Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные тенденции формирования и функционирования современных средств массовой информации



Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов /Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 259 с.

Аннотация:В пособии рассматриваются теоретические основы организации современной системы средств массовой информации. На обширном эмпирическом материале анализируются особенности средств массовой информации, различных типологических групп, условия и факторы, влияющие на процесс развития традиционных и новых изданий периодики, теле- и радиоканалов, информационных агентств, издательств, а также создание и функционирование СМИ в среде Интернет. Книга предназначена для преподавателей и студентов факультетов журналистики, исследователей, работников СМИ.
 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е
   
  Раздел I. Общие закономерности развития системы СМИ
  1. Основные тенденции формирования и функционирования современных средств массовой информации
  2. Системные характеристики СМИ
  Раздел II. Периодическая печать, как системный объект
  3. Аудиторный фактор трансформации печатной прессы
  4. Общероссийские газетные издания
  5. Региональная печать
  Раздел III. Телевидение: структурно-функциональные аспекты
  Раздел IV. Системные особенности современного радиовещания
  Раздел V. Информационные агентства
  Раздел VI. Российские СМИ в Интернете
  Раздел VII. Книгоиздание: проблемы и перспективы развития
  Литература

 

 

Раздел I. Общие закономерности развития системы СМИ


1. Основные тенденции формирования и функционирования современных средств массовой информации
2. Системные характеристики СМИ

 

Основные тенденции формирования и функционирования современных средств массовой информации

 

Типологическая палитра средств массовой информации Рос­сии изменилась за последнее десятилетие достаточно основатель­но. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-пер­вых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми техно­логическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный про­цесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью нахо­дилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.

От вертикальной и партийной — к горизонтальной и ком­мерческой структуре.Преобразование вертикальной и партийной парадигмы было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры со­ветской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большин­ство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась админи­стративно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевиде­ния. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газе­ты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, со­ответствующая современным демократическим принципам (функ­ционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций).

Ставшие независимыми издания, ранее входившие в структу­ру центральной прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская прав­да», «Известия», распространяются по всей территории России, но тиражами, во много раз меньшими, чем в начале 90-х гг. Тип центральной газеты трансформировался, утратив директивность. Кроме того, доступ к издающимся в Москве газетам сегодня край­не ограничен, что отрицательно сказывается на цельности рос­сийского информационного пространства. Нишу, освободившую­ся таким образом, занимают региональные и местные издания, уделяющие значительно меньше внимания общероссийским и международным проблемам.

Получившие независимость газеты недолго оставались в руках журналистских коллективов и скоро в большинстве своем стали добычей банков и корпораций. На смену партийной прессе при­шли коммерческие издания, принадлежащие различного рода хол­дингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело к появлению новых типов и видов изданий.

Новые грани и границы типологии: пресса финансовая и бульварная.Появилось новое деление прессы, которое отсутство­вало в советское время или было обозначено пунктирно: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса мас­совая, которая перешла по существу в категорию бульварной.

Эти изменения не во всем соответствуют тем переменам, кото­рые произошли и в мировой печати. В большинстве стран умень­шается влияние массовой, бульварной прессы, во всяком случае бульварной ежедневной газеты. Больше становится качественных газет, рассчитанных на более образованные круги населения. Это связано с несколькими причинами и прежде всего с изменением социального статуса многих групп в обществе, с возрастанием роли так называемых белых воротничков, которые предпочитают серь­езную во всех отношениях прессу. В то же время сама качественная пресса также меняется, расширяя круг своих интересов и охваты­ваемых проблем: наряду с традиционными разделами, посвящен­ными искусству, печатаются материалы о возможности приобре­тения произведений искусства, которые могли бы представлять интерес для богатых читателей, появляются многочисленные пуб­ликации о спорте, музыке, телевидении и кино. То есть происхо­дит некое опрощение элитарных газет.

Что касается бульварной прессы, то она маргинализируется во всех странах, за исключением Англии и Германии. В Англии, в Лон­доне, издается несколько традиционных бульварных газет, таких, как «Star». В то же время их число уменьшается, тиражи сокращают­ся. В Германии выходит одна крупная бульварная массовая газета — «Bildzeitung», во Франции практически нет ежедневных бульварных газет. То же относится и к США, где бульварная пресса себя изжила еще раньше, ее заменили «мужские» и «женские» журналы и много­численные развлекательные еженедельники.

В то же время наблюдается достаточно активное усиление га­зет, которые раньше считались специализированными и рассчи­танными на биржевиков и экспертов-аналитиков в этой сфере, — «Financial Times» в Англии, «Handelsblatt» в Германии, «Wall Street Journal» в США, «Les Echo» во Франции. Они занимают нишу каче­ственной прессы первой категории — для управляющей элиты.

Эти же тенденции проявляются в типологии российских изда­ний. Сейчас Россия переживает бум финансовых газет, и некото­рые из них по своему уровню приближаются к элитарным издани­ям, выпускающимся на Западе. Первой попыталась занять нишу элитарной прессы газета «Коммерсантъ», но она не сумела объе­динить вокруг себя читателей из кругов финансовой элиты и стала газетой более массовой, рассчитанной в том числе и на тех, кто просто интересуется финансовыми вопросами.

Попытку пересадить на российскую почву совместный продукт двух элитарных качественных газет предприняли крупнейшие за­падные финансово-экономические и издательские концерны — американский Доу Джонс и английский Пирсон. Газету «Ведомо­сти» издают соперники, объединившиеся для совместных действий в России, — «Financial Times» и «Wall Street Journal». И этим под­тверждается, что типология российской прессы, в первую очередь газеты, развивается примерно в том же направлении, что и в меж­дународной практике, — сказываются изменения, которые про­исходят в мире и в России. Это отнюдь не означает, что российс­кая пресса унифицируется под западные модели, но и не свиде­тельствует об антагонистическом противопоставлении основных типологических структур СМИ России и развитых стран Запада, тем более что западные модели сами очень существенно разнятся между собой. Английская, французская, немецкая, шведская мо­дели сильно отличаются друг от друга и еще больше от американ­ской. Российская модель приближается к европейской, частью ко­торой она и является. За последние десять лет резко вырос инфор­мационный компонент российских СМИ, но важнейшей частью нашей журналистики остаются аналитика, интерпретация собы­тий, публицистика в отличие от американской газетной фактогра­фичное.

В мире нашей прессы, в ее типологии наряду с некоторым уве­личением числа качественных изданий наблюдается процесс бульваризации, «пожелтения» многих газет, даже таких, как «Комсомольская правда» и «Известия». Бульварной в полном смысле это­го слова ежедневной газеты нет, зато существует множество буль­варных еженедельников весьма примитивного уровня типа «Мега­полис Экспресс».

Особое место занимают издания, объединяющие в себе несколь­ко типов, — газеты, включающие как серьезные информацион­ные и аналитические блоки, так и разделы, граничащие с бульварщиной, рассчитанные на широкие массы читателей, позволя­ющие обслуживать разные слои населения и тем самым привлекать рекламу и широкий набор рекламодателей. К типу таких газет можно отнести «Московский комсомолец», который сегодня пользуется вниманием самой большой читательской аудитории в Москве и Московской области.

Реклама стала настолько важным действующим фактором в мире российских СМИ, что способствовала появлению нового вида бес­платных газет, в свою очередь распадающихся по крайней мере на два типа — чисто рекламные, как «Экстра-M» и «Центр-Плюс», и информационно-рекламные, как «Метро».

Глобализация и СМИ.Многие тенденции международной типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в раз­ные точки земного шара. С одной стороны, создаются глобальные газеты. Их немного, всего четыре: «Wall Street Journal», «Financial Times», «USA Today», «International Herald Tribune». Все они изда­ются на английском языке — языке общения международного биз­неса. Не возникло пока глобальных газет на французском, немец­ком и других языках. Нет такой газеты и на русском языке.

Глобализация сопровождается также усиленным развитием местной прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов и общин изданий. Подобная тен­денция наблюдается и в России, где растет число малотиражных газет для небольших групп.

Еще в большей степени это проявляется в журнальном деле, где увеличивается число специализированных изданий. По тиражам они мало уступают развлекательной продукции или специализирован­ным, например медицинским, популярным изданиям. Современ­ные же информационные еженедельники, которые выпускаются концерном «Мост медиа» («Итоги»), издательским домом «Коммерсантъ» («Власть», «Деньги»), существенно уступают им по тиражу, хотя их можно отнести к изданиям, непосредственно связанным с участием в политическом процессе. Круг реально участвующих в по­литике лиц в России пока слишком мал, чтобы создать почву для действительно массовых информационных еженедельников.

Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет соединять вешание глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций се­годня — бурный рост местного радио благодаря удешевлению рас­пространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или спутники связи. Типология радио также существенно измени­лась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM в таких городах, как Нью-Йорк или Москва. В Рос­сии пока наблюдается существенная регионализация радио и его переход на местное вещание.

Местные российские станции уже обозначили свое присутствие на российском радиорынке и сейчас пытаются создать свои сети, даже общероссийские. Так действует в Москве радиостанция «Эхо Москвы», которая так же, как и некоторые другие московские компании, распространяет свой сигнал через Интернет по России и за ее пределами.

Существенные изменения происходят и в типологии телевиде­ния, хотя они в большей степени затронули мировое телевидение, чем российское. Прежде всего надо отметить разделение труда между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное телевидение сосре­доточено на сугубо местной аудитории. В Москве оно действует на уровне районного или даже квартального вещания и включает два элемента — районные или квартальные местные новости, к кото­рым иногда подверстывают и городские, и видеофильмы (далеко не всегда лицензионные). Этот канал активно эксплуатируют мес­тные власти — префектуры и управы.

В отличие от прессы, утратившей общероссийскую аудиторию, вещающие из Москвы каналы телевидения сохраняют доступ прак­тически ко всем регионам России и остаются в этом смысле глав­ным стержнем общероссийского информационного пространства. Таким образом, телевидение в России представлено эфирным фе­деральным вещанием и региональными и местными эфирными каналами, а также локальными кабельными программами. В боль­шинстве случаев общенациональный экран, который рассчитан на национальную аудиторию и постоянное освещение развиваю­щихся в течение дня событий, привлекает большие аудитории и в регионах, но удаленность московского телевидения от местных проблем позволяет успешно развиваться региональным телеком­паниям.

В европейских странах сложилась иная сеть вещания. Во Фран­ции и Англии существует как общественно-правовое, так и част­ное эфирное телевидение. В Германии все эфирное телевидение — общественно-правовое, а кабельное и спутниковое — преимуще­ственно частное.

Общественно-правовое телевидение освещает проблемы поли­тической жизни, в нем большое место занимают новости, в то вре­мя как в передачах частного ТВ доминируют массовая культура, спорт и, конечно же, реклама. В данном случае типология эфирного теле­видения не может быть представлена как единая для всех стран.

В России ТВ развивается несколько иным путем: нет обществен­но-правового телевидения, хотя имеется канал, который называ­ется общественным российским телевидением (ОРТ), но он на 51% принадлежит государству, на 49% — частному капиталу. Та­ким образом, типологически это своего рода государственно-част­ный канал.

Главное же отличие состоит в том, что в странах Запада и не­которых восточных, например, в Китае, наряду с наличием эфир­ного ТВ существенно развито кабельное и спутниковое телевиде­ние, которое имеет собственное информационное и развлекатель­ное программирование. Современные кабельные и спутниковые каналы на Западе представляют прежде всего развлекательные про­граммы, которые делятся на специализированные каналы, посвя­щенные кино, музыке, политике, спорту, новостям и т.д. Кабель­ное телевидение — это специализированное ТВ, к которому предъявляются несколько иные требования. К кабельным сетям можно применить типологию видеотелевизионных журналов. В Рос­сии развитого кабельного ТВ сейчас в полном смысле этого явле­ния нет, отсутствуют прежде всего программные компании, кото­рые обслуживали бы кабельные сети. Да и сами сети технически пока не развиты. В этом смысле дифференциация и диверсифика­ция телевизионного вещания только начинается.

В России практически действует одна система спутниковых ка­налов с самостоятельными программами — НТВ+, но и она, раз­виваясь весьма успешно, в основном распространяет зарубежные передачи и, не создавая своих особых программ для российской аудитории, ретранслирует национальные эфирные программы — Российское телевидение, «Культуру», подключается к Интернету.

Интернет и СМИ.В России пока относительно мало подклю­чений к Интернету, но его влияние на деятельность средств мас­совой информации уже весьма велико. Интернет позволил многим российским газетам, радиостанциям, телевизионным каналам при­обрести доступ к широкой аудитории. В качестве примера можно сослаться на владимирскую газету «Молва», имеющую тираж все­го 8 тыс. экз., которая представлена электронной версией в Интер­нете и благодаря этому стала и общероссийской и, может быть, даже в каком-то смысле глобальной, международной газетой, ко­торую читают в 35 странах мира. Ресурсы Интернета — открытое информационное пространство. Интернет заставляет пересмотреть отношение редакций к рекламе. Та же газета «Молва» имеет во Владимире магазин, где продаются картины местных художников, а в Интернете расположила на своем сайте репродукции этих кар­тин, которые затем продаются виртуальным посетителям данного сайта. И этот бизнес развивается достаточно успешно.

Таким образом, Интернет дает новые возможности газетам, выводя их за пределы только местных интересов.

Значительную роль в российском информационном простран­стве играют не только электронные версии газет, но и издания, которые существуют только в Интернете, как, к примеру, Gazeta.ru, имеющая широкую аудиторию в России и за ее пределами.

Меняющиеся типологические параметры.Изменения типо­логических характеристик нашей прессы в целом позволяют сфор­мулировать некоторые общие положения. Исчезла партийная пресса, появились независимые коммерческие издания, газеты мнений, элитарные газеты и массовые издания бульварного типа, которые часто относят к «желтой» журналистике, а также электронные га­зеты и электронные версии газет в Интернете.

Эти перемены связаны с изменениями социальной структуры нашего общества, с отказом от командно-административной сис­темы управления, с переходом нашей прессы к горизонтальной структуре и с развитием новых информационных технологий.

Сейчас в прессе практически нет вертикальных структур, и новые типологические характеристики теперь связаны с ее гори­зонтальным разделением.

Географический принцип типологии — общероссийская, цент­ральная или национальная, региональная пресса и пресса местная — продолжает, конечно, действовать, но нет вертикали молодеж­ной, профсоюзной прессы и т.д. Каждое издание функционирует в рамках своего региона, взаимодействуя с другими принадлежащи­ми, например, тому же холдингу и той же компании изданиями, но в плане не столько политической, сколько экономической вер­тикали.

На состояние современной типологии прессы оказали влияние экономические трудности. Разрушение системы городской достав­ки и распространения печати практически убило вечернюю прес­су. Газеты, которые носят название вечерних, распространяются в основном в розницу и издаются в течение дня. В этом плане типо­логическое отличие «Московского комсомольца» от «Вечерней Москвы» трудно обнаружить. «Московский комсомолец» продается как вечерняя по существу газета, и уже в 7—8 часов вечера ее можно купить на станциях метро и в других местах у распростра­нителей.

Типологические изменения в нашей журналистике накладыва­ются на изменяющийся информационный ландшафт российской прессы. И здесь можно назвать много факторов. В первую очередь, конечно, фактор политический. До сих пор Россия расколота на разные политические кланы, что в значительной степени сказы­вается на содержании российской прессы и ее информационной политике. Нигде в мире нет столь политизированной и конфронтационной прессы, как в Москве. В провинции, регионах ситуация существенно меняется. Зарубежные исследователи также обраща­ют внимание на суперполитизацию нашей прессы, находящейся под воздействием активного противоборства коррумпированных экономических группировок, проявляющих себя пока больше в сфере политики, чем экономики. Это так называемые олигархи, которым принадлежат российские, московские газеты, журналы, телеканалы.

Важным фактором, определяющим специфику информацион­ной структуры, является экономическая ситуация в стране. По-прежнему рыночная экономика недостаточно развивается в сфере средств массовой информации. Практически не действуют анти­монопольные законы; нет того, что называется добросовестной конкуренцией. Монополизм, в разной форме сохранившийся и в распространении прессы, и в полиграфической сфере, и в бумаж­ном производстве, снижает возможность, а практически делает нереальным издание рентабельной серьезной газеты. Большинство изданий живет за счет дополнительных спонсорских денег, полу­чаемых от их владельцев, поэтому тираж и популярность газет на информационном рынке не так важны, как успех в контактах с владельцами. Эта искаженная экономическая ситуация не способ­ствует развитию журналистики и облегчает ее использование в интересах экономических группировок, основными из которых являются крупные корпорации, банки, с одной стороны, и госу­дарство — с другой. При этом государство действует на общефеде­ральном уровне как регулятор деятельности и владелец средств массовой информации, а на местном уровне его влияние осуще­ствляется через местные власти — губернаторов, мэров городов и т.д. Все это препятствует выработке той объективности, которая необходима прессе, чтобы пользоваться доверием своих читате­лей, слушателей, зрителей.

Сказываются и недостатки наших правовых документов, каса­ющихся средств массовой информации. В закон о СМИ включено много интересных и полезных положений, но в нем не прописаны отношения журналистов с собственниками. Проблема права соб­ственности СМИ остается невыделенной из других сфер экономи­ки и политики. К СМИ применяются те же законы, что и к про­дукции пищевой, легкой или тяжелой промышленности. Между тем информационный продукт имеет принципиальное отличие. И в данном случае владелец не может не нести ответственности за соблюдение интересов общества, всех слоев населения. Наше за­конодательство достаточно четко очерчивает права журналиста, главного редактора, но не определяет места владельца издания в структуре средств массовой информации.

Журналист защищен юридически от давления редактора. Одна­ко в российском законодательстве отсутствуют нормативные до­кументы, определяющие взаимоотношения редакции и владельца издания. Большие проблемы возникают и с новыми технологиями. С одной стороны, они активно используются, с другой — в усло­виях обеднения многих СМИ прогресс в техническом обеспече­нии прессы, особенно местной, тормозится: если, например, Вла­димир обеспечен современной компьютерной техникой, то в Ярос­лавле даже для областных изданий компьютер является редкостью, что сказывается на качестве работы редакций. Эти проблемы мож­но решить только в результате общего сдвига в экономике или с помощью специальных мер, направленных на снижение цен на компьютерную технику.

На уровне российской журналистики сказывается отставание подготовки кадров от быстрого количественного роста СМИ. Па­дение профессионального уровня журналистики в России бесспорно. Это очень сложный процесс. С одной стороны, оперативность, раз­нообразие, многоплановость, быстрота доставки информации не­измеримо выросли по сравнению с советским периодом, с дру­гой — обработка этой информации проводится на низком уровне. На страницах газет нередки стилистические, грамматические, гру­бые фактические ошибки, искажения фактов, неточности в осве­щении исторических, географических, этнических реалий.

Обращает на себя внимание обеднение жанровой палитры на­шей прессы. Почти нет очерков, фельетонов. Кроме других при­чин, это объясняется и отсутствием профессионалов, острой не­хваткой квалифицированных кадров. Особенно остра проблема жур­налистской квалификации сегодня, когда пресса вступает в период более стабильных отношений и появляются газеты, которые вы­живают и завоевывают аудиторию.

Аудитория и типологический вектор региональных и местных СМИ.Высокая степень влияния на типологию средств массовой информации осуществляется через аудиторию. Если телеви­дение и радио, несмотря на трудности, достаточно доступны для россиян, то газеты практически утратили свой когда-то универ­сальный охват населения. Значительная часть российских граждан не выписывает газеты, не покупает их в киосках, обходится толь­ко телевизионной информацией, прежде всего из-за высоких цен на газеты и журналы. Конечно, это не единственная причина па­дения тиражей газет и журналов. Немалое значение имеет и опре­деленная потеря доверия к ним со стороны аудитории. Вместе с тем и низкая покупательная способность населения мешает разви­тию тесных контактов между газетами, журналами и массовой ауди­торией. Отсутствие регулярного взаимодействия с аудиторией обед­няет прессу, делает ее еще большей заложницей в политических играх, которые ведут владельцы некоторых изданий.

Московская общероссийская газетная и журнальная продук­ция малодоступна для жителей регионов, где ее нишу занимают местные издания. Происходит регионализация средств массовой информации. Активно развивается пресса таких крупных регио­нов, как Санкт-Петербург, Приморье, Ростов-на-Дону и Ростов­ская область, Екатеринбург и Урал.

В рамках регионов наблюдаются очень любопытные тенденции структурного характера. Местные газеты в большинстве случаев как бы распадаются на две категории: газеты для области, рассчитан­ные не только и не столько на областной, краевой или республи­канский центр, сколько на города и поселки, находящиеся в пре­делах этой области, края или республики, и газеты городские. И они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, ауди­торией и, во-вторых, методами своей работы. Городская газета имеет большие преимущества для поддержания контактов с аудиторией: постоянного читателя проще приобрести в рамках города, чем об­ласти.

Кроме того, в ряде регионов существует противостояние мэ­ров региональных столиц и губернаторов, которое проявляется и на уровне газет. В данном случае структуризация прессы идет по пути создания двух административных уровней: с одной стороны, газеты с участием губернатора, поддержкой губернаторской влас­ти в соучредительстве, с другой — газеты с участием городской мэрии и ее соучредительством. Это способствует поддержанию плю­рализма в региональной прессе, отражает иногда внутренние про­тиворечия административного характера, а иногда и разные инте­ресы населения городского и сельского, которые также необходи­мо учитывать. Количество городских газет значительно больше. Соответственно структура местной прессы сильно различается в зависимости от масштаба городов данного региона и уровня сель­ского населения. Продолжающаяся тенденция к урбанизации ве­дет к тому, что больше читателей становится в городах и соответ­ственно изменяется и структура прессы.

Местное радио по-прежнему использует проводное веща­ние, хотя сейчас частные радиостанции развиваются все более активно.

Телевидение делится на две категории — частное, имеющее больше возможностей для развития с точки зрения капиталовло­жений, и государственное, подчиняющееся местной власти. Регио­нальное телевидение, по сравнению с телевидением московским, российским, имеет преимущество в плане поддержания контактов с аудиторией, но проигрывает с точки зрения размещения рекла­мы и возможностей развития собственной продукции. По части финансирования государственные телекомпании существенно ус­тупают частным.

В условиях регионализации мы видим как бы два среза, два типа СМИ. Если в Москве при всем влиянии государства на сред­ства массовой информации эти различия не так заметны, то в рамках региональной, местной прессы деление ее на независи­мую, коммерческую, частную и государственную рождает суще­ственные отличительные признаки. И поскольку в России пока не приживается принцип создания средств массовой информации, отражающих интересы всех слоев и групп населения и носящих общественно-правовой характер, то это развитие ведет к извест­ной поляризации прессы частной и государственной, что не при­носит в целом успеха газетам ни той, ни другой ориентации. В сфере телевидения конкуренция идет более живо и активно.

Сегодня важнейшие моменты развития региональной прессы связаны также с особыми местными проблемами, которые суще­ственно отличаются в зависимости от района, географической си­туации. К примеру, районы Южно-Европейской части России — Ростовская область, Краснодарский край — в значительной сте­пени связаны с событиями в Чечне. Это заставляет их больше вни­мания уделять проблемам этнических конфликтов и в связи с этим — международным проблемам. В приграничных регионах, где активно развиваются двусторонние связи, много внимания также уделяется международным проблемам. В результате региональные газеты становятся более разнообразными.

Если же говорить о влиянии прессы на население, то, бес­спорно, основными носителями информации в регионах являют­ся СМИ местного уровня: местное телевидение, местные газеты, местное радио. И это было бы нормально, если бы местные СМИ соответствовали современным стандартам информирования насе­ления.

К сожалению, местная пресса, как правило, замыкается в локальных проблемах, меньше внимания уделяя общероссийским и тем более международным. В этом отношении она уступает обще­российским СМИ. Такой подход способствует не только регионализации страны, информационной фрагментации России, но и в значительной степени уменьшает возможности самой местной прессы.

Развитие региональной прессы требует уточнения типологи­ческих характеристик областной, республиканской, краевой газе­ты, всех региональных СМИ, для того чтобы обеспечить единство российского информационного пространства, когда общероссий­ская пресса не в состоянии доходить до читателей в регионах.

На смену региональному изданию, посвященному, прежде всего местным проблемам, должны прийти такие типы изданий, кото­рые, делая основной акцент на проблемах края, области, республи­ки, могли бы вместе с тем активно освещать участие своего террито­риального образования в решении общероссийских проблем, спо­собствовать приобщению региональной аудитории к событиям и процессам общероссийского и международного характера.

В современных условиях, когда региональная пресса играет все более значительную роль и начинает укрепляться экономически, а иногда становится рентабельной, разумно было бы добиваться уточ­нения ее типологического статуса с тем, чтобы она могла в боль­шей степени объективно информировать население обо всем про­исходящем в мире и в России. В современном же виде регионализация средств массовой информации часто по объективным причинам не способствует интеграции России и может стать одним из фак­торов сегментации не только информационного пространства, но и России как государства. В связи с этим уточнение, детализация, развитие типологии местных газет имеет очень важное значение.

Аудитория и типологические характеристики общероссий­ских СМИ.Развитие общероссийских средств массовой инфор­мации имеет два направления. Одно из них связано с попыткой доставлять газеты во все регионы, что характерно для многих из­даний. Другое представлено двумя московскими газетами — «Ком­сомольской правдой» и «Московским комсомольцем», которые стремятся издавать свои особые приложения в тех городах, где они печатаются. «Комсомольская правда» выпускает во многих регио­нах такие приложения. К этому же стремится и «Московский ком­сомолец», который перешел на выпуски своих еженедельных из­даний в различных регионах России. Новым типологическим направлением является содержательная структура этих изданий — стремление соединить московское видение общероссийских, фе­деральных, общенациональных проблем и международной жизни с проблемами региона. Складывается принципиально иной под­ход, чем тот, который существовал в Советском Союзе, когда цен­тральные газеты были сосредоточены исключительно на общесо­юзных и международных вопросах. Сегодня подобные издания мо­гут получить развитие только лишь при условии существенного повышения материального благосостояния граждан и более тес­ного экономического и информационного обмена внутри России.

В этом смысле перспективы развития общероссийских СМИ тесно связаны с учетом региональных интересов, с созданием в общероссийских газетах некоего подобия телевизионных сетей, когда газеты, предназначенные для распространения в регионах, будут иметь, по крайней мере, свой специальный раздел, посвя­щенный местным новостям и проблемам.

По этому принципу действуют газеты во многих странах. В ФРГ газета «Бильдцайтунг» имеет издание для каждой земли — адми­нистративно-территориальной части страны. В Италии газеты пе­чатают материалы, посвященные регионам, на отдельных полосах. Соединение общенациональных и региональных проблем откры­вает новые возможности для общероссийской прессы, если она будет обладать необходимым уровнем информационной обеспе­ченности и качества журналистской работы.

Перспективы прессы во многом зависят и от использования новых технологий, прежде всего Интернета. Однако как бы актив­но ни использовались Интернет и спутниковая связь для передачи информации, успех СМИ зависит от содержания. Московскую га­зету можно прочитать в Интернете во многих городах, но для того, чтобы она имела смысл для какого-либо конкретного города, она должна помочь понять и местные проблемы. Только соединение местного и общероссийского может стать ключевым моментом в воссоздании общероссийских информационных структур. Общерос­сийские СМИ необходимы для развития экономики и культуры России как единого экономического, культурного и политическо­го целого.

Это относится и к работе телевидения и радиовещания. Обще­российские телевизионные каналы, действующие в рамках регио­на, должны обязательно дополнять свои материалы местными ин­формационными сюжетами. Телевидение распространяет не толь­ко политическую информацию, но и рассказывает о новостях кино, театра, науки, спорта, пытается ответить на вопросы, которые волнуют каждого гражданина России. Больше внимания следует уделять местным проблемам, и в этом смысле сетевая структура средств общероссийского телевидения была бы разумным выходом из тупика, в который ведет одностороннее освещение событий.

Если говорить о векторах развития российской прессы, то преж­де всего следует обратить внимание на необходимость установле­ния нормальных отношений между владельцами изданий и жур­налистскими коллективами. От этого зависит доверие к прессе, к СМИ со стороны населения. Политизация и защита узкокорыст­ных интересов отдельных лиц ведут к дискредитации СМИ, к тому, что меньше смотрят, слушают, читают общероссийские СМИ. Наиболее здоровый путь совершенствования средств массовой информации — дальнейшая их деполитизация и формирование нового понимания роли СМИ как общественного института, ко­торый не может отражать взгляды и пристрастия только владельца и послушных ему журналистов.

Типология и эффективность СМИ.Типология помогает по­нять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодей­ствию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечи­вает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то пределы Рос­сии, региона или города. Типология определяет особенности дея­тельности, взаимоотношений с политическими структурами, эко­номическими институтами, с потребителями информации, чита­телями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в данных условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией.

Особое место занимают взаимодействие с рекламодателями, рекламная политика СМИ. Это важнейшая для жизнеспособности средств массовой информации сфера гармонизации информаци­онных интересов и потребностей аудитории, обусловленных поку­пательной способностью людей. Тщательно разработанные типо­логические параметры обеспечивают выживаемость на рынке СМИ.

Сближение, контакт с аудиторией во многом определяются ти­пологически. Газета может быть городской, областной, массовой или элитарной, и в каждом случае точное определение типа издания помогает ему не только выжить, но и приобрести необходимую форму. Понимание типологии позволяет правильнее сформировать и жур­налистский коллектив, наметить цели и обеспечить правильное и разумное их выполнение и, кроме того, выработать ту сумму при­емов, методов, жанров, которые позволят удовлетворить аудито­рию, на которую рассчитано данное издание.

Типологическая концепция СМИ — это та формула, та уста­новка, которая регламентирует работу и журналистского коллектива, и руководства издания, а также взаимоотношения с аудито­рией. Она определяет курс газеты, журнала, других СМИ. Пра­вильное понимание типологии издания избавляет и от попыток превратить районную газету в подобие «Известий», и от другой крайности — сведения газеты к уровню местной сплетницы, что тоже довольно часто случается. Правильное определение типоло­гии помогает изданию действовать наиболее эффективно, разум­но, экономически рационально и с наиболее полным учетом об­щественных интересов.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.