Гл а в а 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИСтр 1 из 15Следующая ⇒
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рецензенты: кандидат юридических наук, зав. отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Н.В.Путило; доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, проректор Омского государственного педагогического университета Н. В. Чекалева Федорова М.Ю. ФЗЗЗ Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /М.Ю. Федорова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с. ISBN 978-5-7695-6046-0 В учебном пособии дана характеристика нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации. Анализируются новейшие нормативные правовые акты в области образования, рассматриваются правовые вопросы создания и организации деятельности образовательных учреждений, раскрываются основы правового статуса участников образовательного процесса. Законодательный и фактический материал дан на 1 июня 2008 г. Для студентов педагогических высших учебных заведений. Может быть полезно практическим работникам образовательных учреждений и органов управления образованием. УДК 37.014.5(075.8) ББК 67:74я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается Федорова М.Ю., 2008
1 Образовательно-издательский центр «Академия», 2008 > Оформление. Издательский центр «Академия», 2008 Успех социально-экономических реформ во многом определяется уровнем образования граждан, степенью их готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений. Практика развитых западных стран показывает, что социальную базу рыночных преобразований составляют «сильные» социальные слои, высокообразованные граждане, которым легче адаптироваться к новым условиям. Образование и воспитание — это основа социума. Они обусловливают эффективность всех остальных, в том числе экономических, элементов и факторов общественного прогресса. Образование как целенаправленный процесс обогащения личности и групп людей фундаментальными и прикладными знаниями, соответствующими современному уровню развития, охватывает целую систему отношений, складывающихся между государством и личностью, между государством и образовательными учреждениями, между педагогами и обучающимися и др. Все эти отношения нуждаются в адекватном регулировании, которое осуществляется как правовыми нормами, так и нормами профессиональной педагогической этики. Правовое и нравственное регулирования образовательных отношений взаимодействуют между собой. Но приоритет следует отдать именно правовому регулированию, потому что все субъекты образования наделены соответствующими правами и обязанностями в данной сфере. Эти права и обязанности должны быть реализованы, что достигается в том числе посредством применения мер государственного принуждения (включая меры юридической ответственности). При этом нельзя недооценивать того важного факта, что система образования способна к самоуправлению и саморазвитию. Главное, чтобы процессы самоорганизации системы образования не нарушали прав и интересов ее субъектов, осуществлялись в рамках определенных законом общих принципов и требований по организации образования. Система образования представляет собой школу демократии. Именно здесь формируется человеческая личность. В системе образования обучающийся получает не только знания в области естественных и гуманитарных наук, но и представления о своем предназначении в обществе, о своих правах и обязанностях. Она
призвана обеспечить положительную социализацию личности обучающихся. Поэтому основные закономерности ее функционирования и развития находят свое отражение в праве. Правовые нормы фиксируют структуру системы образования, закрепляют основные требования к ее элементам, устанавливают основы правового статуса образовательных учреждений, преподавателей и обучающихся. Они регулируют отношения по управлению системой образования, ее финансовому обеспечению. Правовые нормы регламентируют принципы организации образовательного процесса, позволяющие обеспечивать реализацию прав и интересов всех его участников. В законодательстве предусматриваются гарантии и льготы, направленные на обеспечение реализации гражданами конституционного права на образование, меры социальной защиты обучающихся и преподавателей. В единстве и взаимодействии эти правовые нормы образуют новую комплексную отрасль права, которую принято именовать образовательным правом. Знания законодательства об образовании необходимы не только юристам и специалистам в области управления системой образования. Потребность в них испытывают педагоги и преподаватели образовательных учреждений различных типов и видов. Наиболее высокие требования с этой точки зрения вполне обоснованно предъявляются к учителям общеобразовательных учреждений, поскольку объектом их профессионального воздействия являются несовершеннолетние обучающиеся, обладающие специальным правовым статусом в системе образовательных правоотношений. Неслучайно вопросам правового обеспечения образования уделяется значительное внимание в процессе профессиональной подготовки педагогов-психологов. Государственный образовательныйстандарт высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и психология с дополнительной специальностью», который был утвержден приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 31 января 2005 г., в числе прочих общепрофессиональных дисциплин федерального компонента предусматривает курс «Нормативно-правовое обеспечение образования» общей трудоемкостью 72 часа. Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое-обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; содействовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка; систематически повышать свою профессиональную квалификацию; участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы; осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими); выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. Для решения этих задач педагог-психолог должен знать основы законодательства Российской Федерации в области образования в его соотношении с важнейшими международно-правовыми актами в этой сфере. Он должен иметь представление о правовом статусе образовательного учреждения, об основных требованиях по организации образовательного процесса, о статусе его основных участников — обучающегося, его законных представителей и педагога. Достаточно подробно надлежит изучить особенности правового статуса несовершеннолетнего обучающегося, способы обеспечения и защиты его прав и интересов. РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ Гл а в а 1 ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1. Понятие, уровни и формы получения образования Термин «образование» может рассматриваться в разных значениях. Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни. Образование — это отрасль социальной сферы и отрасль экономики. Часто говорят об образовании как о квалификационном требовании при замещении тех или иных должностей, при заключении трудового договора. В контексте настоящего учебного пособия нас будет интересовать легальное, т.е. закрепленное взаконе, определение образования. Оно содержится в преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Обобразовании» (с послед, изм. и доп.). Под образованиемпонимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Таким образом, образование — это процесс, который отвечает следующим признакам: 1) целенаправленность; 2) организованность и управляемость; 3) завершенность и соответствие требованиям качества. В образовательном законодательстве понятие «уровень» используется для характеристики образовательных программ (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»), образовательных цензов (ст. 27). В ст. 46 предусматривается, что договор о предоставлении платных образовательных услуг должен помимо прочих условий определять также уровень образования. Образовательный уровень (образовательный ценз) — это минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания. В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (образовательных цензов): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование (п. 5. ст. 27 Достижение того или иного образовательного ценза обязательно подтверждается соответствующими документами. Освоение определенного образовательного уровня является необходимым условием для продолжения обучения в государственном и муниципальном образовательном учреждении последующего образовательного уровня. Наличие профессиональных образовательных цензов является условием для допуска к определенным видам деятельности, к занятию определенных должностей. Можно сделать вывод, что уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. Общеобразовательные программы реализуются на таких уровнях образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, а профессиональные образовательные программы — на уровнях начального, среднего, высшего и послевузовского образования. Дополнительные образовательные программы (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») осуществляются в пределах каждого уровня профессионального образования. Дошкольное образование(ст. 18 Закона РФ «Об образовании») преследует цели воспитания детей раннего возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных способностей детей и подготовки их к обучению в школе. Общее образованиевключает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) образование. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементам теоретического мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование — это база для получения основного общего образования, которое должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Среднее (полное) общее образование должно развить в обучающихся интерес к познанию окружающего мира, их творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. На этой ступени обучения вводятся дополнительные предметы по выбору самого обучающегося в целях ре- ализации егоинтересов, способностей и возможностей. Таким образом осуществляется первичная профессиональная ориентация школьников. Начальное профессиональное образование(ст. 22 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования. Среднее профессиональное образование(ст. 23 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях — базовом и повышенном. Базовый реализуется по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена, которая должна включать в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественно-научные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, а также производственную (профессиональную) практику. Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня квалификации. Основная профессиональная образовательная программа на этом уровне состоит из двух компонентов: программы обучения специалиста среднего звена по соответствующей специальности и программы дополнительной подготовки, которая предусматривает углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам (циклам дисциплин). Срок обучения в данном случае составляет не менее четырех лет. В документе об образовании делается запись о прохождении углубленной подготовки по специальности. Высшее профессиональное образование(ст. 24 Закона РФ «Об образовании») направлено на подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня. Оно может быть получено на базе среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования. Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. Установлены следующие ступени высшего образования: - неполное высшее образование; - бакалавриат; - подготовка дипломированных специалистов; - магистратура. Минимальные сроки обучения на указанных ступенях составляют соответственно два, четыре года, пять и шесть лет. Первый уровень является неполным высшим образованием, которое должно осуществляться по части основной образовательной программы. Завершение данной части программы позволяет продолжить высшее образование или, по желанию студента, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Второй уровень обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр». Он завершается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего диплома. Третий уровень высшего образования может осуществляться по образовательным программам двух типов. Первый из них состоит из программы обучения бакалавров по определенному направлению и специализированной научно-исследовательской или научно-педагогической подготовки в объеме не менее двух лет и завершается итоговой аттестацией, включающей в себя выпускную работу (магистерскую диссертацию), с присвоением квалификации «магистр», удостоверенной дипломом. Второй вариант образовательной программы предполагает подготовку и государственную итоговую аттестацию с присвоением квалификации специалиста (инженер, учитель, юрист и др.), что также подтверждается дипломом. Послевузовское профессиональное образование(ст. 25 Закона РФ «Об образовании») обеспечивает повышение уровня образования, а также научной, педагогической квалификации на базе высшего образования. Оно может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях. Его также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности. От профессионального образования следует отличать профессиональную подготовку (ст. 21 Закона РФ «Об образовании»), которая преследует цель — ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося и может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: в межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии. Определяя образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах гражданина, общества и государства, необходимо принимать во внимание, что оно может быть
получено в различных формах, наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям субъектов образовательного процесса, прежде всего обучающегося. Форму получения образования в самом общем смысле можно определить как способ организации образовательного процесса. Классификация форм получения образования осуществляется по нескольким основаниям. В первую очередь в зависимости от способа участия образовательного учреждения в организации учебно-воспитательного процесса разграничивается получение образования в образовательном учреждении и вне его. В образовательном учрежденииобучение может быть организовано по очной, очно-заочной {вечерней), заочной формам. Различия между ними заключаются в основном в объеме аудиторной нагрузки, точнее — всоотношении между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой обучающегося. Например, если при очной форме обучения на аудиторную работу должно приходиться не менее 50 процентов всего объема часов, отведенных для освоения образовательной программы, то для обучающихся по очно-заочной форме — 20, а по заочной — 10 процентов. Этим обусловливаются и другие особенности организации образовательного процесса на разных формах обучения (в частности, определение количества консультаций, методического обеспечения и др.). В последние годы в связи с развитием информационных технологий (компьютеризация, Интернет-ресурсы и др.) все большее распространение получают дистанционные образовательные технологии. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, называются дистанционными (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Она обеспечивает доступ к образованию для тех граждан, которые по каким-то причинам не имеют возможности получить образование в традиционных формах (проживающие в отдаленных местностях, страдающие теми или иными заболеваниями и др.). Дистанционные образовательные технологии могут использоваться при всех формах обучения. Порядок использования дистанционных образовательных технологий был утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются специализированные учебники с мультимедийным сопровождением, учебные видеофильмы, аудиозаписи и т. п. Текущий контроль и промежуточная аттестация могут осуществляться традиционными методами или с использованием электронных средств, обеспечивающих идентификацию личности (цифровой электронной подписи). Обязательная итоговая аттестация проводится в форме традиционного экзамена или защиты дипломной работы. Производственные практики обучающиеся проходят в обычном режиме, в то время как учебные могут быть организованы с применением дистанционных технологий. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением. Вне образовательного учрежденияорганизуется семейное образование, самообразование и экстернат. В форме семейного образования могут быть освоены только общеобразовательные программы. Такая форма образования актуальна для определенных категорий обучающихся, которые могут испытывать трудности в освоении образовательных программ в обычных условиях. Возможно, кроме того, получение помощи педагогов, работающих на договорной основе, или родителей. В любом случае обучающийся проходит промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательном учреждении. Для организации семейного образования родители (иные законные представители) обучающегося заключают с общеобразовательным учреждением соответствующий договор, который может предусматривать обеспечение руководства по освоению общеобразовательной программы педагогами учреждения, проведение индивидуальных занятий по всем или нескольким предметам учителями данного учреждения либо самостоятельное их освоение. Образовательное учреждение согласно договору предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую необходимую литературу, оказывает ему методическую и консультативную помощь, предоставляет возможность выполнения практических и лабораторных работ на имеющемся оборудовании и осуществляет промежуточную (четвертную или триместровую, годовую) и государственную аттестацию. Труд учителей, которых образовательное учреждение привлекает для работы с обучающимся по данной форме, оплачивается на условиях почасовой оплаты исходя из тарифной ставки учителя. Порядок учета проведенных занятий определяется самим образовательным учреждением. За освоение обучающимся образовательной программы родители совместно с образовательным учреждением несут ответственность в полном объеме. Родителям должны выплачиваться дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого обучающегося на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном учреждении. Конкретный размер определяется исходя из местных нормативов финансирования. Выплаты производятся в соответствии с договором из фонда экономии средств образовательного учреждения. Дополнительные расходы родителей на организацию семейного образования, превышающие установленные нормативы, покрываются ими за счет собственных средств. Родители вправе на любом этапе обучения расторгнуть договор и перевести ребенка на другую форму освоения образовательной программы. Образовательное учреждение также имеет право расторгнуть договор в случае неуспеваемости обучающегося по итогам двух и более четвертей по двум и более предметам, а также в случае неуспеваемости по итогам года по одному или нескольким предметам. При этом повторное освоение программы в данной форме не допускается. Самообразование представляет собой самостоятельное освоение обучающимся образовательной программы. Юридическое значение оно приобретает только в сочетании с экстернатом. Под экстернатомпонимается аттестация лиц, самостоятельно осваивающих образовательную программу. Экстернат допускается как в системе общего, так и в системе профессионального образования. Положение о получении общего образования в форме экстерната было утверждено приказом Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884. Любой обучающийся вправе избрать экстернат как форму обучения. Для оформления экстерната необходимо подать заявление руководителю общеобразовательного учреждения не позднее чем за три месяца до аттестации и представить имеющиеся справки о промежуточной аттестации или документ об образовании. Экстерну предоставляются необходимые консультации по учебным предметам (включая предэкзаменационные) в объеме не менее двух часов, литература из библиотечного фонда учреждения, возможность пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ. Экстерны проходят промежуточную аттестацию в порядке, определяемом учреждением. Если они прошли аттестацию за полный курс переводного класса, их переводят в следующий класс, а по окончании определенной ступени обучения допускают к итоговой аттестации. По аналогичной схеме (правда, с некоторыми особенностями) реализуются в форме экстерната профессиональные образовательные программы. Например, Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033, предоставляет право на получение высшего образования в такой форме лицам, имеющим среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Прием и зачисление в вузы осуществляются в общем порядке. Кроме студенческого билета и зачетной книжки экстерну выдается аттестационный план. Он бесплатно обеспечивается примерными программами учебных дисциплин, заданиями для контрольных и курсовых работ, другими учебно-методическими материалами. Текущая аттестация экстернов включает в себя прием экзаменов и зачетов по дисциплинам, предусмотренным основной образователь- ной программой по избранному направлению подготовки или специальности; рецензирование контрольных и курсовых работ, отчетов по производственной и преддипломной практикам; прием лабораторных, контрольных, курсовых работ и отчетов по практике. Прием экзаменов проводится комиссией из трех штатных профессоров или доцентов, назначаемой распоряжением декана факультета. Сдача экзамена протоколируется членами комиссии. К протоколу прилагаются письменные ответы и другой письменный материал, сопровождающий устный ответ. Другие виды текущей аттестации проводятся в устной форме. Оценка выставляется в специальной аттестационной ведомости, которая подписывается членами комиссии и визируется заведующим кафедрой. Положительные оценки проставляются затем председателем комиссии в зачетную книжку. Итоговая аттестация экстернов осуществляется в общеустановленном порядке и предусматривает сдачу государственных экзаменов и защиту дипломного проекта (работы). Аттестация может проводиться как в одном, так и в нескольких вузах. В системе профессионального образования право обучающихся на выбор отдельных форм обучения может быть ограничено с учетом специфики подготовки по определенным специальностям. Например, постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 463 утвержден Перечень специальностей, получение которых в очно-заочной {вечерней) форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается; постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473 был утвержден Перечень направлений подготовки и специальностей, по которым не допускается получение высшего профессионального образования в заочной форме и в форме экстерната. В частности, в такие перечни включены некоторые специальности в области здравоохранения, эксплуатации транспорта, строительства и архитектуры и др. Образовательное законодательство допускает сочетание различных форм получения образования. При этом для всех его форм в рамках конкретной основной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. 2. Система образования: понятие и элементы Определение понятия системы образования дается в ст. 8 Закона РФ «Об образовании». Она представляет собой совокупность изаимодействующих подсистем и элементов: 1) государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности и преемственных образовательных программ; 2) сети реализующих их образовательных учреждений; 3) органов, осуществляющих управление в сфере образования, 4) объединений юридических лиц, общественных и государ Системообразующим фактором в данном случае выступает цель, которая заключается в том, чтобы обеспечить право человека на образование. Рассматриваемая система представляет собой определенную целостность, упорядоченность и взаимосвязь различных частей структуры такого сложного явления, как образование. Если образование понимать как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, то систему образования в самом общем виде можно представить как упорядоченную совокупность отношений между субъектами образовательного процесса. Основным субъектом образовательного процесса является обучающийся.Неслучайно в определении образования, приведенном в преамбуле указанного закона РФ, на первое место поставлены интересы человека. Все названные элементы системы образования призваны обеспечить их реализацию. В системе образования можно выделить три подсистемы: - содержательную; - функциональную; - организационно-управленческую. Содержательная подсистема отражает суть образования, а также конкретное содержание образования того или иного уровня. Она в значительной степени определяет характер взаимосвязей между остальными подсистемами и элементами системы образования. Элементами данной подсистемы являются государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Функциональная подсистема охватывает образовательные учреждения различных типов и видов, которые реализуют образовательные программы и непосредственно обеспечивают права и интересы обучающихся. Третья подсистема включает в себя органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации, а также объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения образовательной направленности. Очевидно, в контексте данной правовой нормы имеются в виду не образовательные, а прочие учреждения, находящиеся в ведении органов управления образованием (для их обозначения специалисты применяют термин «подведомственная инфраструктура образования»). Это могут быть научные и научно-исследовательские институты, полиграфические предприятия, издательские центры, оптовые базы и др. В системе образования они играют достаточно важную роль, организационно обеспечивая ее эффективное функционирование.
Включение в систему образования различных видов объединений, которые осуществляют свою деятельность в рассматриваемой сфере, отражает государственно-общественный характер управления образованием, развитие демократических институтов и принципов взаимодействия государства, муниципальных образований, общественных объединений и иных структур в области образования в целях наиболее эффективной реализации права личности на развитие посредством повышения образовательного уровня. 3. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы Первая — содержательная — подсистема в системе образования воплощается в государственных образовательных стандартах и составленных в соответствии с ними образовательных программах. Образовательные стандарты и программы взаимодействуют друг с другом на принципе первичности государственных образовательных стандартов. С одной стороны, это означает, что образовательные программы составляются на основе стандартов, с другой — стандарты включают в себя и вариативную часть, поэтому образовательные программы, реализуемые в разных образовательных учреждениях, могут различаться между собой локальными компонентами. В законодательстве не содержится четкого определения данного понятия, поэтому его можно сформулировать, основываясь на признаках и характеристиках стандартов. Государственный образовательный стандарт — это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня. В структуре государственного образовательного стандарта выделяют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Значение федерального компонента заключается в том, что содержание образования не может быть уже, чем предусмотрено именно этим компонентом. Таким образом обеспечивается единство федерального образовательного пространства. Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Региональный (национально-региональный) компонент позволяет более полно учесть потребности субъектов РФ в области образования граждан, проживающих на соответствующей территории, а также интересы национальных культур, региональные традиции и другие важные обстоятельства. Компонент образовательного учреждения (его можно условно именовать
локальным, или, в зависимости от типа учреждения, школьным, вузовским и т.п.) разрабатывается и утверждается самим учреждением с учетом интересов и потребностей обучающихся и в соответствии с возможностями организации учебного процесса. Для обучающихся с отклонениями в развитии могут устанавливаться специальные образовательные стандарты. Кроме того, образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в 10 лет. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. № 174 был определен Порядок разработки федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего {полного) общего и начального профессионального образования. Федеральные компоненты основного общего образования утверждает Правительство Российской Федерации, а других уровней образования — федеральный исполнительный орган в области образования. В настоящее время — Министерство образования и науки Российской Федерации — Минобрнауки России. На сегодняшний день стандартизация осуществлена практически в полном объеме лишь в сфере профессионального образования. В разъяснении Министерства общего и профессионального образования РФ от 15 июня 1998 г. подчеркнуто, что создание стандарта для общеобразовательных учреждений оказалось процессом сложным и длительным. В то же время быстрое обновление содержания образования, появление различных видов общеобразовательных учреждений, инновационные процессы в школе, внедрение новых педагогических технологий заставили искать механизмы управления демократическими процессами, в школе на переходный период, до введения стандарта, не форсируя принятие федерального закона о государственном образовательном стандарте общего образования. В проекте указанного федерального закона определяются максимальный объем учебной нагрузки, основные положения учебного плана и требования к уровню подготовки выпускников, основные принципы и порядок бюджетного финансирования. Учебный год будет длиться от 34 до 37 недель. Для освоения общеобразовательных программ установлены следующие сроки: начальное общее — четыре года; основное общее — пять лет, среднее (полное) общее — два года, всего — 11 лет1. Если названные сроки освоения общеобразовательных программ будут закреплены в законе, то скорректировать их можно будет лишь путем внесения в него соответствующих изменений. В целях совершенствования структуры и содержания общего образования согласно постановлению Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 224 проводится эксперимент по переходу на 12-летнее общее образование (за счет возможного увеличения нормативных сроков освоения программы основного общего образования до шести лет). В общеобразовательных учреждениях, изъявивших желание принять участие в эксперименте и получивших статус федеральных экспериментальных площадок, апробируются варианты экспериментального базисного учебного плана, новые общеобразовательные программы, учебно-методические комплекты, современные подходы к оценке качества подготовки обучающихся, формы организации образовательного процесса, здоровьесбере-гающие педагогические технологии. Эксперимент начался с 1 сентября 2001 г. и будет осуществляться поэтапно (по учебным годам, классам и ступеням общего образования) в соответствии с Положением о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, утвержденным приказом Минобразования РФ от 21 мая 2001 г. № 2093. Его проведение обеспечивается Минобрнауки России и органами управления образованием субъектов РФ, Российской академией образования, научными организациями, учреждениями повышения квалификации педагогических работников, а также образовательными учреждениями. Важно, что решение об участии обучающегося в эксперименте принимают его родители (их законные представители). В случае их отказа от участия в эксперименте обучающийся переводится по заявлению родителей в другой класс или в другое учреждение, в которых обучение ведется по обычному плану. До принятия и введения в действие государственного стандарта общего образования применяется Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ от 6 марта 2001 г. № 834. Он установил максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также распределил учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям. Законодательством установлены необходимые требования к обязательному минимуму содержания основного общего об- 1 Шкелъ Т. Учить надо, но не как-нибудь // Российская газета. — 2002. — 14 июня.
разования. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования утверждены приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 19 мая 1998 г. № 1236 для различных образовательных областей (филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология). Наиболее полная реализация этих требований и обеспечение единых подходов к содержанию федерального компонента общего образования будут достигаться в том числе за счет применения Федерального перечня учебников. Федеральные перечни учебников, рекомендованных {допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год были утверждены приказом Минобрнауки РФ от 14 декабря 2006 г. № 321. Указанные перечни формируются по результатам экспертизы учебников, которая проводится Российской академией наук и Российской академией образования или иными экспертными организациями, включенными в соответствующий список. Основной задачей экспертизы является оценка соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования и обязательному минимуму содержания общего образования, которое осуществляется в соответствии с соответствующим Положением о порядке проведения экспертизы учебников, утвержденным Минобрнауки РФ 11 января 2007 г. № 4. Федеральный базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений. В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. При этом не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования, должно приходиться на изучение дисциплин федерального компонента, а для изучения дисциплин регионального (национально-регионального) и локального компонентов отводится одинаковый объем времени (для каждого из них — не менее 10 процентов). Этот бюджет времени может использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях. Федеральный базисный план наиболее подробно регламентирует содержание и порядок реализации образовательных программ среднего (полного) общего образования. Достижение целей завершающей ступени общего образования достигается за счет специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием. Принципы построения федерального базисного учебного плана для X—XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и (или) выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся, вправе формировать собственный учебный план. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный набор обязательных базовых дисциплин — «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», — а также и итерированные учебные предметы — «Обществознание» (включая экономику и право) и «Естествознание». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору. Профильные общеобразовательные учебные предметы — это учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профи -пя обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются учебными предметами в естественно-научном профиле; «Литература», « Русский язык» и «Иностранный язык» — в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и некоторые другие — в социально-экономическом профиле и т.д. При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двухучебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие и инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются. Государственные образовательные стандарты профессионального образованияимеют аналогичную структуру и включают в себя федеральный, региональный (национально-региональный) и локальный компоненты. Но для каждого уровня профессионального образования утверждается, кроме того, перечень направлений и специальностей подготовки, для которых разрабатываются и утверждаются отдельные стандарты. Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования утверждены постановлением Правительства РФ от 21 января 2005 г. № 36. Государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются с учетом актуальных и перспективных потребностей развития науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе профессионального образования, и при участии работодателей или объединений работодателей, а также представителей научных сообществ. Федеральные компоненты названных стандартов утверждаются и вводятся в действие Министерством образования и науки Российской Федерации, в компетенцию которого также входит установление соотношения различных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом уровня и профиля основных образовательных программ. Региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов профессионального образования разрабатываются образовательными учреждениями (организациями) по инициативе органа исполнительной власти субъекта РФ и отражаются в основных образовательных программах профессионального образования. Они утверждаются и вводятся в действие образовательными учреждениями (организациями). Компоненты образовательного учреждения (организации) разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие образовательными учреждениями (организациями) и отражаются в основных образовательных программах. Рассмотрим структуру профессиональных образовательных стандартов на примере высшего профессионального образования. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования должны обеспечить качество образования названных уровней, единство образова-
тельного пространства РФ, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании соответствующего уровня. Кроме того, они являются основой для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования (ст. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Перечень направлений подготовки {специальностей) высшего профессионального образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 12 января 2005 г. № 4; он действует до 31 декабря 2007 г. В нем указаны наименования и шифры направлений подготовки (специальностей), а также квалификации, присваиваемые лицам, освоившим соответствующие образовательные программы. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям и направлениям утверждаются Минобрнауки России (в необходимых случаях — по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении вузы) и являются составной частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Минобрнауки России, кроме того, разрабатывает примерные учебные планы по конкретным направлениям подготовки и по специальностям, на основе которых вузы формируют свои учебные планы. Необходимо подчеркнуть, что в системе среднего и высшего профессионального образования подготовка по конкретным специализациям, как правило, предполагает специализацию студентов в тех или иных сферах. Минобрнауки России при открытии новых специализаций по специальностям среднего и высшего профессионального образования предлагает руководствоваться определенными документами1. Специализации представляют собой часть специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю этой специальности. Некоторые специальности могут не иметь специализаций. Если специализация открывается, то ей присваивается наименование, которое должно развивать наименование соответствующей специальности и не может совпадать с наименованием других специальностей и направлений. Объем часов (трудоемкость), отводимых на дисциплины специализации в Требованиях по специальности высшего профессио- 1 Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 31 марта 1998 г. «О специализациях по специальностям среднего профессионального образования»; письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 15 марта 1999 г. «О специализациях по специальностям высшего профессионального образования». нального образования, должен устанавливаться в пределах от 500 до 2000 часов. В системе среднего профессионального образования на изучение дисциплин специализации должно отводиться не менее 250 аудиторных часов. Право выбора специализации принадлежит студенту. Наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования устанавливается вузами и регистрируется соответствующими учебно-методическими объединениями (УМО), которые создают базу зарегистрированных специализаций. Перечень и наименования дисциплин специализаций, а также их объем, содержание и форма контроля устанавливаются вузом (факультетом). Наименование специализаций по специальностям среднего профессионального образования, их объем, содержание, итоговая форма контроля устанавливаются министерством (ведомством) — разработчиком по закрепленным специальностям — и регистрируются Минобрнауки России. Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом. Так, ранее действовал Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих. Согласно Указу Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»1 Правительство Российской Федерации должно утвердить государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации. Образовательные программыразрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяют содержание образования определенных уровня и направленности. Классификация образовательных программ может проводиться по различным основаниям. Так, в зависимости от вида образования выделяют общеобразовательные и профессиональные программы. Первые призваны обеспечить социализацию личности. Они направлены на формирование общей культуры личности, создание основы для сознательного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С учетом уровня образования они подразделяются на программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы реализуются в образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и являются преемственными. Это 1 СЗ РФ. - 2007. - № 1 (Ч. 1). - Ст. 203. означает, что каждая последующая программа базируется на предыдущей. Реализация принципа преемственности образовательных программ имеет и практическое значение. Обучающиеся, не освоившие образовательной программы предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Например, если обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования не освоили программ учебного года и имеют академическую задолженность по двум и более предметам, они могут быть оставлены на повторное обучение, переведены в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагога либо продолжить обучение в форме семейного образования. Выбор одного из названных вариантов осуществляют родители или иные законные представители обучающегося. Если у обучающихся имеется задолженность по одному предмету, они переводятся в следующий класс условно, причем ответственность за ликвидацию задолженности в течение следующего учебного года возлагается на родителей. Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения. Для обучающихся с отклонениями в развитии на базе основных программ разрабатываются специальные программы, позволяющие учесть психофизические особенности и возможности обучающихся. Профессиональные образовательные программынаправлены на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней и обеспечивают подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Профессиональные образовательные программы могут реализовываться только в учреждениях профессионального образования. Основные требования к их содержанию закрепляются в образовательных стандартах. Поэтому профессиональную образовательную программу можно определить как документ (комплект документов), определяющий в соответствии с государственным образовательным стандартом содержание определенного уровня профессионального образования по конкретной специальности. Так, основная образовательная программа среднего профессионального образования должна включать в себя общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; математические и общие естественно-научные дисциплины; общепрофессиональ-пые дисциплины (для определенной группы специальностей); специальные дисциплины; производственную (профессиональную) практику. Основные профессиональные программы высшего профессионального образованияимеют достаточно сложную структуру. Их разработку Минобрнауки России рекомендует проводить в несколько этапов. На первом этапе необходимо на основании требований
образовательного стандарта определить конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. На втором этапе разрабатываются содержательная часть образовательной программы и порядок ее реализации. Для этого следует определить полный перечень дисциплин образовательной программы, обеспечить оптимальное соотношение фундаментальной и прикладной подготовки специалиста, установить соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента, найти наиболее эффективные виды учебных занятий и образовательные технологии. В структуру образовательной программы в качестве основных компонентов входят: - учебный план вуза по направлению подготовки или специ - перечень специализаций профессиональной подготовки, со - совокупность вузовских программ учебных дисциплин и прак Образовательные программы среднего и высшего профессионального образования могут быть реализованы в сокращенные сроки с учетом имеющихся у гражданина знаний и навыков, полученных на предыдущих уровнях обучения. Например, граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, вправе получить среднее профессиональное образование, а лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, — высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам (ст. 23, 24 Закона РФ «Об образовании»). Например, Порядок реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования был утвержден приказом Минобразования РФ от 14 ноября 2001 г. № 3654. Обучение по таким программам допускается для лиц, имеющих начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднее профессиональное или высшее профессиональное образование либо иной достаточный уровень предшествующей подготовки и (или) способностей. Сокращенная образовательная программа реализуется в сокращенный по сравнению с установленным учебным планом срок на основе знаний и умений, полученных студентом в процессе предшествующего обучения в системе профессионального образования. Ускоренная образовательная программа осваивается студентом в ускоренном темпе по сравнению с темпом ее освоения, который предусмотрен учебным планом, в соответствии с предше- ствующей подготовкой студента. При этом сокращенная программа может реализовываться как ускоренная (сокращенная ускоренная образовательная программа среднего профессионального образования). Обучение по указанным программам осуществляется на добровольной основе в соответствии с заявлением, которое подается на имя руководителя учреждения как при приеме на обучение, так и после зачисления. Решение о возможности обучения студента по сокращенной образовательной программе принимается образовательным учреждением на основе перезачета учебных дисциплин и (или) их разделов, а также этапов производственной практики, изученных и пройденных в процессе предшествующего обучения. Перезачет осуществляется после зачисления в образовательное учреждение путем аттестации студента в форме собеседования, тестирования или в иной форме, определяемой самим учреждением. Результаты такой аттестации студента и решение о возможности его обучения по сокращенной программе оформляются, как правило, приказом или распоряжением образовательного учреждения, в котором устанавливается срок обучения и указываются перечень и объемы аттестованных (перезачтенных) дисциплин. Записи об аттестованных учебных дисциплинах и этапах производственной практики вносятся в зачетную книжку студента, при его переводе или отчислении — в академическую справку, а по окончании обучения — в приложение к диплому. В аналогичном порядке по итогам промежуточной аттестации принимается решение об обучении по ускоренной образовательной программе. Реализация сокращенной или ускоренной образовательной программы осуществляется на основе индивидуального учебного плана, который разрабатывается для студента или группы студентов на основе результатов перезачета и утверждается руководителем учреждения. Как правило, сроки обучения сокращаются не более чем на один год. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки были утверждены приказом Минобразования РФ от 13 мая 2002 г. № 1725. 15 основном они аналогичны изложенным выше применительно к системе среднего профессионального образования, но некоторые вопросы в них регулируются более четко. Сокращенная программа может реализовываться для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее образование различных ступеней. В данном нормативном акте расшифровывается, что следует понимать под соответствующими профилями подготовки. В среднем и высшем профессиональном образовании это такие образовательные программы, которые имеют близкие или одинаковые по наименованию общепрофессио- нальные и специальные дисциплины, а в высшем — такие программы, которые близки по содержанию (до 55 — 60 процентов). Специально регламентируется, на какой курс принимают лиц, желающих освоить основную образовательную программу в сокращенные сроки. Если в вузе формируются специальные группы для таких лиц, то прием осуществляется на первый курс независимо от уровня предшествующей подготовки. Лица, имеющие высшее образование, могут быть приняты и на последующие курсы, если не формируются специальные группы. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки, сдают в течение года не более 20 экзаменов. Срок реализации образовательных программ устанавливается в зависимости от соответствия профиля предыдущего образования получаемому. Если эти профили не соответствуют друг другу, срок обучения ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|