Здавалка
Главная | Обратная связь

Способы и типы правового регулирования. Методы правового регулирования. Нормативное правовое, индивидуальное регулирование и саморегулирование в праве



 

Юридические нормы, их содержание предполагают определенный способ, модель, с помощью которой будет реализовываться правовое предписание (соответствующую логико-языковую конструкцию). В большинстве случаев выделяют следующие способы правового регулирования.

Запрет - обязанность не совершать какие-либо действия, запрещенные правовыми нормами.

Дозволение - это предоставление субъектам права, возможности совершать самим какие-либо активные действия в своих собственных интересах.

Обязывание - это либо пассивное воздержание от каких-либо действий (пассивное обязывание), например остановка водителем автотранспорта на красный свет; либо активное действие (что-то необходимо сделать, выполнить какие-то обязанности, например уплатить налог, штраф и т.д.).

Запрет и обязывание по своей юридической природе категории однопорядковые, разница между ними лишь в том, что запрет по своей природе более категоричен и используется в ситуациях, требующих жесткого, образно говоря "ослепительного", мгновенного правового регулирования и мгновенной правовой реакции. Обязывание же предполагает не пассивную "остановку и замирание", а систему действий, например по остановке автомобиля на красный свет светофора, уплаты штрафа и т.д.

В зависимости от сочетания способов правового регулирования - дозволений, запретов и обязываний выделяют типы правового регулирования. Прежде всего это общедозволительный тип регулирования, основанный на общем дозволении. Формула общедозволительного типа такова - дозволено все, кроме того, что прямо запрещено, например, отвод земельного участка разрешен везде, кроме земель заказников, заповедников и т.д. Разрешен лов любой рыбы, кроме осетровых; и т.д. Нет сомнения, общедозволительный тип регулирования не применим к деятельности органов государственной власти, ибо это приведет к вседозволенности и в конечном итоге к безвластию.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на всеобщем запрете каких-либо действий, деятельности и др. Однако среди общего запрета ("нельзя") кому-то - что-то можно другому, например военнослужащий может зарегистрировать брак без соблюдения общих сроков*(134). Разрешительная система государства, как справедливо отмечается в юридической литературе, основана именно на этом принципе, например, приобретение, ношение, хранение огнестрельного оружия; выдача лицензии на какой-либо вид деятельности; и т.п. Следует иметь в виду что разрешительный тип регулирования неприменим к деятельности государственных органов, ибо получается парадоксальная ситуация: государственный орган вынужден был бы обращаться к вышестоящему органу, спрашивая при этом соответствующее разрешение.

Кроме рассмотренных типов регулирования выделяют так называемый дозволительно-обязывающий тип регулирования, используемый только в деятельности государственных органов. Его формула такова: для государственных (муниципальных) органов дозволено только то, что прямо предписано законом.

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, их "подбор" в регулировании какой-либо группы или вида правоотношений.

Различают императивный метод правового регулирования, основанный на централизованном, властном регламентировании общественных отношений. В этом случае говорят о регулировании "сверху вниз" (административное право, военное право и др.).

Диспозитивный метод регулирования предполагает равенство сторон, основанное на выборе вариантов поведения. Способом реализации данного метода является договор.

Подчеркнем: нормативное правовое регулирование распространяется на все отношения определенного рода или вида. Цель такого регулирования - определить предмет, сферу отношений и действий в социальной практике, попадающих под действие соответствующих норм. Нормативное правовое регулирование - важная составляющая правового регулирования, достоинство и ценность которого в правовом упорядочивании определенной части отношений, придании им устойчивости и возможности развития при помощи права.

Индивидуальное правовое регулирование связано с конкретизацией юридических норм относительно конкретных субъектов (договор купли-продажи; договор подряда; иные договорные обязательства; решение суда, третейского суда, административных органов, полномочных государственных органов и т.п.). Конкретные субъекты права наделены субъективными правами, призваны выполнять субъективные юридические обязанности. На этой стадии общее нормативное регулирование переходит в стадию индивидуального. Это никак не отрицает роли и функций общего действия права.

Саморегулирование в праве в большинстве случаев связывают с действием договоров, их заключением, но и не только. Это, как полагают многие авторы, и принятие отдельных локальных актов на предприятии, учреждении, например устав учреждения, положение о премировании, а также и другие документы. В юридической науке пока не предложены четкие критерии, грани, способные отграничить индивидуальное правовое регулирование от саморегулирования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.