Здавалка
Главная | Обратная связь

Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений



Учредителями образовательных учреждений могут выступать орга­ны государственной власти, органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собствен­ности, общественные и частные фонды, религиозные и обще-


ственные организации, а также граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Как видно из ст. 11 Закона РФ «Об обра­зовании», возможно совместное учредительство негосударствен­ных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 120 ГК РФ, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Предусматривается, что учреждение со­здается только одним собственником. Для некоторых типов и ви­дов образовательных учреждений закон предусматривает опреде­ленного учредителя. Так, учредителем образовательных учрежде­ний, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Феде­рации. Специальные учебно-воспитательные учреждения закры­того типа для детей и подростков с девиантным поведением мо­гут учреждаться только федеральными и (или) региональными органами исполнительной власти.

Негосударственные образовательные организации могут созда­ваться в организационно-правовых формах, предусмотренных за­конодательством для некоммерческих организаций, например в форме автономной некоммерческой организации. Ею признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе доброволь­ных имущественных взносов в целях предоставления услуг в обла­сти образования, здравоохранения, культуры, науки, права, фи­зической культуры и спорта и иных услуг. Автономные некоммер­ческие образовательные организации характеризуются значитель­ными особенностями правового статуса в области имущественных правоотношений, но в сфере организации образовательного про­цесса они подчиняются общим требованиям, предусмотренным Законом РФ «Об образовании».

Образовательное учреждение создается учредителем по соб­ственной инициативе, регистрируется в заявительном порядке. В регистрации образовательного учреждения не может быть отка­зано по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Для регистрации образова­тельного учреждения учредитель представляет заявление, реше­ние о создании учреждения или учредительный договор, устав учреждения и документ об уплате государственной пошлины. Го­сударственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней с момента представления указанных документов в регистрирующий орган (ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и информационных предпринимателей»).

Права юридического лица у образовательного учреждения воз­никают с момента его регистрации (в части ведения финансово-


хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом и направ­ленной на подготовку образовательного процесса). Право на веде­ние образовательной деятельности возникает с момента выдачи учреждению лицензии (об этом более подробно см. в гл. 3).

Основным документом образовательного учреждения является устав. Он необходим для регистрации учреждения как юридиче­ского лица и разрабатывается и принимается учредителем (учре­дителями), хотя по ст. 32 Закона РФ «Об образовании» эти вопро­сы отнесены к компетенции образовательного учреждения. Если впоследствии возникает необходимость разработки новой редак­ции устава или внесения в него изменений, то они разрабатыва­ются и утверждаются общим собранием или советом образова­тельного учреждения. Затем устав утверждается учредителем и ре­гистрируется в уполномоченном органе исполнительной власти, начинающим с 1 июля 2002 г. регистрацию юридических лиц в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319, принятым в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей».

Содержание устава образовательного учреждения исчерпыва­ющим образом регламентируется ст. 13 Закона РФ «Об образова­нии». В ней названы девять пунктов, которые должны обязательно включаться в устав любого образовательного учреждения: его наи­менование, место нахождения, статус, учредитель, организаци­онно-правовая форма. Закон требует, чтобы в уставе подробно был охарактеризован образовательный процесс: названы его цели, типы и виды реализуемых образовательных программ, продол­жительность обучения на каждом этапе; указан язык, на кото­ром ведется обучение; определены порядок приема, а также ос­нования отчисления обучающихся, режим занятий, форма и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, система оценок. В уставе, кроме того, следует закрепить порядок регламентации и оформления отношений между образователь­ным учреждением, обучающимися (их законными представите­лями), а также порядок предоставления платных образователь­ных услуг.

В уставе образовательного учреждения необходимо отразить структуру финансовой и хозяйственной деятельности (использо­вание объектов собственности, закрепленных за учреждением уч­редителем, а также источники и порядок формирования собствен­ности учреждения; финансирование и осуществление предпри­нимательской деятельности). Важным является раздел устава, по­священный порядку управления учреждением, в котором, в част­ности, должны быть названы полномочия учредителя, определе­ны структура и порядок формирования органов управления уч­реждением, их компетенция, установлен порядок изменения ус-


 

 


гава, реорганизации и ликвидации учреждения, а также порядок комплектования кадрового состава учреждения. В уставе следует taкрепить основные права и обязанности участников образова­тельного процесса и перечислить виды локальных актов, регла­ментирующих деятельность учреждения (приказы, распоряжения, положения и др.).

Практика показывает, что при разработке уставов общеобра-ювательных учреждений игнорируется тот факт, что он должен регламентировать права и обязанности участников образователь­ного процесса, в первую очередь обучающихся. Как правило, в уставахнаходят свое отражение общие вопросы (организацион­ная структура, экономические и хозяйственные аспекты деятель­ности учреждения и т.д.). Типичными нарушениями при опреде­лении содержания устава Минобрнауки России считает отсутствие пли недоработку таких вопросов, как организация приема обуча­ющихся, порядок и основания их отчисления, перевода и восста­новления, система оценок и порядок проведения промежуточной аттестации,порядок регламентации и оформления отношений между учреждением и обучающимся. Таким образом, в правовом регулировании педагогических отношений возникает пробел, ко­торый не может быть восполнен иначе, как разработкой и приня­тием соответствующих локальных норм, поскольку решение ука-йнныхвопросов отнесено законодательством к компетенции об-рлювательного учреждения. Это может привести к конфликтным ситуациям. В связи с изложенным необходимо не только отразить псе перечисленные вопросы в уставе, но и ознакомить с его со­держанием обучающихся и их родителей либо законных предста­вителей, о чем сделать соответствующую отметку (например, на заявлении о приеме в учреждение или в протоколе родительского собрания)1.

Отношения между учредителем и образовательным учрежде­нием регулируются договором. Договор заключается после регист­рации учреждения в качестве юридического лица. Примерные формы таких договоров рекомендованы Минобразования Рос­ши2.

Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не повлечет за собой нарушения обязательств учреждения либо если учредитель примет эти обязательства на себя. Необходимо учиты-вать,что при реорганизации образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации

1 Письмо Управления общеобразовательных учреждений и инспектирования
Минобразования РФ от 26 сентября 2001 г. «О соответствии уставов общеобразо-
ИТельныхучреждений законодательству Российской Федерации» // Вестник
иирпзования России. — 2002. — № 2. — С. 79—80.

2 Образование в документах. — 1997. — № 12.


утрачивают силу. Передача государственных образовательных уч­реждений в ведение органов местного самоуправления возможна только с согласия последних.

Ликвидация образовательного учреждения может осуществлять­ся по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то в соответствии с учредительными доку­ментами, а также по решению суда в случае осуществления дея­тельности без надлежащей лицензии или деятельности, запрещен­ной законом или не соответствующей уставным целям. Дополни­тельные условия ликвидации государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются Федеральным за­коном от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ «О сохранении статуса государ­ственных и муниципальных образовательных учреждений и морато­рии на их приватизацию». Ликвидация образовательных учрежде­ний, учредителями которых являются федеральные органы госу­дарственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, может быть осуществлена только с согласия соответствующих представительных органов государст­венной власти или местного самоуправления. Представительные органы государственной власти вправе делегировать указанные полномочия комитетам (комиссиям), в ведении которых находят­ся вопросы образования. Ликвидация сельского дошкольного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данными уч­реждениями1.

Законодательством установлены определенные специальные правила в отношении создания, реорганизации и ликвидации ав­тономных учреждений, включая образовательные. Автономное образовательное учреждение может быть создано путем его учреж­дения или путем изменения типа существующего государствен­ного или муниципального учреждения. В зависимости от того, в чьей собственности находится имущество, на базе которого уч­реждение создается, соответствующее решение принимают Пра­вительство Российской Федерации, высшие исполнительные орга­ны государственной власти субъектов РФ или местная админист­рация.

Решение о создании автономного учреждения путем измене­ния типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия госу­дарственного или муниципального учреждения, если такое реше­ние не повлечет за собой нарушения конституционных прав граж­дан, в том числе права на получение гражданами бесплатного об­разования.

1 См., например: Литвинцев Г. Педагогическаятрагедия // Российская газета. — 2002. — 20 августа.


Реорганизация автономного учреждения может быть осуществ­лена в следующих формах:

1) слияния двух или нескольких автономных учреждений;

2) присоединения к автономному учреждению одного учреж­
дения или нескольких учреждений соответствующей формы соб­
ственности;

3) разделения автономного учреждения на два учреждения или
несколько учреждений соответствующей формы собственности;

4) выделения из автономного учреждения одного учреждения
или нескольких учреждений соответствующей формы собствен­
ности.

Обязательным условием реорганизации автономного учрежде­ния является соблюдение конституционных прав граждан в соци­ально-культурной сфере, в том числе прав граждан на получение бесплатного образования.

Автономное образовательное учреждение может быть ликвиди­ровано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Граж­данским кодексом Российской Федерации. Требования кредито­ров учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое может быть обращено взыскание. Имущество автономного учреж­дения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, атакже имущество, на которое в соответствии с федеральными (иконами не может быть обращено взыскание по обязательствам антономного учреждения, передается ликвидационной комисси­ей учредителю автономного учреждения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.