Грамматические ошибки (Г)Стр 1 из 2Следующая ⇒
ТИПОЛОГИЯ ОШИБОК В ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ[1] Текстовые (содержательные) ошибки (С) К типичным текстовым (содержательным) ошибкам относятся: 1) подмена темы, основной мысли и авторской позиции первичного текста при написании изложения; 2) неоправданное сокращение или увеличение подтем в изложении первичного текста; 3) неполнота раскрытия основных подтем, обедняющая содержание текста; 4) отсутствие аргументов для доказательства высказанных в сочинении мыслей; 5) неумение привлечь необходимые знания, жизненные наблюдения, литературный и социальный опыт для обоснования собственной позиции в сочинении; 6) несоответствие содержание текста сочинения обозначенной в заголовке теме; 7) искажение фактов, событий, имён, названий, дат; 8) нарушение последовательности развития мысли в тексте; 9) нарушение причинно-следственных, временных связей между предложениями; 10) нарушение смысловой цельности текста; 11) нарушение логической связи между предложениями внутри одной смысловой части; 12) пропуск предложений, необходимых для логического развития мысли; 13) неоправданный повтор одной и той же мысли в разных смысловых частях текста; 14) необоснованное абзацное членение текста; 15) нарушение композиционной стройности текста (соразмерности частей: вступления, основной части, заключения).
Речевые ошибки (Р) Речевые ошибки — это нарушения лексических, фразеологических норм, а также точности, богатства, выразительности, чистоты, уместности речи. К речевым ошибкам относятся следующие: 1) употребление слова в несвойственном ему значении: Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено (вместо ничком); 2) смешение паронимов (однокоренных слов, имеющих разное значение): Мама велела мне надеть свитер, но я наперерез(вместо наотрез) отказался; 3) неоправданное употребление просторечных и диалектных слов: На вратаре майка, напяленная на рубашку. На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю; 4) неудачное употребление местоимений, приводящее к неясности или двусмысленности речи: Земляника напоминает ревизору, что он у него обедал (кто у кого обедал?); 5) употребление слов иной функционально-стилистической окраски: Весной везде хорошо: и в берёзовой роще, и в сосновом бору, и в смешанных лесных массивах; 6) неуместное употребление эмоционально-экспрессивных средств языка, например: С небесной лазури закапал холодный дождь; 7) неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов: После футбола я пошёл домой с унылойголовой (вместо понурой), потому что мы проиграли; 8) употребление лишнего слова: Опустив голову вниз, он внимательно рассматривает борозду; 9) нарушение лексической сочетаемости: Он выполнил(вместо исполнил) клятву; 10) повтор слова: Увидев человека, барс бросился в горы. Охотник увиделна лапе барса капкан; 11) употребление рядом или близко однокоренных слов: Однажды охотник охотился на зайцев; 12) смешение лексики разных исторических эпох: Печорин получил путёвкуна Кавказ; 13)ошибки при воспроизведении фразеологических оборотов: факир (вместо калиф) на час, скрипя сердцем (вместо скрепя сердце).
Грамматические ошибки (Г) Грамматические ошибки – это нарушения правильности речи, связанные с искажением структуры слова, словосочетания, предложения. Это нарушение грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. К типичным грамматическим ошибкам относятся: I. Ошибки в структуре слова: 1) при образовании слов: непоседка вместо непоседа; раздумчивый взгляд вместо задумчивый; 2) при образовании форм слова: а) имени существительного: облаки, рельса, с повидлой; б) имени прилагательного: красивше, более красивее; в) имени числительного: с пятистами рублями, у обеих друзей; г)местоимения: ихний, к им на дачу; д) глагола (и его форм): ждя, махает, оставший рубль, веревка с перекусанным концом. II. Ошибки в структуре словосочетания: 1) нарушение норм согласования: злой собака, травяная шампунь; 2) нарушение норм управления: удивляюсь его силой, избежать от верной гибели, вернуться сМинска, поступить согласно приказа; III. Ошибки в структуре предложения: 1) нарушение границы предложения: Он был хорошим. Потому что всем помогал; 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Торжество счастья захлестнула птицу; 3) неправильное построение предложения с однородными членами: Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей; 4) неправильное построение предложения с причастным оборотом: Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом: Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли; 6) смешение видо-временных форм глагола: Когда Пугачёв выходилиз избы и селв карету, Гринёв долго смотрел ему вслед; 7) неправильное построение сложного предложения: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами; 8) смешение прямой и косвенной речи: Онегин сказал, чтоменя это не тревожит; 9) пропуск слов в предложении: Мальчик быстро сделал уроки и помчался в футбол; 10) неудачный порядок слов в предложении: Он пришёл в уже плохом настроении; 11) удвоение (дублирование) подлежащего: Дворяне, они ненавидели Пугачёва. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|