Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и стороны коллективных трудовых споров.



Коллективный трудовой спор (конфликт) – это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Причины коллективных споров – виновные действия должностных лиц, объясняющиеся их субъективными взглядами, групповой эгоизм работников (спорящей стороны), не считающихся с общественными интересами; низкий уровень организации производства, уравниловка в условиях оплаты труда, недоброкачественное сырье (материалы), их несвоевременная поставка и другие негативные обстоятельства, создающие ненормальный морально-психологический климат в трудовом коллективе.

Коллективные трудовые споры отличаются от индивидуальных по ряду признаков. Основными признаками являются следующие:

Индивидуальные трудовые споры

- субъектом выступает персонально определенный работник;

- оспариваются и защищаются субъективные права и законные интересы конкретного работника;

- рассматриваются, как правило, в КТС, судах общей компетенции;

- являются чаще всего спорами искового характера, поскольку путем предъявления иска работник добивается восстановления или признания за ним конкретного права. Исключения составляют споры об установлении, замене и пересмотре норм труда, которые разрешаются нанимателями и соответствующими профсоюзами в пределах предоставленных им прав (ст. 87 ТК);

- порядок разрешения споров регулируется ТК, ГПК;

- основными принципами рассмотрения споров в суде являются принципы, свойственные гражданско-процессуальным формам, - гласность судебного разбирательства, диспозитивность (распорядительность), состязательность и равенство сторон, уважение достоинства личности, право пользования юридической помощью и т.п.

- стороны имеют право обжаловать решения суда в кассационном порядке.

Коллективные споры

- субъектами выступают работники (трудовой коллектив) в лице представительного органа;

- оспариваются и защищаются права и интересы всего коллектива работников или его части по вопросам труда и быта;

- разрешаются примирительными комиссиями, посредниками, трудовыми арбитражами, Республиканским трудовым арбитражем;

- имеют неисковой характер. Разрешаются в особых, только им присущих процессуальных формах;

- порядок разрешения коллективных споров регулируется главой 36 ТК;

- основными принципами разрешения споров являются доарбитражное проведение примирительных процедур, коллегиальность рассмотрения спора, равенство сторон, учет реальных возможностей принимаемых решений и т.д.

- решения Республиканского трудового арбитража по коллективным спорам об исполнении коллективных договоров и соглашений, а также по спорам, возникающим в организациях, в отношении работников которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку, могут быть в 10-дневный срок со дня получения обжалованы в суд.

Предметом коллективных споров являются права и интересы, по поводу которых возникли разногласия у сторон коллективных трудовых отношений – между работниками и нанимателем:

- установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников;

- заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

По характеру выделяются споры о (об):

1) организации труда и повышении эффективности производства;

2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;

3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;

4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;

6) заключении и расторжении трудовых договоров;

7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;

8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;

14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;

17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

18) других трудовых и социально-экономических условиях.

Сторонами коллективного спора являются наниматель (наниматели, объединения нанимателей), а также работники в лице представительного органа.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.