Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ



Предмет философии права – это правовая реальность, которая изучается не только юридическими, но и другими общественными науками. Один и тот же социальный объект оказывается в поле зрения многих отраслей общественного знания, что, однако, не означает совпадения их предметов. Общественные науки изучают, в частности, право на том или ином уровне, в том или ином аспекте, преследуют те или иные цели познания. Юридические науки изучают общие, особенные и отдельные проявления правовой действительности. Правовая система, как и иные сложные социальные феномены, имеет в своем составе разнокачественные компоненты различные подсистемы и многогранные в структурном и функциональном отношениях образования. В зависимости от того, какие из этих компонентов являются объектами изучения, и составляется соответственно предмет каждой отрасли общественного знания, каждой отраслевой юридической науки.

Из сказанного вытекает бесплодность попыток провести абсолютную разграничительную линию между предметами общественных наук, поскольку сами общественные явления и процесс органически между собой связаны, взаимодействуют и взаимопроникают в процессе своего развития. Тем более невозможно провести такую разграничительную линию между предметами юридических наук, изучающими один и тот же объект — право. Однако это утверждение не означает, будто исключается возможность определения предмета той или иной науки. Отграничение предмета одной науки от другой должно идти не только по линии расчленения объектов исследования, но и по аспектам, уровням и целям исследования в случаях совпадения их объектов. Например, природа, общество, человек, государство, право и т.д. являются объектами исследования множества наук, хотя аспект, уровень или цель их исследования в каждой науке особые, характерные для предмета именно данной науки. Даже в пределах единого комплекса юридических наук, изучающих право в различных проявлениях, довольно четко (но не абсолютно) обнаруживается отличие предмета каждой ее отдельной отрасли. Без такого отличия юридическая наука выглядела бы как бесформенное нагромождение разнопорядковых правовых объектов.

В исторической перспективе дифференциация и интеграция теоретического знания протекают параллельно, отпочкование одной науки от другой сопровождается их объединением на более высоком и синтезированном уровне. Каждый этап данного процесса требует определения предмета как вновь возникающей науки, так и предмета ее последующего слияния с другой. Тем самым высвечиваются содержание, функции и цель каждой отрасли научного знания, перспективы ее преобразования. Эта закономерность распространяется и на правоведение, в частности на общую теорию права, социологию права и философию права Попытаемся изложить наше видение предмета последней.

Современное состояние общей теории права предстает в виде преимущественно социологического истолкования правовой реальности, поскольку воспроизводит ее объективные изменения, развитие и совершенствование. Вместе с тем в недрах общей теории права постепенно происходят зарождение и становление нового философского направлений обращенного к самому себе, к тому, каким путем, методом и способом познаются правовые объекты. Общая теория права приобретает способность проверить, отточить и обогатить ее познавательный арсенал и тем самым создавать предпосылки для перехода на качественно новую степень освоения правовых явлений и процессов В результате общая теория права включает в себя две основные части, социологию права и философию права, водораздел между которыми проходит, условно говоря, по линии онтологического и гносеологического познания права. Эта линия действительно носит условный характер, прежде всего потому, что не может быть онтологии вне гносеологии, равно как и наоборот. И тем не менее каждая из этих частей обретает относительную самостоятельность, автономность, специфический предмет. В частности, предмет философии права можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия. Эта наука имеет не только то важное значение, что раскрывает механизм регуляции познавательной деятельности ученого, направляет по правильному пути исследовательский процесс, оптимизирует и рационализирует его, но и в контексте исторически развивающейся культуры является показателем достигнутого уровня самосознания общей теории права и ее познавательных потенций. Философия права, таким образом, выступает, с одной стороны, предпосылкой исследования, определяющей движение мысли к истине правового объекта, а с другой — является итогом работы познавательной мысли, результатом исследований этого объекта. При этом оказывается, что гносеологическое содержание философии права не менее ценно, чем добытые социологией права конкретные онтологические знания реального бытия права.

Философия права представляет собой сложный симбиоз общей философии (здесь и в дальнейшем философия условно именуется "общей философией" в цепях более четкого ее отграничения от философии права) и социологии права. Поэтому определение ее предмета предполагает выяснение соотношения и взаимодействия с этими науками, что позволит вскрыть общность и различие их назначения и роли в познании права

Общая философия включает в свой предмет познание основных закономерностей развития природы и общества, в том числе и права под углом зрения его места в общем историческом движении. Однако право наряду с общесоциальными имеет и свои специфические закономерности развития. Отсюда логически вытекает, что юридическая наука должна не только опираться на теорию и метод общей философии, но и разрабатывать на ее основе тот конкретно-методологический фундамент (в данном случае мы оставляем в стороне методологические функции философии права, требующие специального рассмотрения. Этому следует посвятить специальную статью), которые позволяют углубляться в познании правовой действительности, обеспечивают исследование специфических ее закономерностей. В комплексе юридических наук эту роль выполняет философия права, особенностями предмета которой являются, во-первых, более конкретное (по сравнению с общей философией) познание правовых объектов, во-вторых, основной сферой познания являются правовые явления и процессы, в-третьих, преимущественно гносеологический аспект познания, в-четвертых, функциональное назначение познания состоит в методологическом обслуживании комплекса юридических наук.

Если в общей философии признаются достаточными общие понятия и определения правовых явлений и процессов для познания и объяснения всеобщих закономерностей общественного развития в целом, то философия права такими понятиями и определениями ограничиться не может, поскольку должна не только проникать в сущность соответствующих правовых объектов, но и вскрывать их особенное, специфическое содержание, формы внутренней организации и внешнего выражения, условия функционирования, механизм действия, результаты реализации и т.д. И в этом смысле философия права, шире общей философии, поскольку должна разрабатывать не только философские, но и нефилософские методы познания (в частности, правовые, общенаучные и частнонаучные методы). Если предметом общей философии является познание всех сфер общественной жизнедеятельности в контексте всеобщих закономерностей их развития, то философия права ограничивается познанием лишь одного звена этой жизнедеятельности — права. Если общая философия познает соответствующие объекты как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах (хотя вовсе не исключается разделение этих аспектов на соответствующие направления или части общей философии), то философия права, опираясь на онтологию права, преимущественно познает их гносеологическое значение. Наконец, если общая философия методологически обслуживает все общественные, гуманитарные, естественные и технические науки, то функциональное назначение философии права ограничивается методологическим обслуживанием лишь комплекса юридических наук.

Таким образом, философия права возникает и действует "на стыке" общей философии и отраслевых юридических наук. И в силу этого ее предмет не только в известной мере совпадает с предметами общей философии и отраслевыми юридическими науками, но и отличается от них. Общая философия не подменяет философию права, но, опираясь на ее данные и выводы, определяет сущность, социальное назначение и роль права в жизнедеятельности общества, в историческом процессе. Именно поэтому общая философия является теоретической базой и методологическим ориентиром для всех общественных наук, в том числе и для юридической науки философское осмысление явлений и процессов правовой жизни выступает в качестве необходимой предпосылки творческого развития юридической науки. В свою очередь, юридические науки, и прежде всего философия права, «поставляют» общей философии Разработанные юридические понятия, определения и выводы для широких общесоциальных обобщений, углубления социального познания и действия. В этом — огромная ценность взаимодействия наук.

 

Содержание фундаментальных проблем философии права имеет в своей основе философское знание. Но отсюда вовсе не следует, что все содержание этих проблем является философским. Законы и категории общей философии не просто "иллюстрируются" правовым материалом, а модифицируются, трансформируются, преобразуются сообразно специфике исследуемых объектов. Более того, современный опыт развития познания в области философии права свидетельствует, на наш взгляд, о своеобразном двуедином процессе: с одной стороны, происходит "адаптация" философского здания к правовой среде, а с другой — сама эта среда все чаще порождает такие уровни осмысления правовой реальности, которые достигают высот философского обобщения. Обе тенденции благотворно воздействуют на прогресс философии права. Так. общая теория правотворчества (как одна из фундаментальных проблем философии права), будучи абстрактным отражением реального процесса создания правовых норм, является в силу этого методологическим ориентиром для движения познания в сфере формирования норм специальных отраслей права Аналогичным образом другая фундаментальная проблема философии права — теория правореализации, законности и правопорядка не только отражает фактическое состояние соблюдения, исполнения и применения правовых норм, упрочения режима правопорядка в стране, но одновременно составляет методологическую основу для анализа отраслевыми юридическими науками тех специфических сфер правореализации, которые составляют предметы их специальных интересов.

Обратимся к выяснению соотношения и взаимодействия философии права и отраслевых юридических наук.

Если комплекс юридических наук онтологически воспроизводит картину правового бытия как целостно-системного знания, то философия права трансформирует и преобразует это знание в гносеологические средства освоения этого бытия. Иначе говоря, философия права использует добытые отраслевыми юридическими науками знания для дальнейшего, более всестороннего и глубокого познания правовой действительности и перспектив ее совершенствования.

Философия права призвана детально разрабатывать методологию исследования всех правовых явлений и процессов. Именно она обладает в несравненно большей мере, чем любая другая отрасль юридического знания, методологической значимостью, выполняет основные методологические функции в системе юридических наук. Отсюда вовсе не следует, что отраслевые юридические науки не могут самостоятельно разрабатывать (и нередко разрабатывают) методологические проблемы, достигающие философско-правового уровня (например, понятия вины и ответственности в гражданском и уголовном праве). Они формулируют и частнонаучные методы исследования специальных правовых объектов. И тем не менее отраслевые юридические науки нельзя причислять к методологическим наукам.

Каждая отраслевая юридическая наука отражает лишь отдельную, хотя и нередко существенную сторону всеобщей связи правовых явлений и процессов как между собой, так и с окружающими общественными факторами фиксирует лишь некоторые моменты части или черты этих связей. Но если бы мы пользовались лишь методами, выработанными теми или иными отраслевыми юридическими науками, то лишили бы себя возможности выяснить связи между различными областями правовой действительности, обнаружить закономерности развития права в целом, определить его место и роль в общественной жизни. Даже доскональное знание гражданского и уголовного законодательства не может дать полного представления о значении права в жизни общества, его возможностях, эффективности, результативности. Методологическая миссия философии права в том и состоит, чтобы вскрывать пути и методы познания права во всем его объеме, внутренние связи и тенденции закономерного развития всех правовых явлений и процессов в их единстве, целостности и системности.

Философия права есть ничто иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самой, общей философией и комплексом юридических наук, применяемых в процессе исследования специфики правовой действительности, ее развития и преобразования Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, но в результате изучения конкретных проявлений права. В процессе такого изучения постепенно обнаруживалось, что всем правовым объектам свойственны общие черты, особенности, которые могут быть познаны с помощью определенных подходов, способов, методов. Так зарождалась и обогащалась философия права, смысл которой состоит в гносеологическом обслуживании отраслевых юридических наук, изучающих отдельные, частные, особенные проявления права Следовательно, философия права — продукт общей философии и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием.

Право формировалось не только как юридический, но и как социальный феномен, испытавший и испытывающий на себе прямое воздействие экономики, политики, морали, культуры, одним словом — всей материальной и духовной жизни общества. Поэтому в становлении и развитии философии права использовались и используются не только методология общей философии, но и общенаучные и частнонаучные методы различных наук. В результате возникает методологическое направление, накапливаются методологические знания в юридической науке как синтез познавательных средств не только данной науки, но и других наук, пригодные для познания специфических правовых объектов. Сказанное позволяет сделать следующий шаг в конкретизации предмета философии права. Будучи фундаментальной основой и отправным началом любого правового исследования, философия права включает в себя:

а) общую философию в качестве теоретического плацдарма и отправной системы методов, систему всеобщих методов познания, разрабатываемую общей философией, являющихся теоретической основой правовых исследований;

б) общенаучные методы, образуемые междисциплинарным сотрудничеством и используемые в познании правовой реальности;

в) частнонаучные методы, как самостоятельно выработанные философией права, так и разработанные другими науками;

г) специальные методы, позволяющие переходить от познавательной к непосредственно практической деятельности.

Следует заметить, что последний компонент содержания философии права обычно игнорируется в литературе, хотя имеет то важное значение, что выводит данную науку из замкнутости на широкую дорогу внедрения ее разработок в практику познания множества правовых проявлений.

Подводя итог вышеизложенным соображениям, мы приходим к следующим выводам относительно предмета философии права.

Во-первых, философия права органически связана с общей философией, является как бы ее ответвлением, но вместе с тем и отличается от общей философии, проникая в специфику познания лишь правовых явлений и процессов, используя не только всеобщие законы и категории диалектики, но также общенаучные и частнонаучные методы. С одной стороны, она органически связана с комплексом юридических наук, будучи одним из направлений, а с другой — отличается тем, что выполняет специальные гносеологические функции, являясь теорией познания, логикой и диалектикой развивающегося права

Во-вторых, будучи познавательным базисом всей системы юридических наук, философия права — наука многослойная, имеет в своем составе ряд компонентов. Это не только система методов, но и учение о них, не только общенаучные, но и частнонаучные средства познания, не только общие, но и специальные способы познания. Все компоненты связаны между собой, взаимопроникают и обогащают друг друга, создавая то синтезированное образование, которое именуется философией права. Именно в силу универсальности философия права является интегральным руководством в научном познании и познавательным стержнем любого правового исследования.

В-третьих, объединяя познавательные возможности всех юридических наук, философия права умножает и обогащает исследовательский потенциал каждой из них. Эти интегративные качества философия права обретает благодаря тому, что ее ядром является общая философия — единство диалектики, гносеологии и логики. Данное единство не следует понимать упрощенно — как их полное совпадение. Речь идет о другом: нет, конечно, диалектики без гносеологии и логики, равно как и наоборот, но каждая из них несет на себе совершенно определенную методологическую нагрузку. Одна и та же система законов и категорий в диалектике выступает в качестве принципов познания объективного мира, в гносеологии — как средство решения конкретных познавательных задач, в логике — как формы научного мышления.

(Керимов Д А Предмет философии права//Государство и право, 1994.№7. С 3-11); см также: Концептуальные проблемы правового регулирования: Сб. науч. тр - Выпуск VI / Автор-сост. М.Ф.Маликов Уфа Изд-е Башкирск ун-та, 2001.- 446с.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.