Здавалка
Главная | Обратная связь

Обеспечение уплаты таможенных платежей



1.Важной частью таможенного дела является взимание таможенных платежей.

Таможенные платежи можно определить как денежные суммы, обязательные к уплате при перемещении через таможенную границу товаров.

Таможенные платежи – собирательное понятие, оно включает в себя:

- таможенную пошлину (ввозную и вывозную);

- внутренние налоги (акцизы и НДС);

- таможенные сборы.

Таможенные платежи можно рассматривать и как правовой институт, которые представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих порядок исчисления, уплаты (в необходимых случаях – принудительного взыскания, а также возврата) денежных средств, обязательных к уплате при перемещении товаров через таможенную границу.

Институт таможенных платежей имеет большое значение в правовой системе России. Это связано с тем, что в объеме поступлений федерального бюджета в нашей стране таможенные платежи занимают около 52% доходов (в прошлом году). Для сравнения – бюджет США – чуть более 1%. Естественно, что внимание государства к регулированию общественных отношений, связанных с взиманием таможенных платежей в нашей стране будет гораздо более пристальным, чем в США.

Практическое применение норм, образующих этот правовой институт является в настоящее время очень сложным. Это связано со следующими факторами:

1) отношения, связанные с уплатой таможенных платежей в наибольшей степени затрагивают сферу имущественных интересов лиц, перемещающих товары, поэтому именно здесь сосредотачивается основное количество совершаемых правонарушений и спорных ситуаций с таможенными органами;

2) правовое регулирование этих отношений осуществляется международным и национальным законодательством. Следует отметить, что при создании ТК ТС наименьшей унификации удалось добиться именно по вопросам таможенных платежей. Это связано с тем, что унифицировалось только таможенное законодательство, а налоговая, банковская, валютная сферы все также регламентируются только на национальном уровне. Поэтому в ТК ТС из 24 статей, посвященных таможенным платежам содержится более 20 отсылочных норм к национальному законодательству.

3) большое количество правовых актов, регламентирующих отношения, связанные с таможенными платежами:

1. международный уровень – ТК ТС, Соглашение от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании», Протокол от 12.12.2008 «О предоставлении тарифных льгот», Решение КТС от 27.11.2009 №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза РБ, РК и РФ»

2. Национальный уровень (в РФ) – ЗоТР, ТК РФ (единственная статься – таможенные сборы), Закон о таможенном тарифе, Налоговый кодекс РФ.

Уплата ввозных таможенных пошлин – с учетом норм, установленных Соглашением об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.

Установление и применение вывозных таможенных пошлин – Соглашение от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении 3-х стран».

В части регулирования вопросов установления вывозных таможенных пошлин, определения ставок вывозных таможенных пошлин – Закон о таможенном тарифе.

Установление, введение и применение НДС и акцизов – в НК РФ.

 

2.Исчисление таможенных платежей означает определение суммы денежных средств, подлежащих уплате при перемещении через таможенную границу данного товара.

Как правило, таможенные пошлины, налоги исчисляются их плательщиками самостоятельно. Для этого им необходимо применить ставку таможенной пошлины (налога) к базе объекта обложения таможенной пошлины.

ТП (Н) = Ставка х База объекта

 

Объект ТП (Н) – товары, перемещаемые через таможенную границу;

База ТП – таможенная стоимость и (или) физическая характеристика (количество, масса и т.п.)

База акциза – 1) объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) таможенная стоимость + таможенная пошлина

База НДС = Таможенная стоимость + таможенная пошлина +акциз

 

Ставки таможенной пошлины и акциза – адвалорные, специфические, комбинированные.

Ставки таможенных платежей изменяются довольно часто, что объясняется проведением таможенно-тарифного регулирования ВЭД, поэтому закон устанавливает, что при исчислении таможенных платежей подлежат применению ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

 

Ключевой категорией при определении базы таможенного платежа является таможенная стоимость товаров. Это денежная стоимость товара, на основе величины которой начисляются таможенные платежи. Вопросам определения таможенной стоимости посвящена глава 8 ТК ТС. Содержащиеся в ней общие положения получили развитие в договорных правовых актах ТС:

- Соглашение об определении ТС товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС (Москва, 25 января 2008 г.)

- Протокол об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС (Москва, 12 декабря 2008 г.)

- Соглашение о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС (Москва, 12 декабря 2008 г.)

- Соглашение о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС (Москва, 12 декабря 2008 г.)

- Протокол об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами РБ, РК и РФ.

В соответствии со ст. 4 ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, под таможенной стоимостью ввозимых товаров понимается стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию ТС. В ст. 5 Соглашения указаны дополнительные начисления, которые могут прибавляться к этой цене. Нормы закона о таможенном тарифе в части определения таможенной стоимости с 1 июля 2010 г. Не применяются.

Для декларирования и корректировки таможенной стоимости с 1 января 2011 г. применяются новые бланки документов.

После вступления в силу ТК ТС перед участниками ВЭД возник вопрос: как учитывать транспортные расходы при расчете таможенной стоимости: до границы РФ или до таможенной границы ТС? В Соглашении об определении таможенной стоимости товаров сказано, что в таможенную стоимость включаются расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на таможенную границу ТС. Раньше – до аэропорта, морского порта или иного места прибытия на таможенную территорию РФ.

Одним из самых обсуждаемых и спорных вопросов всегда был вопрос о корректировке таможенной стоимости таможенными органами. Он постоянно является предметом судебных разбирательств между участниками ВЭД и таможенными органами.

Основное отличие законодательства ТС от действовавшего у нас ранее порядка:

1) необходимость корректировки таможенной стоимости товаров таможенные органы должны обосновать и установить декларанту срок исполнения. Декларант, в свою очередь, обязан осуществить корректировку (иначе таможенный орган откажет в выпуске товаров), но если он не согласен, в решении о корректировке он теперь вправе указать «С решением о корректировке не согласен» и обжаловать это решение в суд.

2) Раньше обнаружение признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными, или неподтверждение заявленных сведений позволяло таможенным органам осуществлять корректировку – теперь такие признаки могут быть только основанием для дополнительной проверки. Причем такие признаки должны быть конкретными. Если раньше таможенный орган мог направить декларанту документ, в котором указывал, что признаками недостоверного декларирования являются заявление таможенной стоимости ниже профиля риска, хотя все документы декларант представил и несоответствий в них нет, теперь такие действия являются однозначным поводом для обжалования.

 

3. Правовая регламентация порядка уплаты таможенных платежей начинается с решения вопроса определения момента возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей и определения круга лиц, на которых такая обязанность возлагается.

Данные вопросы носят ключевой, первичный характер, от точности их определения зависит возможность правильного исполнения этой обязанности. Однако в ТК РФ они разрешались достаточно общо. Как было раньше: при ввозе товаров на таможенную территорию обязанность возникает с момента пересечения таможенной границы, при вывозе – с момента подачи таможенной декларации либо совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров. Лица, ответственные за уплату – декларант и таможенный брокер. При несоблюдении положений ТК РФ, установленных для применения таможенных процедур и режимов, лицами, ответственными за уплату становились владелец СВХ, перевозчик и т.п.

В настоящее время определение момента возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, а также определение круга лиц, на которых возлагается данная обязанность связано с заявляемой таможенной процедурой. Относительно каждой таможенной процедуры определяются лица, на которых возлагается обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов, и те моменты, когда она возникает и прекращается.

Раньше: у лиц, не являющихся декларантами, обязанность по уплате таможенных платежей возникала при нарушении ими норм таможенного законодательства.

Теперь: обязанность возникает с момента совершаемых операций или процедур, и длится все время, пока товар не выпущен для свободного обращения. В каждый временной промежуток, пока совершается какая-либо операция или процедура, определяется конкретное лицо, на котором лежит обязанность по уплате таможенных платежей. При нарушении норм законодательства речь идет уже не о возникновении обязанности по уплате – она уже есть, а о наступлении срока уплаты в связи с данным нарушением.

Срок уплаты: общее правило – до выпуска товаров (по сравнению с ТК РФ – увеличен, было – не позднее дня подачи таможенной декларации), и дополнительно – для каждой процедуры ТК ТС устанавливает сроки уплаты при нарушении условий этой процедуры.

Прекращение обязанности по уплате:

1) уплата в полном объеме сумм таможенных пошлин, налогов

2) ликвидация организации – плательщика

3) смерть физического лица или объявление его умершим.

Все это было и в ТК РФ, кроме того, добавились еще случаи, которые раньше назывались случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются)

4) помещение товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате, не связанных с ограничениями по пользованию (распоряжению) товарами

5) уничтожение иностранных товаров вследствие аварии или непреодолимой силы или естественной убыли

6) размер неуплаченной суммы не превышает 5 евро по курсу, действующему на территории государства, где возникла обязанность по уплате.

7) помещение под таможенную процедуру отказ в пользу государства

8) обращение в собственность государства (конфискация например)

9) обращение взыскания на товары

10) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой

11) случаи, определенные в нормах ТК ТС, регламентирующих применение конкретных процедур.

Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются теперь определяются так:

1) если таможенные процедуры не предусматривают их уплату

2) при ввозе товаров (кроме товаров для личного пользования) в адрес 1 получателя от 1 отправителя по 1 транспортному документу общая сумма которых не превышает 200 евро (раньше было – в течение одной недели 1 получателю от 1 отправителя не превышает 5 тыс.рублей). В отношении товаров для личного пользования – свой порядок, установленный специальным международным соглашением.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются для каждой таможенной процедуры. Изменение сроков может быть предоставлено в форме отсрочки или рассрочки.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в государстве, таможенным органом которого производится выпуск товаров и в валюте этого государства. Уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин распределяются между государствами – членами таможенного союза в порядке, установленном специальным соглашением.

 

4. Обеспечение уплаты таможенных платежей представляет собой совокупность мер имущественного характера, установленных законом и гарантирующих исполнение обязанности по уплате таможенных платежей.

Основные случаи, при которых требуется обеспечить уплату таможенных платежей установлены законодательством, среди них, например:

1) перевозка товаров по процедуре таможенного транзита;

2) изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов:

3) помещение товаров под процедуру переработки вне таможенной территории;

4) выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов либо получения заключения эксперта и т.д.

Дополнительно такие случаи устанавливаются национальным законодательством.

Обеспечение уплаты не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает 500 евро (раньше было – 20 тыс. руб.).

Способы обеспечения:

1) денежные средства (раньше называлась эта форма обеспечения – денежный залог);

2) банковская гарантия;

3) поручительство;

4) залог имущества.

В принципе в национальном законодательстве могут быть предусмотрены иные способы, но у нас сейчас таких дополнительных способов не установлено.

Способ обеспечения в каждом конкретном случае выбирает плательщик, при этом важно помнить одно новое правило: исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно, в течение всего срока действия обязательства). если одно и то же лицо совершает несколько таможенных операций в определенный срок, оно может применить генеральное обеспечение (в виде денежного залога, поручительства, банковской гарантии). Такое обеспечение предоставляется на срок не менее 1 года.

На какую сумму должно быть предоставлено обеспечение? Раньше сумма определялась исходя из суммы таможенных платежей, процентов подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с режимом экспорта. Теперь размер определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товара под процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот.

При транзите сумма обеспечения определяется также, но учитывается сумма, как если бы товаров помещался под указанные процедуры в других государствах ТС.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Порядок взыскания, а также порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней, предусмотренных в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в срок, определяются национальным законодательством государств - членов ТС.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.