Здавалка
Главная | Обратная связь

Международно-правовое регулирование образования



Приоритет международного права по отношению к националь­ному является безусловным в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека. Статья 17 Конституции РФ предусматривает, что в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы че­ловека согласно общепризнанным принципам и нормам между­народного права, содержание которых может раскрываться в до­кументах Организации Объединенных Наций и ее специализиро­ванных учреждений. Международные договоры Российской Феде­рации наряду с общепризнанными принципами и нормами меж­дународного права выступают частью правовой системы нашей страны.

В системе источников образовательного права особое место за­нимают международно-правовые акты универсального и регио­нального характера, а также международные договоры и соглаше­ния. В литературе высказана точка зрения о формировании между­народного образовательного права как одной из отраслей между­народного права, насчитывающей более 30 крупных нормативных актов.

Нормы, закрепляющие право человека на образование, содер­жатся в целом ряде международных актов универсального харак­тера. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюци­ей Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., в ст. 26 провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образо­вание должно быть обязательным. Техническое и профессиональ­ное образование должно быть общедоступным, и высшее образо­вание должно быть одинаково доступным для всех на основе спо­собностей каждого. Образование должно быть направлено к пол­ному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию, терпимо­сти и дружбе между народами».

Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., предусматривает признание всеми участвую­щими в нем государствами права на образование. Для осуществле­ния этого права начальное образование должно быть обязатель-



ным и бесплатным для всех. Декларируется принцип доступности среднего образования в его различных формах, включая профес­сионально-техническое образование, а также высшего образова­ния с учетом способностей каждого. Устанавливаются права ро­дителей и иных законных представителей выбирать школы для своих детей, причем в том числе и негосударственные, которые должны отвечать минимуму требований для образования, уста­новленному государством.

Значительное число норм, касающихся образования, содер­жится в Конвенции о правах ребенка, которая была утверждена ре­золюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. В ст. 28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспече­нию доступности образования, по содействию регулярному посе­щению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы. Школьная дисциплина должна поддерживаться методами, обес­печивающими уважение человеческого достоинства ребенка. Об­разование должно быть направлено: на развитие личности, талан­тов, умственных и физических способностей ребенка в самом пол­ном объеме; на воспитание уважения к правам и свободам чело­века, к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям; на подготовку ребенка к сознательной жизни в сво­бодном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равно­правия, в духе уважения к окружающей природе (ст. 29). В Конвен­ции говорится также об обеспечении права на образование для детей беженцев, неполноценных в умственном или физическом отношении детей, детей, лишенных родительского попечения.

В 1945 г. на Лондонской конференции была создана Организа­ция Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Это специализированная организация ООН, в кото­рую входит более 180 государств-членов. Ее задачи — содейство­вать укреплению мира и безопасности путем развития междуна­родного сотрудничества в области просвещения, науки и культу­ры, использования средств массовой информации и т.д. Одной из главных форм деятельности ЮНЕСКО является осуществление программ, в том числе по ликвидации неграмотности, оказанию технической помощи, развитию коммуникаций, в области прав человека. Организация осуществляет мероприятия в области по­литики, планирования и управления образованием, подготовки кадров в области образования, а также в области научного, тех­нического и профессионального образования.

Деятельность ЮНЕСКО развивается по трем основным направ­лениям. Первое представляет собой нормотворческую деятельность и проведение исследований по вопросам национальной политики в области образования. Вторым направлением выступает укрепле­ние инфраструктуры образования на национальном уровне: раз­витие подготовки преподавателей, использование местных ресур-


сов для совершенствования образовательного процесса. Третье направление — обмен информацией: путем распространения спе­циализированных справочников, бюллетеней и т.д.

Организация разрабатывает и принимает международные кон­венции и рекомендации по вопросам образования. Так, в 1998 г. на конференции в Париже была принята Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века; в 1966 г. — Рекомендация о положении учителей; в 1974 г. — Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников; в 1960 г. — Конвенция о борьбе с дис­криминацией в области образования и т.д. В частности, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования обязывает го­сударства, являющиеся ее сторонами, разрабатывать, развивать и проводить в жизнь общегосударственную политику, использую­щую соответствующие национальным условиям и обычаям мето­ды для осуществления равенства возможностей в области образо­вания. Государства должны сделать начальное образование обяза­тельным и бесплатным, среднее образование в различных его формах — всеобщим достоянием, обеспечив его общедоступность, иысшее образование — доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого. Конвенция требует обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные усло-ния в отношении качества обучения, что особенно важно на со-иременном этапе развития цивилизации.

В последние годы приоритет в деятельности ЮНЕСКО отдает­ся школьному образованию. Программы ЮНЕСКО представляют значительную ценность для многих стран, в том числе для России. И 1999 г. государства — члены ЮНЕСКО и Правительство РФ под­писали Соглашение об условиях выполнения проектов, осущест-иляемых на территории Российской Федерации при содействии ЮНЕСКО. В Москве на основании специального соглашения был создан Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

Право на образование закреплено и в международных актах регионального характера. Так, Европейская социальная хартия пред­усматривает право на профессиональную ориентацию и профес­сиональную подготовку (ст. 9, 10). О праве на образование гово­рится и в Протоколе № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2), а также в некоторых иных актах. Были приняты и специальные акты европейского права, клсающиеся отдельных аспектов образования. Большинство из них касаются высшего профессионального образования, преимуще­ственно университетского. Основной идеей в данном случае явля­ется признание университетов одним из главных источников ин­теллектуальной деятельности любой страны. Поскольку в сфере культуры и науки Совет Европы проводит линию на объединение


 




усилий и действий государств региона, провозглашается свобод­ный доступ европейской молодежи к интеллектуальным ресурсам стран—членов Совета, чтобы впоследствии это способствовало решению проблемы нехватки высококвалифицированных кадров. Так, Европейская конвенция об академическом признании уни­верситетских квалификаций от 14 декабря 1959 г. была ратифици­рована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 июня 1999 г. № 149-ФЗ. Она вступила в силу для нашей страны с 18 ок­тября 1999 г. Конвенция предусматривает, в частности, что акаде­мическое признание университетской квалификации, получен­ной за границей, позволяет ее обладателю:

- продолжать курс обучения в университете;

- по его завершении сдавать экзамены, требуемые для получе­
ния следующей степени, включая докторскую, на тех же услови­
ях, которые существуют для граждан государства, ратифициро­
вавшего данную Конвенцию, в тех случаях, когда прием для про­
хождения такого курса обучения и допуск к экзаменам зависят от
наличия аналогичной национальной университетской квалифи­
кации;

- использовать ученое звание, присвоенное иностранным уни­
верситетом, с указанием его происхождения.

Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, веду­щих к доступу в университеты от 11 декабря 1953 г., вступившая в силу для Российской Федерации 17 сентября 1999 г., устанавли­вает, что учащимся, успешно завершившим среднее школьное образование на территории одной из стран — членов Совета Евро­пы, должны быть предоставлены все возможности для поступле­ния по своему выбору в университет, расположенный на террито­рии других государств, входящих в указанную организацию. В этих целях все государства, подписавшие и ратифицировавшие дан­ную конвенцию, взаимно признают эквивалентность дипломов, являющихся документами об образовании, необходимых для при­ема в аналогичные учебные заведения. Российская Федерация ра­тифицировала также Европейскую конвенцию об эквивалентно­сти периодов университетского образования от 15 декабря 1956 г., которая для Российской Федерации вступила в силу 17 сентября 1999 г. Государства, которые являются сторонами Конвенции, при­знают любой период обучения, в течение которого студент, изу­чающий современные языки, проходил курс в университете дру­гой страны — члена Совета Европы, эквивалентным подобному периоду обучения в университете своей страны. При этом необхо­димо, чтобы руководство первого вышеназванного университета выдало такому студенту свидетельство о завершении указанного периода обучения с удовлетворительными для руководства уни­верситета показателями. В 1962 г. для реализации Культурной кон­венции в Совете Европы был создан Совет по культурному со-


трудничеству. В его структуре существуют профильные комитеты (Комитет по образованию и Комитет по высшему образованию). Они один раз в три года проводят постоянную конференцию по проблемам образования, которая формирует соответствующие ре­комендации.

Наиболее интересным и актуальным в сегодняшних условиях для нашей страны международно-правовым документом в обла­сти образования является Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования {Болонская декларация), под­писанная 19 июня 1999 г. министрами образования европейских стран. Она предусматривает необходимость координации полити­ки в целях достижения в пределах первой декады третьего тысяче­летия следующих результатов:

1) принятия системы сопоставимых степеней, в том числе че­
рез внедрение приложения к диплому для обеспечения возмож­
ности трудоустройства европейских граждан и повышения меж­
дународной конкурентоспособности европейской системы выс­
шего образования;

2) формирование многоуровневой системы высшего образова­
ния (преимущественно двухступенчатой — бакалавриат и магист­
ратура);

3) внедрение системы зачетных баллов (кредитных единиц);

4) развитие академической мобильности для студентов, пре­
подавателей, исследователей и административного персонала;

5) создания эффективной системы контроля качества высшего
образования.

Международные договоры могут заключаться как в рамках меж­дународных организаций, так и вне их. Российская Федерация иключила международные договоры и соглашения о сотрудниче­стве в сфере образования со многими странами. Предметом таких договоров являются различные вопросы:

- признание и установление эквивалентности документов об
образовании;

- развитие академических обменов, обучение иностранных граж­
дан в российских образовательных учреждениях профессиональ­
ного образования;

- развитие совместных научных исследований и образователь­
ных программ.

Так, Соглашение между Правительством Российской Федерации U Правительством Социалистической Республики Вьетнам об обу­чении вьетнамских граждан в образовательных учреждениях высше-■ •() профессионального образования Российской Федерации, подписан­ное в Москве 9 июля 2002 г., предусматривает, что вьетнамская сторона направляет в российские вузы своих граждан для обуче­ния и оплачивает это обучение согласно достигнутым договорен­ностям. Компетентные органы двух стран ежегодно согласовыва-

X Федорова


■Mi


ют перечень направлений подготовки и специальностей высшего и послевузовского профессионального образования для вьетнамских граждан, направляемых на обучение и повышение квалификации в Российскую Федерацию, и количество обучаемых. Министерство образования и науки Российской Федерации составляет список российских вузов, принимающих граждан Социалистической Рес­публики Вьетнам для обучения в рамках данного Соглашения.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в обла­сти культуры и образования, подписанное в Риме 10 февраля 1998 г., направлено на развитие взаимовыгодных связей на основе пря­мых договоров между научно-исследовательскими центрами, на­учными обществами и организациями двух стран; обмены науч­ными работниками и другими специалистами для осуществления проектов совместных исследований, прохождения научной ста­жировки, участия в симпозиумах, конференциях и других науч­ных форумах. Соглашение предусматривает прямые контакты и обмены между университетами и другими учебными заведения­ми, учреждениями и организациями в сфере образования; изуче­ние и преподавание языков и литературы двух стран; обмен сти­пендиями, прежде всего для обучения в аспирантуре, лиц с выс­шим образованием и для обучения российских специалистов на курсах подготовки управленческих кадров; поездки преподавате­лей, научных работников, специалистов в области образования для чтения лекций и участия в различных научных мероприятиях; обмен информацией о международных мероприятиях в области образования и научных исследований; взаимодействие в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров, разра­ботки образовательных стандартов, методики составления учеб­ных пособий, программ и другие формы взаимовыгодного сотруд­ничества в области образования и научных исследований.

Большое внимание уделяется вопросам образования в доку­ментах Содружества Независимых Государств. В подписанной го­сударствами — участниками СНГ Конвенции о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. устанавливаются обязательность и бесплатность начального и основного общего образования. В рам­ках Содружества был разработан ряд модельных законов СНГ в области образования, которые должны приниматься за основу при формировании национальных образовательных законодательств государств-участников. Модельные законы принимаются Межпар­ламентской Ассамблеей государств — участников СНГ.

Модельный закон от 3 апреля 1999 г. «Об образовании» имеет наиболее существенное значение для формирования международ­но-правовых актов СНГ и национальных законодательств в дан­ной сфере. В нем разработан адекватный понятийный аппарат, установлена система образования, определены основы правового


 


статуса участников образовательного процесса, зафиксированы гарантии доступности образования. 4 декабря 2004 г. были приня­ты три модельных закона СНГ в образовательной сфере — «О внешкольном образовании», «О дошкольном образовании» и «О статусе учителя». Модельный закон от 7 декабря 2002 г. «Об обра­зовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специ­альном образовании)» содержит дополнительные гарантии реали­зации права на образование лиц из числа соответствующих соци­альных категорий.

В рамках СНГ был заключен целый ряд многосторонних согла­шений по вопросам образования. Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. предусматривает взаимное признание права граждан государств, входящих в Содружество, на получение образования на территории государства своего по­стоянного проживания. Заключаются и другие многосторонние и двусторонние договоры и соглашения, такие, как: Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 г., Соглашение между Правитель­ством Российской Федерации и Правительством Республики Бе­ларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 г. и др. Если государство является одновременно участником и многосто­роннего, и двустороннего договоров (соглашений) и при этом устанавливаемые ими обязательства различаются, то коллизии разрешаются в пользу двусторонних соглашений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.