Здавалка
Главная | Обратная связь

Приемы для повышения эффективности запоминания.

1) У детей с различными нарушениями, в том числе с нарушениями речи, развитие психических процессов отличается от развития детей в норме. У них отстает развитие многих психических функций таких как внимание, мышление, восприятие, память. Конкретно для развития памяти существуют приемы повышения эффективности запоминания. Лапп, Эренберг, Корниенко, Зинченко. А. Н. Леонть­ев (исследов. форм опосредованного запоминания).

Память – познавательный психический процесс, включающий запоминание, сохранение, последующее воспроизведение и забывание индивидом его опыта.

Запоминание - главный процесс памяти,посредством которого осуществляется ввод информации.

В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти принято различать произвольное и непроизвольное; механическое и смысловое, а также опосредствованное и непосредственное запоминание.

Непроизвольное (случайное) запоминание происходит без специально поставленной цели - запомнить, при отсутствии волевых усилий, без предварительного выбора материала, подлежащего закреплению, и применения каких - либо приемов запоминания.

При произвольном (целенаправленное) запоминании человек, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель - запомнить то, что намечено им самим или ему предлагается.

Механическим принято называть запоминание точной последовательности тех или иных объектов, осуществляющееся без установления логической связи между частями запоминаемого материала.

Осмысленное же запоминание совершается при раскрытии различных логических, существенных связей в запоминаемом материале, при выделении в нем главного и второстепенного, что предполагает мысленную переработку запоминаемого материала.

В противоположность непосредственному запоминанию, предполагающему запечатление воспринятого как оно есть, без всякой дополнительной переработки, опосредствованное запоминание характеризуется сознательным использованием различных вспомогательных средств для запоминания, выполняющих затем роль "ключей" при воспроизведении.

 

2) Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, взрослый, давая ребенку поручение, подкрепляет его припоминание вопросами: «А что было потом?», «А еще каких животных, похо­жих на лошадей, ты видел?» и т.п. Ребенок постепенно учился повто­рять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. В конце концов дети осознают необ­ходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства.

У ребенка еще не стоит задача запомнить, что бы потом это воспроизвести; поэтому у него нет еще и специальных приемов по запоминаниюи припоминанию. Их эффективность определяется местом, которое они занимают в структуре ведущего вида деятельности, их отноше­нием к ее мотивам и целям. в дошкольном возрасте игровые мотивы повышают эффективность непроизвольного запоминанияТ.о эффект запоминания в ситуации игры заметно выше, причем это положение сохраня­ет свою силу на протяжении всего дошкольного возраста.

· Большое количество повторений;

· Эмоциональная насыщенность текста;

· Звучность и чёткий ритм стихотворного текста;

· Сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела.

 

Существуют условия, способствующие повышению эффективности запоминания.

- Прежде всего, очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого перед обучающимися ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и т.д. Примером активного повторения может служить пересказ после прочтения текста.

- Другим важным условием эффективного запоминания и сохранения материала в памяти является его правильное распределение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва.

- Продуктивность отсроченного воспроизведения (через некоторое время) гораздо выше непосредственного после запоминания.(т.е. через некоторое время вспоминается больше, чем вспомнилось сразу).В промежутках между запоминанием и воспроизведением происходит дополнительное неосознаваемое закрепление информации.

В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания информации:

1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации следует лучшее запоминание. Чем осмысленнее материал, тем выше эффективность его запоми­нания. (Корниенко)

2. Ассоциация образов. Прибегая к образной ассоциации, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.

3. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или высказываний, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Также, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.

4. Личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. При комментировании необходимых для запоминания вещей о них помнится значительно больше.

5. Организация материала в категории. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). 6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.

7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

Существует также мнемотехника - целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Она основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или цифр для облегчения его запоминания. Мнемотехника предлагает также замену абстрактных объектов на понятия и представления, имеющие зрительное, слуховое или кинестетическое представление

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. (Например, когда нужно запомнить последовательность цифр, список телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, новые иностранные слова.)

 

Эренберг предлагает следующие приёмы, облегчающие запоминание:

1) Рифма - один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала. Поэтому при столкновении с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией стоит попробовать зарифмовать ее.

2) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

3) Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".

4) Метод расположения предметов - способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местоположения. Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом.

5) Применение слов, способствующих запоминанию.

6) Нахождение связи между цифрами и буквами. Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз помогает "перевести" числа в слова. К примеру: 2 - л (лебедь), 4 - ч, 6 - б, 7 - к (коса), 8 - в, 9 - д, 0 - о и т.д.

7) Использование картинок. Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинкина основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания.

8) Использование цепочек. При запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.

 

3) Т.о. в работе логопсихолога, как и др. специалистов, необходимо знать и использовать приемы повышения эффективности запоминания, для того что бы способствовать лучшей коррекции памяти, речи и др. псих процессов детей с различными нарушениями.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.