Понятие и стороны коллективных трудовых споров.
Коллективный трудовой спор (конфликт) – это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. Причины коллективных споров – виновные действия должностных лиц, объясняющиеся их субъективными взглядами, групповой эгоизм работников (спорящей стороны), не считающихся с общественными интересами; низкий уровень организации производства, уравниловка в условиях оплаты труда, недоброкачественное сырье (материалы), их несвоевременная поставка и другие негативные обстоятельства, создающие ненормальный морально-психологический климат в трудовом коллективе. Коллективные трудовые споры отличаются от индивидуальных по ряду признаков. Основными признаками являются следующие: Индивидуальные трудовые споры - субъектом выступает персонально определенный работник; - оспариваются и защищаются субъективные права и законные интересы конкретного работника; - рассматриваются, как правило, в КТС, судах общей компетенции; - являются чаще всего спорами искового характера, поскольку путем предъявления иска работник добивается восстановления или признания за ним конкретного права. Исключения составляют споры об установлении, замене и пересмотре норм труда, которые разрешаются нанимателями и соответствующими профсоюзами в пределах предоставленных им прав (ст. 87 ТК); - порядок разрешения споров регулируется ТК, ГПК; - основными принципами рассмотрения споров в суде являются принципы, свойственные гражданско-процессуальным формам, - гласность судебного разбирательства, диспозитивность (распорядительность), состязательность и равенство сторон, уважение достоинства личности, право пользования юридической помощью и т.п. - стороны имеют право обжаловать решения суда в кассационном порядке. Коллективные споры - субъектами выступают работники (трудовой коллектив) в лице представительного органа; - оспариваются и защищаются права и интересы всего коллектива работников или его части по вопросам труда и быта; - разрешаются примирительными комиссиями, посредниками, трудовыми арбитражами, Республиканским трудовым арбитражем; - имеют неисковой характер. Разрешаются в особых, только им присущих процессуальных формах; - порядок разрешения коллективных споров регулируется главой 36 ТК; - основными принципами разрешения споров являются доарбитражное проведение примирительных процедур, коллегиальность рассмотрения спора, равенство сторон, учет реальных возможностей принимаемых решений и т.д. - решения Республиканского трудового арбитража по коллективным спорам об исполнении коллективных договоров и соглашений, а также по спорам, возникающим в организациях, в отношении работников которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку, могут быть в 10-дневный срок со дня получения обжалованы в суд. Предметом коллективных споров являются права и интересы, по поводу которых возникли разногласия у сторон коллективных трудовых отношений – между работниками и нанимателем: - установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников; - заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. По характеру выделяются споры о (об): 1) организации труда и повышении эффективности производства; 2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников; 3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним; 4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха; 5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды; 6) заключении и расторжении трудовых договоров; 7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников; 8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда; 9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения; 10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей; 11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов; 12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя; 13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников; 14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки; 15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора; 16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации; 17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника; 18) других трудовых и социально-экономических условиях. Сторонами коллективного спора являются наниматель (наниматели, объединения нанимателей), а также работники в лице представительного органа.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|