Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел III. Телевидение: структурно-функциональные аспекты



 

XX столетие называют веком автомобиля, компьютеров, рас­щепления атомного ядра, освоения космического пространства. Все это верно, как безусловно верно и то, что XX столетие — век теле­видения. В сущности ни одно из многочисленных достижений науч­но-технической революции не вошло столь быстро в быт всего чело­вечества и не оказало на его развитие столь коренного и всеобъем­лющего влияния, как это произошло с телевизионным вещанием — самым массовым, а следовательно, изначально самым демократич­ным средством информации.

Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. ТВ одновременно и отражает жи­вотрепещущие проблемы современности, и оказывает существен­ное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества.

В мире, несмотря на всеобщее тяготение к унификации, суще­ствует немало телевизионных систем. Можно говорить о различных технических системах производства и распространения информа­ции, о региональных телевизионных системах, обслуживающих ту или иную территорию, о национальных системах (в этом случае на одно из первых мест выступает язык вещания), но при всем этом важным фактором развития телевизионного вещания следует при­знать стремительное движение к единому общемировому инфор­мационному процессу, который превратится в реальность благо­даря утверждению всемирного телевидения.

Современное электронное ТВ имеет весьма специфическую тех­ническую особенность: если радиоволны (длинно- и средневолно­вого диапазонов) распространяются вокруг земного шара (поэто­му Лондон, Вашингтон и Каир мы прекрасно слышим в Москве, а московское радио слушают в Пекине, Дели и Мехико), то теле­сигнал, имея очень короткую длину волны, обладает свойством дви­гаться прямолинейно, т.е. прием его возможен лишь в зоне прямой видимости с телевышки. Поэтому на первом этапе любая телестудия могла обслуживать строго ограниченную аудиторию, и следователь­но, где бы эта студия ни находилась — в центре или на местах, в столице или в провинции, ее вещание было территориально огра­ниченным. Статус первой в нашей стране московской Центральной студии телевидения (ЦСТ) по сути ничего не менял: она всецело отвечала нынешнему определению «местная».

Не так уж долго просуществовали отечественные телеоргани­зации в режиме технической изоляции, но именно в это время складывались традиции, кристаллизовалась организационная струк­тура, отбирались, готовились, воспитывались кадры, устанавли­вались планы и финансирование, заказывалось необходимое обо­рудование.

В истории отечественного телевидения 50—60-е гг. отмечены не только бурным развитием местного телевещания, но и радикальными процессами его централизации. На помощь пришла техника: сначала при помощи радиорелейных линий, затем строительства ре­трансляционной сети, а впоследствии благодаря созданию спутни­ковых систем связи преодолевался «островной» характер телевизи­онного вещания. Вещательные островки местных студий постепенно сливались в архипелаги, в итоге превратившись в телевизионный материк единой информационной системы отечественного телеви­дения. Эта система, получившая название Центрального телевиде­ния (ЦТ), дала возможность распространения информации по всей территории страны и в тот период имела безусловно прогрессивный характер, поскольку отражала и достаточно полно реализовала ком­муникационную природу телевещания.

Перестройка местного телевещания, которая была уместна уже в 70-е гг., либо не была начата, либо не дала желаемых результатов, поскольку не имела научно обоснованной концепции. В результате возобладало явно ошибочное мнение об идеологической нерента­бельности регионального ТВ. По приказу свыше был закрыт ряд местных студий. Процесс централизации отечественного телевиде­ния соответствовал тоталитарному характеру государственного уст­ройства.

Перемены в стране, начавшиеся в 1985 г., привели к измене­нию политики и в этой области. Расширение и утверждение глас­ности, демократизация общественной жизни обусловили понима­ние необходимости развития всех средств массовой информации, в том числе и местного телевещания.

В 1986 г. было принято важное правительственное решение о расширении местного телевизионного вещания путем создания 67 новых программных телестудий в областных центрах и центрах национальных автономий, где их до этого не было.

Итак, в середине 80-х гг., когда в подавляющем большинстве развитых стран мира домашний экран стал инструментом для при­ема передач антенного, спутникового, кабельного ТВ1, просмот­ра видеокассет с использованием дисплея персонального компь­ютера, в нашей стране 40% административных центров не имело собственных программных телецентров, первую программу ЦТ могли смотреть 96% населения (оставшиеся 4% — это 12 млн. че­ловек!), два канала принимали 88% населения, три — только тре­тья часть жителей страны. Несмотря на повсеместный переход на производство цветных телепрограмм, парк цветных телеприемни­ков, имеющихся у населения, на две трети оставался черно-бе­лым. Страна оказалась на обочине информационной революции.

Рынок телевизионных программ отсутствовал даже в зачаточ­ном состоянии, хотя для его возникновения существовали необ­ходимые предпосылки: кроме ЦТ, телевизионные программы про­изводили многочисленные региональные (республиканские и об­ластные) телеорганизации. Вслед за ними эфирную продукцию начали создавать видеоредакции Агентства информации Новости (РИА-ИАН), ИТАР-ТАСС, журнала «Огонек», еженедельника «Совершенно секретно», ЦКТ (Центр коммерческого телевиде­ния), «Рен-ТВ Лтд» и др.

Разделение функций программных и вещательных организа­ций (одни создают телевизионную продукцию, другие ее транс­лируют) — безусловно продуктивный путь развития.

Без рынка кадров невозможен рынок программ и утрачивает смысл рынок техники. Для его создания и успешного функциони­рования нужна взвешенная, дальновидная государственная поли­тика. Здесь нельзя скупиться, хотя отдача будет не мгновенной и не подлежащей точным подсчетам. Речь идет о подготовке и сис­теме повышения квалификации кадров современного телевиде­ния, даже о появлении определенного избытка этих кадров.

Полноценное становление трех названных рынков в свою очередь позволит насытить рынок зрительских интересов, т.е. даст

возможность удовлетворить запросы и потребности многочислен­ных демографических групп, в совокупности составляющих по­тенциальную телеаудиторию.

Как же выглядит сегодня отечественное телевидение?

Когда резко упали тиражи газет, а центральные издания часто не доходят до провинции, когда литературно-художественные жур­налы растеряли своих подписчиков, а большинство кинотеатров пустует, когда многие книгоиздатели в погоне за коммерческим успехом оказывают предпочтение бульварному чтиву в ущерб на­стоящей литературе, телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потреб­ностей, приобретения знаний, организации досуга.

За последние годы телевизионный пейзаж неузнаваемо изме­нился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях если и не достиг разнообразия магазинных витрин, то все же зна­чительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого. Эко­номические стимулы, внедрение рыночных отношений в телеви­зионное производство, изменение форм собственности — вот что стало золотым ключиком, широко распахнувшим двери в сегод­няшнее телеизобилие.

Однако рост числа каналов не всегда увеличивает возможности телевыбора.

Вслед за распадом СССР автоматически рухнула система Гостелерадио СССР и Центрального телевидения, которое трансфор­мировалось в государственную телерадиокомпанию «Останкино». При этом попытки превратить ТВ «Останкино» в межгосударствен­ный телеканал СНГ завершились безрезультатно.

За короткий срок, именуемый «переходным периодом», оте­чественная система телевидения проделала гигантский путь пре­образований: перестала быть партийно-государственной монопо­лией, произошло разделение телекомпаний на программопроизводителей (продюсерские компании) и вещателей (появились и посредники между первыми и вторыми — дистрибьюторы). В ре­зультате возник рынок программ.

Если все «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то середина 90-х гг. характеризуется более сложной классификацией:

  1. По способу трансляции:
    1. эфирное (все вещательные организации, использующие тра­диционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);
    2. спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ плюс»);
    3. кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России)2.
  2. По типу деятельности:
    1. вещательные (осуществляющие телетрансляцию про­грамм, в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);
    2. программопроизводящие (продюсерские фирмы);
    3. дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).
  3. По принципу образования:
    1. из старых структур (ВИД, АТВ и т.п.);
    2. новообразованные («ТВ-6 Москва», «Русская тройка видео» и др.).
  4. По охвату аудитории:
    1. общероссийское (РТР) — аналог Центрального телевиде­ния (в еще большей мере это относится к следующему пункту);
    2. межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда можно отнести ОРТ);
    3. региональные («Юг России»);
    4. местные (от областных телестудий до кабельных сетей мик­рорайона).
  5. По способу распространения телесигнала:
    1. общенациональные (ОРТ, РТР);
    2. сетевые («ТВ-6 Москва»);
    3. местные.
  6. По специализации программ:
    1. общие (ВИД и т.п.);
    2. специализированные (Воен ТВ). 7. По форме собственности:
    3. государственные;
    4. негосударственные, среди которых имеются все разнооб­разные дозволенные законом формы собственности:
      • частные (Рен-ТВ, Гимини фильм Интернешнл);
      • акционерные общества:
        • открытого типа (Центр коммерческого телевидения), закрытого типа («2 х 2 Телемаркет»);
        • общества с ограниченной ответственностью (Агентство Па­радиз);
        • товарищества с ограниченной ответственностью (Екатерин­бург Арт Home Video).
      • Здесь можно встретить и другие названия:
        • корпорация (Видеофильм);
        • киноассоциация (Dixi — создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ, пострадавшая сторона в истории с программой «Национальный интерес»);
        • продюсерский центр («Московский стиль» — производство программ «Момент истины», «Маски-шоу»; «Джентльмен-шоу»);
        • концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и ди­ректор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские ис­тории», «Моя семья»);
        • независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);
    5. смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).

Однако сколь бы коренными ни были изменения, они базиру­ются на созданном за прошедшие десятилетия фундаменте:

  1. В СССР существовала гигантская по своим масштабам, прак­тически не имеющая аналогов в мировой практике унифициро­ванная техническая система распространения телевизионных про­грамм по всей необъятной территории страны, имеющей сдвиг по времени в шесть часовых поясов.
  2. Имеющаяся материально-техническая база распространения телепрограмм (спутниковая связь, ретрансляционная сеть, тыся­чи километров радиорелейных линий), бывшая основой общесо­юзного вещания, по-прежнему может служить могущественным средством консолидации общества в многоликом и разноязычном человеческом сообществе.
  3. Сочетание центрального и местного, регионального веща­ния создавало предпосылки, с одной стороны, для удовлетворе­ния различных потребностей зрительской аудитории, а с другой — для осуществления опосредованных управленческих функций на различном уровне. В нынешних условиях нетрудно представить себе выполнение этих функций как на региональном, так и на межго­сударственном уровне.
  4. Многонациональный характер телевидения.
  5. Отработанные формы централизованного руководства теле­визионной системой предполагали возможность определенного преодоления стихийности в процессе развития, сбалансированно­сти центробежных и центростремительных тенденций, аккумуля­ции и быстрого распространения опыта во всех областях: техники и технологии, организации производства и творческого процесса, совершенствования форм вещания и управления.

Однако партийно-государственный монополизм в любой со­циальной сфере, в том числе и в сфере телевидения, становился тормозом в развитии, доводил до абсурда даже самые положи­тельные явления.

Следует различать, с одной стороны, диалектические проти­воречия, неизбежные при тоталитарном режиме, когда всякий плюс неизменно превращается в минус, и, с другой стороны, неис­пользованные, нереализованные возможности (тормозные функ­ции монополизма):

  1. Уровень научно-технического прогресса в области телевизи­онной техники у нас значительно ниже, чем в развитых странах Запада. Это прежде всего касается технических средств создания и воспроизведения телепрограмм, а также их распространения и при­ема.
  2. Ставка на общегосударственную централизацию телевизион­ного вещания со временем стала тормозом в естественном разви­тии телевизионной системы, а в идеологическом плане привела к интеллектуальной и культурной унификации — «лучшему сред­ству» манипулирования общественным сознанием в угоду партий­но-номенклатурной доктрине казарменного социализма и как след­ствие к утрате телевизионным вещанием диалогических свойств (речь идет не о жанровых особенностях, а о природном качестве ТВ, являющемся основой его изначального демократизма).
  3. Жесткое регламентирование деятельности регионального ТВ из центра, диктат местного партийного руководства вели к выше­указанным негативным явлениям, вдобавок еще более снижая ав­торитет местных телеорганизаций (иногда этот «авторитет» стано­вился величиной отрицательной. Однако справедливости ради надо сказать, что в отдельных случаях местные тележурналисты вопре­ки всему создавали популярные телепрограммы, в творческом от­ношении опережая окостеневшее ЦТ).
  4. Коммунистические идеологии недавнего прошлого проводи­ли весьма зыбкую грань между национальным и национализмом, а последний, трактуемый лишь с позиции «революционного пра­восознания», влек за собой жесткие репрессии, поэтому нацио­нальное на ТВ по преимуществу выражалось лишь в языке вещания. Наконец, телевизионное вещание в СССР осуществлялось на 45 языках, а проживали на его территории больше ста наций и народностей.
  5. Бюрократическая система централизованного управления счи­тает свою деятельность самоценной и самодостаточной, стремится к выработанным ею же абстрактным унифицированным показате­лям, омертвляя любое живое дело, препятствуя любым формам прогресса в любой области, не укладывающимся в рамки плано­вой системы и устоявшихся традиций.

Именно поэтому первые признаки крушения тоталитарного режима, признания принципов парламентаризма, многопартий­ности и плюрализма мнений со всей очевидностью продемонст­рировали, что система Гостелерадио изжила себя и требует таких же радикальных преобразований, как и многие другие социаль­но-политические институты в стране.

Движение к гражданскому обществу, строительство обществен­но-правового телевидения требуют совершенствования законода­тельной базы деятельности ТВ. Закон о средствах массовой инфор­мации снял некоторые проблемы во взаимоотношениях властных структур и журналистских коллективов, обеспечил определенную правовую базу деятельности СМИ, но не решил огромного числа специфических телевизионных проблем.

Дальнейшему совершенствованию отечественной системы те­левещания способствовало бы достижение основных целей, сфор­мулированных авторитетной международной Комиссией по по­литике в области радио и телевидения («комиссия Картера—Сагалаева»):

  1. внедрение неизменной, предсказуемой, рациональной и независимой от политических соображений системы лицензиро­вания;
  2. диверсификация владельцев средств распространения ра­дио- и телесигналов;
  3. поощрение перехода от связанного с государством к него­сударственному общественному вещанию и создание надлежащих источников финансирования общественного телевидения;
  4. использование преимуществ новейшей телекоммуникацион­ной технологии для расширения разнообразия источников ин­формации и снижение расходов на содержание телепрограмм.

Сюда же следует отнести два принципиально новых явления, получивших развитие на отечественном ТВ в самое последнее время:

  1. переход от жесткой вертикали (вершина пирамиды — Гос­телерадио, которому подчиняются республиканские, краевые, об­ластные и городские телерадиокомитеты) к горизонтальным свя­зям между различными телеорганизациями;
  2. освоение хорошо знакомого на Западе, но принципиально нового для отечественной телесистемы сетевого принципа рас­пространения телепрограмм.

Оба эти явления взаимосвязаны.

Наиболее простая форма горизонтальных связей — ассоциа­ция. Первая в России Международная ассоциация радио и телеви­дения (МАРТ) образовалась в 1991 г. как союз кабельного и эфир­ного телевидения (СКЭТ). В настоящее время МАРТ объединяет 70 региональных телестанций. Ассоциация помогает своим членам правильно оформить лицензии, приобрести необходимое обору­дование и съемочную технику, предоставляет высококвалифици­рованные юридические консультации, бесплатно обеспечивает информацией с помощью ежемесячного бюллетеня «Март».

Ассоциация спутникового телевидения (ACT) была создана в 1996 г. как открытое акционерное общество. «Телеканал 2 х 2» на­чал реализацию проекта ACT в августе 1995 г. на базе существую­щей собственной сетки дневного вещания. Этот проект предусмат­ривал распространение ТВ-программ из Москвы через систему спутниковой связи на всю территорию России, стран—членов СНГ, места компактного проживания русскоязычного населения (стра­ны Балтии, Болгария, Израиль, Кипр) и привлечение местных телекомпаний для ее ретрансляции с включением собственных программных блоков.

К середине 1996 г. успешно завершены несколько этапов реа­лизации проекта, что позволило перейти на вещание 17,5 часа в сутки, к жесткому сетевому программированию, сформировать ос­новы сети. Телеаудитория в Российской Федерации, получающая программы ACT, составляла 25 млн. человек (214 городов и насе­ленных пунктов, исключая московский регион) и 24 млн. человек в странах СНГ.

Партнерские отношения с региональными телекомпаниями — основной принцип работы ACT. Сотрудничество с открытыми те­леканалами не предусматривает оплаты программ. Региональным телекомпаниям ежедневно предоставляется около 50 минут для раз­мещения местной рекламы в программах ACT. Также для них пре­дусмотрены окна общим объемом не менее четырех часов прайм-тайм (по местному времени). Доход от размещения местной рекла­мы принадлежит региональным телекомпаниям.

На 1 января 1997 г. программу телеканала ACT могли смотреть в 270 городах и населенных пунктах, исключая московский регион. Вот такое «наследство» получила новая телекомпания «ТВ-Центр», вещающая на третьей «кнопке» метрового диапазона (вместо МТК и «2 х 2»).

В 1996 г. Федеральная служба телевидения и радиовещания Рос­сийской Федерации (ФСТР) создает Фонд федеральных проектов и целевых программ телевещания (ТВ-фонд), деятельность кото­рого включает:

— обеспечение региональных телекомпаний РФ отечествен­ной телевизионной продукцией (цикловыми телепрограммами и фильмами);

— организацию производства и распространения телепрограмм с участием региональных телекомпаний;

— организацию и проведение конкурсов, смотров, фестива­лей, семинаров и других мероприятий, способствующих обмену опытом и повышению уровня регионального телевидения РФ;

— осуществление телевизионных проектов и целевых программ телевещания, имеющих федеральное значение.

Договоры на регулярное получение телепродукции в 1996— 1997 гг. от ТВ-фонда заключили ГТРК республик Хакасия и Ма­рий Эл, Камчатка, Бурятия, Калмыкия, Дагестан, Удмуртия, Ев­рейская автономная область и еще 50 областных и краевых госу­дарственных телерадиокомпаний.

Типичное явление последних лет — межрегиональные телеассо­циации. Союз независимых телерадиокомпаний Кубани «Контраст» создан в 1996 г. с целью расширения рекламного рынка, совместной закупки телепродукции, обмена информацией и объединяет 29 ТРК Краснодара, Новороссийска, Армавира, Геленджика, Сочи, в том числе небольшие компании станиц Мостовая, Отрадная, Полтав­ская и др.

Телеканал «Восток» объединил 24 телекомпании: «10-й канал» (Екатеринбург), «Панорама» (Асбест, Свердловская обл.), «Ветта» (Пермь), «Антенна-7» (Омск), «Телемагнит» (Магнитогорск) и др. В каждой из компаний ежедневно от 17.00 до 00.00 по местному времени идет четырехчасовой блок программ телеканала «Восток»: художественный фильм, сериал, мультфильм, развлекательная программа, документальный фильм.

Сюда же следует отнести такие общественные некоммерческие организации, как Национальная ассоциация телевещателей (HAT) и Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ).

HAT создана в 1995 г. Основные направления деятельности:

  • представительство и защита интересов телевещателей в зако­нодательных и исполнительных органах государственной власти (Го­сударственная дума, Совет Федерации, ФСТР России, Министер­ство связи РФ, Госсвязьнадзор, федеральная и региональные на­логовые службы);
  • информационное обеспечение телекомпаний в вопросах за­конодательства, налогообложения, технического контроля, лицен­зирования и др.;
  • практическое содействие членам ассоциации в профессио­нальной подготовке кадров;
  • расширение деловых международных контактов на реклам­ном, программном и техническом рынках с предоставлением рав­ных возможностей всем членам HAT.

Ассоциация разрабатывает спецификацию оборудования по зап­росам телекомпаний и ведет переговоры с фирмами по групповым закупкам с предоставлением пакета льгот и скидок для членов HAT.

Согласно уставу HAT, единственным условием членства в ас­социации является наличие государственной лицензии на веща­ние и соблюдение правовых и этических профессиональных норм деятельности. Сходные задачи ставит перед собой Российская ас­социация региональных телекомпаний:

  • защита интересов телекомпаний—членов РАРТ в федераль­ных органах государственной власти;
  • представление интересов своих членов в международных не­правительственных организациях;
  • организация и проведение консультаций и семинаров по ши­рокому кругу вопросов правового обеспечения деятельности реги­ональных телекомпаний;
  • информационные услуги по широкому спектру организацион­ных, технологических и материально-технических проблем, свя­занных с развитием российской телевизионной сети;
  • проведение ежегодного фестиваля российских региональных телекомпаний.

Членами РАРТ являются 58 телекомпаний от Архангельска до Ярославля.

Первой сетевой принцип распространения телепрограмм на­чала осваивать МНВК «ТВ-6 Москва». Таким же путем пошли вла­дельцы Рен-ТВ, сделав своим партнером в регионах независимую вещательную систему (НВС), которая объединяет 125 региональ­ных негосударственных телекомпаний России и стран СНГ.

Независимая вещательная система (НВС) — одна из первых телевизионных сетей, объединившая региональные негосударствен­ные телекомпании России и СНГ. Программы НВС транслируются национальными телевизионными сетями Украины («УШКА»), Ка­захстана и Киргизии («Сары-Арка»), Белоруссии («ТВС»), Мол­довы («DTG»), Грузии («TNG») и Армении («НВС Армении»).

НВС образовалась в 1993 г. из небольшой группы независимых телекомпаний и в настоящее время объединяет 62 телевизионные станции России, охватывающие своим вещанием 95 городов. Зри­телям предлагается широкий набор высококлассных программ, ко­торые транслируются станциями сети по жесткому сетевому рас­писанию. Однако внутри сетевого программирования предусмотрены значительные окна для местных программ, имеющих в про­винции высокие рейтинги. Объединение сети НВС с одним из луч­ших производителей телевизионных программ — телекомпанией «Рен-ТВ» дало мощный импульс для развития сети. Лучшие про­граммы «Рен-ТВ» уже заняли свое место в программной сетке НВС. Для реализации совместного проекта «Рен-ТВ — НВС», осуществ­ление которого началось в январе 1997 г., было приобретено уни­кальное программное обеспечение. Впервые в Россию был продан пакет программ, содержащий такие мировые хиты, как «Секрет­ные материалы», «Закон Лос-Анджелеса», мультсериал «Симпсоны», большой пакет художественных фильмов и другие програм­мы, имеющие высокие рейтинги во всем мире.

НВС — добровольное объединение телекомпаний. Для вступле­ния в него в первую очередь необходимо желание самой телеком­пании работать по принципам телесети. Вступительные или какие-либо другие взносы не требуются.

Самая молодая российская телевизионная сеть — СТС, создан­ная на деньги американской телекоммуникационной корпорации «Стори-Ферст», контролирующей более 40 телеорганизаций Вос­точной Европы, начала работу 1 декабря 1996 г. Вещание на терри­тории России от Калининграда до Красноярска ведется со спутника «Горизонт» в цифровом стандарте с временным сдвигом 0, +2, +4, +6 часов для соответствия местному времени региональных теле­станций, что обеспечивает выход программ в удобное для зрите­лей время.

Сеть располагает мощной инвестиционной базой для закупки и собственного производства программ. В сетке вещания СТС со­блюдается строгий баланс между отечественными, европейскими и американскими передачами. Команда профессионалов, работающих в СТС, наладила тесные отношения с ведущими мировыми произ­водителями телевизионной продукции — студиями «Уолт Дисней», «Уорнер Бразерс», «Нью Уорлд». Событиями стали премьеры кана­ла — сериалы «Красавица и чудовище», «Альф», «Даллас».

Департамент развития сети СТС активно заключает договоры с региональными телевизионными станциями, которые хотят присое­диниться к сети СТС. К 1997 г. сетевые договоры подписали более 80 телекомпаний, которые транслируют программы в 95 городах 44 регионов России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Ека­теринбурге, Перми, Самаре, Омске, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Саратове, Краснодаре, Ставрополе, Тамбове, Липец­ке, Орле, Рязани, Новгороде, Ярославле, Воронеже и др.

Впервые в практике отечественного телевещания телекомпа­ния СТС в марте 1997 г. начала многопоясную передачу сигнала в режиме реального времени для каждого из часовых поясов. Таким образом, уходит в прошлое громоздкое и дорогостоящее вешание на каждый часовой пояс в отдельности.

Для формирования программы в студии применяется самое современное цифровое оборудование, впервые использована ком­бинация ленточной и дисковой технологий.

Традиционная выдача программ с видеолент осуществляется в автоматическом режиме: группа выпуска формирует в компьюте­ре «play-лист» с порядком прохождения программ, компьютер уп­равляет роботизированным портом, который включает в себя че­тыре цифровых видеомагнитофона, шкаф для хранения готовых к эфиру видеокассет и робота с «лапой»-манипулятором для сме­ны кассет в соответствии с «play-листом». Перед эфиром кассеты закладываются в шкаф, каждая кассета снабжена штрих-кодом для фотосчитывателя, робот перед эфиром проверяет кассеты на соответствие утвержденной программе и производит зарядку кас­сет в нужной последовательности. «Сердцем» многоканальной си­стемы является видеосервер-накопитель, обеспечивающий возмож­ность передачи нескольких цифровых сигналов с временным сдви­гом на все часовые пояса. Контроль над работой всей передающей системы осуществляют всего два человека: выпускающий и инже­нер.

Освоение сетевого принципа организации телевещания успешно проходит и в регионах. Негосударственная телекомпания «Ника-ТВ» (Калуга) с целью расширения зрительской аудитории объе­динила в сеть вещания 14 других независимых телекомпаний как равноправных партнеров, участвующих в формировании общей программной политики.

Межрегиональная телесеть «Кавказский регион» объединила не­зависимые телекомпании Армавира, Владикавказа, Кисловодска, Лермонтова, Нальчика, Пятигорска, Ставрополя и Черкесска. В подобную телесеть «Сибирский регион» входят телекомпании Бар­наула, Бийска, Владивостока, Иркутска, Кемерова, Красноярс­ка, Новосибирска, Омска, Томска, Улан-Удэ и Хабаровска.

Антенное (или эфирное) телевидение, исчерпав возможности метрового диапазона, все активнее использует дециметровый. Рас­тет число кабельных сетей, меняется характер вещания КТВ — ухо­дит в прошлое пиратский прокат зарубежных кинолент, большин­ство станций использует только лицензионную продукцию, а так­же готовит собственные передачи. Все большее развитие получает спутниковое телевидение, в начале 90-х гг. казавшееся чрезвычай­но далекой перспективой. Большой резонанс получило осуществ­ление проекта «НТВ плюс» — создание первых отечественных каналов спутникового телевещания: I — «Спорт», II — «Музыка», III — «Мир кино», IV — «Наше кино».

Опережающими темпами развивается региональное телевеща­ние. В Нижегородской области, кроме государственной телерадио­компании «Нижний Новгород», вещает десяток других: «ННТВ» (уч­редитель — областное Законодательное собрание, арендует 4-й мет­ровый канал у областного телецентра, вещание по понедельникам, четвергам и пятницам); коммерческие станции «Сети НН» (свой 12-й метровый канал); «Волга» (свой 7-й метровый канал); «Стре­жень» (свой 49-й дециметровый канал); «Нижегородская ярмарка» (3 часа в эфире на канале телекомпании «Волга»); «Ника-ТВ» (свой 31-й дециметровый канал, среди учредителей — американская ком­пания GFC); «Эйкел-ТВ» (свой 44-й дециметровый канал). Кроме того, в Дзержинске работает телекомпания «Ока-ТВ» — дочернее предприятие телекомпании «Волга», в Сарове — «Канал-16», в Арзамасе — муниципальная телекомпания.

В Красноярском крае, кроме ГТРК, работает знаменитая ком­пания «Афонтово», имеющая два своих канала — 9-й метровый и 22-й дециметровый; вещает круглосуточно, входит в независимую вещательную сеть, ретранслирует программы НТВ, Рен-ТВ, а также WTH, готовит ежедневные «Новости» (хронометраж 25 мин), ежед­невный информационно-развлекательный блок «Утренний кофе с Афонтово» (2,5 часа), еженедельную аналитическую программу, детскую — «Решето чудес», «Спорт-ревю», «Ева+» и др.

В краевом центре работают коммерческие телестанции «ТВК — 6-й канал» (учредители — алюминиевый завод и «Стройкомбанк»), «Прима-ТВ», «Телесфера», «Русская студия» (во всех учредите­ли — физические лица).

Есть ГТРК в Норильске и на Таймыре. В Норильске также рабо­тает коммерческая телекомпания «Модем», в Канске — «Канск — 5-й канал», в Ачинске — «Ачинск-ТВ», в Железногорске — «Ка­нал-12» и «Эридан».

По данным Госкомстата России, население России на 1 янва­ря 2000 г. составило 145 561,1 тыс. человек; в «телевизионном воз­расте» — около 140 млн.; 97% семей имеют один и более телевизион­ных приемников, 90% из них — цветного изображения (почти полное вытеснение черно-белых телевизоров — один из первых признаков «телевизионной революции» в постперестроечное вре­мя).

Исследователи телеаудитории отмечают заметное увеличение времени (до 4,5 часа в сутки), которое расходуется на просмотр телепередач. Это еще одна особенность переходного периода, во многом объясняемая кризисом большинства учреждений культуры, дороговизной прессы и другой печатной продукции, безрабо­тицей и неполной занятостью и т. д. В больших городах увеличилась аудитория дневных и особенно ночных телепрограмм, в провин­ции телепросмотр раньше начинают и раньше завершают.

Внедрение рыночных отношений, различных форм собствен­ности, свободное, нерегламентируемое ничем, кроме законов, развитие вызвали к жизни принципиально новую телевизионную ситуацию в стране. Происходит тот самый количественный ска­чок, прорыв на отечественном фронте телевизионной многопрог­раммности, о котором в советские времена нельзя было даже по­мыслить.

В процессе бурного развития телесистемы важно осмыслить не­обходимость сохранения вещательной структуры, соответствующей бывшему общесоюзному телевещанию. Приведем некоторые аргу­менты в пользу упрочения, развития и совершенствования на но­вом витке исторической спирали по-своему уникального явления, называвшегося Центральным телевидением:

  1. Существующая материально-техническая база бывшего об­щесоюзного ТВ при всех своих недостатках в ряде основополагаю­щих компонентов не подлежит дроблению, если мы не хотим по­просту уничтожить сложную коммуникационную систему. Спут­ники связи можно использовать для получения телесигнала на локальной территории, но этот сигнал все равно будет доступен в куда более обширном радиусе действия ИСЗ. И хотя запуск спут­ника стоит не так уж дорого (60 млн. рублей в масштабе цен конца 90-х гг.), дело даже не в том, что индивидуальные ИСЗ нерента­бельны для небольшой территории, — куда важнее, что и про­странство космоса (околоземного пространства) небеспредельно, и число вещательных частот ограничено.
  2. Борьба за общее экономическое пространство на территории бывшего СССР, как считают специалисты, — залог будущего оз­доровления экономики. В то же время общее единое телекоммуни­кационное пространство — очевидная реальность, созданная име­ющейся материально-технической базой телевидения.
  3. Чрезвычайно важным фактором является почти полное со­впадение телекоммуникационного пространства с информацион­ным пространством, т.е. наличие общезначимой информации и потребность в ней совпадают с возможностями ее распростране­ния. Специфическую информацию, характерную для того или иного региона, той или иной группы общества (части аудитории), рас­пространяют региональные, профильные телеканалы. Но существует и более общий пласт информации, представляющий интерес для совокупности аудиторий, имеющих возможность приема интегрированного (центрального) телеканала, который должен стать сред­ством обмена телевизионной, информацией, средством межнацио­нального, межгосударственного общения. Это уже экстерритори­альный, транснациональный телеканал, распространяющий ин­тегрированные программы.
  4. Общая природа изобразительных средств, видеоязыка совре­менного телевидения очевидна. Содержание любой «картинки», появляющейся на экране телевизора, понятно каждому телезрите­лю. Однако главным носителем содержательной информации (идеи, мысли) является вербальный язык как составная часть аудиовизу­ального образа. Языковой барьер непреодолим в коммуникацион­ном акте, в процессе обмена информацией. Но в телекоммуникацион­ном пространстве бывшего Советского Союза данной проблемы прак­тически не существует, ибо издавна установившееся официальное двуязычие во всех национальных образованиях, широкое распрост­ранение русского языка как средства межнационального общения делает доступной любую информацию на одной шестой части пла­неты и везде, где есть русскоязычное население. Таким образом, телевидение становится также инструментом обслуживания рус­ской диаспоры во всем мире3(при наличии соответствующих тех­нических условий).
  5. Если мы говорим о крахе политики изоляционизма, об унич­тожении вместе с «железным занавесом» его информационного эквивалента, если мы строим гражданское общество, признаем приоритет общечеловеческих ценностей, значит, не только жела­тельна, но и неизбежна наша интеграция в систему мировидения. Но для этого куда больше возможностей у первично интегриро­ванного (межгосударственного, транснационального) ТВ, чем у различных его компонентов, какими бы развитыми сами по себе они ни были.
  6. И наконец, интегрированный межгосударственный телека­нал со временем будет обладать суммарным авторитетом террито­рий, которые окажутся в зоне его действия. Здесь рациональнее и эффективнее проводить крупные культурные и пропагандистские акции, а также сообща финансировать научные исследования, со­вместные программы технического развития. Кроме того, участие в интегрированном телеканале (в том числе путем купли-прода­жи цикловых передач или разовых программ, телесериалов и от­дельных рубрик) — стимул для саморазвития региональных теле­организаций.

Дальнейшее развитие «экономического плюрализма» ведет к подлинной многопрограммности. Когда-то считалось, что отече­ственному ТВ достаточно пяти каналов, а сегодня в Москве, кро­ме семи эфирных каналов, повсеместно принимают еще один-два кабельных, около десятка в дециметровом диапазоне. Кроме того, можно подписаться на просмотр (без установки «тарелки» — ан­тенны спутникового телевидения) пакета программ 9 или 16 за­рубежных каналов, среди которых английская Би-би-си, фран­цузская ТВ-5, германская ПРО-7, американский Суперчэнел, Евроспорт, Евроньюз, Си-эн-эн, МТВ и др.

Что же касается владельцев спутниковых антенн, то специали­сты утверждают, что в Москве и ее окрестностях можно прини­мать более ста телеканалов. Спутники Intelsat транслируют 5 теле­программ Италии, 4 — Норвегии, 3 — Англии. Спутники Astra по­зволяют принимать 9 программ телевидения Германии, Англии, США. Спутник Turksat транслирует 9 турецких телеканалов. После запуска принципиально нового спутника Hot Bird (Жар-Птица) в Москве можно принимать при помощи «тарелки» диаметром всего 90 см 16 телеканалов со всего света.

Таким образом, мировидение становится реальностью, и рос­сийская телеаудитория постепенно приобщается к общемировому информационному телеобмену.

Что касается дифференциации, профилирования отечествен­ных телеканалов в процессе развития многопрограммности, то она будет протекать

по тематическому признаку: информация; музыка; кино; куль­тура и искусство и т.д.;

по аудиторному (адресному) признаку: для детей; для молоде­жи; для женщин; для пенсионеров; для пожилых людей; для домо­хозяек и т.д.;

по национальному признаку: республиканская программа; про­грамма для национальных групп населения; программа для про­живающих вне территорий своих национальных образований;

по территориальному признаку: общегосударственная (интег­рационная — межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию) телепрограмма, местная (региональная, вплоть до ка­бельной сети поселка, микрорайона) программа;

по временному признаку: круглосуточные программы; програм­мы, вещающие определенное время (или с плавающим графиком вещания);

по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный (функционирующий за счет абонементной пла­ты телезрителей либо подписной, по аналогии с печатной периодикой); общественный (работающий за счет фондов обществен­ных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц); коммерческий (самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы); арендный (политическая партия, общественное движе­ние, государственная или кооперативная организация, частное лицо или программная телефирма арендуют время у вещательной орга­низации).

Независимо от технической и организационной базы реализа­ции вещательной деятельности любой действующий или вновь со­здаваемый телеканал будет непременно обладать одним или не­сколькими указанными типологическими признаками.

Однако сегодняшние функции телеэкрана не ограничиваются возможностями вещания. Телеэкран становится все более поли­функциональным. По крайней мере три его функции общеизвест­ны: телевизор, видеотелефон и дисплей компьютера. Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности:

  • антенное (традиционное, классическое, трансляционное) те­левизионное вещание;
  • спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) те­левидение (мировидение);
  • кабельное (абонентское) телевидение;
  • кассетное (видеотечное) телевидение — видеодиски (лазеровидение);
  • титровое телевидение — видеотекс, телетекст.

Единственной средой бытования и формой существования тра­диционного антенного телевещания является телевизионная про­грамма, характеризуемая прежде всего необратимым временным фактором. Спутниковому и кабельному ТВ далеко не в такой степени присущи характерные признаки программности, а система повто­ров отдельных передач и целых программных блоков ослабляет фак­тор необратимости времени трансляции. Более того, неограничен­ное по времени (круглосуточное, не принимающее во внимание время суток, ибо зона приема телесигнала нередко столь велика, что ре­жим дня у различных групп телезрителей не совпадает) вещание рождает новые формы организации телепрограммы. Чаще всего тот или иной канал спутникового ТВ специализируется на одном из ви­дов вещания: Си-эн-эн — круглосуточные новости со всех уголков планеты, Эм-ти-ви — телеканал современной музыки, действую­щий по принципу «нон-стоп».

На кабельном ТВ количество телевизионных каналов неизбеж­но ведет к новому качеству дифференциации вещания по зритель­ским интересам. И все же антенное, спутниковое и кабельное ТВ используют форму вещания, трактуемого как специфический способ распространения общественно значимой информации техни­ческими (аудиовизуальными) средствами.

Для кассетного телевидения не характерны ни программность, ни вещательные характеристики, что объясняется почти полной индивидуализацией использования видеокассет зрителями, воз­можностями их просмотра в любое удобное для владельца видео­магнитофона время. Воспринимаемое многими как продолжение кинематографа, кассетное ТВ сейчас обретает черты самостоятель­ного, весьма оригинального и эффективного средства массовой информации. В качестве примера можно привести видеожурнал типа «Огонек-видео», кассеты которого не просто служат иллюстраци­ей, видеодополнением популярного массового издания, но обла­дают чертами нью-медиа с ярко выраженными информационны­ми, пропагандистскими, социокультурными, просветительскими и рекреативными функциями.

Логически рассуждая, можно предположить, что при всемер­ном распространении кассетного и многоканального кабельного ТВ, имеющего значительное количество художественных программ, для антенного телевидения появится необходимость в немалой сте­пени сократить развлекательный раздел вещания. Уместными здесь будут лишь яркие премьеры художественных произведений соб­ственно телевизионного производства, прямые трансляции уни­кальных публичных выступлений художественных коллективов, хорошо сделанная культурная хроника. Все виды телепродукции — от различных сериалов до классики киноискусства и золотого фонда музыкальной культуры — удел специализированных каналов ка­бельного ТВ, кассет и видеодисков.

Глобальный характер спутникового ТВ требует информации со­ответствующего характера: ее уровень, значимость, глубина ос­мысления и яркость формы должны совпадать с масштабами по­тенциальной аудитории. Разумеется, и степень интернационализа­ции этой информации должна быть несравненно выше, чем у национальных телесетей, что не означает отказа от национального своеобразия.

Первое спутниковое телевидение на русском языке — «НТВ плюс» — вещает с ноября 1996 г. Первоначально оно включало в себя четыре, потом пять основных каналов, а также (за отдельную плату) ночной канал. За два с половиной года на «НТВ плюс» под­писались более 150 тыс. человек. Первое действительно частное ТВ, совершенно независимое от государства, но действующее лишь при наличии принимающей тарелки, пережило два кризиса. Первый — творческий. По большому счету зрелищными оказались только спортивный канал и «Мир кино». «Наше кино» грешило частыми повторами, что можно объяснить трудностями, переживаемыми отечественным кинематографом. Эротика, которую так ждали от­дельные подписчики, не оправдала их ожиданий. Пошел вал крити­ческих писем, некоторые отказывались вносить абонентскую плату. Однако сама плата была стабильной и достаточно низкой, что дало возможность постоянно увеличивать количество «тарелок».

Но тут разразился финансовый кризис 17 августа 1998 г. «НТВ плюс» решило игнорировать крах рекламного рынка и резкое умень­шение доходности от телепродукции и пошло на новый весьма смелый проект: переход с аналогового на цифровое оборудование. На это холдинг «Медиа-Мост» затрачивает огромные средства. В подмосковном Сколкове в рекордные сроки возводится первая очередь приемно-передающего комплекса, предназначенного для цифрового вещания и управления собственным спутником.

Спутник «Бонум-1/Мост-1» был выведен на орбиту с мыса Канаверал в США 22 ноября 1998 г. В начале 1999 г. спутник обес­печивал трансляцию 18 телеканалов, преимущественно на рус­ском языке. Кроме старых, выходящих на аналоговом ТВ, это еще один детский канал «Nickelodeon» западного образца, из спортив­ных — два новых: «Eurosport» и собственный чисто футбольный канал, популярные повсюду в мире научно-познавательные про­граммы «Animal Planet» и «Discovery». Любители боевиков получи­ли возможность смотреть их 24 часа в сутки в режиме «non-stop». Канал «Romantica» удовлетворяет любителей латиноамериканс­ких мыльных опер. В апреле 1999 г. спутниковых каналов стало 20: добавился хорошо раскрученный в США «Hillmark», показываю­щий телевизионные фильмы и мини-сериалы, и еще один дет­ский — «Fox Kids». Это количество программ укладывается в во­семь вариантов подписки. Продажу аналогового оборудования ком­пания прекратила, но заверила владельцев аналоговых комплектов, что будет продолжать вещание до тех пор, пока последний из них не будет заменен на цифровой.

Для наших соотечественников за рубежом в Западной Европе и Израиле русскоязычное вещание осуществляет «HTB-International».

В любом случае очевидно, что до тех пор, пока спутниковое телевидение не станет столь же привычным, как и антенное, орга­низаторам этой формы вещания следует учитывать ожидания те­леаудитории, ее потребности в хроникальной и культурной ин­формации мирового значения.

Спутниковое телевидение стало престижным и модным не толь­ко в Западной Европе и Америке. В бывших социалистических стра­нах и в бывших советских республиках сегодня наблюдается откровенный «бум» спутникового ТВ. В качестве примера можно привести сеть спутниковой связи «Ямал», созданной в 1992 г. от­крытым акционерным обществом «Газпром», в которое, кроме газодобывающих гигантов Тюмени, Надыма, Уренгоя и Ямбурга, вошла ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Ко­ролева. В настоящее время система «Ямал» использует геостацио­нарный космический аппарат «Горизонт», дающий возможность распространения от одной до четырех телевизионных программ в одном стволе спутникового ретранслятора. В системе используется цифровое кодирование и уплотнение телевизионных сигналов с высокой степенью сжатия.

Масштабы развития сети спутниковой связи «Ямал» таковы: в 1997 г. охват — 10 млн. жителей Сибири и Крайнего Севера; в 1998 г. — расширение зоны охвата до 45 млн. телезрителей; в 1999 г. — охват 70% территории Российской Федерации и СНГ. В 2000 г. ожидается полномасштабная реализация системы распространения, включая территории стран Балтии, Центральной и Западной Европы (Польши, Венгрии, Чехии, Австрии, Германии, Франции и др.).

Пока возможности вещания системы «Ямал» не превышают 4 часа в сутки, после запуска ретрансляторов «Ямал-100» предус­матривается увеличение времени передач до 12 часов в сутки. Спут­ники «Ямал-100» создаются ОАО «Газпром» совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» при техническом участии аме­риканских аэрокосмических фирм. Здесь применяются самые последние достижения космической техники и технологии, элек­троники, двигателестроения.

Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение — своеобразный кентавр с телеэкраном вме­сто головы и ЭВМ вместо туловища. Сейчас трудно сказать, что более повлияет на внутренний мир нынешнего подрастающего по­коления — школьное образование, учебно-просветительские про­граммы ТВ (и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взя­тых) или видеоигры — один из наиболее перспективных разделов компьютеровидения.

Но в электронные игры включаются не только дети. Специаль­ные программы научат управлять автомобилем и самолетом, атом­ной электростанцией и транснациональной компанией, почувство­вать себя в кресле президента или главнокомандующего. Симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего поколения позволяет синтезиро­вать трехмерные изображения, создающие невиданные ранее воз­можности для «бизнес-график» — машинного проектирования, осо­бенно промышленного дизайна. Специалисты называют эту новую функцию телеэкрана инфографией.

Компьютерная графика уже сегодня заняла заметное место в оформлении телепередач. Это реальный путь к стереотелевидению.

К телевизионным новинкам следует отнести также телетекст, видеотекс, телефаксимиле, другие системы персонального инфор­мирования потребителей. Все это так называемое титровое телеви­дение. Видеотекс — принятое во многих странах мира обозначение для интерактивных служб — систем передачи информации по про­водам телефонной сети. Не следует путать его с термином «видео­текст», означающим способ передачи текстовой и графической информации через эфир, по каналам телевидения, параллельно с обычными вещательными программами. Этот способ во всем мире именуется «телетекстом». Получение печатной копии с телевизион­ного изображения называется репрографией.

Интерактивные мультимедиа — одно из наиболее перспектив­ных направлений в развитии ТВ. Телевидение впервые применило своеобразную систему интерактивного ТВ во время Олимпийских игр в Барселоне. До начала соревнований журналисты имели воз­можность выбирать потенциальных победителей, а в последний момент перед финишем состязания могли получить конкретный результат прогноза, который потом легко сравнить с истинным результатом.

Испанское телевидение (RTVE), не желая останавливаться на достигнутом, совместно со специально созданным предприятием, приступило в 1993 г. к передаче экспериментальных программ в рамках интерактивной системы. Для успешного приема интерак­тивных передач RTVE использует особый прибор под названием TELEPICK. В его состав входят декодер, микрокомпьютер, мони­тор, принтер и модем. Примечательно, что такая система не влия­ет на нормальную работу обычной телесети.

«TELEPICK» подключается к телевизору и телефонной линии. Таким образом телезритель получает, например, возможность уча­ствовать в разгадке слов во время телеигры типа «Поле чудес». Во время передачи о кулинарном искусстве достаточно нажать клавишу автоматического запроса и через несколько секунд можно получить на принтере запись того или иного рецепта. Так же легко, путем нажатия специальной кнопки, большинство зрителей выбирают один из двух блоков передач (в каждом один художественный и один до­кументальный фильмы или мультфильм и сериал). Используя клави­атуру приемной системы, можно получить приз за победу, вступить в прямой контакт с участниками игры «по другую сторону экрана».

Разработаны проекты использования такой интерактивной си­стемы для оперативного приобретения авиабилетов или билетов в кинотеатр, не выходя из дома.

Недалек и тот день, когда можно будет «дозировать» объем сцен насилия и непристойностей на экране своего телеприемника. Компания «Video Freedom» из Сан-Диего считает, что при помо­щи новых технологий телезритель сможет легко и просто контро­лировать содержание любой программы. Специальная система спо­собна отобрать шокирующий материал по четырем категориям: секс и нудизм, насилие, ненормативная лексика. Телезрителю предоставляется возможность убрать нежелательные фрагменты в рамках этих четырех категорий.

Это последнее чудо телевизионной техники, находящееся в ста­дии эксперимента, сослужит хорошую службу тем, кто критичес­ки относится к отдельным телепрограммам.

Современное развитие телевидения идет по пути все большей массовизации производства и индивидуализации потребления. Не­сомненно, учет специфики и возможностей каждого СМК, каж­дого вида тележурналистики, а также потребностей аудитории, которые она идентифицирует именно с данной функцией телеэк­рана, — перспективный путь организации деятельности и плани­рования системы информации, распространяемой аудиовизуаль­ными средствами.


1 В конце 80-х гг. в Париже смотрели 15 каналов, в Брюсселе — 20. в Нью-Йорке — 30, в Бостоне — 50. По мнению специалистов, в ближайшие годы на европейский континент обрушатся 150 телепрограмм, и уже создаются телепри­емники нового поколения, способные принимать 600 и более каналов.
2 Такое деление закреплено в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» (ст. 31). См.: Законодательство и практика средств массо­вой информации. 1995. № 9. С. 6.
3 В США работает несколько русскоязычных кабельных телеканалов, но Рос­сия к этому не имеет никакого отношения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.