Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие, виды и компетенция образовательных учреждений



Одним из важнейших элементов системы образования являют­ся образовательные учреждения. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение — это учреж­дение, которое осуществляет образовательный процесс, реализует одну или несколько образовательных программ и (или) программ, обеспечи­вающих содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Обра­зовательное учреждение является юридическим лицом. Юридиче­ским лицом признается организация, которая имеет в собственно­сти, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособ­ленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим иму­ществом, может от своего имени приобретать и осуществлять иму­щественные и личные неимущественные права, нести обязанно­сти, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридическая личность образовательных учреждений обеспечивает их участие в образовательном процессе в качестве полноправного субъекта.

Закон «Об образовании» подразделяет образовательные учреж­дения в зависимости от их организационно-правовой формы на государственные, муниципальные и негосударственные. К последним он относит частные учреждения, а также учреждения религиоз­ных и общественных объединений. Таким образом, в законе обра­зовательные учреждения разграничиваются не с точки зрения их организационно-правовой формы, а с точки зрения формы соб­ственности, на которой они основаны.

Существенные изменения в части, касающейся порядка созда­ния высших учебных заведений, были внесены в 2004 г. в Феде­ральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Государственные образовательные учреждения выс­шего профессионального образования (вузы) теперь могут созда­ваться только как федеральные. Органы государственной власти субъектов РФ с 1 января 2005 г. не имеют права создавать высшие учебные заведения. Но они сохранили за собой управление вузами, 1 сходящимися в ведении субъекта РФ по состоянию на 31 декабря 2004 г. Также в их компетенцию входят реорганизация и ликвида­ция указанных учебных заведений, требующие согласования с Минобрнауки России. Законодательством в сфере образования предусматривается возможность создания муниципальных вузов. Согласно ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузов-



I |


ском профессиональном образовании» муниципальные высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются органами местного самоуправления городских округов.

В п. 1 ст. 11 Закона РФ «Об образовании», введенным Федераль­ным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, предусматривается, что образовательную деятельность могут осуществлять не только учреждения, но и организации (как государственные, так и него­сударственные), которые созданы в организационно-правовых формах, установленных для некоммерческих организаций.

Государственные и муниципальные образовательные учрежде­ния могут быть бюджетными или автономными.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение представляет собой организацию, созданную органами государственной власти Российской Федерации, органами государ­ственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправле­ния для осуществления управленческих, социально-культурных, науч­но-технических или иных функций некоммерческого характера, дея­тельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государ­ственных внебюджетных фондов, так и от осуществления пред­принимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования го­сударственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в со­ответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федераль­ное казначейство Российской Федерации либо другой орган, ис­полняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам рас­ходов при исполнении сметы. Необходимо подчеркнуть, что бюд­жетное учреждение при исполнении сметы самостоятельно в рас­ходовании средств, полученных за счет внебюджетных источни­ков. Бюджетные средства расходуются исключительно на цели, определенные ст. 70 Бюджетного кодекса РФ. К ним относятся: расходы на оплату труда, командировочные и иные компенсаци­онные выплаты работникам, перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законодательством (например, стипендии, компенсационные выплаты, пособия); расходы на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам либо без таковых. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не


допускается. Бюджетные учреждения, подведомственные федераль­ным органам исполнительной власти, используют бюджетные сред­ства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Феде­ральным казначейством.

Бюджетные учреждения, имеющие право на получение бюд­жетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соот­ветствующий год, являются получателями бюджетных средств и в этом качестве наделены соответствующими правами и обязанно­стями. Так, они имеют право: на своевременное получение и ис­пользование бюджетных средств в соответствии с размером, утвер­жденным бюджетной росписью с учетом сокращения и индекса­ции; на своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассиг­нованиях и лимитах бюджетных обязательств, а также на компен­сацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны своевременно пода­вать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств, эффективно использо­вать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначени­ем. Они должны своевременно и в полном объеме возвращать бюд­жетные средства, предоставленные на возвратной основе и вно­сить плату за пользование ими. Важной обязанностью бюджетных учреждений является своевременное представление отчетов и иных сведений об использовании бюджетных средств.

Согласно Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ « Об автономных учреждениях» автономным учреждениемпризна­ется некоммерческая организация, созданная Российской Федера­цией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполне­ния работ {оказания услуг) в целях осуществления полномочий ор­ганов государственной власти и местного самоуправления в раз­личных сферах, в том числе в образовательной.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ист­цом и ответчиком в суде, а также вправе открывать счета в кре­дитных организациях. Оно отвечает по своим обязательствам за­крепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждени­ем за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этогоимущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет от­ветственности по обязательствам автономного учреждения. Авто­номное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоя­тельное распоряжение и используются им для достижения целей,


ради которых оно создано, если иное не предусмотрено указан­ным федеральным законом.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным уч­реждением деятельности и использования закрепленного за авто­номным учреждением имущества.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учрежде­ния является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движи­мым имуществом, закрепленными за ним учредителем или при­обретенными автономным учреждением за счет средств, выде­ленных ему учредителем на приобретение этого имущества. Осталь­ным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учрежде­ние по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно.

Под особо ценным движимым имуществом понимается иму­щество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Пра­вительством Российской Федерации.

Учредитель устанавливает задания для автономного учрежде­ния в соответствии с предусмотренной его уставом основной дея­тельностью и осуществляет финансовое обеспечение его выпол­нения.

В образовательном законодательстве используется понятие «го­сударственный статус образовательного учреждения». Государствен­ный статус образовательного учреждения означает его тип и вид, определенные в соответствии с уровнем и направленностью реа­лизуемых образовательных программ. Он устанавливается при го­сударственной аккредитации образовательного учреждения. Это дает право на пользование печатью с изображением Государствен­ного герба Российской Федерации и выдачу выпускникам доку­мента об образовании государственного образца, а общеобразова­тельным учреждениям — на включение в схему централизованно­го государственного финансирования.

Необходимо подчеркнуть, что действие образовательного за­конодательства распространяется на все типы образовательных учреждений. В ст. 12 Закона РФ «Об образовании» названы семь типов образовательных учреждений, и этот перечень является от­крытым. В него последовательно включены учреждения, реализу­ющие образовательные программы соответствующих уровней, начиная с дошкольных и завершая учреждениями дополнитель­ного образования для детей или ичрослых. Но в этом же перечне


названы также специальные (коррскциоипые) образовательные учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии и уч­реждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Специфика данных учреждений обусловлена особенностями орга­низации учебно-воспитательного процесса в отношении опреде­ленных категорий обучающихся. Например, учреждения для де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны обеспечить не только реализацию общеобразовательных программ, но и социальную защиту детей, медико-психолого-педагогиче­скую реабилитацию и социальную адаптацию, охрану и укрепле­ние здоровья. При этом учреждение, в котором дети не только проживают, но и обучаются, организация учебного процесса осу­ществляется в соответствии с Типовым положением об общеоб­разовательном учреждении. Коррекционные учреждения для обу­чающихся с отклонениями в развитии реализуют образователь­ные программы дошкольного, всех ступеней общего и начального профессионального образования. Это позволяет сделать вывод о том, что тип образовательного учреждения более правильно опре­делять с учетом того, какие образовательные программы оно реа­лизует.

Тип образовательного учреждения — понятие более широкое, чем вид. Вид образовательного учреждения определяется с учетом уровня и направленности реализуемых им образовательных про­грамм и особенностей организации образовательного процесса. Проиллюстрируем соотношение типа и вида образовательных уч­реждений примерами из типовых положений, утвержденных по­становлениями Правительства Российской Федерации.

Дошкольные образовательные учрежденияделятся на следую­щие виды:

- детский сад;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осущест­
влением одного или нескольких направлений развития воспитан­
ников (интеллектуального, художественно-эстетического, физи­
ческого и др.);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуще­
ствлением квалифицированной коррекции отклонений в физи­
ческом и психическом развитии воспитанников;

 

- детский сад присмотра и оздоровления и др.
Общеобразовательные учреждениямогут быть таких видов, как:

- начальная, основная и средняя общеобразовательная школа;

 

- средняя общеобразовательная школа с углубленным изуче­
нием отдельных предметов;

- гимназия, обеспечивающая дополнительную подготовку по
предметам гуманитарного профиля;

- лицей, осуществляющий дополнительную подготовку по пред­
метам технического или естественно-научного профиля.


К учреждениям начального профессионального образованияот­носятся:

- профессиональное училище;

- профессиональный лицей — центр непрерывного профессио­
нального образования;

- учебно-курсовой комбинат (учебно-производственный центр,
техническая школа и др.).

Профессиональное училищереализует основные образователь­ные программы начального профессионального образования и обеспечивает получение профессии с определенным уровнем ква­лификации.

Профессиональный лицейреализует интегрированные образо­вательные программы начального и среднего профессионального образования, обеспечивает подготовку с повышенным уровнем квалификации.

Учебно-курсовой комбинати приравненные к нему учреждения осуществляют ускоренную подготовку рабочих и специалистов по определенной квалификации, а также переподготовку и повыше­ние квалификации.

Техникумы (училища)реализуют образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня. Поми­мо названных программ колледжиреализуют также программы повышенного уровня. Техникумы (училища) и колледжи — это вид образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений).

Высшие учебные заведениямогут быть следующих видов: уни­верситеты, академии и институты. Университеты— это вузы, ко­торые реализуют программы высшего и послевузовского профес­сионального образования по многим направлением (специально­стям) подготовки, а также осуществляют подготовку, переподго­товку и повышение квалификации работников высшей квалифи­кации, научных и научно-педагогических кадров. Университет, кроме того, ведет обширную научную деятельность, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широ­кому спектру наук, является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Академияреализует анало­гичные образовательные программы, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выпол­няет фундаментальные и прикладные научные исследования в одной области науки или культуры. Институтреализует образова­тельные программы высшего, а также, как правило, послевузов­ского профессионального образования, готовит работников для определенной области профессиональной деятельности.

Законодательство закрепляет принцип автономии образователь­ного учреждения, который предполагает самостоятельность уч-


реждения в осуществлении образовательного процесса, кадровой политики, а также научной, финансовой, хозяйственной и иных сфер деятельности. Пределы самостоятельности образовательного учреждения определены законодательством, типовым положени­ем об учреждении соответствующего типа и вида, а также уставом учреждения.

Полномочия образовательного учреждения, установленные ст. 32 Закона РФ «Об образовании», можно разделить на несколько групп в зависимости от того, в какой сфере они осуществляются.

1. Полномочия в области финансового и материального обеспече­
ния образовательного процесса.
Образовательное учреждение в пре­
делах собственных финансовых средств осуществляет материаль­
но-техническое обеспечение и оснащение образовательного про­
цесса, оборудование помещений в соответствии с государствен­
ными и местными нормами и требованиями. Оно может привле­
кать также дополнительные источники финансовых и материаль­
ных средств, должно ежегодно отчитываться перед учредителем и
общественностью о поступлении и расходовании финансовых и
материальных средств. Оно вправе осуществлять предприниматель­
скую и иную приносящую доход деятельность, а также оказывать
платные образовательные услуги. Государственные и муниципаль­
ные учреждения могут на возмездной основе предоставлять обра­
зовательные услуги, не предусмотренные образовательными про­
граммами и государственными образовательными стандартами.
В системе профессионального образования могут оказываться воз­
мездные образовательные услуги по основным образовательным
программам лицам, которые обучаются на внеплановых местах на
основании договоров с полной оплатой стоимости обучения. Не­
государственные образовательные учреждения имеют право ока­
зывать платные услуги в пределах государственного образователь­
ного стандарта, и эта деятельность не рассматривается как пред­
принимательская, если получаемый от нее доход полностью идет
па возмещение затрат, связанных с организацией учебного про­
цесса, его развитием и совершенствованием.

2. Полномочия в области кадрового обеспечения образовательного
процесса.
Образовательное учреждение устанавливает структуру
управления, утверждает штатное расписание, распределяет долж­
ностные обязанности, осуществляет подбор, прием на работу и
расстановку кадров, несет ответственность за уровень их квали­
фикации; устанавливает ставки заработной платы и должностных
окладов работников в пределах собственных финансовых средств,
атакже надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и
размеры премирования.

3. Полномочия по организационно-методическому обеспечению об­
разовательного процесса.
Образовательное учреждение самостоятель­
но осуществляет образовательный процесс в соответствии с уста-


 


вом, лицензией и свидетельством о государственной аккредита­ции. Для этого оно разрабатывает и утверждает компонент образо­вательного учреждения государственного образовательного стан­дарта общего образования, образовательные программы и учебные планы, рабочие учебные программы курсов и дисциплин, годовые календарные учебные графики. Оно осуществляет выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендован­ных или допущенных к использованию в образовательном процес­се, проводит текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, организует и совершенствует методиче­ское обеспечение учебного процесса, содействует деятельности учи­тельских (педагогических) и методических объединений.

4. Нормотворческие полномочия образовательного учреждения реа­
лизуются им при разработке и принятии локальных нормативных
актов по организации его деятельности, в первую очередь — об­
разовательного процесса. К числу таких актов относятся:

- устав образовательного учреждения;

- правила внутреннего распорядка;

- положение о промежуточной аттестации обучающихся и др.

5. Полномочия по формированию контингента обучающихся и реа­
лизации их прав в области образования.
Образовательное учрежде­
ние, как правило, самостоятельно формирует контингент обучаю­
щихся (воспитанников) в пределах оговоренной лицензией квоты,
осуществляет контроль за своевременным предоставлением отдель­
ным категориям обучающихся дополнительного материального
обеспечения и льгот; обеспечивает надлежащие условия содержа­
ния воспитанников (в образовательном учреждении интернатно­
го типа); создает условия для работы подразделений организаций
общественного питания и медицинских учреждений, обеспечива­
ет контроль за их работой в целях охраны и укрепления здоровья
обучающихся и работников образовательного учреждения.

За невыполнение функций, отнесенных к компетенции обра­зовательного учреждения, оно несет ответственность, например: за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; за ненадлежащее качество образования своих выпускников; за нарушение их прав и свобод.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.