Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовые основы выпуска товаров.



1. К числу таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру относится таможенное декларирование и выпуск товаров.

Такие операции должны применяться к товарам независимо от страны происхождения, отправления и назначения товаров. Однако порядок помещения товаров под таможенную процедуру может зависеть от:

1) вида товара (товары подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные материалы, взрывчатые вещества)

2) от назначения товаров (необходимы для ликвидации стихийных бедствий, продукция военного назначения, необходимая для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений, гуманитарная и тех.помощь, сообщения и материалы для СМИ)

3) особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы, МПО).

Во всех вышеуказанных случаях порядок помещения товаров под таможенную процедуру будет первоочередным.

Основным элементом правового таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, является определение перечня документов и сведений, необходимых для этого.

В ст. 176 закреплена общая обязанность лиц представлять в таможенные органы документы и сведения, необходимые для выпуска товаров, в п. 2 этой статьи определяется, что перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС.

Так, в п. 1 ст. 183 ТК ТС установлен перечень документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, и закреплена обязанность предоставлять такие документы в таможенные органы при подаче таможенной декларации. Однако данный перечень не является исчерпывающим, поскольку абз. 3 п. 1 данной статьи предусматривает, что если документы, перечисленные в п. 1, не содержат сведений, заявленных в таможенной декларации, то предоставляются иные документы, содержащие такие сведения. Таким образом, в силу данной нормы таможенные органы имеют право потребовать предоставления документов, на основании которых получены любые содержащиеся в таможенной декларации сведения.

Пп.1 п. 1 ст. 195 ТК ТС в качестве одного из условий выпуска товара называет предоставление таможенным органам лицензий, сертификатов, разрешений и иных документов, необходимых для выпуска товара. При этом опять-таки не конкретизируется, какие именно документы необходимы для выпуска товара.

Более того, неопределенность указанной нормы ведет к неопределенности в вопросе о том, какие именно документы необходимы для помещения товара под таможенную процедуру. Можно говорить о том, что в Таможенном кодексе таможенного союза не приводятся исчерпывающие перечни документов, относящихся к основным группам документов, которые необходимо предоставлять при совершении таможенных операций.

Ранее, до принятия Таможенного кодекса таможенного союза перечни данных документов устанавливались приказами ФТС России, чьи полномочия на осуществление нормотворчества определялись ст. 5 ТК России. В соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза таможенное законодательство таможенного союза состоит из Таможенного Кодекса таможенного союза, международных договоров государств - членов таможенного союза и решений Комиссии таможенного союза. Вместе с тем, такая формулировка нисколько не отменяет право ФТС России на подзаконное нормотворчество, тем более, что в соответствии с Письмом ФТС России от 29 июня 2010 г. № 01-11/31847 о неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации ст. 5 ТК России не противоречит ТК ТС и подлежит применению.

При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.

Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов.

 

 

2. Таможенное декларирование – это заявление уполномоченным лицом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров либо для иных целей, установленных таможенным законодательством.

Кроме декларирования при пересечении таможенной границы таможенники могут заставить задекларировать товар (и уплатить пошлины и налоги в следующих случаях):

Если таможня нашла у предпринимателя товар, неведомым путём попавшим на территорию РФ.

Если возникнет необходимость задекларировать отходы и остатки при переработке. (ЗоТР ст.217)

В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств-членов Таможенного союза декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. То есть декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС (далее – Таможенный союз) пока унифицировано только таможенное законодательство, а иные виды законодательства – гражданское, банковское, налоговое остаются национальными. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования и таможенную процедуру таможенного транзита.

ТК ТС предусматривает 2 формы декларирования – письменную и электронную.

Виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения декларации на товары, определяются решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, то есть они являются едиными на всей территории Таможенного союза. Форма декларации на товары и Инструкция о порядке заполнения декларации на товары вступили в силу с 1 января 2011 года.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 (ред. от 14.10.2010)

были утверждены классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций.

Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (далее – Инструкция), утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263, предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы в качестве декларации на товары с предоставлением письменного заявления или перечня товаров.

В частности, при соблюдении предусмотренных Инструкцией условий может использоваться письменное заявление в отношении экспресс-грузов по установленной форме, а в отношении других товаров – в произвольной форме, но с обязательным указанием определенных сведений.

Представление Перечня товаров, например, допускается в отношении товаров, предназначенных для проведения спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах массовой информации, и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или временного вывоза на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК ТС, решением Комиссии Таможенного союза либо законодательством государств - членов Таможенного союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза. В частности, электронная копия не потребуется при подаче пассажирских таможенных деклараций, деклараций на транспортное средство, при подаче письменного заявления или перечня товаров.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС.

Таможенная декларация на товары, ввезенные на ТТ ТС, подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 4 месяца.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с ТТ ТС, подается до их убытия с ТТ ТС, если иное не установлено ТК ТС.

В ТК ТС максимально детализирован порядок подачи и регистрации таможенной декларации в статье 190. В ней приведен четкий перечень случаев, когда таможенный орган может отказать в регистрации таможенной декларации. Также определено, что принять решение о регистрации документа или отказать в ней таможенный орган должен в срок не более 2 часов с момента его подачи. Кроме того, технологические аспекты подачи и регистрации декларации унифицированы для всех стран Союза в решении Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров", которое издано в соответствии со статьями 190 и 201 ТК ТС.

ТК ТС устанавливает, что декларантами могут быть:

1) лицо государства-члена Таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства-члена Таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства-члена Таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита:

лица, указанные в пунктах 1) и 2);

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

экспедитор, если он является лицом государства - члена Таможенного союза.

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

Статья 191 ТК ТС дифференцированно подходит к вопросу внесения изменений в таможенную декларацию до выпуска и после выпуска товаров.

До выпуска товаров сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:

если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;

если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.

Особо оговаривается, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.

Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 255.

Изменения коснулись порядка предварительного декларирования. С одной стороны, хочется отметить позитивные моменты изменившегося порядка, а с другой - не могу не сказать об уже выявленном специалистами некоем проблемном вопросе, который вызывает у бизнеса негативный отклик. Так, по ТК РФ предварительная декларация на иностранные товары могла быть подана до ввоза товаров либо до завершения внутреннего таможенного транзита (ВТТ). В рамках Союза у нас нет такого понятия, как внутренний таможенный транзит, есть таможенная процедура таможенного транзита. Она осуществляется с учетом положений Киотской конвенции. В статье 193 ТК ТС "Предварительное таможенное декларирование товаров" установлено, что таможенная декларация может подаваться в отношении иностранных товаров до их ввоза, это также соответствует стандартам Киотской конвенции. На практике оказалось, что данный вариант предварительного декларирования идеально работает при перевозке товаров воздушным и морским транспортом, а при перемещении товаров автомобильным и железнодорожным транспортом в применении предварительного декларирования возникают сложности. Дело в том, что в данном случае на момент подачи предварительной декларации декларант обычно не располагает точными сведениями о том, что ввоз товаров на таможенную территорию ТС еще не состоялся.

Сейчас это единственная известная проблема, связанная с применением предварительного декларирования. Все остальное, что в качестве новелл вписано в статью 193, следует рассматривать как усовершенствование, упрощение и позитивное изменение в данной технологии. Например, на уровне закона предусмотрено, что декларант в предварительной декларации может не заявлять сведения, которые ему по каким-то причинам неизвестны. Их можно будет внести в предварительную декларацию до выпуска товаров. Для этого даже разработано решение КТС от 20.05.2010 N 256 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании", которым утверждена соответствующая инструкция. Сейчас при предварительном декларировании внесение изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения об их выпуске уже стало нормальной, обычной практикой.

Характеризуя предварительное декларирование, также можно сказать, что теперь декларанту законом предоставлена возможность отзыва предварительной декларации. После отзыва предварительной таможенной декларации такие товары должны декларироваться в общеустановленном порядке. Еще одна новелла при предварительном декларировании касается сроков предъявления товаров таможенному органу. Согласно ТК РФ это следовало сделать в течение 15 дней, иначе предварительная декларация считалась не поданной. В ТК ТС срок увеличен до 30 дней, что вполне нормально, поскольку с созданием Таможенного союза сформировалась единая таможенная территория, которую составляют территории трех стран.

За рамками главы ТК ТС, регламентирующей таможенное декларирование, остались российские национальные особенности применения неполных и периодических таможенных деклараций, временного периодического таможенного декларирования, декларирования товаров с указанием одного классификационного кода ТН ВЭД. Сюда следует отнести и такой важный для бизнеса и для экономического развития страны в целом вопрос, как особый порядок декларирования товаров, ввозимых в несобранном, разобранном, некомплектном и незавершенном виде. Обозначенные моменты в полном объеме вошли в федеральный закон "О таможенном регулировании в РФ".

Если декларант целый месяц регулярно возит через одну и ту же таможню одни и те же товары, то он может подать периодическую декларацию. Пошлины и налоги он будет платить по ставкам на день подачи декларации. Декларацию он обязан подать за 15 дней до начала поставки. При ввозе товаров после истечения 10 рабочих дней со дня окончания поставки, а при вывозе – по истечении двух месяцев после фактического вывоза, декларант обязан предоставить на таможню исчерпывающие сведения, что, сколько и когда он ввез или вывез.

Совершенно понятно, что вывезти товары в количестве, превышающем заявленное в периодической декларации нельзя. Если декларант умудрился не вывезти товар в течении срока поставки или не предъявил эти товары таможне – такая декларация считается неподанной.

Если на товары существуют вывозные пошлины, то подать на них периодическую декларацию на вывоз не получится.

Если же декларант заслужил высокое звание «Уполномоченный экономический оператор», то он может указывать в периодической декларации товары, приезжающие в срок с первой поставки до истечения срока временного хранения, в том числе и на товары, ввозимые для переработки на таможенной территории или для внутреннего потребления.

Еще более хитрой штукой является «временное периодическое декларирование». Его можно применять только при вывозе товаров. Такой финт можно применить даже к товарам, облагающимся вывозной пошлиной, но только в том случае, если у декларанта нет темных пятен в биографии (над ним висят вступившие в силу и неисполненные постановление по делам об административных правонарушениях), или он занимается ВЭД менее одного года, да даже если и год, а ввез товары менее 12 раз. Но и это ограничение можно обойти, если декларант вывозит товары трубопроводным транспортом (привет Газпром!), декларант носит высокое звание «Уполномоченного экономического оператора или принёс за год таможне пошлин и налогов больше чем на 100 миллионов рублей.

После того как товар уехал, декларант подаёт полную декларацию. Срок в который должна быть подана полная декларацию обговаривается с таможней, но он не может быть больше шести месяцев для товаров, не облагаемых вывозными пошлинами и не более восьми месяцев на товары, облагаемые пошлинами.

Если Вы везете сначала ножки от стульев, потом сиденья, а потом спинки, то Вы можете задекларировать все эти товары именно как стулья в сборе. Но для этого Вам нужно получить классификационное решение, везти товар в адрес одного получателя при ввозе или от одного отправителя при вывозе, и декларировать всё это на одной таможне.

При этом сначала Вам нужно письменно обратиться в таможню и написать о своих намерениях.

Через 30 дней после того, как последние ножки, сиденья и спинки от Ваших стульев пересекли границу Вы должны подать итоговую декларацию. Всего от момента регистрации выпуска первой партии товара до подачи итоговой декларации должно пройти не более года. Ну а если ножек очень много, то Вы можете попросить таможню продлить срок подачи итоговой декларации до трёх лет.

В принципе Вы можете задекларировать ножки, сиденья и спинки от стульев одним классификационным кодом и при перемещении их в одной товарной партии. Конкретные случаи, когда это можно делать, а когда нет определит наше Правительство.

Однако при ввозе товаров за основу будет принят тот код, по которому имеется максимальная ввозная пошлина, акциза и НДС. К тому же на все товары пошлины должны быть или адвалорные (процент от стоимости) или специфические ( конкретная сумма за единицу товара), а никак не вперемешку. Если пошлины вообще нулевые, то за основу возьмут код ТН ВЭД, по которому декларируют товары с максимальной стоимостью.

 

3. В соответствии со статьей 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС. Кроме того, для товаров к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется комиссией таможенного союза, срок выпуска сокращен до четырех часов с момента регистрации декларации на товары. Сроки выпуска товаров могут быть продлены в тех же самых случаях и на тех же основаниях, что и предусмотрены в Таможенном кодексе Российской Федерации. Этот срок не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Основанием для выпуска является выполнение следующих условий:

- представление в таможенный орган лицензий, сертификатов и иных документов, подтверждающих соблюдение других видов государственного контроля, если их проведение и представление таможенным органам подтверждающих документов предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза;

- соблюдение условий заявленной таможенной процедуры, предусмотренных ТК ТС;

- уплата таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения их уплаты.

Новеллой ТК ТС является отказ в выпуске товаров. Так как перечень документов, необходимых для таможенного декларирования, и основания для выпуска товаров определены непосредственно в ТК ТС, то таможенный орган отказывает в выпуске данных товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для отказа в выпуске товаров, если основания для выпуска по итогам проверки таможенной декларации и представленных документов не соблюдаются. Отказ в выпуске оформляется в порядке, определенном решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 г. №262.

Получив отказ в выпуске товаров, декларант сможет подать новую таможенную декларацию, либо устранив причины, по которым было отказано в выпуске товаров, либо заявив другую таможенную процедуру, позволяющую таможенному органу осуществить выпуск товаров.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.