Здавалка
Главная | Обратная связь

Гл а в а 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ



ПРЕДИСЛОВИЕ


 

 


Рецензенты: кандидат юридических наук, зав. отделом социального

законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве

Российской Федерации Н.В.Путило;

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

 

педагогики, проректор Омского государственного

педагогического университета Н. В. Чекалева

Федорова М.Ю.

ФЗЗЗ Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. по­собие для студ. высш. пед. учеб. заведений /М.Ю. Федорова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. —

192 с.

ISBN 978-5-7695-6046-0

В учебном пособии дана характеристика нормативно-правового обеспе­чения образования в Российской Федерации. Анализируются новейшие нормативные правовые акты в области образования, рассматриваются пра­вовые вопросы создания и организации деятельности образовательных уч­реждений, раскрываются основы правового статуса участников образова­тельного процесса. Законодательный и фактический материал дан на 1 июня

2008 г.

Для студентов педагогических высших учебных заведений. Может быть полезно практическим работникам образовательных учреждений и органов

управления образованием.

УДК 37.014.5(075.8)

ББК 67:74я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

Федорова М.Ю., 2008

ISBN 978-5-7695-6046-0

1 Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 > Оформление. Издательский центр «Академия», 2008


Успех социально-экономических реформ во многом опреде­ляется уровнем образования граждан, степенью их готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений. Практика развитых западных стран показывает, что социальную базу ры­ночных преобразований составляют «сильные» социальные слои, высокообразованные граждане, которым легче адаптироваться к новым условиям. Образование и воспитание — это основа соци­ума. Они обусловливают эффективность всех остальных, в том числе экономических, элементов и факторов общественного про­гресса.

Образование как целенаправленный процесс обогащения лич­ности и групп людей фундаментальными и прикладными знания­ми, соответствующими современному уровню развития, охваты­вает целую систему отношений, складывающихся между государ­ством и личностью, между государством и образовательными уч­реждениями, между педагогами и обучающимися и др. Все эти отношения нуждаются в адекватном регулировании, которое осу­ществляется как правовыми нормами, так и нормами профессио­нальной педагогической этики. Правовое и нравственное регули­рования образовательных отношений взаимодействуют между со­бой. Но приоритет следует отдать именно правовому регулирова­нию, потому что все субъекты образования наделены соответству­ющими правами и обязанностями в данной сфере. Эти права и обязанности должны быть реализованы, что достигается в том числе посредством применения мер государственного принуждения (включая меры юридической ответственности).

При этом нельзя недооценивать того важного факта, что сис­тема образования способна к самоуправлению и саморазвитию. Главное, чтобы процессы самоорганизации системы образования не нарушали прав и интересов ее субъектов, осуществлялись в рамках определенных законом общих принципов и требований по организации образования.

Система образования представляет собой школу демократии. Именно здесь формируется человеческая личность. В системе об­разования обучающийся получает не только знания в области ес­тественных и гуманитарных наук, но и представления о своем предназначении в обществе, о своих правах и обязанностях. Она


 


призвана обеспечить положительную социализацию личности обу­чающихся. Поэтому основные закономерности ее функциониро­вания и развития находят свое отражение в праве. Правовые нор­мы фиксируют структуру системы образования, закрепляют ос­новные требования к ее элементам, устанавливают основы право­вого статуса образовательных учреждений, преподавателей и обу­чающихся. Они регулируют отношения по управлению системой образования, ее финансовому обеспечению. Правовые нормы рег­ламентируют принципы организации образовательного процес­са, позволяющие обеспечивать реализацию прав и интересов всех его участников. В законодательстве предусматриваются гарантии и льготы, направленные на обеспечение реализации гражданами конституционного права на образование, меры социальной за­щиты обучающихся и преподавателей. В единстве и взаимодей­ствии эти правовые нормы образуют новую комплексную отрасль права, которую принято именовать образовательным правом.

Знания законодательства об образовании необходимы не толь­ко юристам и специалистам в области управления системой обра­зования. Потребность в них испытывают педагоги и преподавате­ли образовательных учреждений различных типов и видов. Наибо­лее высокие требования с этой точки зрения вполне обоснованно предъявляются к учителям общеобразовательных учреждений, поскольку объектом их профессионального воздействия являются несовершеннолетние обучающиеся, обладающие специальным правовым статусом в системе образовательных правоотношений.

Неслучайно вопросам правового обеспечения образования уде­ляется значительное внимание в процессе профессиональной под­готовки педагогов-психологов. Государственный образовательныйстандарт высшего профессионального образования по специаль­ности «Педагогика и психология с дополнительной специально­стью», который был утвержден приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 31 января 2005 г., в числе про­чих общепрофессиональных дисциплин федерального компонен­та предусматривает курс «Нормативно-правовое обеспечение об­разования» общей трудоемкостью 72 часа.

Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направ­ленную на психологическое-обеспечение образовательного про­цесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способ­ствовать социализации, формированию общей культуры лично­сти, осознанному выбору и последующему освоению профессио­нальных образовательных программ; содействовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающих­ся, педагогических работников и родителей; использовать разно­образные приемы, методы и средства обучения; соблюдать права


и свободы учащихся, предусмотренные Законом РФ «Об образо­вании», Конвенцией о правах ребенка; систематически повышать свою профессиональную квалификацию; участвовать в деятель­ности методических объединений и в других формах методиче­ской работы; осуществлять связь с родителями (лицами, их заме­няющими); выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Для решения этих задач педагог-психолог должен знать основы законодательства Российской Федерации в области образования в его соотношении с важнейшими международно-правовыми акта­ми в этой сфере. Он должен иметь представление о правовом ста­тусе образовательного учреждения, об основных требованиях по организации образовательного процесса, о статусе его основных участников — обучающегося, его законных представителей и пе­дагога. Достаточно подробно надлежит изучить особенности пра­вового статуса несовершеннолетнего обучающегося, способы обес­печения и защиты его прав и интересов.


РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Гл а в а 1

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Понятие, уровни и формы получения образования

Термин «образование» может рассматриваться в разных значе­ниях. Образование является одной из важнейших сфер обществен­ной жизни. Образование — это отрасль социальной сферы и от­расль экономики. Часто говорят об образовании как о квалифика­ционном требовании при замещении тех или иных должностей, при заключении трудового договора. В контексте настоящего учеб­ного пособия нас будет интересовать легальное, т.е. закрепленное взаконе, определение образования. Оно содержится в преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Обобразовании» (с послед, изм. и доп.).

Под образованиемпонимается целенаправленный процесс воспи­тания и обучения в интересах человека, общества, государства, со­провождающийся констатацией достижения гражданином (обуча­ющимся) установленных государством образовательных уровней (обра­зовательных цензов). Таким образом, образование — это процесс, который отвечает следующим признакам:

1) целенаправленность;

2) организованность и управляемость;

3) завершенность и соответствие требованиям качества.

В образовательном законодательстве понятие «уровень» исполь­зуется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Зако­на РФ «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предоставлении платных обра­зовательных услуг должен помимо прочих условий определять также уровень образования.

Образовательный уровень (образовательный ценз) — это мини­мально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая гра­ница нижнего уровня освоения этого объема содержания. В Россий­ской Федерации установлено шесть образовательных уровней (об­разовательных цензов):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;


 

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование (п. 5. ст. 27
Закона РФ «Об образовании»).

Достижение того или иного образовательного ценза обязатель­но подтверждается соответствующими документами. Освоение определенного образовательного уровня является необходимым условием для продолжения обучения в государственном и муни­ципальном образовательном учреждении последующего образо­вательного уровня. Наличие профессиональных образовательных цензов является условием для допуска к определенным видам дея­тельности, к занятию определенных должностей.

Можно сделать вывод, что уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. Общеобразо­вательные программы реализуются на таких уровнях образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (пол­ное) общее, а профессиональные образовательные программы — на уровнях начального, среднего, высшего и послевузовского об­разования. Дополнительные образовательные программы (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») осуществляются в пределах каждо­го уровня профессионального образования.

Дошкольное образование(ст. 18 Закона РФ «Об образовании») преследует цели воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных способностей детей и подготовки их к обучению в школе.

Общее образованиевключает в себя три ступени, соответству­ющие уровням образовательных программ: начальное общее, ос­новное общее и среднее (полное) образование. Задачами началь­ного общего образования являются воспитание и развитие обучаю­щихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементам теоретического мышления, про­стейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. На­чальное общее образование — это база для получения основного общего образования, которое должно создать условия для воспита­ния, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социаль­ному самоопределению. Оно является базой для получения сред­него (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Среднее (полное) общее образование должно развить в обучающихся интерес к познанию окружающего мира, их творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности на основе диффе­ренциации обучения. На этой ступени обучения вводятся допол­нительные предметы по выбору самого обучающегося в целях ре-


ализации егоинтересов, способностей и возможностей. Таким образом осуществляется первичная профессиональная ориента­ция школьников.

Начальное профессиональное образование(ст. 22 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает подготовку работников квалифици­рованного труда (рабочих и служащих) по всем основным на­правлениям общественно полезной деятельности на базе основ­ного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование(ст. 23 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и рас­ширении образования. Базой для его получения могут быть основ­ное или полное общее и начальное профессиональное образова­ние. Среднее профессиональное образование может быть осуще­ствлено на двух образовательных уровнях — базовом и повышен­ном. Базовый реализуется по основной профессиональной обра­зовательной программе, обеспечивающей подготовку специали­стов среднего звена, которая должна включать в себя общие гума­нитарные, социально-экономические, математические, общие естественно-научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, а также производственную (профессиональную)

практику.

Срок обучения на базе основного общего образования состав­ляет не менее трех лет. Повышенный уровень среднего профессио­нального образования обеспечивает подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Основная про­фессиональная образовательная программа на этом уровне состо­ит из двух компонентов: программы обучения специалиста сред­него звена по соответствующей специальности и программы до­полнительной подготовки, которая предусматривает углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую под­готовку по отдельным учебным дисциплинам (циклам дисцип­лин). Срок обучения в данном случае составляет не менее четырех лет. В документе об образовании делается запись о прохождении углубленной подготовки по специальности.

Высшее профессиональное образование(ст. 24 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку и переподготовку спе­циалистов соответствующего уровня. Оно может быть получено на базе среднего (полного) образования либо среднего профессио­нального образования. Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. Установлены следующие ступени высшего образования:

 

- неполное высшее образование;

- бакалавриат;

- подготовка дипломированных специалистов;

- магистратура.
8


Минимальные сроки обучения на указанных ступенях состав­ляют соответственно два, четыре года, пять и шесть лет. Первый уровень является неполным высшим образованием, которое долж­но осуществляться по части основной образовательной програм­мы. Завершение данной части программы позволяет продолжить высшее образование или, по желанию студента, без итоговой ат­тестации получить диплом о неполном высшем образовании. Вто­рой уровень обеспечивает подготовку специалистов с квалифика­цией «бакалавр». Он завершается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего диплома. Третий уровень высшего образования может осуществляться по образовательным программам двух ти­пов. Первый из них состоит из программы обучения бакалавров по определенному направлению и специализированной научно-исследовательской или научно-педагогической подготовки в объеме не менее двух лет и завершается итоговой аттестацией, включаю­щей в себя выпускную работу (магистерскую диссертацию), с при­своением квалификации «магистр», удостоверенной дипломом. Второй вариант образовательной программы предполагает подго­товку и государственную итоговую аттестацию с присвоением ква­лификации специалиста (инженер, учитель, юрист и др.), что также подтверждается дипломом.

Послевузовское профессиональное образование(ст. 25 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает повышение уровня образования, а также научной, педагогической квалификации на базе высшего образования. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнкту­ре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организаци­ях. Его также можно условно разделить на две ступени: под­готовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кан­дидата наук и доктора наук по специальности.

От профессионального образования следует отличать профес­сиональную подготовку (ст. 21 Закона РФ «Об образовании»), ко­торая преследует цель — ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обуча­ющегося и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образова­тельных учреждениях: в межшкольных учебных комбинатах, учеб­но-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а так­же в образовательных подразделениях организаций, имеющих со­ответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготов­ки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответ­ствующие лицензии.

Определяя образование как целенаправленный процесс обуче­ния и воспитания в интересах гражданина, общества и государ­ства, необходимо принимать во внимание, что оно может быть


 


получено в различных формах, наиболее полно отвечающих по­требностям и возможностям субъектов образовательного процес­са, прежде всего обучающегося. Форму получения образования в самом общем смысле можно определить как способ организации об­разовательного процесса. Классификация форм получения образо­вания осуществляется по нескольким основаниям. В первую оче­редь в зависимости от способа участия образовательного учреждения в организации учебно-воспитательного процесса раз­граничивается получение образования в образовательном учреж­дении и вне его.

В образовательном учрежденииобучение может быть организо­вано по очной, очно-заочной {вечерней), заочной формам. Различия между ними заключаются в основном в объеме аудиторной на­грузки, точнее — всоотношении между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося. Например, если при оч­ной форме обучения на аудиторную работу должно приходиться не менее 50 процентов всего объема часов, отведенных для осво­ения образовательной программы, то для обучающихся по очно-заочной форме — 20, а по заочной — 10 процентов. Этим обуслов­ливаются и другие особенности организации образовательного процесса на разных формах обучения (в частности, определение количества консультаций, методического обеспечения и др.).

В последние годы в связи с развитием информационных техно­логий (компьютеризация, Интернет-ресурсы и др.) все большее распространение получают дистанционные образовательные тех­нологии. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных техно­логий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогическо­го работника, называются дистанционными (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Она обеспечивает доступ к образованию для тех граждан, которые по каким-то причинам не имеют возможности получить образование в традиционных формах (проживающие в отдаленных местностях, страдающие теми или иными заболева­ниями и др.). Дистанционные образовательные технологии могут использоваться при всех формах обучения. Порядок использования дистанционных образовательных технологий был утвержден при­казом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137. Наряду с традици­онными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, учебные видео­фильмы, аудиозаписи и т. п. Текущий контроль и промежуточная аттестация могут осуществляться традиционными методами или с использованием электронных средств, обеспечивающих иден­тификацию личности (цифровой электронной подписи). Обяза­тельная итоговая аттестация проводится в форме традиционного


экзамена или защиты дипломной работы. Производственные прак­тики обучающиеся проходят в обычном режиме, в то время как учебные могут быть организованы с применением дистанцион­ных технологий. Соотношение объема проведенных учебных, ла­бораторных и практических занятий с использованием дистанци­онных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образо­вательным учреждением.

Вне образовательного учрежденияорганизуется семейное обра­зование, самообразование и экстернат. В форме семейного образо­вания могут быть освоены только общеобразовательные програм­мы. Такая форма образования актуальна для определенных катего­рий обучающихся, которые могут испытывать трудности в освое­нии образовательных программ в обычных условиях. Возможно, кроме того, получение помощи педагогов, работающих на дого­ворной основе, или родителей. В любом случае обучающийся про­ходит промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательном учреждении. Для организации семейного обра­зования родители (иные законные представители) обучающегося заключают с общеобразовательным учреждением соответствую­щий договор, который может предусматривать обеспечение руко­водства по освоению общеобразовательной программы педагога­ми учреждения, проведение индивидуальных занятий по всем или нескольким предметам учителями данного учреждения либо са­мостоятельное их освоение. Образовательное учреждение соглас­но договору предоставляет обучающемуся на время обучения бес­платно учебники и другую необходимую литературу, оказывает ему методическую и консультативную помощь, предоставляет воз­можность выполнения практических и лабораторных работ на име­ющемся оборудовании и осуществляет промежуточную (четверт­ную или триместровую, годовую) и государственную аттестацию. Труд учителей, которых образовательное учреждение привлекает для работы с обучающимся по данной форме, оплачивается на условиях почасовой оплаты исходя из тарифной ставки учителя. Порядок учета проведенных занятий определяется самим образо­вательным учреждением.

За освоение обучающимся образовательной программы роди­тели совместно с образовательным учреждением несут ответствен­ность в полном объеме. Родителям должны выплачиваться допол­нительные денежные средства в размере затрат на образование каждого обучающегося на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном учреждении. Конкретный размер определяется исходя из местных нормативов финансиро­вания. Выплаты производятся в соответствии с договором из фон­да экономии средств образовательного учреждения. Дополнитель­ные расходы родителей на организацию семейного образования,


превышающие установленные нормативы, покрываются ими за счет собственных средств. Родители вправе на любом этапе обуче­ния расторгнуть договор и перевести ребенка на другую форму освоения образовательной программы. Образовательное учрежде­ние также имеет право расторгнуть договор в случае неуспеваемо­сти обучающегося по итогам двух и более четвертей по двум и более предметам, а также в случае неуспеваемости по итогам года по одному или нескольким предметам. При этом повторное осво­ение программы в данной форме не допускается.

Самообразование представляет собой самостоятельное освоение обучающимся образовательной программы. Юридическое значение оно приобретает только в сочетании с экстернатом. Под экстерна­томпонимается аттестация лиц, самостоятельно осваивающих об­разовательную программу. Экстернат допускается как в системе об­щего, так и в системе профессионального образования. Положе­ние о получении общего образования в форме экстерната было ут­верждено приказом Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884. Любой обучающийся вправе избрать экстернат как форму обуче­ния. Для оформления экстерната необходимо подать заявление ру­ководителю общеобразовательного учреждения не позднее чем за три месяца до аттестации и представить имеющиеся справки о промежуточной аттестации или документ об образовании. Экстер­ну предоставляются необходимые консультации по учебным пред­метам (включая предэкзаменационные) в объеме не менее двух часов, литература из библиотечного фонда учреждения, возмож­ность пользоваться предметными кабинетами для проведения ла­бораторных и практических работ. Экстерны проходят промежу­точную аттестацию в порядке, определяемом учреждением. Если они прошли аттестацию за полный курс переводного класса, их переводят в следующий класс, а по окончании определенной сту­пени обучения допускают к итоговой аттестации.

По аналогичной схеме (правда, с некоторыми особенностя­ми) реализуются в форме экстерната профессиональные образо­вательные программы. Например, Положение об экстернате в го­сударственных, муниципальных высших учебных заведениях Россий­ской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033, предоставляет право на получение выс­шего образования в такой форме лицам, имеющим среднее (пол­ное) общее или среднее профессиональное образование. Прием и зачисление в вузы осуществляются в общем порядке. Кроме сту­денческого билета и зачетной книжки экстерну выдается аттеста­ционный план. Он бесплатно обеспечивается примерными про­граммами учебных дисциплин, заданиями для контрольных и кур­совых работ, другими учебно-методическими материалами. Теку­щая аттестация экстернов включает в себя прием экзаменов и за­четов по дисциплинам, предусмотренным основной образователь-


ной программой по избранному направлению подготовки или специальности; рецензирование контрольных и курсовых работ, отчетов по производственной и преддипломной практикам; при­ем лабораторных, контрольных, курсовых работ и отчетов по прак­тике. Прием экзаменов проводится комиссией из трех штатных профессоров или доцентов, назначаемой распоряжением декана факультета. Сдача экзамена протоколируется членами комиссии. К протоколу прилагаются письменные ответы и другой письмен­ный материал, сопровождающий устный ответ. Другие виды теку­щей аттестации проводятся в устной форме. Оценка выставляется в специальной аттестационной ведомости, которая подписывает­ся членами комиссии и визируется заведующим кафедрой. Поло­жительные оценки проставляются затем председателем комиссии в зачетную книжку. Итоговая аттестация экстернов осуществляет­ся в общеустановленном порядке и предусматривает сдачу госу­дарственных экзаменов и защиту дипломного проекта (работы). Аттестация может проводиться как в одном, так и в нескольких вузах.

В системе профессионального образования право обучающихся на выбор отдельных форм обучения может быть ограничено с уче­том специфики подготовки по определенным специальностям. Например, постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 463 утвержден Перечень специальностей, получение которых в очно-заочной {вечерней) форме и в форме экстерната в образова­тельных учреждениях среднего профессионального образования не до­пускается; постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473 был утвержден Перечень направлений подготовки и специ­альностей, по которым не допускается получение высшего про­фессионального образования в заочной форме и в форме экстерна­та. В частности, в такие перечни включены некоторые специаль­ности в области здравоохранения, эксплуатации транспорта, стро­ительства и архитектуры и др.

Образовательное законодательство допускает сочетание различ­ных форм получения образования. При этом для всех его форм в рамках конкретной основной образовательной программы действу­ет единый государственный образовательный стандарт.

2. Система образования: понятие и элементы

Определение понятия системы образования дается в ст. 8 Зако­на РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность изаимодействующих подсистем и элементов:

1) государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и преемственных образовательных про­грамм;


2) сети реализующих их образовательных учреждений;

3) органов, осуществляющих управление в сфере образования,
и подведомственных им учреждений и организаций;

4) объединений юридических лиц, общественных и государ­
ственно-общественных объединений, осуществляющих деятель­
ность в области образования.

Системообразующим фактором в данном случае выступает цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система представляет собой опре­деленную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различ­ных частей структуры такого сложного явления, как образование. Если образование понимать как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то систему образо­вания в самом общем виде можно представить как упорядочен­ную совокупность отношений между субъектами образовательно­го процесса. Основным субъектом образовательного процесса явля­ется обучающийся.Неслучайно в определении образования, при­веденном в преамбуле указанного закона РФ, на первое место поставлены интересы человека. Все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию.

В системе образования можно выделить три подсистемы:

- содержательную;

- функциональную;

- организационно-управленческую.

Содержательная подсистема отражает суть образования, а так­же конкретное содержание образования того или иного уровня. Она в значительной степени определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образо­вания. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функ­циональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема включает в себя органы управле­ния образованием и подведомственные им учреждения и органи­зации, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения образовательной на­правленности. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, нахо­дящиеся в ведении органов управления образованием (для их обо­значения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования»). Это могут быть научные и научно-исследовательские институты, полиграфические предприятия, издательские центры, оптовые базы и др. В системе образования они играют достаточно важную роль, организационно обеспечи­вая ее эффективное функционирование.


 


Включение в систему образования различных видов объедине­ний, которые осуществляют свою деятельность в рассматривае­мой сфере, отражает государственно-общественный характер уп­равления образованием, развитие демократических институтов и принципов взаимодействия государства, муниципальных образо­ваний, общественных объединений и иных структур в области образования в целях наиболее эффективной реализации права личности на развитие посредством повышения образовательного уровня.

3. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы

Первая — содержательная — подсистема в системе образова­ния воплощается в государственных образовательных стандартах и составленных в соответствии с ними образовательных програм­мах. Образовательные стандарты и программы взаимодействуют друг с другом на принципе первичности государственных образо­вательных стандартов. С одной стороны, это означает, что образо­вательные программы составляются на основе стандартов, с дру­гой — стандарты включают в себя и вариативную часть, поэтому образовательные программы, реализуемые в разных образователь­ных учреждениях, могут различаться между собой локальными компонентами. В законодательстве не содержится четкого опреде­ления данного понятия, поэтому его можно сформулировать, ос­новываясь на признаках и характеристиках стандартов.

Государственный образовательный стандарт — это утвержда­емый государственными органами нормативный акт, устанавливаю­щий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня. В структуре государственного образовательного стандарта выделяют федеральный и региональный (национально-региональ­ный) компоненты, а также компонент образовательного учреж­дения. Значение федерального компонента заключается в том, что содержание образования не может быть уже, чем предусмотрено именно этим компонентом. Таким образом обеспечивается един­ство федерального образовательного пространства.

Федеральный компонент определяет обязательный минимум со­держания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Региональный (национально-региональный) компонент позволяет более полно учесть потребности субъектов РФ в области образования граждан, проживающих на соответ­ствующей территории, а также интересы национальных культур, региональные традиции и другие важные обстоятельства. Компо­нент образовательного учреждения (его можно условно именовать


 




локальным, или, в зависимости от типа учреждения, школьным, вузовским и т.п.) разрабатывается и утверждается самим учреж­дением с учетом интересов и потребностей обучающихся и в со­ответствии с возможностями организации учебного процесса. Для обучающихся с отклонениями в развитии могут устанавливаться специальные образовательные стандарты. Кроме того, образова­тельные стандарты могут устанавливаться по отдельным допол­нительным образовательным программам в порядке, определяе­мом федеральным законом.

Основные положения государственных образовательных стан­дартов начального общего, основного общего и среднего (полно­го) общего образования, а также порядок их разработки и утверж­дения устанавливаются федеральным законом. Порядок разра­ботки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ. Государственные об­разовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в 10 лет.

Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. № 174 был определен Порядок разработки федеральных компонентов го­сударственных образовательных стандартов начального общего, ос­новного общего, среднего {полного) общего и начального профессио­нального образования. Федеральные компоненты основного общего образования утверждает Правительство Российской Федерации, а других уровней образования — федеральный исполнительный орган в области образования. В настоящее время — Министерство образования и науки Российской Федерации — Минобрнауки России.

На сегодняшний день стандартизация осуществлена практи­чески в полном объеме лишь в сфере профессионального образо­вания. В разъяснении Министерства общего и профессионального образования РФ от 15 июня 1998 г. подчеркнуто, что создание стандарта для общеобразовательных учреждений оказалось про­цессом сложным и длительным.

В то же время быстрое обновление содержания образования, появление различных видов общеобразовательных учреждений, инновационные процессы в школе, внедрение новых педагоги­ческих технологий заставили искать механизмы управления де­мократическими процессами, в школе на переходный период, до введения стандарта, не форсируя принятие федерального закона о государственном образовательном стандарте общего образова­ния. В проекте указанного федерального закона определяются мак­симальный объем учебной нагрузки, основные положения учеб­ного плана и требования к уровню подготовки выпускников, ос­новные принципы и порядок бюджетного финансирования. Учеб­ный год будет длиться от 34 до 37 недель. Для освоения общеобра­зовательных программ установлены следующие сроки: начальное


общее — четыре года; основное общее — пять лет, среднее (пол­ное) общее — два года, всего — 11 лет1. Если названные сроки освоения общеобразовательных программ будут закреплены в за­коне, то скорректировать их можно будет лишь путем внесения в него соответствующих изменений.

В целях совершенствования структуры и содержания общего образования согласно постановлению Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 224 проводится эксперимент по переходу на 12-летнее общее образование (за счет возможного увеличения нормативных сроков освоения программы основного общего образования до шести лет). В общеобразовательных учреждениях, изъявивших же­лание принять участие в эксперименте и получивших статус фе­деральных экспериментальных площадок, апробируются вариан­ты экспериментального базисного учебного плана, новые обще­образовательные программы, учебно-методические комплекты, со­временные подходы к оценке качества подготовки обучающихся, формы организации образовательного процесса, здоровьесбере-гающие педагогические технологии. Эксперимент начался с 1 сен­тября 2001 г. и будет осуществляться поэтапно (по учебным годам, классам и ступеням общего образования) в соответствии с Поло­жением о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, утвержденным при­казом Минобразования РФ от 21 мая 2001 г. № 2093. Его проведе­ние обеспечивается Минобрнауки России и органами управления образованием субъектов РФ, Российской академией образования, научными организациями, учреждениями повышения квалифи­кации педагогических работников, а также образовательными уч­реждениями.

Важно, что решение об участии обучающегося в эксперименте принимают его родители (их законные представители). В случае их отказа от участия в эксперименте обучающийся переводится по заявлению родителей в другой класс или в другое учреждение, в которых обучение ведется по обычному плану.

До принятия и введения в действие государственного стандар­та общего образования применяется Базисный учебный план обще­образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ от 6 марта 2001 г. № 834. Он уста­новил максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также распределил учебное время, отводимое на освоение феде­рального и национально-регионального компонентов государствен­ного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям. Законодательством установлены необходимые требова­ния к обязательному минимуму содержания основного общего об-

1 Шкелъ Т. Учить надо, но не как-нибудь // Российская газета. — 2002. — 14 июня.


 




разования. Временные требования к обязательному минимуму содер­жания основного общего образования утверждены приказом Мини­стерства общего и профессионального образования РФ от 19 мая 1998 г. № 1236 для различных образовательных областей (филоло­гия, математика, обществознание, естествознание, искусство, фи­зическая культура, технология).

Наиболее полная реализация этих требований и обеспечение единых подходов к содержанию федерального компонента обще­го образования будут достигаться в том числе за счет применения Федерального перечня учебников. Федеральные перечни учебников, рекомендованных {допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образователь­ные программы общего образования и имеющих государственную ак­кредитацию, на 2007/2008 учебный год были утверждены приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2006 г. № 321. Указанные перечни формируются по результатам экспертизы учебников, которая про­водится Российской академией наук и Российской академией об­разования или иными экспертными организациями, включенны­ми в соответствующий список. Основной задачей экспертизы яв­ляется оценка соответствия содержания учебника федерально­му компоненту государственного образовательного стандарта об­щего образования и обязательному минимуму содержания обще­го образования, которое осуществляется в соответствии с соот­ветствующим Положением о порядке проведения экспертизы учеб­ников, утвержденным Минобрнауки РФ 11 января 2007 г. № 4.

Федеральный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего об­разования и является основой для разработки региональных (на­ционально-региональных) учебных планов и учебных планов об­разовательных учреждений.

В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным уч­реждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принци­пах дифференциации и вариативности. При этом не менее 75 про­центов от общего нормативного времени, отводимого на освое­ние основных образовательных программ общего образования, должно приходиться на изучение дисциплин федерального ком­понента, а для изучения дисциплин регионального (националь­но-регионального) и локального компонентов отводится одина­ковый объем времени (для каждого из них — не менее 10 процен­тов). Этот бюджет времени может использоваться для углубленно­го изучения учебных предметов федерального компонента базис­ного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спец­курсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых


занятий, для организации обучения по индивидуальным образо­вательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

Федеральный базисный план наиболее подробно регламенти­рует содержание и порядок реализации образовательных программ среднего (полного) общего образования. Достижение целей за­вершающей ступени общего образования достигается за счет спе­циализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на инди­видуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обуче­ние рассматривается как средство дифференциации и индивидуа­лизации обучения, обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием.

Принципы построения федерального базисного учебного пла­на для X—XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стан­дарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного уч­реждения и (или) выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установлен­ные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при опре­деленных условиях и каждый обучающийся, вправе формировать собственный учебный план.

Федеральный базисный учебный план предполагает функцио­нально полный, но минимальный набор обязательных базовых дисциплин — «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», — а также и итерированные учебные предметы — «Обществознание» (вклю­чая экономику и право) и «Естествознание». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы — это учебные предметы федерального компонента повышенного уров­ня, определяющие специализацию каждого конкретного профи -пя обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются учеб­ными предметами в естественно-научном профиле; «Литература», « Русский язык» и «Иностранный язык» — в филологическом про­филе; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и некоторые другие — в социально-экономическом профиле и т.д.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двухучебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Ино­странный язык», «История» и «Физическая культура», входящие


и инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти пред­меты не изучаются.

Государственные образовательные стандарты профессионально­го образованияимеют аналогичную структуру и включают в себя федеральный, региональный (национально-региональный) и ло­кальный компоненты. Но для каждого уровня профессионального образования утверждается, кроме того, перечень направлений и специальностей подготовки, для которых разрабатываются и утверж­даются отдельные стандарты.

Правила разработки, утверждения и введения в действие госу­дарственных образовательных стандартов начального профессиональ­ного, среднего профессионального, высшего профессионального и по­слевузовского профессионального образования утверждены постанов­лением Правительства РФ от 21 января 2005 г. № 36.

Государственные образовательные стандарты профессиональ­ного образования разрабатываются с учетом актуальных и пер­спективных потребностей развития науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы с привлечением за­интересованных федеральных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в сис­теме профессионального образования, и при участии работодате­лей или объединений работодателей, а также представителей на­учных сообществ. Федеральные компоненты названных стандар­тов утверждаются и вводятся в действие Министерством образо­вания и науки Российской Федерации, в компетенцию которого также входит установление соотношения различных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом уровня и профиля основных образователь­ных программ.

Региональные (национально-региональные) компоненты го­сударственных образовательных стандартов профессионального образования разрабатываются образовательными учреждениями (организациями) по инициативе органа исполнительной власти субъекта РФ и отражаются в основных образовательных програм­мах профессионального образования. Они утверждаются и вводят­ся в действие образовательными учреждениями (организациями).

Компоненты образовательного учреждения (организации) раз­рабатываются, утверждаются и вводятся в действие образователь­ными учреждениями (организациями) и отражаются в основных образовательных программах.

Рассмотрим структуру профессиональных образовательных стан­дартов на примере высшего профессионального образования.

Государственные образовательные стандарты высшего и по­слевузовского профессионального образования должны обеспечить качество образования названных уровней, единство образова-


 


тельного пространства РФ, признание и установление эквива­лентности документов иностранных государств об образовании соответствующего уровня. Кроме того, они являются основой для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузов­ского образования (ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образо­вании»).

Перечень направлений подготовки {специальностей) высшего про­фессионального образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 12 января 2005 г. № 4; он действует до 31 декабря 2007 г. В нем указаны наименования и шифры направлений подготовки (спе­циальностей), а также квалификации, присваиваемые лицам, освоившим соответствующие образовательные программы.

Государственные требования к минимуму содержания и уров­ню подготовки выпускников по конкретным специальностям и направлениям утверждаются Минобрнауки России (в необходи­мых случаях — по согласованию с федеральными органами ис­полнительной власти, имеющими в своем ведении вузы) и явля­ются составной частью государственного образовательного стан­дарта высшего профессионального образования. Минобрнауки России, кроме того, разрабатывает примерные учебные планы по конкретным направлениям подготовки и по специальностям, на основе которых вузы формируют свои учебные планы.

Необходимо подчеркнуть, что в системе среднего и высшего профессионального образования подготовка по конкретным спе­циализациям, как правило, предполагает специализацию студен­тов в тех или иных сферах. Минобрнауки России при открытии новых специализаций по специальностям среднего и высшего профессионального образования предлагает руководствоваться определенными документами1. Специализации представляют собой часть специальности, в рамках которой они создаются, и предпола­гают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю этой спе­циальности. Некоторые специальности могут не иметь специали­заций. Если специализация открывается, то ей присваивается наи­менование, которое должно развивать наименование соответству­ющей специальности и не может совпадать с наименованием дру­гих специальностей и направлений.

Объем часов (трудоемкость), отводимых на дисциплины спе­циализации в Требованиях по специальности высшего профессио-

1 Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образо­вания РФ от 31 марта 1998 г. «О специализациях по специальностям среднего профессионального образования»; письмо Министерства общего и профессио­нального образования РФ от 15 марта 1999 г. «О специализациях по специально­стям высшего профессионального образования».


нального образования, должен устанавливаться в пределах от 500 до 2000 часов. В системе среднего профессионального образования на изучение дисциплин специализации должно отводиться не менее 250 аудиторных часов.

Право выбора специализации принадлежит студенту.

Наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования устанавливается вузами и регис­трируется соответствующими учебно-методическими объединения­ми (УМО), которые создают базу зарегистрированных специали­заций. Перечень и наименования дисциплин специализаций, а также их объем, содержание и форма контроля устанавливаются вузом (факультетом). Наименование специализаций по специаль­ностям среднего профессионального образования, их объем, со­держание, итоговая форма контроля устанавливаются министер­ством (ведомством) — разработчиком по закрепленным специ­альностям — и регистрируются Минобрнауки России.

Государственные образовательные стандарты могут устанавли­ваться по отдельным дополнительным образовательным програм­мам в порядке, определяемом федеральным законом. Так, ранее действовал Государственный образовательный стандарт дополни­тельного профессионального образования (повышения квалифи­кации и профессиональной переподготовки) федеральных госу­дарственных служащих. Согласно Указу Президента РФ от 28 де­кабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном об­разовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»1 Правительство Российской Федерации должно утвер­дить государственные требования к профессиональной перепод­готовке, повышению квалификации и стажировке государствен­ных гражданских служащих Российской Федерации.

Образовательные программыразрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями в соответствии с государствен­ными образовательными стандартами и определяют содержание образования определенных уровня и направленности. Классифи­кация образовательных программ может проводиться по различ­ным основаниям. Так, в зависимости от вида образования выде­ляют общеобразовательные и профессиональные программы. Первые призваны обеспечить социализацию личности. Они направлены на формирование общей культуры личности, создание основы для сознательного выбора и освоения профессиональных образова­тельных программ. С учетом уровня образования они подразделя­ются на программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Общеобразова­тельные программы реализуются в образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и являются преемственными. Это

1 СЗ РФ. - 2007. - № 1 (Ч. 1). - Ст. 203.


означает, что каждая последующая программа базируется на пре­дыдущей. Реализация принципа преемственности образовательных программ имеет и практическое значение. Обучающиеся, не осво­ившие образовательной программы предыдущего уровня, не до­пускаются к обучению на следующей ступени общего образова­ния. Например, если обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования не освоили программ учебного года и имеют академическую задолженность по двум и более пред­метам, они могут быть оставлены на повторное обучение, переве­дены в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагога либо продолжить обучение в форме семейного образования. Выбор одного из названных вари­антов осуществляют родители или иные законные представители обучающегося. Если у обучающихся имеется задолженность по одному предмету, они переводятся в следующий класс условно, причем ответственность за ликвидацию задолженности в течение следующего учебного года возлагается на родителей. Перевод обуча­ющегося в следующий класс в любом случае производится по ре­шению органа управления образовательного учреждения. Для обу­чающихся с отклонениями в развитии на базе основных программ разрабатываются специальные программы, позволяющие учесть психофизические особенности и возможности обучающихся.

Профессиональные образовательные программынаправлены на последовательное повышение профессионального и общеобразо­вательного уровней и обеспечивают подготовку специалистов со­ответствующей квалификации. К ним относятся программы на­чального, среднего, высшего и послевузовского профессиональ­ного образования. Профессиональные образовательные програм­мы могут реализовываться только в учреждениях профессиональ­ного образования. Основные требования к их содержанию закреп­ляются в образовательных стандартах. Поэтому профессиональную образовательную программу можно определить как документ (ком­плект документов), определяющий в соответствии с государствен­ным образовательным стандартом содержание определенного уров­ня профессионального образования по конкретной специально­сти. Так, основная образовательная программа среднего профес­сионального образования должна включать в себя общие гумани­тарные и социально-экономические дисциплины; математические и общие естественно-научные дисциплины; общепрофессиональ-пые дисциплины (для определенной группы специальностей); специальные дисциплины; производственную (профессиональ­ную) практику.

Основные профессиональные программы высшего профессиональ­ного образованияимеют достаточно сложную структуру. Их разра­ботку Минобрнауки России рекомендует проводить в несколько этапов. На первом этапе необходимо на основании требований


 




образовательного стандарта определить конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. На вто­ром этапе разрабатываются содержательная часть образователь­ной программы и порядок ее реализации. Для этого следует опре­делить полный перечень дисциплин образовательной программы, обеспечить оптимальное соотношение фундаментальной и при­кладной подготовки специалиста, установить соотношение меж­ду аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента, найти наиболее эффективные виды учебных занятий и образова­тельные технологии.

В структуру образовательной программы в качестве основных компонентов входят:

- учебный план вуза по направлению подготовки или специ­
альности;

- перечень специализаций профессиональной подготовки, со­
гласованный с соответствующим учебно-методическим объеди­
нением;

- совокупность вузовских программ учебных дисциплин и прак­
тик, определяющих полное содержание программы, и материа­
лы, устанавливающие содержание и порядок проведения проме­
жуточных и итоговых аттестаций.

Образовательные программы среднего и высшего профессио­нального образования могут быть реализованы в сокращенные сро­ки с учетом имеющихся у гражданина знаний и навыков, получен­ных на предыдущих уровнях обучения. Например, граждане, имею­щие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, вправе получить среднее профессиональное образование, а лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профи­ля, — высшее профессиональное образование по сокращенным ус­коренным программам (ст. 23, 24 Закона РФ «Об образовании»). Напри­мер, Порядок реализации сокращенных и ускоренных основных про­фессиональных образовательных программ среднего профессиональ­ного образования был утвержден приказом Минобразования РФ от 14 ноября 2001 г. № 3654. Обучение по таким программам допуска­ется для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или выс­шее профессиональное образование либо иной достаточный уро­вень предшествующей подготовки и (или) способностей.

Сокращенная образовательная программа реализуется в сокра­щенный по сравнению с установленным учебным планом срок на основе знаний и умений, полученных студентом в процессе пред­шествующего обучения в системе профессионального образова­ния. Ускоренная образовательная программа осваивается студентом в ускоренном темпе по сравнению с темпом ее освоения, кото­рый предусмотрен учебным планом, в соответствии с предше-


ствующей подготовкой студента. При этом сокращенная програм­ма может реализовываться как ускоренная (сокращенная уско­ренная образовательная программа среднего профессионального образования).

Обучение по указанным программам осуществляется на добро­вольной основе в соответствии с заявлением, которое подается на имя руководителя учреждения как при приеме на обучение, так и после зачисления. Решение о возможности обучения студен­та по сокращенной образовательной программе принимается об­разовательным учреждением на основе перезачета учебных дис­циплин и (или) их разделов, а также этапов производственной практики, изученных и пройденных в процессе предшествующего обучения. Перезачет осуществляется после зачисления в образова­тельное учреждение путем аттестации студента в форме собеседо­вания, тестирования или в иной форме, определяемой самим уч­реждением. Результаты такой аттестации студента и решение о возможности его обучения по сокращенной программе оформля­ются, как правило, приказом или распоряжением образователь­ного учреждения, в котором устанавливается срок обучения и указываются перечень и объемы аттестованных (перезачтенных) дисциплин. Записи об аттестованных учебных дисциплинах и эта­пах производственной практики вносятся в зачетную книжку сту­дента, при его переводе или отчислении — в академическую справ­ку, а по окончании обучения — в приложение к диплому.

В аналогичном порядке по итогам промежуточной аттестации принимается решение об обучении по ускоренной образователь­ной программе.

Реализация сокращенной или ускоренной образовательной программы осуществляется на основе индивидуального учебного плана, который разрабатывается для студента или группы студен­тов на основе результатов перезачета и утверждается руководите­лем учреждения. Как правило, сроки обучения сокращаются не более чем на один год.

Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки были утверж­дены приказом Минобразования РФ от 13 мая 2002 г. № 1725. 15 основном они аналогичны изложенным выше применительно к системе среднего профессионального образования, но некоторые вопросы в них регулируются более четко. Сокращенная программа может реализовываться для лиц, имеющих среднее профессио­нальное образование соответствующего профиля или высшее об­разование различных ступеней. В данном нормативном акте рас­шифровывается, что следует понимать под соответствующими профилями подготовки. В среднем и высшем профессиональном образовании это такие образовательные программы, которые име­ют близкие или одинаковые по наименованию общепрофессио-


нальные и специальные дисциплины, а в высшем — такие про­граммы, которые близки по содержанию (до 55 — 60 процентов). Специально регламентируется, на какой курс принимают лиц, желающих освоить основную образовательную программу в со­кращенные сроки. Если в вузе формируются специальные группы для таких лиц, то прием осуществляется на первый курс незави­симо от уровня предшествующей подготовки. Лица, имеющие высшее образование, могут быть приняты и на последующие кур­сы, если не формируются специальные группы. Студенты, обуча­ющиеся в сокращенные сроки, сдают в течение года не более 20 экзаменов. Срок реализации образовательных программ уста­навливается в зависимости от соответствия профиля предыдуще­го образования получаемому. Если эти профили не соответствуют друг другу, срок обучения







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.