Здавалка
Главная | Обратная связь

Законодательство Российской Федерации в области



Образования

Законодательство РФ в области образования образуют норма­тивные правовые акты различной юридической силы. Оно вклю­чает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные шконы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области обра-ювания. Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между
федеральными органами исполнительной власти, органами ис­
полнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуп­
равления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан
Российской Федерации на образование;


3) создание правовых гарантий для свободного функциониро­
вания и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответствен­
ности физических и юридических лиц в области образования, а
также правовое регулирование их отношений в данной области.

Конституция (Основной закон) Российской Федерациисодер­жит ряд важных положений для развития законодательства об об­разовании. Конституция Российской Федерации в ст. 43 гаранти­рует каждому право на образование, общедоступность и бесплат­ность дошкольного, основного общего и среднего профессиональ­ного образования в государственных или муниципальных образо­вательных учреждениях и на предприятиях. Предусматривается также, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно полу­чить высшее профессиональное образование. Основное общее об­разование является обязательным. Родители или заменяющие их лица должны обеспечить достижение детьми данного образова­тельного ценза. Российская Федерация устанавливает федераль­ные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Право на об­разование является неотъемлемым элементом государственных гарантий в области социальной защиты населения, и государство, провозгласившее себя социальным, обязано обеспечить его реа­лизацию.

Следующий уровень нормативных актов в системе образова­тельного законодательства — это федеральные законы.Централь­ное место в системе федеральных законов в рассматриваемой сфере занимает Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Обобразовании». Он составляет основу образовательного законодательства РФ. Структура Закона представляется вполне логичной. Она включает в себя шесть глав, в которых последовательно закрепляются пра­вовые основы образования, начиная с общих положений и систе­мы образования и завершая международной деятельностью в дан­ной сфере. Закон определяет структуру системы образования и ее основные элементы, устанавливает общие требования к содержа­нию образования, организации образовательного процесса, при­ему граждан в образовательные учреждения и общие принципы управления системой образования и ее финансового обеспечения, регламентирует правовое-положение участников образовательно­го процесса и т.д. Закон обладает приоритетом по отношению к другим законам, регулирующим отношения в области образова­ния. Все иные законы должны приниматься на его основе. Этот принцип в системе образовательного законодательства реализует­ся в полном объеме.

Кроме Закона РФ «Об образовании» на федеральном уровне были приняты еще два законодательных акта, специально направ­ленных на регламентацию сферы образования. Один из них —


Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Если Закон РФ «Об образовании» является общим, то Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» — специальным, он призван на основе общих положений Закона РФ «Об образовании» регулировать сферу высшего и послевузов­ского профессионального образования с учетом специфики отно­шений, возникающих в ней.

Указанный Федеральный закон состоит из семи глав: «Общие положения», «Система высшего и послевузовского профессиональ­ного образования», «Субъекты учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образо­вания», «Управление системой высшего и послевузовского про­фессионального образования», «Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования», «Международ­ная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заве­дений», «Заключительные положения». Таким образом, оба зако­на имеют аналогичную структуру.

Еще один федеральный закон, важный для российского обра­зования, — это Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Обутверждении Федеральной программы развития образования». В названной Федеральной программе зафиксированы основные направления модернизации образования в современных условиях.

В образовательное законодательство можно включить также другие федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы образования в целом либо ее отдель-ных элементов, в том числе кодексы, являющиеся основными источниками отраслей, нормы которых задействованы в право­вом регулировании отношений в области образования (Граждан­ский, Трудовой, Семейный и другие кодексы). Отношения в об­ласти образования регулируются и другими законодательными ак­тами. В частности, гарантии права ребенка на образование регули­руются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Ряд норм, касающихся образовательного процесса, закреплен в Федераль­ном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Не­которые особенности пенсионного обеспечения педагогических работников регулируются Федеральным законом «О трудовых пен­сиях».

Подзаконные нормативные акты,регулирующие отношения в области образования, представлены указами Президента Россий­ской Федерации (например, Указ от 28 декабря 2001 г. № 1501 «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципаль­ных общеобразовательных учреждений основного общего образова­ния» и др.), постановлениями Правительства Российской Феде-


рации (в частности, постановления об утверждении типовых по­ложений о различных образовательных учреждениях, «Об утверж­дении Типового положения о стипендиальном обеспечении и дру­гих формах материальной поддержки студентов федеральных го­сударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования аспирантов и докторантов»), приказами Минобрнауки России (например, приказ от 11 января 2007 г. «Об экспертизе учебников» и др.).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ образование относит­ся к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъек­тов. Это означает, что определенные отношения могут регулиро­ваться как федеральными законами, так и законами субъектов РФ. Федеральные законы в области образования призваны разгра­ничивать компетенцию и ответственность федеральных и регио­нальных органов государственной власти, регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково все­ми субъектами РФ, вводить общие установочные нормы по во­просам, которые относятся к компетенции субъектов РФ. Законы субъектов РФ, регулирующие образовательные отношения, не могут противоречить федеральным законам или ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с ними.

В субъектах РФ образовательное законодательство развивается быстрыми темпами. В большинстве регионов приняты законы об образовании (Калининградская, Московская, Свердловская, Са­ратовская и другие области, республики Северная Осетия — Ала­ния, Саха (Якутия) и др.). К сожалению, в большей части законы субъектов РФ дублируют положения Закона РФ «Об образовании». Но в содержании региональных законов встречаются нормы, на­правленные на реализацию и учет местных особенностей в разви­тии системы образования. Например, в законах Калининградской и Свердловской областей есть нормы, регламентирующие регио­нальный заказ на подготовку и переподготовку кадров по целе­вым программам и устанавливающие порядок введения и реали­зации региональных компонентов государственных образователь­ных стандартов. В Калининградской области, кроме того, решили специальными нормами урегулировать образовательную полити­ку на селе. Закон Московской области «Об образовании в Мос­ковской области» подробно регламентирует государственный кон­троль качества образования на уровне области, а также порядок отчисления из учебных заведений разных типов. Ряд интересных норм содержится в Законе Республики Северная Осетия — Ала­ния «Об образовании». В них, в частности, закрепляются цели вос­питания, изучения истории и культуры многонационального на­рода республики. Предусматривается квотирование платных обра­зовательных услуг: независимо от специальностей платный прием


 


не может превышать 20 процентов бюджетного набора в учрежде­ниях профессионального образования. В некоторых субъектах при­нимаются законы, регулирующие отдельные отрасли образова­ния. Так, в Приморском крае действует Закон «О начальном про­фессиональном образовании», а в Республике Саха (Якутия) — Закон «О целевой контрактной подготовке специалистов с на­чальным профессиональным, средним профессиональным и выс­шим профессиональным образованием». Он регулирует порядок заключения соответствующих контрактов, ответственность за их невыполнение. Интересно отметить, что этот Закон устанавлива­ет три формы целевой подготовки: в рамках контрольных цифр приема, сверхпланового набора и подготовки за пределами рес­публики. Введение таких механизмов позволит обеспечить народ­ное хозяйство республики квалифицированными кадрами.

Очень обширным является подзаконный нормативный массив 15 региональном образовательном законодательстве. Он включает в себя указы глав регионов, постановления органов исполнитель­ной власти (правительств, администраций), а также приказы ор­ганов управления образованием. Например, Комитет по образо­ванию мэрии Санкт-Петербурга ежегодно утверждает Инструк­тивно-методическое письмо об организации образовательного процесса в учреждениях города в текущем учебном году, в кото­ром подробно регламентируются начало и окончание учебного года, порядок и сроки приема в образовательные учреждения, итоговой аттестации выпускников и т.д. Комитетом утверждены также порядок формирования классов для умственно отсталых детей, порядок обеспечения детей учебной литературой, порядок оказания платных образовательных услуг и другие важные норма­тивные акты. Аналогичные нормативные акты принимаются и в других субъектах РФ.

Поскольку в структуре системы образования значительное ме­сто занимают муниципальные образовательные учреждения, орга­ны местного самоуправления также обладают некоторыми нор-мотворческими полномочиями в этой сфере. Они могут прини­мать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетен­ции (например, об организации питания детей в общеобразова­тельных муниципальных учреждениях, о развитии системы до­полнительного образования и т.д.).

Учет особенностей образовательных отношений, которые скла­дываются в конкретных образовательных учреждениях, осуществ­ляется путем принятия локальных нормативных актов,т. е. актов, которые принимаются непосредственно в данном учреждении (на общем собрании или конференции, на совете учреждения или его руководителем) и распространяются только на сотрудников данного учреждения и обучающихся в нем лиц. Примерами ло­кальных нормативных актов образовательных учреждений могут


служить правила внутреннего распорядка, графики учебного про­цесса, учебные планы, положения о стипендиальном обеспече­нии, об общежитиях и др. На локальном уровне заключаются так­же коллективные договоры, которые могут содержать нормы, не­посредственно касающиеся образовательного процесса (например, о режиме работы преподавателей, о социальных гарантиях и про­чих формах стимулирования их труда). Примером могут служить нормативные договоры, являющиеся источниками образователь­ного права. При разработке и принятии таких актов необходимо соблюдать пределы локального нормотворчества, не ухудшать по­ложения субъектов образовательных отношений по сравнению с нормативными актами более высокого уровня.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.