Здавалка
Главная | Обратная связь

Лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела



1.В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности. Это требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений. В противном случае могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов их участников. Такие урегулированные правом общественные отношения находят свое выражение через правовые отношения, которые выступают в качестве юридической формы взаимодействия участников общественных отношений.

Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таким образом, таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

Для раскрытия характера таможенных правоотношений следует учитывать сферу их возникновения и особенность правового регулирования. Рассматриваемые правоотношения возникают в сфере повышенной заинтересованности государства в создании соответствующего правопорядка на таможенной границе, который бы позволял осуществлять перемещение товаров с соблюдением государственной, общественной, экологической безопасности, интересов федерального бюджета, что оказывает влияние на метод правового регулирования отношений. Возникновение, развитие, прекращение таможенных правоотношений связано с осуществлением таможенного контроля, являющегося одним из видов государственного контроля.

Таможенные правоотношения являются разновидностью управленческих отношений, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер.

Структура таможенного правоотношения включает в себя: объект, субъекты и содержание.

Объектом таможенных правоотношений является то, по поводу чего они возникают, т.е. действия субъектов, связанные с ввозом или вывозом товаров и транспортных средств. Предметом таможенных правоотношений являются те товары и транспортные средства, с перемещением через таможенную границу РФ которых связаны такие правоотношения.

Товар – это любое перемещаемое через таможенную границу РФ движимое имущество, а также перемещаемые через нее отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортное средство в таможенно-правовом смысле – любые средства, которые непосредственно используются для международных перевозок грузов и пассажиров.

Товары, перемещаемые через границу РФ можно классифицировать по различным основаниям:

1) ввозимые, вывозимые и транзитные;

2) российские и иностранные / товары таможенного союза и иностранные:

37) товары таможенного союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

полностью произведенные на территориях государств-членов таможенного союза;

ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза;

изготовленные на территориях государств-членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза;

 

3) контрафактные товары (изготовление или иные действия с которыми связаны с нарушением прав интеллектуальной собственности) и легальные.

Субъекты таможенного правоотношения – это их конкретные участники. Субъекты таможенного права, в отличие от субъектов таможенного правоотношения – это их потенциальные, возможные участники. Например, государство является субъектом таможенного права, но субъектом таможенного правоотношения оно быть не может, субъектом правоотношения будет государственный орган, уполномоченный государством. Физические лица являются субъектами таможенного права. Но для того, чтобы физическое лицо стало субъектом конкретного таможенного правоотношения, например, связанного с перемещением через таможенную границу 5 000 долларов США (и обязательной подачей письменной декларации), физическое лицо должно быть совершеннолетним, дееспособным. Субъектами таможенных правоотношений, с одной стороны, всегда являются таможенные органы и их должностные лица, а с другой стороны, иные физические и юридические лица, которые не наделены властными полномочиями.

Содержание таможенного правоотношения образуют взаимные права и обязанности, существующие между его участниками. Праву одного участника таможенного правоотношения всегда соответствует аналогичная обязанность другого участника, и наоборот. Например, в правоотношении по таможенному оформлению товара, таможенные органы несут определенные обязанности: они должны произвести это оформление в строгом соответствии с законом и подзаконными актами, их требования должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными ТК РФ, если для совершения таможенной операции требуется разрешение таможенного органа, оно должно быть выдано незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо убедится, что установленные условия выполнены, но в любом случае не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов, и проверки товаров (ст. 61 п. 1) и т.д. Выполнения этих и других обязанностей вправе требовать от таможенных органов лица, участвующие в таможенном оформлении. И наоборот, таможенные органы вправе требовать от участников таможенного оформления представления необходимых документов и сведений, уплаты таможенных сборов за оформление, присутствия заинтересованных лиц при таможенном оформлении и т.д. Эти обязанности должны выполнять перевозчик товара, декларант и иные лица, на которых они возложены.

2. Таможенные органы Российской Федерации – это государственные органы, которые обладают специальной правоспособностью в сфере таможенного дела, т.е. определенной компетенцией в качестве органа исполнительной власти для осуществления таможенного дела в РФ. Именно таможенные органы уполномочены использовать всю совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. При этом они образуют относительно самостоятельный механизм с вертикальным подчинением. Согласно п. 2 ст. 401 ТК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. Федеральные органы государственной власти осуществляют вмешательство в деятельность таможенных органов, насколько это необходимо для реализации своих собственных функций. Так, например, Президент Российской Федерации формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Таможенные органы, осуществляя самостоятельно свои функции, взаимодействуют с иными государственными органами. Правовые формы такого взаимодействия определяются в нормативно-правовых актах и соглашениях, принимаемых ФТС России совместно с заинтересованными государственными органами. Так, например, таможенные органы при производстве таможенного оформления и таможенного контроля активно взаимодействуют с органами пограничного, ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля. Кроме того, при выявлении признаков правонарушений или преступлений, не отнесенных к компетенции таможенных органов, они обязаны незамедлительно передать информацию об этом в соответствующие уполномоченные органы. Таможенные органы взаимодействуют также с агентами валютного контроля и территориальными учреждениями Банка России, со средствами массовой информации по вопросам таможенного дела. В установленном порядке таможенные органы взаимодействуют с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.

Систему таможенных органов образуют:

1. федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

2. региональные таможенные управления;

3. таможни;

4. таможенные посты.

Таможенные органы имеют свою символику - флаг и эмблему. На морских и речных судах таможенных органов размещается вымпел, на автотранспортных средствах и воздушных судах - эмблема. Наличие единой государственной символики (флага, эмблемы и вымпела) свидетельствует о единстве системы таможенных органов и их обособленности в системе органов исполнительной власти.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время - Федеральная таможенная служба РФ) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере таможенного дела, действует на основе положения о нем, утверждаемого постановлением Правительства РФ, а также разработанного на его основе регламента, утверждаемого собственным приказом.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1) вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы по вопросам сферы деятельности ФТС России;

2) принимает нормативно-правовые акты в установленной сфере деятельности (порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, реестра объектов интеллектуальной собственности, форма и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций и др.)

3) осуществляет полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (осуществляет взимание таможенных платежей, контролирует правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату; осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации; ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; выдает лицензии на учреждение свободного склада и др.)

4) ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

5) осуществляет в установленном порядке ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности;

6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

7) реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;

8) осуществляет иные полномочия, закрепленные таможенным законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере таможенного дела, возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФТС России полномочий в установленной сфере деятельности.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела, имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Заместители руководителя ФТС России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной таможенной службы.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты являются территориальными органами ФТС России межрегионального уровня. Их создание, реорганизация и ликвидация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты в зависимости от рода и объема решаемых задач могут быть разделены на два вида:

1. территориальные (общие) - обеспечивают реализацию задач и функций таможенных органов в определенных для них регионах деятельности;

2. специализированные - созданы для обеспечения нормальной работы всей системы таможенных органов по отдельным направлениям выполняемых функций (например, Региональное оперативно-поисковое управление, Региональное таможенное управление организации силового обеспечения, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление; Южная оперативная таможня и др.).

В зависимости от подчиненности таможенные органы можно разделить на таможенные органы основного подчинения и специального подчинения. Так, например, руководство таможней по общему правилу осуществляет региональное таможенное управление, в регионе деятельности которого находится данная таможня. В то же время отдельные таможни могут непосредственно подчиняться ФТС России, минуя подчинение региональному таможенному управлению. Подобным образом может определяться подчинение таможенных постов: общим правилом для них будет являться подчинение соответствующей таможне, специальным – непосредственное подчинение региональному таможенному управлению.

Региональное таможенное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела по представлению начальника регионального таможенного управления. Начальник несет персональную ответственность за осуществление возложенных на региональное таможенное управление полномочий, выполнение его программ, планов и показателей деятельности.

Начальники структурных подразделений региональных таможенных управлений назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими приказами управления по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела.

Начальник службы собственной безопасности РТУ и главный бухгалтер РТУ назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела.

Организацию, контроль и координацию деятельности регионального таможенного управления осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере таможенного дела.

Правовые основы деятельности отдельных региональных таможенных управлений закрепляются в общем и специальном положениях о них, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела.

Региональное таможенное управление осуществляет руководство деятельностью таможен, за исключением таможен, непосредственно подчиненных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере таможенного дела, и таможенных постов, подчиненных региональному таможенному управлению, находящихся в регионе его деятельности, и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Таможни и таможенные посты представляют собой таможенные органы, непосредственно занятые процедурами таможенного оформления и контроля.

Таможню возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела по представлению начальника таможни. Начальник таможни несет персональную ответственность за осуществление возложенных на таможню полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности таможни.

Начальники структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями вышестоящего таможенного органа.

Начальник подразделения собственной безопасности таможни и главный бухгалтер таможни назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела.

Структуру, штатную численность таможни утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере таможенного дела. Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела и непосредственным руководством регионального таможенного управления. Отдельные таможни могут находиться в непосредственном подчинении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела.

Полномочия таможни связаны, прежде всего, с руководством и координацией деятельности подчиненных таможенных постов, а также с взиманием таможенных платежей, принятием мер по их принудительному взысканию, с возвратом (зачетом) излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей, с принятием обеспечения уплаты таможенных платежей и др.

Таможенный пост – это таможенный орган, на который непосредственно возложено осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, помещаемых под таможенные режимы и таможенные процедуры, а также таможенного контроля с использованием системы управления рисками.

Таможенный пост возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела.

Таможенные посты, как правило, не имеют статуса юридического лица. Однако по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела таможенный пост может быть образован как юридическое лицо. В таком случае таможенный пост имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таможенные посты, имеющие статус юридического лица, обладают более широкими финансово-хозяйственными полномочиями, а также имеют право быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде.

Начальник таможенного поста может иметь заместителей, назначаемых на должность, и освобождаемых от должности начальником таможни по согласованию с региональным таможенным управлением. Заместитель начальника таможенного поста, подчиненного таможне, непосредственно подчиненной федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела, назначается начальником таможни. Заместитель начальника таможенного поста, являющегося юридическим лицом, назначается начальником таможенного поста.

Главный бухгалтер таможенного поста, являющегося юридическим лицом, назначается на должность и освобождается от должности руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела. Иные должностные лица таможенного поста назначаются на должность и освобождаются от должности приказом таможни, а таможенного поста, являющегося юридическим лицом, - приказом таможенного поста.

Начальник таможенного поста несет персональную ответственность за осуществление возложенных на таможенный пост полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности таможенного поста.

Таможенный пост осуществляет свою деятельность под общим руководством федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела, регионального таможенного управления и непосредственным руководством таможни.

Организацию, контроль и координацию деятельности таможенного поста осуществляет таможня. Отдельные таможенные посты могут находиться в непосредственном подчинении региональному таможенному управлению.

Компетенция и особенности деятельности отдельных таможенных постов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере таможенного дела.

 

С учетом положений Таможенного кодекса РФ, регламентирующих функции и полномочия таможенных органов, а также подзаконных нормативных актов, детализирующих их правовой статус, можно выделить следующие направления деятельности таможенных органов:

1. Контрольное направление выражается в установлении таможенными органами соответствия деятельности подконтрольных им субъектов требованиям предписаний правовых норм. Речь идет, во-первых, о производстве таможенного контроля, который образует исключительную компетенцию таможенных органов (п. 7 ст. 358 ТК РФ). Таможенные органы обеспечивают:

- соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

- соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- соблюдение порядка осуществления деятельности в сфере таможенного дела.

Во-вторых, данное направление деятельности таможенных органов проявляется в осуществлении валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, и контроля исполнения внешнеторговых бартерных сделок, валютных операций, связанных с перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

В-третьих, контрольная деятельность таможенных органов выражается в ведомственном контроле, т.е. проверке соблюдения подчиненными таможенными органами таможенного законодательства, надлежащего выполнения ими своих полномочий, программ, планов и показателей их деятельности, законности и обоснованности решений должностных лиц подчиненных таможенных органов. В соответствии со ст. 412 ТК РФ, при выявлении фактов принятия нижестоящим таможенным органом решения, не соответствующего требованиям законодательства РФ, вышестоящий таможенный орган вправе отменить или изменить такое решение, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов.

В-четвертых, следует выделить финансовый контроль использования бюджетных средств подчиненными таможенными органами в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности.

Контрольная деятельность таможенных органов осуществляется посредством инспектирования, проверки исполнения подконтрольными субъектами законодательства Российской Федерации, выдачи различных разрешений (разрешений на учреждение свободного склада; разрешений пользоваться и распоряжаться товарами в соответствии с условиями заявленного таможенного режима (выпуск товара)), ведения различного рода реестров (лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, банковские гарантии которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей; реестра объектов интеллектуальной собственности) и т.п.

2. Финансовое направление деятельности таможенных органов проявляется в двух аспектах: в формировании доходной части федерального бюджета и в обеспечении (финансировании) государством самих таможенных органов с целью эффективного выполнения возложенных на них задач[1]. В первом случае подразумевается взимание таможенными органами таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию (фискальная деятельность таможенных органов). Во втором – осуществление таможенными органами полномочий получателей и распорядителей бюджетных средств, участие в составлении проекта федерального бюджета, планирование выделения финансовых средств на предстоящий период.

3. Правоохранительное направление деятельности таможенных органовзаключается в применении ими мер государственного принуждения за нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Таможенные органы ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей. радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров. Они также оказывают содействие борьбе с терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации. Таможенные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции, дознание и производство неотложных следственных действий, оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ. На таможенные органы возложено осуществление профилактики преступлений и административных правонарушений, отнесенных к их компетенции. В пределах своей компетенции таможенные органы обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности, защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Правоохранительная деятельность таможенных органов направлена также на обеспечение соблюдения прав и законных интересов участников таможенных правоотношений, не обладающих властными полномочиями, от неправомерных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. В этих целях таможенные органы осуществляют производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, нарушающих права граждан и организаций. В их работе должна иметь место постоянная профилактика правонарушений среди должностных лиц таможенных органов

4. Организационно-хозяйственное направление выражается в формировании системы таможенных органов и обеспечении ее бесперебойного функционирования, а также в реализации программ развития таможенного дела в Российской Федерации. В это направление включается весь комплекс мероприятий по развитию материально-технической базы таможенных органов, кадровое, информационное, метрологическое и иное обеспечение их работы.

5. Статистическое направление состоит в ведении таможенной статистики, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации и специальную таможенную статистику. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации представляет собой сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и предоставлении данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ и иным органам, определенным законодательством. В соответствии с международными договорами и внутренним законодательством Российской Федерации, федеральная служба, уполномоченная в сфере таможенного дела, предоставляет данные таможенной статистики международным организациям. Специальная таможенная статистика - это сбор и обработка данных о результатах фискального, контрольного и других направлений деятельности таможенных органов., применяемых только для таможенных целей. Это, в частности, сведения о кадровой работе в системе таможенных органов, о состоянии задолженности по уплате таможенных платежей, недоимок, пеней и (или) процентов, о результатах правоохранительной деятельности каждого таможенного органа и др.

6. Правотворческое направление деятельности таможенных органов заключается в реализации возможности издавать на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. В соответствии со ст. 5 ТК РФ, в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, издавать правовые акты в области таможенного дела вправе федеральная служба, уполномоченная в сфере таможенного дела, и федеральное министерство, уполномоченное в сфере таможенного дела. Правотворческое направление деятельности таможенных органов фактически реализует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере таможенного дела, которому предоставлено право принимать нормативно-правовые акты по очень широкому кругу вопросов таможенно-правовой сферы.

7. Международное направление деятельности таможенных органов касается обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществления сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела. Таможенные органы, наряду с некоторыми иными правоохранительными органами Российской Федерации, осуществляют сотрудничество с правоохранительными органами иностранных государств – членов международной организации уголовной полиции – Интерпол и Генеральным Секретариатом Интерпола. Такое сотрудничество осуществляется через Национальное центральное бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, а также территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере таможенного дела, имеет право представлять по поручению Правительства Российской Федерации интересы Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях.

8. Информационно-консультативное направление связано с осуществлением таможенными органами информирования и консультирования в области таможенного дела, обеспечением в установленном порядке государственных органов, организаций и граждан информацией по таможенным вопросам.

9. Научно-исследовательское и образовательное направление заключается в подготовке профессиональных кадров для системы таможенных органов, проведение научных исследований в сфере таможенного дела, проведение необходимых экспертиз.

 

 

3. Порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу зависит от правового статуса лица, перемещающего такие товары и транспортные средства.

Под перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств следует понимать совершение действий по их ввозу на таможенную территорию или их вывозу с этой территории любым способом. В таможенном праве под ввозом товаров и транспортных средств на таможенную территорию понимается не только фактическое пересечение ими таможенной границы, но и все последующие действия с этими товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами. Вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта или линии электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.

Очевидно, что к числу лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, следует относить не только лиц, фактически перевозящих товары через таможенную границу, но также и лиц, подающих таможенные декларации, помещающих товары на склад временного хранения, сдающих товары организациям почтовой связи для отправки, т.е. лиц, обладающих полномочиями совершать юридически значимые действия в отношении товаров и транспортных средств от своего имени, в том числе участвовать в совершении таможенных операций.

Традиционно в зависимости от природы можно разделить на две большие группы: физические лица и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Юридические лица - это организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В таможенном праве подобное деление существенного значения не имеет, например, Таможенный кодекс ТС оперирует как правило общим понятием «лица», под которыми понимаются физические или юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическим лицом. Как правило, физические лица обособляются в отдельную группу при рассмотрении вопросов перемещения ими товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Другой вариант группировки лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, связан с их делением на иностранные лица и лица государств-членов ТС.При этом под лицами государств-членов ТС понимаются юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства-участника ТС, а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в государстве-участнике таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-участника ТС. Все иные лица относятся к категории иностранных лиц.

Охарактеризуем каждую из перечисленных категорий подробнее. Спектр лиц, которых можно причислить к первой категории, очень широк, их можно разбить на пять групп:

1) участники ВЭД - физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеющие в качестве контрагентов зарубежных партнеров. Эти лица перемещают через таможенную границу РФ товары и транспортные средства в целях получения в итоге прибыли за счет их реализации или использования;

2) некоммерческие организации и учреждения, в том числе государственные (музеи, фонды, институты, научные организации и т.д.), также имеющие международные контакты, в рамках которых возможно перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Однако перемещаемые ими товары в подавляющем большинстве случаев не являются объектами международных договоров;

3) физические лица, перемещающие товары для личного пользования;

4) транспортные компании, регулярно перемещающие через таможенную границу используемые ими для обеспечения международных грузовых и пассажирских перевозок.

Бесконечно велик перечень обстоятельств, на основании которых могут перемещаться через таможенную границу РФ товары и транспортные средства указанными лицами. К примеру, для участника ВЭД основаниями для перемещения товаров через таможенную границу РФ (как ввоза, так и вывоза) могут быть контракты купли-продажи и аренды. Некоммерческие организации в рамках международного сотрудничества перемещают через таможенную границу РФ различного рода выставки, экспозиции, реквизит, специальную и научную литературу, образцы, сувениры, представительские товары и т.д. В данном случае основанием для перемещения товаров чаще всего являются мероприятия, связанные с международным сотрудничеством (открытие дипломатического представительства, консульства), культурным и научным обменом (конференции, гастроли, симпозиумы, выставки, официальные приглашения и др.).

Товары могут перемещаться заинтересованными лицами любым видом транспорта (морским, речным, железнодорожным, автомобильным, авиатранспортом), а также международными почтовыми отправлениями.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, в зависимости от их отношения к внешнеторговой деятельности могут быть классифицированы на участников внешнеторговой деятельности и лиц, не осуществляющих внешнеторговую деятельность.

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Таким образом, участниками внешнеторговой деятельности могут быть и российские, и иностранные физические или юридические лица. В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе внешнеторговой) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Условия и порядок такой регистрации определены в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Юридические лица, как участники внешнеторговой деятельности, - это организации, имеющие целью получение прибыли от осуществления сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Лица, не осуществляющие внешнеторговую деятельность, перемещают товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации для целей, не связанных с предпринимательством. В отношении физических лиц речь идет о перемещении ими товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, т.е. для личного пользования. Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Юридические лица также могут перемещать товары в связи с иными, не являющимися предпринимательскими, целями (для проведения культурных, спортивных и иных мероприятий, собственных нужд организации и др.). Однако при этом какие-либо особенности перемещения товаров юридическими лицами не для предпринимательских целей таможенным законодательством не установлены.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, обладают следующими правами:

1) право на равных основаниях перемещать товары и транспортные средства через таможенную границу в порядке, установленном Таможенным законодательством. Юридическое равенство права на перемещение товаров и транспортных средств признается за всеми лицами независимо от того, каково их отношение к этим товарам и транспортным средствам, т.е. являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий от собственного имени;

2) право направлять запросы в таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия, если это непосредственно и индивидуально затрагивает права и законные интересы лица, в отношении которого было принято такое решение или совершено действие, а также лица, в отношении которого решение не принято либо подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока;

3) право обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием или бездействием, по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность;

4) право выбрать таможенную процедуру и изменить ее в соответствии с условиями, установленными таможенным законодательством;

5) право требовать возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, возврат денежного залога;

6) право требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц;

7) право представлять документы таможенным органам в электронной форме;

8) иные права, установленные таможенным законодательством.

К числу обязанностей, возлагаемых на лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, можно отнести:

1) соблюдать запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации;

2) до выпуска товаров пользоваться и распоряжаться ими только в порядке и на условиях, предусмотренных таможенным законодательством, а после выпуска – в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

3) представлять таможенным органам гарантии надлежащего исполнения своих обязанностей, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей;

4) совершать таможенные операции для выпуска товаров;

5) по требованию таможенных органов присутствовать при производстве таможенного оформления;

6) предоставлять таможенным органам необходимые документы и сведения в установленных таможенным законодательством случаях;

7) своевременно и полно уплачивать таможенные платежи в установленных таможенным законодательством случаях;

8) нести иные обязанности, определенные таможенным законодательством.

Дополнительные права и обязанности возлагаются на лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, в случае приобретения им особого правового статуса, например, перевозчика, декларанта, лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела.

Перевозчик – это лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

Правовой статус декларанта. Согласно статье 186 ТК ТС, декларантом могут выступать следующие лица:

1) лицо государства - члена таможенного союза:

- заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

- физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

- лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 Таможенного Кодекса;

- организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

- лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена Таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лица, указанные выше, а также:

- перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

- экспедитор, если он является лицом государства - члена Таможенного союза.

 

4. Деятельность в области таможенного дела – это вид предпринимательской деятельности по оказанию услуг (хранению, перевозке, декларированию) в отношении иностранных товаров, т.е. товаров, находящихся под таможенных контролем, до их введения в свободный экономический оборот, необходимым условием которой является включение осуществляющих ее лиц в соответствующий реестр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере таможенного дела.

Виды деятельности в области таможенного дела,указанные в главе 3 ТК ТС ,и главе 5 Федерального закона РФ 311-ФЗ от 27.11.10 (ред. от 11.07.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, ведутся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ФТС РФ www.customs.ru), в порядке, определяемом этим органом исходя из решений Комиссии Таможенного Союза.

Таможенный перевозчик –юридическое лицо государства-члена ТС, имеющее право на основании свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков, осуществлять перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем по таможенной территории ТС.

Условия приобретения статуса таможенного перевозчика (включения в реестр таможенных перевозчиков):

ТКТС:

- осуществление деятельности по перевозке грузов не менее 2-х лет;

- обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму эквивалентную 200 тыс. евро;

- наличие разрешений на перевозку отдельных видов грузов;

- нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами;

- наличие договора страхования риска гражданской ответственности;

- отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

- отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за НТП за последний год.

Таможенный представитель- лицо государства – члена ТС, включенное в Реестр таможенных представителей, совершающее от имени декларанта и других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством.

Условия приобретения статуса:

- наличие в штате не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих сертификат;

- наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности (в РФ на сумму не менее 20 млн. рублей);

- предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро;

- организация не должна быть казенным предприятием;

- отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей в размере 500 000 рублей и более;

- отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения юридического лица к административной ответственности за НТП за последний год.

 

Владелец склада временного хранения – лицо государства-члена ТС, включенное в соответствующий реестр, осуществляющее временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, до их выпуска в соответствии с определенной таможенной процедурой.

Условия:

- нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде помещений или открытых площадок, отвечающих определенным требованиям;

- наличие договора риска страхования гражданской ответственности (на сумму не менее 2 млн.рублей);

- отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

- отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за НТП за последний год;

- обеспечение уплаты таможенных платежей (2,5 миллиона рублей и дополнительно 300 рублей за каждый полный и неполный кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада временного хранения используется помещение, и (или) 1 000 рублей за каждый полный и неполный квадратный метр полезной площади, если в качестве склада временного хранения используется открытая площадка, для владельцев складов временного хранения открытого типа;2,5 миллиона рублей для владельцев складов временного хранения закрытого типа).

 

Владелец таможенного склада - лицо государства-члена ТС, включенное в соответствующий реестр, осуществляющее хранение товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенный склад.

Условия приобретения статуса – как у владельца СВХ.

Владелец магазина беспошлинной торговли – лицо государства-члена ТС, включенное в соответствующий Реестр, осуществляющее хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории ТС.

Условия приобретения статуса:

- нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде помещений или открытых площадок, предназначенных для использования в качестве МБП и отвечающих определенным требованиям;

- наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю, если они требуются;

- отсутствие неисполненной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

- отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за НТП за последний год;

- предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере не менее 2,5 миллиона рублей.

Уполномоченный экономический оператор -это определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку. Уполномоченный экономический оператор в РФ должен отвечать установленным в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в РФ» критериям, в том числе иметь надлежащее досье соответствия требованиям таможенной службы и удовлетворительную систему ведения коммерческой документации.

В Законе «О таможенном регулировании в РФ» раскрываются (детализируются) требования и условия, перечисленные в ТК ТС, а также вводятся дополнительные.

Так, для того, чтобы получить статус уполномоченного экономического оператора в РФ необходимо:

если юридическое лицо производит и/или экспортирует товары, не облагаемые пошлиной, и при этом товары соответствуют критериям, которые дополнительно установит Комиссия таможенного союза (до настоящего времени критерии не установлены), то юридическое лицо должно предоставить обеспечение в сумме, эквивалентной 150 тыс. Евро. Если под данные условия юридическое лицо не подпадает, то – 1 млн. Евро;

вести ВЭД не менее 1 года;

чтобы отсутствовали задолженности по уплате таможенных платежей и иных налогов;

чтобы отсутствовало в течение 1 года более 1 факта привлечения к административной ответственности по определенным статьям КоАП РФ, при одновременном условии, что сумма штрафов в совокупности составила бы не более 500 000 рублей;

чтобы велась определенная в Законе «О таможенном регулировании в РФ» система учета товаров, которая имеет существенные особенности и отличия, при этом отчетность может представляться в электронном виде, если лицо обладает электронной цифровой подписью;

чтобы система налогообложения не была упрощенной;

чтобы отсутствовала судимость за экономические преступления как у полномочных должностных лиц юридического лица, претендующего на статус уполномоченного экономического оператора, так и у таможенного представителя, который будет применять упрощения в случае поручения ему декларирования;

чтобы в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде находились помещения/открытые площадки и иные территории, предназначенные для временного хранения иностранных товаров. При этом такие территории должны отвечать определенным в Законе «О таможенном регулировании в РФ» требованиям.

Что касается процедуры получения статуса уполномоченного экономического оператора, то она представляет собой, во-первых, серьезную подготовительную работу и требует от юридического лица скрупулезности, внимания, и безусловно, финансовых затрат, во-вторых, по оценкам экспертов, реальный максимальный срок включения в реестр, не включая времени сбора и подготовки пакета документов, но с учетом сроков выездной внеплановой проверки, может составить около 9 месяцев.

В итоге, что дает юридическому лицу статус уполномоченного экономического оператора:

Прежде всего, речь идет о возможности хранить и осуществлять таможенное оформление ввозимых в Таможенный союз товаров на площадях (складах) оператора, выпускать и использовать иностранные товары до подачи на них таможенной декларации.

Уполномоченному экономическому оператору предоставляется возможность осуществления доставки иностранных товаров напрямую на его склады (помещения) без их предъявления в таможенный орган назначения (во внутренний таможенный орган).

Отсутствуют ограничения по местам декларирования отдельных категорий товаров.

Предварительное таможенное декларирование, в том числе с подачей неполной и(или) периодической декларации; периодическое таможенное декларирование.

При применении уполномоченным экономическим оператором предварительного декларирования (т.е. подача таможенной декларации в отношении иностранных товаров до их прибытия на таможенную территорию ТС) таможенный орган может уведомить оператора о проведении таможенного досмотра до прибытия таких товаров. Это позволит оператору быть готовым к проведению таможенного досмотра и спланировать сроки таможенного оформления товаров.

Более того, уполномоченный экономический оператор имеет право «выпускать товары до подачи таможенной декларации с уплатой платежей», получая тем самым на срок от 10 до 40 дней беспроцентную отсрочку таможенного платежа.

Уполномоченный экономический оператор может указывать один классификационный код ТН ВЭД в отношении товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями.

Кроме того, предусматривается возможность заключения между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом специального соглашения, в котором будут определяться порядок их взаимодействия, регламент информационного обмена данными, порядок передачи таможенных пломб и иные вопросы.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.