Лицензирование образовательной деятельности
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся такие, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, ■taконным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Действие данного закона не распространяется на образовательную деятельность (ст. 1). Применению подлежат нормы Закона РФ «Об образовании», которые предусматривают необходимость лицензирования образовательной деятельности. Согласно ст. 33 Закона РФ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября
2000 г. № 796, предусматривает, что лицензированию подлежат все сферы образовательной деятельности по различным видам образовательных программ (общего и профессионального), осуществляемые образовательными учреждениями, научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций. Не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об уровне образования и квалификации, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки. Положение о лицензировании образовательной деятельности применяется в части, не противоречащей законодательству РФ. Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что в компетен-цию федеральных органов государственной власти в сфере образования относится лицензирование следующих учреждений: - высших учебных заведений по всем реализуемым образова - научных организаций и образовательных учреждений по про - образовательных учреждений, реализующих программы во - федеральных образовательных учреждений среднего профес - расположенных за пределами территории РФ российских об Российская Федерация передает субъектам РФ полномочия по лицензированию образовательных учреждений, расположенных на их территории образовательных учреждений по всем реализуемым ими образовательным программам, кроме названных выше, лицензирование которых осуществляется федеральными органами. На федеральном уровне органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование образовательной деятельности, является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, а на уровне субъектов РФ — государственные органы управления образованием субъектов РФ. Законодательство не предусматривает возможности лицензирования образовательной деятельности органами местного самоуправления, поэтому субъек- гам РФ не рекомендовано принимать законодательные акты, предполагающие передачу органам местного самоуправления соответствующих полномочий. Филиалы образовательных учреждений получают отдельную лицензию. Лицензирование образовательной деятельности учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений) осуществляется лицензирующими органами в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ. Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются перечень образо-нательных программ, направлений и специальностей подготовки, их уровень, нормативные сроки освоения, квалификация, которая будет присваиваться выпускникам, контрольные нормативы и предельная численность обучающихся. Помимо общеустановленных документов, которые обязательны при лицензировании любых видов деятельности (справки о постановке на учет в налоговом органе, копии устава и т.д.), образовательное учреждение предъявляет лицензирующему органу такие документы, как перечень дисциплин, входящих в каждую заявленную образовательную программу, с указанием объемов аудиторной нагрузки, сведения об обеспеченности учебной литературой, материально-технической базе, о кадровом обеспечении, о наличии у соискателя лицензии зданий, сооружений для осуществления деятельности, об их соответствии гигиеническим требованиям и т.д. Решение о выдаче лицензии принимается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии, которая создается этим органом. Членами комиссии не могут быть лица, гостоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии. Целью экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса тосударственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, укомплектованности кадров и т.д. Федеральные лицензионные требования устанавливаются Минобр-мауки России. В частности, приказом Минобразования РФ от 7 июля 2000 г. пыли утверждены требования к минимальной оснащенности и минимальной обеспеченности образовательного процесса вузов, реализующих основные образовательные программы магистерской подготовки. Для образовательных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, такие требования разрабатываются указанными органами (например, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и др.) и утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации. Минобрнауки России, кроме того, рекомендует органам управления образованием субъектов РФ руководствоваться определенными требованиями при установлении лицензионных нормативов. Срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии и создания экспертной комиссии не может превышать 20 дней, а экспертиза должна быть проведена в течение 30 дней с момента создания экспертной комиссии. Общий срок лицензирования не может превышать 60 дней с момента регистрации заявления. Лицензия выдается на срок не менее трех лет. По заявлению соискателя она может быть выдана на меньший срок. Расходы, связанные с проведением экспертизы и изготовлением бланка лицензии, оплачиваются учредителем образовательного учреждения. Причем лицензия выдается только при предъявлении копии платежных документов, подтверждающих внесение такой платы. Отрицательное заключение экспертизы служит основанием для отказа в выдаче лицензии. Оно может быть обжаловано учредителем в суд, как и отказ в выдаче лицензии, в установленном законом порядке. При реорганизации, связанной с изменением организационно-правовой формы образовательного учреждения, его статуса, а также при ликвидации учреждения лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной. Если реорганизация не связана сизменением организационно-правовой формы, как и в случае изменения наименования, места нахождения и при утрате лицензии, она может быть переоформлена по заявлению образовательного учреждения. При этом экспертиза не проводится. Лицензирование деятельности по вновь открываемым образовательным программам проводится независимо от наличия у образовательного учреждения лицензии по другим образовательным программам. Перечень новых образовательных программ включается в приложение к действующей лицензии. Лицензирующие органы вправе контролировать деятельность учреждения, могут приостановить действие лицензии полностью j или частично при выявлении нарушений, невыполнении лицензиатом требований об их устранении. Лицензия может быть аннулирована судом по заявлению лицензирующего органа. Лицензирующие органы ведут реестр лицензий, с содержанием которого знакомят заинтересованных физических и юридических лиц, которым могут быть предоставлены выписки из этого реестра. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|