление международного сотрудничества, процессы, связанные со вступлением России во Всемирную торговую организацию, изменение подхода к правовому регулированию отношений, связанных с перемещением товаров через границы РФ) – все это обусловливает необходимость рассмотрения таможенного права на качественно ином уровне, как отдельную отрасль российского права, хотя и носящей комплексный характер.

Отрасли российской правовой системы обязательно имеют собственный предмет и метод правового регулирования.

Предмет таможенного права – это общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Отношения, входящие в предмет регулирования таможенного права, можно классифицировать следующим образом:

1) отношения связанные с организацией таможенного дела в стране (основы таможенной политики, структура таможенных органов, их правовой статус, компетенция и правовое положение их должностных лиц);

2) отношения, связанные с перемещением через таможенную границу государства товаров и транспортных средств (их оформление, взимание таможенных платежей, таможенный контроль, помещение под таможенные режимы, применение специальных таможенных процедур);

3) отношения, связанные с пресечением правонарушений в таможенной сфере и привлечения к ответственности за их совершение (виды таких правонарушений, борьба с ними, уголовная и административная ответственность в таможенном деле, производство по делам о нарушении таможенного законодательства);

4) отношения, связанные с формированием околотаможенной инфраструктуры (правовое регулирование и контроль за осуществлением деятельности в области таможенного дела);

5) отношения, связанные с участием России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (цели, принципы, формы такого сотрудничества, основные его направления).

Специфика таких отношений состоит в том, что:

1) так или иначе они связаны с перемещением товаров или транспортных средств через таможенную границу, т.е. непосредственно связаны с ввозом или вывозом товаров, или косвенно опосредованы таким перемещением (например, деятельность внутри страны таможенного перевозчика).

2) одной стороной в этих отношениях всегда является государство в лице таможенных органов и их должностных лиц. Таможенное право регулирует отношения, затрагивающие интересы общества в целом и государства. Перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств — важнейших элементов экономического оборота — напрямую связано с обеспечением государственной экономической (и не только экономической) безопасности, эти отношения во многом определяют жизнь и развитие общества. Поэтому можно сделать вывод, что предмет правового регулирования этой отрасли права носит публично-правовой характер. Таможенные органы, участвуя в таких отношениях, находятся в особом положении, поскольку обладают властными полномочиями (осуществляя таможенный контроль, выдавая разрешение на осуществление таможенных операций и т.п.)

Учитывая такую специфику общественных отношений, составляющих предмет таможенного права, в его методе следует выделить преимущественную императивность. Императивный метод правового регулирования основан на власти и подчинении сторон, одностороннем характере предписаний. Другой метод, используемый в таможенном праве, хотя и в незначительной степени, - диспозитивный, он проявляется в предоставлении субъектам правоотношений возможности выбора определенного варианта поведения.

Специфика метода таможенного права проявляет себя в уникальном наборе способов таможенно-правового регулирования. В принципе, способы эти присущи методу практически любой отрасли права, но их сочетание своеобразно для каждой из них, именно их совокупность и образует определенный правовой режим.

Способы таможенно-правового регулирования:

1) способ юридических обязываний – выражен в установлении предписаний, конкретной модели поведения, которой должен следовать субъект права. Эти предписания направлены в первую очередь на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Например, Статья 194 Закона о таможенном регулировании (ЗОТР) - Обязанности перевозчика при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза. В то же время таможенное законодательство регламентирует и обязанности таможенных органов – например статья 16 Закона о таможенном регулировании (ЗОТР) - Обязанности должностных лиц таможенных органов.

Этот способ является ведущим в структуре метода таможенного права.

2) дозволение – предоставляет участнику отношения права на совершение самостоятельных активных действий. При этом субъекту либо предоставляется возможность реализации своего права исключительно по своей воле (например, право на обжалование действий и решений должностных лиц таможенных органов), либо субъект имеет свободу выбора определенных условий реализации правовой нормы, но уклониться от реализации он не может. Например, выбор таможенной процедуры – это и право, и обязанность лица, перемещающего через границу товары, но вот соблюдение условий этой процедуры – это только обязанность. Например, п. 3 ст. 116 ЗОТР - Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.

3) запрещение – на субъекта возлагается специфическая обязанность – воздерживаться от совершения определенных действий, круг которых должен быть четко определен. Например, статья 116 ЗОТР - Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов - Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Ст. 239 ЗОТР - Лицо, поместившее товары под таможенную процедуру таможенного склада без фактического размещения товаров на таможенном складе, обязано представлять таможенным органам отчетность о таких товарах.

4) поощрения, связанные со стимулированием субъектов на определенный вариант поведения – например, в то й же статье 116 предусматривается возможность заключения Соглашения о применении централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов. Такое соглашение может быть заключено между таможенным органом, определенным ФТС России, и плательщиком таможенных пошлин, налогов, оно заключается на текущий календарный год, и в течении этого времени при декларировании товаров, не потребуется представлять таможенному органу платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов. Но для этого должны быть выполнены определенные условия: соблюдение пределов сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в течение предшествующего года (от 50 млрд. до 100 млрд. руб., осуществление ВЭД более трех лет и т.п.), в числе таких условий есть:

- отсутствие задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов;

- отсутствие совершенных неоднократно (два и более раза) в течение одного года, предшествующего заключению указанного соглашения, административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.7 и 16.22 КоАП РФ – Т.е. такая норма носит стимулирующий характер, выраженный в виде своего рода поощрения.

2. Принципы таможенного права представляют собой исходные, основополагающие начала, на которых основаны таможенно-правовые нормы.

Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые и отраслевые.

Общеправовые принципы:

1. принцип уважения прав и основных свобод человека. Конституция – человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Он должен соблюдаться во всех аспектах осуществления таможенного дела, но особенно проявляется в правовой регламентации процедуры таможенного контроля (например, личного досмотра).

2. принцип законности предполагает необходимость строго соблюдения Конституции, законов и принятых в соответствии с ними подзаконных нормативно-правовых актов всеми субъектами таможенного права.

3. принцип координации и взаимодействия государственных органов – в формировании таможенного права принимают участие большое количество государственных органов, органы государственной власти взаимодействуют при решении смежных задач (например, при обеспечении соблюдения действующего валютного законодательства). реализация этого принципа определена, например, в ст.411 ТК РФ, где определяется порядок взаимодействия и сотрудничества таможенных органов с другими государственными органами.

4. принцип научности предполагает опору на достижения экономической и правовой науки, достижения технического прогресса при реализации таможенной политики государства (отражен в нормах таможенного законодательства, регулирующих формы и методы таможенного контроля, таможенного оформления, например, использование системы оценки рисков при производстве таможенного контроля и т.п.)

5. принцип гуманности находит свое отражение в запрете свободного перемещения через границу оружия, наркотиков и ряда иных предметов, в наличии льгот по таможенному оформлению грузов, являющихся гуманитарной помощью и т.п.)

6. принцип наибольшего благоприятствования используется для устранения или сокращения различных нетарифных барьеров на торговых путях 9использование в ряде случаев упрощенного или периодического таможенного оформления, минимизация лицензирования, квотирования, способствование созданию зон свободной торговли и т.п.)

7. принцип приоритета международно-правовых норм соответствует стремлению России к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенно-правовое регулирование развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. В сферу международного права входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, оценки товаров в таможенных целях, международные перевозки грузов, унификация таможенных процедур и т.д.

Принципы деятельности таможенных органов:

1) законности;

2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;

6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

8) совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации.

3. Таможенное право как совокупность правовых норм имеет свою специфику – оно состоит из правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, объединенных общим предметом правового регулирования – кругом общественных отношений, возникающих в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Поэтому комплексный характер таможенного права как отрасли права накладывает свой отпечаток и на критерии его систематизации.

Иван Владимирович Тимошенко отмечает, что фундамент системы таможенного права составляют таможенно-правовые нормы. Эти нормы образуют отрасль таможенного права не самостоятельно, а через правовые институты. Они представляют собой взаимосвязанные совокупности таможенно-правовых норм, регулирующие однородные группы общественных отношений в сфере таможенного дела.

В системе таможенного права одни авторы выделяют две (общая и особенная), другие – три части (общая, особенная и специальная) и по-разному определяют наполнение этих частей правовыми институтами.

Общая часть таможенного права включает:

- правовые нормы, устанавливающие предмет, метод, понятия, категории, принципы таможенного права;

- устанавливающие понятие, цели и содержание таможенного дела и таможенного регулирования;

- правовой статус субъектов таможенно-правовых отношений;

- организация таможенного дела.

Особенная часть таможенного права включает в себя такие институты как:

- Таможенные платежи

- Таможенный контроль.

- Таможенные операции (операции, предшествующие подаче таможенной декларации , и операции, связанные с перемещением товаров под таможенную процедуру, в том числе субинститут таможенного декларирования товаров, субинститут выпуска товаров)

- Таможенные процедуры

Некоторые авторы (например, И.В. Тимошенко и др.) выделяют в таможенном праве также и Специальную часть, куда относят вопросы, касающиеся участия России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела. Но такой подход к систематизации таможенного права нельзя назвать традиционным. Как правило, указанные вопросы включаются в Общую часть таможенного права.

 

4. Источники таможенного права - это формы юридического закрепления правовых норм, регулирующих отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу.

Нормативно-правовые акты:

1) Конституция РФ – высшей юридической силой и прямым действием на всей территории РФ.

ст. 71 п. «ж» - таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению России, т.е. таможенное законодательство формируется только путем принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов, к исключительному ведению РФ относятся также внешнеэкономические отношения РФ (п. «л» ст. 71 КРФ)

ч. 1 ст. 8 - В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 34 - Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

п. 2 ст. 27 - Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 57 - Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

2) Международные правовые акты. Российская Федерация участвует во многих международных договорах, образующих правовую основу межгосударственных отношений, которые содействуют поддержанию мира и безопасности, развитию международного сотрудничества, в том числе в области внешней торговли товарами.

Таможенная Конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.) от 6 декабря 1961 г. -

Карнет А.Т.А. - международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров.

Использование карнетов А.Т.А. предоставляет следующие преимущества:

ускоренное и более дешевое оформление временно ввозимых товаров, которое сводится к тому, что сотрудник таможни (бесплатно в обычное рабочее время) делает специальные отметки на корешке соответствующего листа карнета, отрывая и оставляя себе остальную часть этого листа. Другие таможенные документы, предусмотренные в этом случае национальным законодательством соответствующей страны, не оформляются;

отсутствие необходимости при временном ввозе товаров в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей предоставлять различные залоги, депозиты, банковские гарантии и т.п., поскольку сам карнет является такой международной гарантией;

возможность, при соответствующем оформлении карнета А.Т.А., посещать в течение одного года не одну, а несколько стран.

Карнет А.Т.А. действует в течение 1 года (таможенные органы стран временного ввоза могут ограничивать этот срок). После истечения срока действия карнета, он должен быть возвращен держателем в выдавшую его торгово-промышленную палату.

Таможенная Конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.)

Конвенция о таможенных льготах для туристов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.)

принята в целях развития международного туризма. К. содержит определение таких понятий, как "турист", "предметы личного пользования" и других, а также предусматривает перечень предметов, которые страны-участницы К. должны разрешать ввозить туристам для личного пользования, не облагая ввозными пошлинами и налогами. Как правопреемница СССР, Россия входит в число стран-участниц К.

Конвенция о создании международного союза публикаций таможенных тарифов (Брюссель, 5 июля 1890 г.)

предусматривает создание объединения под названием: Международный Союз Публикации Таможенных Тарифов. Его целью является публикация на общие средства и объявления возможно быстрее и возможно точнее таможенных тарифов различных государств земного шара и тех изменений, которым эти тарифы подвергнутся в будущем.

С этой целью в Брюсселе будет создано Международное Бюро, которому будут поручены перевод и публикация этих тарифов, а также законодательных или административных постановлений, которые будут вносить в них изменения.

Эта публикация будет производиться в сборнике, озаглавленном: Международный Таможенный Бюллетень /орган Международного Союза Публикаций Таможенных Тарифов/.

Для этой цели будут применяться наиболее распространенные коммерческие языки (на немецком, на английском, на испанском, на французском и на итальянском).

Всемирная почтовая конвенция (принята в г. Сеуле 14 сентября 1994 г. XXI Конгрессом Всемирного почтового союза)

Конвенция и её Исполнительный регламент устанавливают общие правила международной почтовой службы и содержат обязательные для всех 190 стран-членов ВПС положения относительно обмена письменной корреспонденцией.

.Прочие виды почтовой связи (пересылка писем и бандеролей с объявленной ценностью, посылок, денежных переводов, отправлений наложенным платежом, денежных поручений, дорожных чеков) регулируются дополнительными соглашениями, обязательными только для их участников.

Конвенция определяет условия транзита и нормы транзитных расходов, различные виды бесплатных пересылок (например, печатных изданий шрифтом для слепых).

В главе 4 рассмотрены таможенные вопросы

Почтовая администрация страны подачи и Почтовая администрация страны назначения в соответствии с законодательством этих стран имеют право представлять на таможенный досмотр отправления письменной корреспонденции.

За отправления, представленные на таможенный досмотр в стране подачи или в стране назначения, в зависимости от случая, в пользу почты может взиматься специальный тариф. Этот тариф взимается только за представление таможне и таможенный досмотр отправлений, которые облагаются таможенными сборами или любым другим сбором такого же характера.

Почтовые администрации имеют право взимать с отправителей или с адресатов отправлений, в зависимости от случая, таможенные пошлины и все другие возможные сборы.

Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 14 июня 1983 г.)

Принята в целях содействия международной торговле, упрощения сбора, сопоставления и анализа статистических данных, в особенности относящихся к международной торговле, уменьшения расходов, вызываемых повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли, и способствования стандартизации внешнеторговой документации и передаче статистических данных.

Каждая Договаривающаяся Сторона Конвенции обязуется, за исключением случаев применения положений пункта (с) настоящего параграфа, что ее таможенно-статистические номенклатуры будут находиться в соответствии с Гармонизированной системой с момента вступления настоящей Конвенции в силу по отношению к этой стороне.

В ней предусмотрена отсрочка применения всех или части субпозиций Гармонизированной системы на такой период, который может потребоваться, учитывая структуру ее внешней торговли и хозяйственные возможности.

Договаривающаяся Сторона, являющаяся развитой страной, оказывает развивающимся странам по их просьбе техническое содействие на взаимно согласованных условиях, в частности в области подготовки кадров, приведения их национальных номенклатур в соответствие с Гармонизированной системой, рекомендаций по ведению таких номенклатур, учитывая вносимые поправки и дополнения к гармонизированной системе, а также по применению положений настоящей Конвенции.

В соответствии с настоящей Конвенцией учреждается Комитет, именуемый Комитетом по Гармонизированной системе и состоящий из представителей каждой Договаривающейся Стороны.

Международная Конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (Женева, 21 октября 1982 г.)

предусматривает возможность проведения основных таможенных формальностей не на границе (как правило, по месту нахождения получателя импортных товаров).

 

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. (Киотская конвенция), Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г.,*(5) Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17)

Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 15 "О вопросах организации деятельности Комиссии таможенного союза" (г. Минск)

Международные договоры, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза:

- Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г.

- Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г.

- Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.

- Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.

- Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств-членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 г.

- Протокол о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 г и др.

- Договор о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г.

- Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 г

- Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.

- Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.

- Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г.

2) Федеральные законы

1. Таможенный кодекс РФ, принятый ГД 25 апреля 2003 г. и введенный в действие с 1 января 2004 г. 1) статьи 1 - 357.9, пункты 2 и 3 статьи 357.10, статьи 358 - 439 Таможенного кодекса Российской Федерации утратили силу. – фактически действует только п.1 ст. 357.10 – Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ, размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 руб., с 1 октября 2011 г. он полностью утратит силу.

2. Вместо него с 29.12.2010 действует Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", который образует национальный уровень таможенного законодательства таможенного союза (сам ТК ТС – международный уровень таможенного законодательства таможенного союза).

3. Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая) – ст. 34 НК устанавливает, что таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Главы 21 и 22 соответственно определяют порядок взимания НДС и акцизов, в том числе при перемещении товаров через таможенную границу.

4. Бюджетный кодекс РФ – таможенные органы обладают бюджетными полномочиями, участвуют в составлении проекта бюджета, являются получателями бюджетных средств, определяют направления расходования бюджетных средств.

5. УК и КоАП регламентируют правоохранительную составляющую деятельности таможенных органов. Глава 22 УК РФ – преступления в сфере экономической деятельности, глава 16 КоАП – правонарушения в области таможенного дела. Порядок привлечения к ответственности за указанные правонарушения установлены соответственно УПК и КоАП (гл. 24-30).

Иные федеральные законы:

1. Закон о таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. – порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу. – действует, ждет приведения в соответствие с ТК ТС и ЗОТР

2. ФЗ от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» определяют основы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, правовой статус органов исполнительной власти в области экспортно-импортных операций, систему запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, порядок применения защитных мер и т.п.

3. Закон РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г.

4. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ

5. ФЗ «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ и др.

3) Подзаконные нормативные акты

1. Указы Президента РФ – от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и др.

2. Постановления Правительства – от 21 августа 2004 г. №429 «О Федеральной таможенной службе», Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2010 г. N 291 "О ставках вывозных таможенных пошлин при поставках газа с территории Российской Федерации на территорию Украины" и др.

3. ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (приказы, распоряжения), а также совместные акты с другими органами.

5) акты судебных органов – официально источниками права не именуются. Они носят характер прецедента. Особое значение имеют решения Конституционного суда РФ, которые обязательны для всех органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц.

 

Лекция 2. Правоотношения в таможенной сфере. Участники таможенных правоотношений.

План







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.