Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений
Учредителями образовательных учреждений могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, общественные и частные фонды, религиозные и обще- ственные организации, а также граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Как видно из ст. 11 Закона РФ «Об образовании», возможно совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 120 ГК РФ, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Предусматривается, что учреждение создается только одним собственником. Для некоторых типов и видов образовательных учреждений закон предусматривает определенного учредителя. Так, учредителем образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут учреждаться только федеральными и (или) региональными органами исполнительной власти. Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством для некоммерческих организаций, например в форме автономной некоммерческой организации. Ею признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Автономные некоммерческие образовательные организации характеризуются значительными особенностями правового статуса в области имущественных правоотношений, но в сфере организации образовательного процесса они подчиняются общим требованиям, предусмотренным Законом РФ «Об образовании». Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе, регистрируется в заявительном порядке. В регистрации образовательного учреждения не может быть отказано по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет заявление, решение о создании учреждения или учредительный договор, устав учреждения и документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней с момента представления указанных документов в регистрирующий орган (ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и информационных предпринимателей»). Права юридического лица у образовательного учреждения возникают с момента его регистрации (в части ведения финансово- хозяйственной деятельности, предусмотренной уставом и направленной на подготовку образовательного процесса). Право на ведение образовательной деятельности возникает с момента выдачи учреждению лицензии (об этом более подробно см. в гл. 3). Основным документом образовательного учреждения является устав. Он необходим для регистрации учреждения как юридического лица и разрабатывается и принимается учредителем (учредителями), хотя по ст. 32 Закона РФ «Об образовании» эти вопросы отнесены к компетенции образовательного учреждения. Если впоследствии возникает необходимость разработки новой редакции устава или внесения в него изменений, то они разрабатываются и утверждаются общим собранием или советом образовательного учреждения. Затем устав утверждается учредителем и регистрируется в уполномоченном органе исполнительной власти, начинающим с 1 июля 2002 г. регистрацию юридических лиц в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319, принятым в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Содержание устава образовательного учреждения исчерпывающим образом регламентируется ст. 13 Закона РФ «Об образовании». В ней названы девять пунктов, которые должны обязательно включаться в устав любого образовательного учреждения: его наименование, место нахождения, статус, учредитель, организационно-правовая форма. Закон требует, чтобы в уставе подробно был охарактеризован образовательный процесс: названы его цели, типы и виды реализуемых образовательных программ, продолжительность обучения на каждом этапе; указан язык, на котором ведется обучение; определены порядок приема, а также основания отчисления обучающихся, режим занятий, форма и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, система оценок. В уставе, кроме того, следует закрепить порядок регламентации и оформления отношений между образовательным учреждением, обучающимися (их законными представителями), а также порядок предоставления платных образовательных услуг. В уставе образовательного учреждения необходимо отразить структуру финансовой и хозяйственной деятельности (использование объектов собственности, закрепленных за учреждением учредителем, а также источники и порядок формирования собственности учреждения; финансирование и осуществление предпринимательской деятельности). Важным является раздел устава, посвященный порядку управления учреждением, в котором, в частности, должны быть названы полномочия учредителя, определены структура и порядок формирования органов управления учреждением, их компетенция, установлен порядок изменения ус-
гава, реорганизации и ликвидации учреждения, а также порядок комплектования кадрового состава учреждения. В уставе следует taкрепить основные права и обязанности участников образовательного процесса и перечислить виды локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения (приказы, распоряжения, положения и др.). Практика показывает, что при разработке уставов общеобра-ювательных учреждений игнорируется тот факт, что он должен регламентировать права и обязанности участников образовательного процесса, в первую очередь обучающихся. Как правило, в уставахнаходят свое отражение общие вопросы (организационная структура, экономические и хозяйственные аспекты деятельности учреждения и т.д.). Типичными нарушениями при определении содержания устава Минобрнауки России считает отсутствие пли недоработку таких вопросов, как организация приема обучающихся, порядок и основания их отчисления, перевода и восстановления, система оценок и порядок проведения промежуточной аттестации,порядок регламентации и оформления отношений между учреждением и обучающимся. Таким образом, в правовом регулировании педагогических отношений возникает пробел, который не может быть восполнен иначе, как разработкой и принятием соответствующих локальных норм, поскольку решение ука-йнныхвопросов отнесено законодательством к компетенции об-рлювательного учреждения. Это может привести к конфликтным ситуациям. В связи с изложенным необходимо не только отразить псе перечисленные вопросы в уставе, но и ознакомить с его содержанием обучающихся и их родителей либо законных представителей, о чем сделать соответствующую отметку (например, на заявлении о приеме в учреждение или в протоколе родительского собрания)1. Отношения между учредителем и образовательным учреждением регулируются договором. Договор заключается после регистрации учреждения в качестве юридического лица. Примерные формы таких договоров рекомендованы Минобразования Росши2. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не повлечет за собой нарушения обязательств учреждения либо если учредитель примет эти обязательства на себя. Необходимо учиты-вать,что при реорганизации образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации 1 Письмо Управления общеобразовательных учреждений и инспектирования 2 Образование в документах. — 1997. — № 12. утрачивают силу. Передача государственных образовательных учреждений в ведение органов местного самоуправления возможна только с согласия последних. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то в соответствии с учредительными документами, а также по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии или деятельности, запрещенной законом или не соответствующей уставным целям. Дополнительные условия ликвидации государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются Федеральным законом от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». Ликвидация образовательных учреждений, учредителями которых являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, может быть осуществлена только с согласия соответствующих представительных органов государственной власти или местного самоуправления. Представительные органы государственной власти вправе делегировать указанные полномочия комитетам (комиссиям), в ведении которых находятся вопросы образования. Ликвидация сельского дошкольного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данными учреждениями1. Законодательством установлены определенные специальные правила в отношении создания, реорганизации и ликвидации автономных учреждений, включая образовательные. Автономное образовательное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. В зависимости от того, в чьей собственности находится имущество, на базе которого учреждение создается, соответствующее решение принимают Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ или местная администрация. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушения конституционных прав граждан, в том числе права на получение гражданами бесплатного образования. 1 См., например: Литвинцев Г. Педагогическаятрагедия // Российская газета. — 2002. — 20 августа. Реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в следующих формах: 1) слияния двух или нескольких автономных учреждений; 2) присоединения к автономному учреждению одного учреж 3) разделения автономного учреждения на два учреждения или 4) выделения из автономного учреждения одного учреждения Обязательным условием реорганизации автономного учреждения является соблюдение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе прав граждан на получение бесплатного образования. Автономное образовательное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации. Требования кредиторов учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое может быть обращено взыскание. Имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, атакже имущество, на которое в соответствии с федеральными (иконами не может быть обращено взыскание по обязательствам антономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|