Здавалка
Главная | Обратная связь

Аккредитация и аттестация образовательных учреждений



Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений являются основными формами проверки и подтверж­дения качества образовательных услуг, оказываемых ими.

Государственная аккредитация образовательного учреждения — )то юридическое признание его прав и способности осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает го­сударственный статус, уровень реализуемых образовательных про­грамм, соответствие содержания и качества подготовки выпуск-пиков требованиям государственных образовательных стандар­тов, право на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Аккредитованные образо­вательные учреждения могут пользоваться печатью с изображе­нием Государственного герба Российской Федерации. Для него­сударственных общеобразовательных учреждений последствием государственной аккредитации является их включение в схему централизованного государственного или муниципального фи­нансирования.

Она проводится федеральными и иными государственными органами управления образованием или по их доверенности ины­ми органами (субъектов РФ) на основании заявления образова­тельного учреждения и заключения по его аттестации. Закон не предоставил права обжаловать в суд отказ в аккредитации. Одна­ко, поскольку нет и запрета на повторное обращение за аккреди­тацией, образовательное учреждение может повторно, но не ра­псе чем через 12 месяцев, обратиться с аналогичным заявлением.

Существует также общественная аккредитация образователь­ного учреждения, которая способствует повышению его прести­жа, увеличению количества обучающихся, преобразованию в не­типовое образовательное учреждение высшей категории.

Аккредитация и аттестация образовательных учреждений не­разрывно связаны между собой. Аттестация всегда предшествует аккредитации. Учреждение, обращаясь за аккредитацией, должно представить соответствующему государственному органу положи­тельное заключение о его аттестации. Порядок аттестации и ак­кредитации образовательных учреждений устанавливается различ­ными нормативными актами в зависимости от типа учреждения и реализуемых им образовательных программ. Но общая схема и прин-ципыосуществления аттестации и аккредитации аналогичны.

Рассмотрим их на примере учреждений общего и начального профессионального образования. Их аттестация и аккредитация осуществляются в соответствии с Положением о порядке аттеста­ции и государственной аккредитации образовательных учрежде-


ний, утвержденным приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327 (с изм. от 11 августа 2000 г.).

Аттестация образовательного учреждения это основная форма государственно-общественного контроля за качеством об­разования в образовательных учреждениях, основными принци­пами осуществления которой являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

Аттестация проводится в целях установления соответствия со­держания, уровня и качества подготовки выпускников образова­тельных учреждений требованиям государственных образователь­ных стандартов. Условием аттестации образовательного учрежде­ния, выдающего документ об образовании, являются положитель­ные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествую­щих аттестации.

По общему правилу аттестация проводится по заявлению об­разовательного учреждения один раз в пять лет. Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ра­нее чем через три года после получения лицензии, при соблюде­нии названного выше условия. При этом первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования мо­жет проводиться поэтапно по указанным ступеням образования. Государственная аккредитация и аттестация проводятся госу­дарственными органами управления образованием (федеральны­ми и субъектов РФ), которые наделены полномочиями по осуще­ствлению лицензирования образовательной деятельности соответ­ствующих образовательных учреждений. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

Для аттестации образовательного учреждения создается аттес­тационная комиссия. В ее состав включаются представители обра­зовательных учреждений, научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объеди­нений (кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттес­туемом учреждении). Образовательное учреждение представляет необходимые документы:

- заявление с приложением информационной карты (паспор­
та) образовательного учреждения;

- копии устава образовательного учреждения и лицензии на
образовательную деятельность;

- учебный план;

- гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведе­
нием аттестации;

- данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в те­
чение трех последних лет.


Для того чтобы подготовиться к процедуре внешней эксперти­зы, образовательное учреждение организует проведение самооб­следования или самоаттестации, в процессе которой осуществля­ется анализ всех необходимых данных, определяется соответствие условий и порядка организации образовательного процесса всем предъявляемым требованиям.

В ходе аттестации образовательного учреждения комиссия долж­на установить исполнение учреждением требований государствен­ных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направ­ленности (обязательного минимума содержания основных обра­зовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся; полноты выполнения основных образовательных программ), а также соответствие этим требованиям содержания, уровня и качества подготовки выпускников. В этих целях осуществ­ляется экспертиза учебных планов, образовательных программ, анализируется расписание учебных занятий, изучаются классные журналы, результаты итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению орга­нами управления образованием.

По итогам работы аттестационная комиссия составляет заклю­чение, которое подписывается всеми ее членами и доводится до сведения коллектива образовательного учреждения. Если учреж­дение реализует образовательные программы разных уровней, в заключении должны содержаться выводы о его аттестации по каж­дой образовательной программе.

На основании этого заключения в двухнедельный срок соот­ветствующий орган издает приказ о признании образовательного учреждения аттестованным или не аттестованным по определен­ным образовательным программам. Повторная аттестация может проводиться по требованию образовательного учреждения не ра­нее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации. Отрицательное заключение аттестационной комис­сии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

На каждое образовательное учреждение формируется аттеста­ционное дело, состоящее из документов, связанных с проведени­ем аттестации. Оно хранится до следующего срока прохождения аттестации.

Положительное заключение аттестационной комиссии являет­ся условием для получения образовательным учреждением госу­дарственной аккредитации. Она может проводиться как назван­ными выше органами, так и ведомственными органами управле­ния образованием (в отношении находящихся в их ведении обра­зовательных учреждений).


Методика проведения аккредитации аналогична изложенной выше методике применительно к аттестации. Так, первым этапом является подача образовательным учреждением заявления о госу­дарственной аккредитации с необходимыми документами (копи­ями — заключения аттестационной комиссии, приказа о призна­нии образовательного учреждения аттестованным, лицензии на право ведения образовательной деятельности, сведений о данном учреждении по установленной форме). На втором этапе создается аккредитационная комиссия или коллегия. В ее состав включаются представители органов управления образованием субъекта РФ или муниципального образования, профессиональных общественных объединений, а при необходимости — представители органа, про­водившего аттестацию данного образовательного учреждения. Ко­миссия должна установить соответствие типа, вида и категории образовательного учреждения предъявляемым требованиям на основании следующих показателей:

- уровня и направленности реализуемых образовательных про­
грамм;

- структуры классов;

- качества подготовки выпускников;

- кадрового обеспечения;

- информационно-технического оснащения;

- медико-социальных условий пребывания обучающихся и др.

Основные показатели государственной аккредитации и их кри­териальные значения определяются приказами Минобрнауки Рос­сии для конкретных типов образовательных учреждений. Напри­мер, для учреждений среднего профессионального образования они были утверждены приказом Министерства от 1 октября 2001 г. Такие показатели подразделяются на две группы. В первую группу включаются показатели, определяющие аккредита-ционный статус по типу образовательного учреждения, а во вто­рую — показатели, используемые для определения его вида (тех­никум, училище, колледж). Среди показателей первой группы мож­но назвать содержание и качество подготовки обучающихся, ин­формационно-методическое и материально-техническое обеспе­чение учебного процесса, а также социальную поддержку студен­тов. Во вторую группу включаются такие показатели, как реализуемые образовательные программы, уровень информатиза­ции, качественный состав педагогических кадров, учебная и учеб­но-методическая работа.

Государственный статус учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответству­ющего типа, вида, категории на территории данного субъекта РФ. В случае выявления несоответствия указанных показателей аккре-дитационным показателям образовательному учреждению в ак­кредитации отказывают.


На следующем этапе соответствующий орган управления об­разованием на основании представления аккредитационной ко­миссии принимает решение о государственной аккредитации об­разовательного учреждения либо об отказе в таковой. Свидетель­ство о государственной аккредитации или уведомление об отка­зе в ней с указанием его причин выдается или высылается обра­зовательному учреждению в двухнедельный срок после приня­тия решения.

Законодательство устанавливает, что пересмотр государствен­ного статуса образовательного учреждения и проведение повтор­ной государственной аккредитации возможны по таким основа­ниям, как заявление образовательного учреждения, его отказ от прохождения или непрохождение аттестации в установленные сроки, признание образовательного учреждения неаттестованным, представление о несоответствии условий осуществления образо­вательного процесса предъявляемым к ним государственным и местным требованиям. Аналогичные последствия наступают так­же в случае вынесения общим собранием родителей (законных представителей) обучающихся о неудовлетворительном качестве образования; официального представления ведомственного или местного органа управления образованием либо государственной аттестационной службы субъекта РФ.

В случае реорганизации образовательного учреждения, изме­нения его организационно-правовой формы или статуса, о чем учреждение обязано уведомить соответствующий орган управле­ния образованием, свидетельство о его государственной аккреди­тации утрачивает силу.

Поскольку лицензирование, аттестация и аккредитация обра­зовательных учреждений преследуют практически одинаковые цели и осуществляются в рамках аналогичной процедуры, законода­тельство предусматривает возможность проведения комплексной оценки деятельности образовательных учреждений. Такая оценка представляет собой процедуру повторного или очередного лицен­зирования, аттестации и аккредитации. Она является более эф­фективной в организационном плане и позволяет сократить эко­номические издержки. Процедура лицензирования проводится на­чиная с 1 января 2000 г. в отношении высших учебных заведений, с 1 сентября 2001 г. — в отношении находящихся в ведении феде­ральных органов исполнительной власти учреждений дополнитель­ного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, а с 1 января 2002 г. ею охвачены также учреждения среднего профессионального образования, включая негосудар­ственные.

Рассмотрим данный порядок на примере комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения. Как подчеркивалось выше, он основан на объединении процедур повторного (очеред-


ного) лицензирования, аттестации и государственной аккредита­ции. Это означает, что вузу будут выданы на единый срок лицен­зия на право ведения образовательной деятельности и свидетель­ство о государственной аккредитации. Сокращение времени при­нятия необходимых решений и объема делопроизводства, финан­совых затрат вуза достигается за счет проведения внешней экс­пертизы силами единой комплексной комиссии.

Комплексная оценка деятельности вуза проходит следующие стадии.

1. Подача вузом в Управление лицензирования, аккредитации
и аттестации Федеральной службы по надзору в сфере образова­
ния и науки (далее — Управление) заявления на включение в гра­
фик
для проведения аттестации, а также заявления о проведении
повторного лицензирования.

2. Формирование графика проведения комплексной оценки и вклю­
чение в него вуза. График доводится до сведения вуза не позднее
чем за шесть месяцев до проведения комплексной оценки.

3. Формирование Управления комплексной комиссии, в состав
которой входят подкомиссия, состоящая из специалистов по ли­
цензионной экспертизе, и подкомиссия по аттестации и оценке
аккредитационных показателей.

4. Осуществление экспертизы деятельности вуза и подготовка на
ее основе трех документов: экспертного заключения о лицензиро­
вании вуза, которое направляется в Управление для подготовки
распорядительного документа о лицензировании (первое направ­
ление); заключения об аттестации вуза, которое является основа­
нием в Госинспекцию для подготовки постановления по аттеста­
ции (второе направление); показателей государственной аккреди­
тации вуза, которые направляются в Управление для подготовки
материалов по аккредитации (третье направление).

5. Принятие решений: при положительной оценке деятельности
вуза по первому направлению Управление готовит приказ о его
лицензировании. В случае отрицательного заключения о лицензи­
ровании аттестация вуза прекращается и устанавливается срок для
устранения выявленных недостатков. При положительной оценке
деятельности вуза по первому и второму направлениям эксперти­
зы он получает право подачи заявления на государственную ак­
кредитацию. Затем Федеральной службой по надзору в сфере об­
разования принимается решение об аттестации учебного заведе­
ния. Если оно будет положительным, то в таком же порядке при­
нимается решение о государственной аккредитации вуза, оформ­
ляется приказ об аттестации и государственной аккредитации, на
основании чего оформляются лицензия и свидетельство о госу­
дарственной аккредитации на равный срок действия.

Государственная аккредитация не только предоставляет права образовательным учреждениям, но и возлагает на них ответствен-


ность. Государственный контроль за качеством образования в ак­кредитованных образовательных учреждениях осуществляет госу­дарственная аттестационная служба, входящая в структуру Мин-обрнауки России. Она может направить образовательному учреж­дению рекламацию на качество образования и (или) несоответ­ствие образования требованиям государственного образователь­ного стандарта.

Основаниями для рассмотрения высшим органом аттестаци­онной службы вопроса о направлении указанной рекламации яв­ляются:

1) применительно к учреждению, реализующему общеобразо-
кательные программы, — решение общего собрания родителей
либо законных представителей обучающихся и официальное пред­
ставление отделения аттестационной службы по месту его нахож­
дения;

2) применительно к учреждению, которое реализует профес­
сиональные образовательные программы, — решение общего со­
брания обучающихся и официальное представление государствен­
ной службы занятости населения.

Решение о направлении рекламации или об отклонении тре­бований заявителей принимается высшей аттестационной служ­бой и сообщается им в месячный срок. Отказ в удовлетворении требования заявителей может быть обжалован в судебном порядке. 11овторная, в течение двух лет, рекламация автоматически лиша­ет образовательное учреждение государственной аккредитации. Во-юбновление аккредитации осуществляется в указанном выше по­рядке.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.