Здавалка
Главная | Обратная связь

Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля



1. Таможенный контроль является одной из важнейших сфер деятельности таможенных органов и одним из важнейших институтов таможенного права. С учетом нормативного определения ст. 4 ТК ТС, таможенный контроль можно определить как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в пределах своей компетенции в целях обеспечения соблюдения законодательства в таможенной сфере.

Соответственно можно выделить и цели осуществления таможенного контроля: обеспечение соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы следят за соблюдением:

- ТК ТС;

- международных договоров государств - членов таможенного союза в таможенной сфере;

- решений КТС;

- законодательства государств-членов ТС (таможенного, валютного, налогового, административного и т.п.).

Объекты таможенного контроля:

товары, в том числе ТС, перемещаемые через таможенную границу и (или) подлежащие декларированию;

таможенная декларация, документы и сведения о товарах;

деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур (например, переработки);

лица, пересекающие таможенную границу.

Последние два объекта в ТК РФ не выделялись.

Принципы таможенного контроля – ст.94 ТКТС, но содержит не все принципы:

1) Принцип законности (нет в этой статье) – при осуществлении таможенного контроля должны соблюдаться требования законов. Это значит, что ТО и их ДЛ не могут устанавливать ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством.

2) принцип уважения прав и законных интересов граждан и организаций – ст. 2 К РФ, п. 2 ст. 11 ЗоТР, недопустимость причинения неправомерного вреда при осуществлении таможенного контроля – ст. 104 ТК ТС.

3) принцип выборочности – должностные лица при производстве таможенного контроля используют только те формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства. При этом используется система управления рисками. (глава 18 ТК ТС)

4) принцип гуманности – Технические средства, применяемые для производства таможенного контроля, должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам (ст. 107 ТК ТС).

5) принцип сотрудничества и взаимодействия проявляет себя в организации взаимодействия таможенных органов:

а) с таможенными органами иностранных государств

б) с другими правоохранительными и контролирующими органами гос-ва

в) с участниками ВЭД, различными организациями, ассоциациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли.

6) принцип исключительной компетенции – никакие другие органы не вправе осуществлять таможенный контроль, при чем по общему правилу каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется.

 

 

2. Статья 110 ТК ТС закрепляет формы таможенного контроля, т.е. отдельные разновидности проверочных мероприятий.

В нее вошли девять из десяти форм таможенного контроля, предусматриваемых ТК РФ: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий.

В то же время в ТК ТС появляются три новые формы таможенного контроля:

учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

проверка системы учета товаров и отчетности по ним,

таможенная проверка.

1) Ст. 111 ТК ТС - Проверка документов и сведений. Данная форма таможенного контроля применяется таможенными органами с целью установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Проверка достоверности сведений, представленных инспектору, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников. Это может быть информация, полученная по результатам анализа сведений специальной таможенной статистики или сведения из различных программных средств, и вообще - любыми другими, не запрещенными законом способами.

Конкретный перечень проверяемых документов и сведений будет в первую очередь зависеть от проводимых таможенных операций и таможенных процедур.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.

2) Ст. 112 ТК ТС - Устный опрос может применяться в отношении:

а) физических лиц, их представителей

б) лиц, являющихся представителями организаций, которые обладают полномочиями в отношении Т, перемещаемых через таможенную границу.

Данная форма таможенного контроля не предусматривает получение необходимых сведений инспектором таможни в письменной форме.

3) Получение объяснений, т.е. получение должностными лицами таможенного органа сведений об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства, от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих необходимой информацией. Допускается применение данной формы контроля и после выпуска товаров для свободного обращения, в течение предусмотренного законодательством периода проверки этих сведений (в теч. 3 лет).

Получение объяснений оформляется в письменном виде по форме, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г.№ 260.

4) Таможенное наблюдение – целенаправленное визуальное наблюдение уполномоченных должностных лиц таможенных органов за перевозкой ТиТС, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций. Для проведения таможенного контроля в данной форме создаются зоны таможенного контроля. В зависимости от периодичности таможенное наблюдение может быть систематическим и разовым. В зависимости от использования технических средств – непосредственным и опосредованным.

Таможенное наблюдение – это наблюдение гласное (отличается от наблюдения как оперативно-розыскного мероприятия – это негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках и т.п.).

5) Таможенный осмотр товаров и транспортных средств применяется при внешнем визуальном осмотре уполномоченным должностным лицом товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства или его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров.

Таможенный осмотр товаров осуществляется с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.

В зоне таможенного контроля таможенный осмотр может проводится в отсутствие декларанта, иных уполномоченных лиц за исключением случаев, когда эти лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.

По результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств составляется акт таможенного осмотра (досмотра), по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза, от 20 мая 2010 г.№ 260.

6) Таможенный досмотр товаров и транспортных средств представляет собой форму контроля при проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

При принятии решения о таможенном досмотре товара или транспортного средства, должностное лицо таможенного органа обязано уведомить о данном решении декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении этого товара или транспортного средства.

Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, а также иных уполномоченных лиц, возможно только при участии двух понятых в следующих случаях:

- неявки указанных лиц по истечении срока подачи таможенной декларации;

- существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные предметы, взрывчатые, отравляющие, опасные химические и биологические вещества, наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, токсичные, радиоактивные вещества, ядерные материалы и др);

- пересылки товаров в МПО (международных почтовых отправлениях);

- оставления на таможенной территории Таможенного союза товаров и транспортных средств в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт таможенного досмотра в двух экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:

1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр товаров и транспортных средств, и лицах, присутствовавших при его проведении;

2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;

3) результаты таможенного досмотра товаров и транспортных средств;

4) иные сведения, предусмотренные формой акта.

Второй экземпляр акта отдается декларанту или уполномоченному лицу.

7) Личный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, которая применяется должностным лицом таможенного органа к физическому лицу, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу ТС, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию ТС и вывозу с этой территории, или перемещаемые с нарушением установленного порядка.

Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа, либо лицом, его замещающим, в письменной форме.

Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить его с правами и обязанностями, а также предложить добровольно выдать скрываемые предметы.

Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного таможенного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении такого досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного таможенного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа.

Должностное лицо таможенного органа должно быть одного пола с досматриваемым лицом. Досмотр проводится в присутствии двух понятых, которые должны быть одного пола с досматриваемым лицом, в отдельном изолированном помещении.

Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники.

При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.

Досматриваемое лицо обязано исполнять требования и распоряжения должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр. Однако, личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности или причинение вреда здоровью досматриваемого лица или его имуществу.

При личном досмотре физическое лицо имеет право:

- требовать объявления ему решения о проведении личного досмотра;

- ознакомиться со своими правами и обязанностями;

- давать объяснения, заявлять ходатайства;

- добровольно выдать скрываемые при себе товары, перемещаемые через таможенную границу с нарушением таможенного законодательства таможенного союза;

- знакомиться с актом личного досмотра, делать заявления, подлежащие внесению в акт;

- пользоваться родным языком или услугами переводчика;

- обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра.

По результатам проведения личного досмотра составляется акт в двух экземплярах, по форме, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза. Этот акт должен быть составлен в ходе проведения личного таможенного досмотра либо непосредственно после его окончания.

Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный таможенный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен досмотр, либо его законным представителем или лицом, его сопровождающим, понятыми, а при обследовании - медицинским работником.

Форма акта проведения личного досмотра утверждена Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г.№ 260.

8) Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков используется с целью проверки наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, подтверждающих легальность их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

При обнаружении фактов отсутствия наличия марок или идентификационных знаков, а также других способов обозначения товаров таможенными органами, данные факты рассматриваются как нарушение правил ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого данные товары были обнаружены, не докажет обратное.

В случае обнаружения таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, такие товары подлежат аресту, либо изъятию и помещению на временное хранение.

9) Таможенный осмотр помещений и территорий может проводиться в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем. Таможенный осмотр помещений и территорий может также проводиться:

1) в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне;

2) у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о том, что у этих лиц есть товары, ввезенные с нарушением установленного порядка.

3) у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

Ст. 119 ТКТС + Статья 175 ЗоТР.

Таможенный осмотр помещений и территорий начинается с оформления предписания. При проведении выездной таможенной проверки отдельное предписание на проведение таможенного осмотра может не выносится. Таможенный осмотр как правило должен быть проведен в течении трех рабочих дней (в выходные помещение или территория, на которой производится осмотр, будут находиться под таможенной охраной).

Имеются случаи, когда осмотр может занимать и более продолжительные сроки:

1. Если лица, в помещениях или на территориях которых производится осмотр не пускают добровольно к себе в гости таможенников.

2. Если в ходе проведения осмотра производится идентификация товара, и этого товара настолько много, что за один рабочий день его осмотреть никак не возможно.

3. При осмотре помещений и территорий размером свыше 1000 квадратных метров.

Результаты осмотра помещений и территорий оформляются актом, который составляется в двух экземплярах. Форма предписания на проведение осмотра помещений и территорий утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г.№ 260

10) Учет товаров, находящихся под таможенным контролем

Еще одной формой таможенного контроля является учет товаров. Правовая регламентация этой формы осуществляется ст. 120 ТК ТС + ст. 176 ЗоТР + Порядок проведения данной формы контроля в ближайшем будущем будет определен ФТС РФ.

11) Проверка системы учета товаров и отчетности как форма таможенного контроля проводится:

1) при применении специальных упрощений (в отношении уполномоченных экономических операторов);

2) в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

3) в отношении товаров, помещенных на таможенный склад, в магазин беспошлинной торговли, для переработки, временного ввоза, свободной таможенной зоны, свободного склада.

Условием проведения такой проверки является: «один период - одна проверка». То есть таможенники не могут дважды проверить систему учета товаров за 3-й квартал 2011 года.

Участники ВЭД, использующие или владеющие:

временно ввезенными товарами,

товарами, помещенными под процедуру свободной таможенной зоны, свободного склада,

товарами, выпущенными с ограничениями по пользованию и распоряжению,

предоставляют отчетность в таможню не реже одного раза в шесть месяцев или по требованию таможни.

Периодичность, с которой будут предоставлять отчетность лица, хранящие иностранные товары, будет определена ФТС РФ.

12) Таможенная проверка

 

3. Таможенная проверка проводится таможенными органами с целью контроля соблюдения лицами требований, установленных законами ТС и законодательством стран – участниц Таможенного союза.

Порядок проведения таможенной проверки регламентируется ст. 122, главой 19 Таможенного кодекса ТС, а также ст. 178-185 ЗоТР

Таможенная проверка осуществляется в отношении таких проверяемых лиц:

- декларант;

- таможенный представитель;

- перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

- лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;

- уполномоченный экономический оператор;

- владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

- лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

- лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного законодательством ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу;

- иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.

Более широко в ТК ТС, по сравнению с ТК РФ, определяется предмет таможенной проверки. Так, статья 376 ТК РФ закрепляла только два предмета проверки: факт выпуска товаров и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении. Статья 122 ТК ТС не только дополняет перечень направлений проверки тремя новыми, но и оставляет данный перечень открытым, что вполне согласуется с сущностью и предназначением данной формы контроля.

При проведении таможенной проверки, таможенными органами проверяются такие сведения:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение требований, установленных законом, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС;

7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС.

При таможенной проверке осуществляется сопоставление данных, содержащихся в представленных документах, и других сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном законом порядке. Могут использоваться и другие формы таможенного контроля.

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов.

Порядок оформления результатов таможенной проверки, а также порядок принятия решений по данным результатам определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления, таможенными органами принимаются соответствующие меры.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка - это процедура изучения и анализа сведений, содержащихся в декларациях и документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

Камеральные таможенные проверки не ограничены в периодичности проведения.

Выездная таможенная проверка

При выездной таможенной проверке таможенный орган выезжает в место нахождения юрлица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка может быть плановой или внеплановой и проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки).

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора), свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства;

2) заявление лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

3) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки;

4) обращение компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

5) иные основания, предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам камеральной таможенной проверки, а также по результатам применения иных форм таможенного контроля.

Если возникает необходимость проверить данные, представленные проверяемым лицом, таможенный орган может проводить встречную выездную таможенную проверку у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года. Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки проверяемому лицу направляется уведомление о запланированной проверке. Начало плановой поверки должно быть не ранее, чем через 15 дней после поучения уведомления проверяемым лицом.

Во время проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Срок проведения выездной таможенной проверки должен составлять не более двух месяцев. В случае необходимости, проверяющий таможенный орган может пролить этот срок еще на месяц.

При осуществлении проверки, должностные лица таможенного органа должны предъявить проверяемому лицу решение о проведении таможенной проверки и служебные удостоверения. После этого проверяемое лицо обязано обеспечить доступ должностных лиц на объект.

Проверяемое лицо имеет право не пустить должностных лиц таможенного органа на объект, если:

1) решение и (или) служебные удостоверения не предъявлены;

2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении;

3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица впустить проверяющих, они вправе входить на объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех таких случаях таможенные органы уведомляют прокурора в течение суток.

 

4. Необходимость проведения экспертиз и исследований зачастую связана с проведением таможенного контроля, с целью уточнения информации о товаре или транспортном средстве и получения дополнительных сведений. Такой метод контроля также используется для выявления фактов недостоверного декларирования товаров; обеспечения правильности начисления и взимания таможенных платежей; определения запретов и ограничений, установленных к перемещаемому товару.

ТК ТС в раздел по таможенному контролю включает гл. 20 "Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля". В ней раскрываются основные положения по проведению таможенной экспертизы (таможенный эксперт, таможенная экспертиза, образец, проба), порядок назначения, права и обязанности таможенного эксперта, оформление заключения эксперта, основания приостановления сроков проведения экспертизы и т.п. В то же время данная глава не регулирует сам порядок проведения таможенной экспертизы. В соответствии с п. 1 ст. 139 ТК ТС данный порядок определяется решением Комиссии Таможенного союза.

Новизной обладает само понятие "таможенная экспертиза", под которой понимается организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

Статья 143 ТК ТС закрепляет виды экспертиз. По содержанию экспертиза может подразделяться на идентификационную, товароведческую, материаловедческую, технологическую, криминалистическую и иные экспертизы

Таможенная экспертиза по сути своей сосредотачивает в себе следующие виды таможенных экспертиз:

• Таможенная экспертиза наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ,

• Таможенная оценочная (товароведческая) экспертиза;

• Товарная экспертиза непродовольственных товаров (таможенная экспертиза товаров);

• Товарная экспертиза продовольственных товаров (таможенная экспертиза товаров);

• Таможенная экспертиза огнестрельного оружия;

• Таможенная экспертиза холодного оружия;

• Историко-культуроведческая (историко-культурологическая экспертиза);

• Историко-искусствоведческая экспертиза;

• Ветеринарная таможенная экспертиза;

• Физико-химических исследования по различным типам материалов

Если говорить об объеме таможенных экспертиз, то безусловно основным и наиболее востребованным направлением в таможенной экспертизе и ее организации безусловно является товарная экспертиза таможенных товаров. По данным Всероссийского экспертного учреждения «Центр судебных экспертиз» она занимает практически 90% всех экспертных задач.

В зависимости от числа экспертов она может быть единоличной, комиссионной и комплексной. В зависимости от количества проведения она бывает первичной, повторной и дополнительной.

В отличие от ТК РФ, который предусматривал альтернативный порядок проведения экспертизы таможенными органами либо другими экспертами, назначаемыми таможенными органами, ТК ТС в качестве приоритетной называет проведение экспертизы таможенными экспертами. Согласно п. 2 ст. 138 ТК ТС назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.

ТК ТС устанавливает более короткие сроки проведения таможенной экспертизы. Так, ст. 378 ТК РФ предусматривала, что срок проведения экспертизы не должен превышать срока временного хранения (два месяца), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы, шести месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств, и один год в иных случаях. Согласно ст. 139 ТК ТС срок проведения таможенной экспертизы составляет 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству. И только в случае проведения таможенной экспертизы в иной уполномоченной организации срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения руководителя таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на срок, не превышающий срок временного хранения товаров (два месяца), если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы.

 

5. Глава 21 ТК ТС предусматривает новое полномочие таможенных органов при проведении таможенного контроля - задерживать товары и документы на них.

В соответствии с ней могут быть задержаны перечисленные ниже товары. Среди них:

- товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, ограниченные к ввозу или вывозу, в отношении которых не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений (здесь сразу необходимо отметить, что, возможно, в результате технической ошибки в пункте 4 статьи 152 ТК ТС сюда не попали товары, запрещенные к ввозу); товары, срок временного хранения или срок хранения которых на таможенном складе истек (статьи 170, 231);

- товары, являвшиеся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и на которые в установленный срок не подана таможенная декларация с целью их помещения под таможенную процедуру (статья 185);

- товары, в отношении которых после отзыва таможенной декларации новая таможенная декларация не подана в пределах срока временного хранения товаров (статья 192);

- товары, являвшиеся предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых действие таможенной процедуры лицом не завершено в установленный срок (статья 208);

- товары, которые не перевезены на другой таможенный склад либо не помещены под иную таможенную процедуру в установленный срок в случае прекращения функционирования таможенного склада (статья 234);

- товары, не помещенные под иную таможенную процедуру в установленный срок, в случае прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли (статья 305);

- не оформленные в установленном порядке товары для личного пользования (статья 354).

В случае задержания товаров и документов на товары таможенным органом составляется протокол по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза.

Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение сроков, установленных ТК ТС, на складах временного хранения или в иных местах, определенных таможенным органом, и хранятся таможенными органами в течение месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 часов. По истечении сроков задержания задержанные товары и документы на них возвращаются декларантам, если декларирование товаров не производилось - собственникам товаров, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания. Задержанные товары, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 - 4 ст. 147 ТК ТС, возвращаются после их помещения под одну из таможенных процедур лицам, поместившим их под эту таможенную процедуру, либо их представителям. Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные в установленные сроки, подлежат реализации либо уничтожению или иному использованию в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого задержаны эти товары.

О расширении полномочий таможенных органов при проведении таможенного контроля свидетельствует также ст. 136 ТК ТС, которая конкретизирует объем информации, которую могут запросить таможенные органы у государственных органов, а также банков и иных кредитных организаций для целей проведения таможенной проверки. Так, в соответствии с п. 1 данной статьи налоговые и иные государственные органы государств - члены Таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств - членов Таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.

Особо значимым для таможенных органов является п. 2 ст. 136 ТК ТС, предусматривающий обязанность банков и иных кредитных организации государств - членов Таможенного союза предоставить по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.