Накатывание зубчатых колес
Накатывание зубчатых поверхностей имеет большие преимущества перед способами обработки резанием: повышает производительность в 5–30 раз; увеличивает износостойкость и прочность зубьев; значительно уменьшает отходы металла и др. Различают горячее и холодное накатывание. Горячее накатывание применяют для профилей с модулем больше 2 мм; холодное накатывание рекомендуется для мелкомодульных колес с модулем до 1,5–2 мм. Может применяться и комбинированное накатывание для средних и крупных модулей (основная пластическая деформация проводится в горячем состоянии, а окончательное профилирование – в холодном). Горячее накатывание производится как с радиальной, так и с продольной подачей. Схема накатки с продольной подачей аналогична холодному накатыванию. Перед накатыванием заготовку нагревают до 1000–1200 ºС за 20–30 с до накатывания, затем устанавливают на оправку специального станка и производят накатывание вращающимися накатниками. Штучное время накатывания зубьев на заготовках зубчатых колес составляет от 30 с до 2 мин в зависимости от модуля (соответственно 2–5 мм).
Обработка торцовых поверхностей зубьев цилиндрических колес
Закругления торцов зубьев чаще всего выполняют у передвижных шестерен, так как это значительно облегчает их перемещение (например, шестерни коробок скоростей). Кроме того, у большинства зубчатых колес снимают фаски или притупляют кромки торцовых поверхностей. Закругление зубьев и снятие фасок на торцовых поверхностях зубьев производят конусной и дисковой фасонными фрезами; притупляют острые кромки и снимают заусенцы чаще всего вращающимися щетками или червячными фрезами с насечками, шлифовальными кругами; торцовые поверхности зубьев обрабатывают на универсально-фрезерных и специальных станках.
Методы зубоотделочной обработки цилиндрических Зубчатых колес
Шевингование – чистовая обработка зубьев незакаленных цилиндрических зубчатых колес (твердость обычно не более 40НRС), осуществляемая инструментом – шевером. Шевер имеет форму зубчатого колеса или зубчатой рейки. На поверхности зубьев шевера имеются канавки от головки до ножки. Шевингование зубчатых колес заключается в срезании весьма тонких волосовидных стружек толщиной 0,05–0,01 мм острыми кромками канавок шевера во время движения обкатки обрабатываемого колеса и инструмента и возникающего при этом относительного скольжения профилей зацепляющихся зубьев. Обычно в процессе шевингования точность зубчатых колес повышается на одну степень, реже – на две. Шевинговальные станки выпускают с горизонтальной или вертикальной осью (для обработки колес большого диаметра). В настоящее время есть несколько методов шевингования: параллельное, диагональное, тангенциальное и врезное. Шевингуют зубчатые колеса как наружного, так и внутреннего зацепления. Шлифование зубьев зубчатых колес. Шлифование зубьев зубчатых колес – наиболее надежный метод отделочной обработки, обеспечивающий высокую точность, как правило, закаленных зубчатых колес. Шлифование зубьев производят на различных зубошлифовальных станках как методом копирования, так и методом обкатки. На станках, работающих по методу копирования, шлифуют зубчатые колеса профилированными кругами (рис. 7.31). Ось заготовки в этих станках расположена горизонтально. Они предназначены главным образом для шлифования прямозубых колес. Метод обкатки осуществляемся на зубошлифовальных станках, которые точны и универсальны в наладке, но производительность которых сравнительно невелика и зависит от принципа работы и типа применяемых шлифовальных кругов. При шлифовании зубьев этим методом (рис. 7.32) воспроизводится зубчатое зацепление пары рейка — зубчатое колесо. Инструментом является воображаемая рейка, боковые стороны зуба которой образованы шлифовальными тарельчатыми кругами 2. Шлифовальные круги получают вращательное движение, движение обкатки, заготовка 1 выполняет возвратно-поступательное движение. Движение обкатки складывается из двух движений: вращения заготовки вокруг своей оси (А) и поступательного движения вдоль воображаемой рейки (Б). В результате этих двух движений заготовка перекатывается без скольжения по воображаемой рейке.
На практике существуют и другие методы шлифования цилиндрических зубчатых колес: дисковым кругом; двумя дисковыми кругами; червячным кругом и др. Наиболее производительными методами являются: шлифование двумя дисковыми кругами и особенно шлифование на станках червячными кругами, которые обеспечивают точность до 5-й степени и параметр шероховатости поверхности Rа ≤ 0,32 мкм. Применяют шлифование цилиндрических колес с внутренними прямыми и косыми зубьями также методами копирования и обкатки. Принципы работы станков для внутреннего шлифования аналогичны таковым для шлифования наружных зубьев. Хонингование цилиндрических зубчатых колес. Хонингование применяют для чистовой отделки зубьев, как правило, закаленных цилиндрических колес внешнего и внутреннего зацеплений. Процесс осуществляется на зубохонинговальных станках с помощью зубчатого абразивного инструмента – хона. Зубчатые хоны представляют собой прямозубые или косозубые колеса, обычно состоящие из стальной ступицы и абразивного венца того же модуля, что и обрабатываемое, колесо. Частота вращения хона 180–200 мин-1, скорость подачи стола 180– 210 мм/мин. Время хонингования зубчатого колеса 30–60 с. Хонингование позволяет уменьшить параметры шероховатости и тем самым повысить долговечность зубчатой передачи. К отделочным методам относятся также: обкатка зубьев и прикатка (зацепление с эталонным колесом); притирка (искусственное изнашивание рабочей поверхности зубьев притирами с применением абразивной пасты); приработка (притирание пары зубчатых колес без притира) и др.
7.5.3. Методы обработки шпоночных и шлицевых поверхностей. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|