Здавалка
Главная | Обратная связь

Лицензирование образовательной деятельности



В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся такие, осуществле­ние которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, ■taконным интересам, нравственности и здоровью граждан, оборо­не страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензиро­ванием. Действие данного закона не распространяется на образо­вательную деятельность (ст. 1). Применению подлежат нормы Закона РФ «Об образовании», которые предусматривают необходимость лицензирования образовательной деятельности. Согласно ст. 33 Закона РФ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством, возни­кают у образовательного учреждения с момента выдачи ему ли­цензии.

Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября


 


       
 
   
 


2000 г. № 796, предусматривает, что лицензированию подлежат все сферы образовательной деятельности по различным видам об­разовательных программ (общего и профессионального), осуществ­ляемые образовательными учреждениями, научными организаци­ями и ведущими профессиональную подготовку образовательны­ми подразделениями организаций.

Не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выда­чей документов об уровне образования и квалификации, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Положение о лицензировании образовательной деятельности применяется в части, не противоречащей законодательству РФ. Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что в компетен-цию федеральных органов государственной власти в сфере обра­зования относится лицензирование следующих учреждений:

- высших учебных заведений по всем реализуемым образова­
тельным программам;

- научных организаций и образовательных учреждений по про­
граммам послевузовского образования и дополнительного обра­
зования, включающим федеральные компоненты;

- образовательных учреждений, реализующих программы во­
енного образования;

- федеральных образовательных учреждений среднего профес­
сионального образования, реализующих образовательные програм­
мы в сферах обороны, оборонных производств, внутренних дел,
безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, науко­
емких производств по специальностям, перечень которых утверж­
дается Правительством Российской Федерации;

- расположенных за пределами территории РФ российских об­
разовательных учреждений и их филиалов по всем реализуемым
ими образовательным программам.

Российская Федерация передает субъектам РФ полномочия по лицензированию образовательных учреждений, расположен­ных на их территории образовательных учреждений по всем реа­лизуемым ими образовательным программам, кроме названных выше, лицензирование которых осуществляется федеральными органами.

На федеральном уровне органом исполнительной власти, осу­ществляющим лицензирование образовательной деятельности, является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, а на уровне субъектов РФ — государственные органы уп­равления образованием субъектов РФ. Законодательство не пред­усматривает возможности лицензирования образовательной дея­тельности органами местного самоуправления, поэтому субъек-


гам РФ не рекомендовано принимать законодательные акты, пред­полагающие передачу органам местного самоуправления соответ­ствующих полномочий.

Филиалы образовательных учреждений получают отдельную лицензию. Лицензирование образовательной деятельности учреж­дений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений) осуществляется лицензирующими органами в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются перечень образо-нательных программ, направлений и специальностей подготов­ки, их уровень, нормативные сроки освоения, квалификация, которая будет присваиваться выпускникам, контрольные нор­мативы и предельная численность обучающихся. Помимо обще­установленных документов, которые обязательны при лицензи­ровании любых видов деятельности (справки о постановке на учет в налоговом органе, копии устава и т.д.), образовательное учреждение предъявляет лицензирующему органу такие докумен­ты, как перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов аудиторной нагрузки, сведения об обеспеченности учебной литературой, ма­териально-технической базе, о кадровом обеспечении, о нали­чии у соискателя лицензии зданий, сооружений для осуществ­ления деятельности, об их соответствии гигиеническим требова­ниям и т.д.

Решение о выдаче лицензии принимается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии, которая создается этим органом. Членами комиссии не могут быть лица, гостоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии. Целью экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса тосударственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здо­ровья обучающихся, оборудования учебных помещений, оснащен­ности учебного процесса, укомплектованности кадров и т.д. Фе­деральные лицензионные требования устанавливаются Минобр-мауки России.

В частности, приказом Минобразования РФ от 7 июля 2000 г. пыли утверждены требования к минимальной оснащенности и ми­нимальной обеспеченности образовательного процесса вузов, реали­зующих основные образовательные программы магистерской подго­товки.

Для образовательных учреждений, находящихся в ведении фе­деральных органов исполнительной власти, такие требования раз­рабатываются указанными органами (например, Министерством


здравоохранения и социального развития Российской Федера­ции, Министерством обороны Российской Федерации, Ми­нистерством путей сообщения Российской Федерации и др.) и утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации. Минобрнауки России, кроме того, рекомендует орга­нам управления образованием субъектов РФ руководствоваться определенными требованиями при установлении лицензионных нормативов.

Срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии и создания экспертной комиссии не может превышать 20 дней, а экспертиза должна быть проведена в течение 30 дней с момента создания экспертной комиссии. Общий срок лицензирования не может пре­вышать 60 дней с момента регистрации заявления.

Лицензия выдается на срок не менее трех лет. По заявлению соискателя она может быть выдана на меньший срок.

Расходы, связанные с проведением экспертизы и изготовле­нием бланка лицензии, оплачиваются учредителем образователь­ного учреждения. Причем лицензия выдается только при предъяв­лении копии платежных документов, подтверждающих внесение такой платы.

Отрицательное заключение экспертизы служит основанием для отказа в выдаче лицензии. Оно может быть обжаловано учредите­лем в суд, как и отказ в выдаче лицензии, в установленном зако­ном порядке.

При реорганизации, связанной с изменением организацион­но-правовой формы образовательного учреждения, его статуса, а также при ликвидации учреждения лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной. Если реорганизация не связана сизменением организационно-правовой формы, как и в случае из­менения наименования, места нахождения и при утрате лицензии, она может быть переоформлена по заявлению образовательного учреждения. При этом экспертиза не проводится.

Лицензирование деятельности по вновь открываемым образова­тельным программам проводится независимо от наличия у образо­вательного учреждения лицензии по другим образовательным про­граммам. Перечень новых образовательных программ включается в приложение к действующей лицензии.

Лицензирующие органы вправе контролировать деятельность учреждения, могут приостановить действие лицензии полностью j или частично при выявлении нарушений, невыполнении лицен­зиатом требований об их устранении. Лицензия может быть анну­лирована судом по заявлению лицензирующего органа.

Лицензирующие органы ведут реестр лицензий, с содержани­ем которого знакомят заинтересованных физических и юридиче­ских лиц, которым могут быть предоставлены выписки из этого реестра.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.