Здавалка
Главная | Обратная связь

Управление образовательными учреждениями



Основным субъектом отношений, возникающих в связи с орга-мизацией и осуществлением образовательного процесса, является образовательное учреждение. Законодательство закрепляет прин­цип самостоятельности образовательного учреждения в решении целого ряда вопросов, например в осуществлении образователь­ного процесса, подборе и расстановке кадров, в научной, финан­совой, хозяйственной и иных сферах деятельности.

Для надлежащего осуществления указанных полномочий необ­ходимо формирование структуры управления образовательным учреждением, которая позволяла бы добиваться намеченных це­лей и была бы эффективна.

Основные принципы организации управления образовательным учреждением закреплены в Законе РФ «Об образовании». Осо­бенности структуры управления, характерной для образователь­ных учреждений того или иного типа, устанавливаются в типо-

Федоров:


т


ifux положениях о них. И наконец, управление конкретным об-разователышмучреждением осуществляется органами, которые (формируются в соответствии с уставом образовательного учреж­дения.

Закон разграничивает управление государственными (муници­пальными) и негосударственными образовательными учреждени­ями. Управление государственными и муниципальными образова­тельными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет, общее собрание и др. Порядок формирования совета образовательного учреждения фиксируется в уставе, а для учреждений профессио­нального высшего и среднего профессионального образования — в типовых положениях о них. Например, в состав совета среднего специального учебного заведения входят директор или начальник (по должности), а также представители всех категорий работни­ков, обучающихся, заинтересованных организаций, избранные на общем собрании или конференции учреждения. Срок полномо­чий совета не может превышать пять лет. По требованию не менее половины членов совета, как и в других случаях, предусмотрен­ных уставом, могут проводиться досрочные выборы. Ученый совет вуза является выборным представительным органом. В его состав входят ректор, проректоры, а также по решению ученого совета — деканы факультетов. Остальные члены совета избираются на об­щем собрании (конференции) вуза путем тайного голосования. Количественный состав ученого совета определяется уставом вуза. Нормы представительства в ученом совете от структурных под­разделений и обучающихся определяются ученым советом. Они считаются избранными, если за них проголосовало не менее 50 процентов присутствующих на собрании — при наличии не менее двух третей списочного состава делегатов. Состав ученого совета вуза объявляется приказом ректора. Срок полномочий уче­ного совета вуза не может превышать пять лет.

В уставах вузов порядок избрания ученых советов, а также их полномочия определяются более четко. Так, например, в соответ­ствии с Уставом Омского государственного университета (ОмГУ) общее руководство университетом осуществляет ученый совет в количестве 50 человек, в который входят по должности ректор, являющийся председателем ученого совета, и проректоры, а ос­тальные члены совета избираются на конференции работников и обучающихся путем тайного голосования. Нормы представитель­ства от структурных подразделений и от обучающихся определяет ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет пять лет. Возможны досрочные выборы его членов (по требованию не менее половины членов совета — в случае выбытия из его состава


более одной трети членов и т.д.). Ученый совет рассматривает наиболее важные вопросы деятельности пуза. Он утверждает пра­вила приема, предлагает для рассмотрения Минобрнауки Рос­сии план и структуру приема обучающихся в университет, при­нимает решение о создании, реорганизации, ликвидации и пе­реименовании факультетов, кафедр и других структурных под­разделений, а также об открытии новых направлений или спе­циальностей подготовки. В полномочия совета входят также утверждение тематических планов научно-исследовательских ра­бот, проведение конкурсного отбора научно-педагогических ра­ботников подразделений, не имеющих ученого совета, лиц, впер­вые участвующих в конкурсном отборе на замещение должности профессора. Работа ученого совета осуществляется в соответствии с принимаемым им регламентом. Решения ученого совета подпи­сываются ректором. Решения нормативного характера вступают в силу после их официального опубликования в газете «Омский уни­верситет» в соответствующие сроки, иные решения — после под­писания ректором.

В образовательных учреждениях могут создаваться и другие органы самоуправления. Например, в учреждениях высшего или среднего профессионального образования это могут быть учебно-методические советы, которые в первую очередь занимаются воп­росами методического обеспечения учебного процесса, прини­мают решения об издании учебных пособий и иных учебно-ме­тодических материалов, обсуждают учебные планы и образова­тельные программы. В вузах большая роль отводится также науч­но-техническим советам, которые координируют научно-иссле­довательскую работу факультетов и кафедр, контролируют дея­тельность по подготовке научных и научно-педагогических кад­ров и т.д.

В последние годы в большинстве образовательных учрежде­ний были созданы попечительские советы, деятельность которых направлена на совершенствование деятельности учреждения, при­влечение дополнительных финансовых ресурсов, решение дру­гих насущных проблем. Положение о попечительском совете об­разовательное учреждение разрабатывает и принимает самостоя­тельно. За основу при этом можно брать примерные положения. Так, Примерное положение о попечительском совете общеобразо­вательного учреждения было утверждено постановлением Прави­тельства РФ от 10 декабря 1999 г. № 1379. В его состав могут вхо­дить как участники образовательного процесса, так и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и разви­тии образовательного учреждения. Члены попечительского сове­та осуществляют свои полномочия на безвозмездной основе. Со­вет содействует привлечению внебюджетных средств, улучше­нию условий труда педагогических и иных работников, органи-


зации конкурсов, массовых мероприятий, совершенствованию материально-технической базы и т.д. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательной школы-интерната, образовательного учреждения для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, было рекомендовано в каче­стве образца письмом Минобразования России от 27 марта 1996 г. Попечительским советам этих учреждений предоставлены более широкие полномочия по созданию условий обучения и быта для воспитанников, содействию их трудоустройству после оконча­ния учреждения и получения ими дополнительного образова­ния.

Отдельные формы самоуправления в образовательных учреж­дениях общего и профессионального образования могут разли­чаться между собой. Например, для общеобразовательного учреж­дения характерно «раздельное» самоуправление педагогов, уча­щихся, а также родителей обучающихся (их законных представи­телей). В частности, органами педагогического самоуправления явля­ются педагогический совет школы, методический совет (объеди­нение). Структура ученического самоуправления в школе может вклю­чать в себя школьное ученическое собрание как высший орган само­управления. Оно собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год в составе учащихся V—XI классов и решает наиболее важные вопросы (формирует органы самоуправления учащихся, рассматривает и утверждает локальные нормативные акты, регламентирующие внутреннюю деятельность учащихся вколлективе и др.). Решения школьного собрания (или конферен­ции) принимаются большинством голосов. Заседания и собра­ния правомочны, если в них участвует не менее половины чле­нов коллектива или делегатов. Решения школьного собрания долж­ны быть обязательны для учащихся. Отменить или изменить их может только само собрание, в том же порядке, в котором они были приняты.

В период между собраниями высшим органом ученического самоуправления является школьный ученический совет, который координирует деятельность всех органов и объединений учащих­ся школы, поддерживает дисциплину и порядок в школе, орга­низует соревнования между классами и т.д. По аналогичной схе­ме строится самоуправление-в классах (классное собрание, совет класса, староста класса и др.). В нынешних условиях трудно пере­оценить роль родительского самоуправления в организации дея­тельности школы, в учебно-воспитательном процессе. Органами родительского самоуправления являются школьное и классное I родительские собрания, школьный и классный родительские комитеты. Органы родительского самоуправления участвуют в обеспечении благоприятных условий организации учебного про­цесса, в организации питания, внеклассной работы с детьми,


тем самым оказывая значительную поддержку педагогическому коллективу1.

Если названные выше структуры представляют собой органы самоуправления отдельных участников образовательного процес­са, то общешкольное собрание, совет школы, общеклассное со­брание и классный совет являются органами совместного управле­ния («соуправления»). Они призваны обеспечивать достижение компромисса, выработку и принятие согласованных решений, соответствующих интересам всех участников учебно-воспитатель­ного процесса. К сожалению, органы школьного самоуправления создаются и действуют не во всех школах. Поэтому представляется целесообразной разработка Минобрнауки России методических рекомендаций по организации самоуправления в общеобразователь­ных учреждениях, которые могли бы применяться на практике.

Непосредственное управление государственным или муници­пальным образовательным учреждением осуществляет директор {заведующий, ректор) или иной руководитель. Он может быть из­бран коллективом самостоятельно, либо после согласования кан­дидатуры с учредителем, либо с ее последующим утверждением учредителем. Руководитель учреждения также может быть назна­чен учредителем с предоставлением совету образовательного уч­реждения права вето либо без такового или нанят учредителем. В гражданских вузах назначение ректоров не допускается. Руково­дителям запрещается совмещение двух руководящих должностей внутри образовательного учреждения или вне его. Кроме того, должностные обязанности руководителей образовательных учреж­дений не могут исполняться по совместительству.

С учетом значимости предоставленных ректору вуза полномо­чий его правовой статус определяется специальными норматив­ными правовыми актами. Так, постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 695 было утверждено Положение о статусе ректора высшего учебного заведения Российской Федерации федераль­ного подчинения, в котором закреплены гарантии реализации тру­довых и социальных прав ректоров. Действующее законодатель­ство устанавливает, кроме того, особый порядок избрания ректо­ров вузов. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» кандидатуры на должности ректоров государственных или муниципальных ву­зов, прошедшие выдвижение в соответствии с их уставами, пред­ставляются на рассмотрение действующих на общественных нача­лах аттестационных комиссий соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти или исполнительно-распоряди­тельных органов городских округов. Положение об Аттестацион-

1 См. подробнее: Бочкарев В. И. Директору школы о самоуправлении: пособие для руководителей общеобразовательных школ. — М., 2001. — С. 80—84, 101 — 104 и далее.


ной комиссии Министерства образования и науки Российской Фе­дерации было утверждено приказом Министерства от 17 ноября 2006 г. № 288. В состав аттестационных комиссий включаются пред­ставители соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, общественных организаций и государ­ственно-общественных объединений.

Ректор избирается из числа кандидатур, согласованных с соот­ветствующей аттестационной комиссией тайным голосованием на общем собрании (конференции) вуза на срок до пяти лет. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского окру­га, в ведении которых находится такое высшее учебное заведе­ние, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

В государственном или муниципальном высшем учебном заве­дении по решению его ученого совета, согласованному с соответ­ствующим органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, может учреждаться должность президента вуза.

Лицо, замещающее должность президента вуза, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора. При этом совме­щение указанных должностей не допускается.

Президент избирается на заседании ученого совета тайным го­лосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента с ним заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Президент вуза по согласованию с ректором участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления, в решении вопросов совершенствования учеб­ной, научной, воспитательной, организационной и управленче­ской деятельности, а также в разработке концепции развития выс­шего учебного заведения; он представляет учреждение в отноше­ниях с государственными органами, органами местного самоуп­равления, общественными и иными организациями (п. 3.1 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании»).

На основе сочетания принципов единоначалия и коллегиаль­ности осуществляется в высших учебных заведениях управление факультетом (совет факультета и декан) и кафедрой (заседание кафедры и заведующий кафедрой). Эти вопросы могут регулиро­ваться в положениях о факультете и о кафедре, которые разраба­тываются и принимаются вузом самостоятельно.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно сам учредитель или по его поруче­нию формируемый им попечительский совет. Правомочия попе­чительского совета и схема внутреннего управления, процедура назначения или выборов руководителя определяются по согласо­ванию с коллективом и фиксируются в уставе.


Законодательство устанавливает определенные особенности управления автономным учреждением, в том числе образователь­ным. Органами автономного учреждения являются наблюдатель­ный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными зако­нами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.).

Наблюдательный совет создается в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В его состав входят представите­ли учредителя, представители исполнительных органов государ­ственной власти или представители органов местного самоуправ­ления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответству­ющей сфере деятельности. Количество представителей государ­ственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения, а представители работников не могут превышать одну треть от об­щего числа членов наблюдательного совета.

Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреж­дения устанавливается его уставом, но не может быть более чем пять лет.

Установлены следующие ограничения членства в наблюдатель­ном совете:

1) одно и то же лицо может быть членом наблюдательного
совета автономного учреждения неограниченное число раз;

2) руководитель автономного учреждения и его заместители
не могут быть членами наблюдательного совета автономного уч­
реждения;

3) в совет не могут входить лица, имеющие неснятую или не­
погашенную судимость.

Члены наблюдательного совета выполняют свои обязанности на общественных началах, без вознаграждения, но им могут быть компенсированы документально подтвержденные расходы, не­посредственно связанные с участием в работе совета. Закон за­прещает устанавливать для членов наблюдательного совета льго­ты и преимущества в пользовании услугами автономного учреж­дения.

Решение о назначении членов наблюдательного совета авто­номного учреждения или досрочном прекращении их полномо­чий (в случаях, указанных в законе) принимается учредителем автономного учреждения. Порядок назначения представителя ра­ботников или досрочного прекращения его полномочий опреде­ляется в соответствии с уставом автономного учреждения.


В компетенцию наблюдательного совета автономного учрежде­ния входит рассмотрение предложений по наиболее значимым вопросам деятельности учреждения: о внесении изменений в ус­тав, о реорганизации, о создании филиалов, о совершении круп­ных сделок и др.

Текущее управление деятельностью автономного учреждения осуществляет его руководитель (директор, ректор, заведующий и т.д.). Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от его имени, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной дея­тельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламенти­рующие деятельность автономного учреждения внутренние доку­менты, издает приказы и дает указания, обязательные для испол­нения всеми работниками автономного учреждения.

Вопросы для контроля

1. В чем особенности правового статуса автономных образовательных
учреждений?

2. Составьте проект устава общеобразовательного учреждения.

3. В чем особенности ликвидации государственных и муниципальных
образовательных учреждений (бюджетных и автономных)?

4. Каков порядок лицензирования образовательной деятельности?

5. В каком порядке осуществляется аттестация образовательных уч­
реждений?

6. Является ли государственная аккредитация обязательной процеду­
рой для образовательного учреждения?

7. Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?

 

8. Чем отличается управление государственным (муниципальным)
образовательным учреждением от управления негосударственным обра­
зовательным учреждением?

9. В чем различия правового статуса ректора и президента вуза?


РАЗДЕЛ 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Гла ва 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации

Образовательный процессможно понимать в широком и узком смыслах слова. Широкая трактовка образовательного процесса предполагает включение в него таких элементов и стадий, кото­рые обеспечивают получение обучающимися образования опре­деленного уровня. При таком подходе организация образователь­ного процесса предполагает:

- разработку и утверждение учебных и рабочих планов;

- формирование программ учебных дисциплин и практик и их
методическое обеспечение;

- создание надлежащих условий для организации учебных за­
нятий.

В сферу организации образовательного процесса в широком смысле попадают не только обучающиеся и педагогический пер­сонал, но и органы управления образованием, администрация образовательных учреждений и другие субъекты (например, орга­ны санитарно-эпидемиологического надзора). Образовательный процесс в узком смысле охватывает отношения, участниками ко­торых являются обучающиеся и преподаватели, т.е. собственно педагогические отношения.

Образовательный (учебно-воспитательный) процесспредстав­ляет собой систему мер по организации и осуществлению дея­тельности педагогического и обучающегося персонала по дости­жению целей образования, направленных на освоение обучаю­щимися определенных образовательных цензов, приобретение и закрепление необходимых знаний и навыков, формирование внут­ренней культуры и развитие их личности.

Стадии образовательного процессавключают в себя основные этапы образовательного процесса, в рамках которых последова­тельно достигаются определенные цели образования, такие, как прием в образовательное учреждение, проведение текущих учеб­ных занятий, текущей и промежуточной аттестации обучающих­ся, а также государственной (итоговой) аттестации. Последний этап является обязательным лишь применительно к основному


                       
   
   
 
 
     
       
 
 
     
 

 

общему и среднему (полному) общему образованию, а также для всех видов профессионального образования.

Организация образовательного процесса должна подчиняться определенным принципам, которые можно сформулировать, ос­новываясь на нормах образовательного законодательства. В ст. 15 Закона РФ «Об образовании» перечислены основные локальные документы, определяющие общие требования к организации об­разовательного процесса: учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий. При их формировании необходимо принимать за основу соответствующий государствен­ный образовательный стандарт и разработанные применительно к его содержанию образовательные программы.

Учебный план представляет собой разбивку содержания обра­зовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и го­дам обучения. В образовательных учреждениях, как правило, раз­рабатываются и утверждаются два вида учебных планов: пер­спективный (на весь период обучения) и рабочий (на учебный год). В учреждениях профессионального образования учебные пла­ны составляются по каждому направлению подготовки (специаль­ности).

Годовой календарный учебный график (график учебного процес­са на учебный год) распределяет отдельные виды учебной нагруз­ки и времени отдыха обучающихся по календарным неделям втечение учебного года. Учебный год во всех образовательных уч­реждениях начинается с 1 сентября. Его продолжительность опре­деляется для каждого уровня образования типовыми положения­ми об образовательных учреждениях. Так, на первой, второй и третьей ступенях общего образования учебный год продолжается 34 недели, без учета государственной итоговой аттестации, а в I классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учеб­ного года составляет не менее 30 календарных дней, а в летний период — не менее восьми недель. Для первоклассников в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность учебного года в учреждениях профессио­нального образования определяется в соответствии с учебным планом по определенным направлениям подготовки или специ­альностям. Срок начала учебного года может переноситься в сред­них специальных учебных заведениях по очно-заочной (вечерней) форме обучения не более чем на один месяц, по заочной форме обучения — не более чем на три месяца, а в вузах — не более чем на два месяца (по решению ученого совета). Минимальная про­должительность каникул определяется в типовых положениях об образовательных учреждениях. Так, в учреждениях начального профессионального образования каникулярное время должно со­ставлять не менее 10 недель в год при сроке обучения более одно­го года. Студентам средних специальных учебных заведений кани-


кулы предоставляются не менее двух раз втечение полного учеб­ного года общей продолжительностью 8—11 недель в год, в том числе в зимний период — не менее двух недель. Для студентов вузов продолжительность каникул в течение учебного года со­ставляет не менее семи недель, из них не менее двух недель — в зимний период.

Расписание занятий на учебный год (в общеобразовательных учреждениях) или на определенный его период составляется на основании учебных планов и графика учебного процесса, напри­мер на семестр (в учреждениях профессионального образования). Основные виды учебных занятий определяются типовыми поло­жениями об образовательных учреждениях и локальными актами учреждений. Например, в средних специальных учебных заведе­ниях устанавливаются следующие основные виды учебных заня­тий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лаборатор­ное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятель­ная работа, производственная (профессиональная) практика, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), выпол­нение выпускной квалификационной работы (дипломного про­екта, дипломной работы), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Аналогичные виды учебных занятий проводятся и в вузах. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается еди­ная продолжительность академического часа. В учреждениях сред­него профессионального образования она составляет 45 минут, а ввузах она может увеличиваться и до 50 минут.

Учебные планы, графики учебного процесса и расписания за­нятий разрабатываются и утверждаются образовательными учреж­дениями самостоятельно. Минобрнауки России разрабатывает при­мерные программы и учебные планы. Закон закрепляет принцип автономии образовательного учреждения в организации учебного процесса. Это выражается, в частности, в том, что органы госу­дарственной власти, органы управления образованием и местно­го самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения.

Обучающийся имеет право на информацию об организации учебного процесса. Если он является несовершеннолетним, то возможность получить такую информацию предоставляется его родителям или его законным представителям. Они вправе также знакомиться с оценками успеваемости обучающихся, включая беседу с педагогами.

Законодательством, локальными нормативными актами обра­зовательных учреждений, а также договорами об оказании обра­зовательных услуг определяются особенности организации обра­зовательного процесса при получении образования в различных формах (заочная, очно-заочная, самообразование и экстернат).


 


Освоение образовательных программ требует от обучающихся значительных усилий, затрат времени. Поэтому условия организа­ции образовательного процесса должны соответствовать предъяв­ляемым медико-гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Одним из основных гигиенических требований яв­ляется установление максимальной нагрузки обучающихся. Они устанавливаются:

- для системы профессионального образования;

- для системы начального и среднего профессионального об­
разования: для них максимальная недельная норма аудиторной
нагрузки составляет 36 часов, в вузах суммарная недельная на­
грузка составляет 54 часа, а соотношение аудиторной и внеауди­
торной нагрузок определяется для каждого направления подго­
товки и специальности;

- для системы общего образования.

Соблюдение этих требований чрезвычайно важно, потому что, по оценкам специалистов, ухудшение состояния здоровья детей наблюдается уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицин­ских наук, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10 процентов от контингента детей, поступающих в школу. Результаты разных ис­следований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ха­рактеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70 процентов, хро­нических заболеваний — 50 процентов, физиологической незре­лости — 60 процентов. Более 20 процентов детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ве­дущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергиче­ские проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нерв­ной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а так­же аллергические заболевания кожи. У 60 — 70 процентов детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес зубов. Каж­дый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.

Во многом это обусловлено переутомлением детей в дошколь­ных учреждениях за счет чрезмерного увеличения умственной и физической нагрузки и установления режима пребывания в дет­ских садах, который не соответствует их возрастным особенно­стям.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» максимальный объем учебной нагрузки обучающихся устанавливается государ-


ственным образовательным стандартом, который для дошколь­ного образования до сих пор не утвержден. Действуют Временные {примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразования РФ от 22 августа 1996 г. Поэтому в письме Минобразования России от 14 марта 2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» еще раз рекомендуется образовательным учреждениям дошкольного об­разования придерживаться установленных правил.

В частности, при установлении учебной нагрузки необходимо руководствоваться следующими ориентирами. Максимально до­пустимое количество учебных занятий продолжительностью не более 10—15 минут в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подго­товительной группах можно проводить три занятия по 20 — 25 или 25 — 30 минут каждое. В середине занятий необходимо проводить физкультминутку и обеспечивать перерывы между ними не менее 10 минут. Во второй половине дня занятия детей старшего до­школьного возраста могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух-трех раз в неделю, желательно в дни с наиболее высо­кой работоспособностью детей (вторник, среда). Занятия по до­полнительному образованию (студии, кружки, секции) недопус­тимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и днев­ной сон; их количество в неделю не должно превышать двух при продолжительности этих занятий не более 20 — 25 минут.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения» в ст. 28 устанавливает основ­ные санитарно-эпидемиологические требования к условиям вос­питания и обучения. В дошкольных и других образовательных уч­реждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохра­нению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методи­ки и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизу­альные и иные средства обучения и воспитания, учебная ме­бель, а также учебники и иная издательская продукция допуска­ются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологи­ческих заключений о соответствии их санитарным правилам. Ука­занные санитарные правила утверждаются Главным государствен­ным санитарным врачом Российской Федерации и вводятся в действие приказом Минздравсоцразвития России. Условия орга­низации образовательного процесса регламентируются многими санитарными правилами — специально утверждаемыми правила­ми применительно к образовательным учреждениям и правилами


общего типа, касающимися отдельных аспектов организации учебно-воспитательного процесса. Наиболее показательным при­мером специальных правил, обязательных для отдельных видов образовательных учреждений, являются Гигиенические требова­ния к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, ут­вержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25 ноября 2002 г. и введенные в действие с 1 сентября 2003 Г А Эти санитарно-эпидемиологические правила направлены на пре­дотвращение неблагоприятного воздействия на организм школь­ников вредных факторов и условий, сопровождающих их учеб­ную деятельность, они определяют следующие санитарно-гиги­енические требования:

- к размещению общеобразовательного учреждения;

- участку общеобразовательного учреждения;

- зданию общеобразовательного учреждения;

- оборудованию помещений общеобразовательного учрежде­
ния;

- воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреж­
дения;

- естественному и искусственному освещению;

- водоснабжению и канализации;

- помещениям и оборудованию общеобразовательных учреж­
дений, размещенных в приспособленных зданиях;

- режиму образовательного процесса;

- организации медицинского обслуживания учащихся;

- санитарному состоянию и содержанию общеобразовательно­
го учреждения;

- организации питания учащихся.

Требования к размещению общеобразовательных учреждений, в частности, предусматривают, что здания общеобразовательных учреждений должны быть расположены на внутриквартальных тер­риториях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние не менее 100 м. Устанавливаются условия пешеходной и транспортной доступно­сти школ. Для общеобразовательного учреждения предусматрива­ется самостоятельный земельный участок, огражденный забором, зелеными насаждениями, на котором организуются учебно-опыт­ная, физкультурно-спортивная, хозяйственная зоны и зона отды­ха. Требования к школьному зданию предусматривают соответ­ствие количества детей его вместимости, предусмотренной про­ектом; этажность — не более трех (в условиях плотной застройки городов — четырех) этажей; размещение гардеробов на первом этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса; устройство спортивного и актового залов, библиотеки, учебных

1 Российская газета. — 2002. — 1 I декабря.


лабораторий, медицинского пункта, столовой, санитарных узлов. Учащиеся первой ступени в городских и сельских школах обуча­ются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок, а обучение учащихся второй — третьей ступеней осуществляется по классно-кабинетной системе. Устанавливаются определенные требования к помещениям и обо­рудованию общеобразовательных учреждений (ученическим сто­лам или партам и их размещению в кабинетах, техническим сред­ствам обучения, лабораторному оборудованию и т.д.). Особое вни­мание должно уделяться обеспечению оптимального воздушно-теплового режима. Так, температура воздуха в зависимости от кли­матических условий должна составлять в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях 18 — 20 °С при их обычном остек­лении. Учебные помещения школ должны иметь естественное ос­вещение. Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожар­ного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений, предусмотренными Градостроительным кодексом РФ.

Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса включают в себя показатели максимально допустимой недельной нагрузки (от 22 до 36 часов в зависимости от ступени обучения), продолжительности урока (не более 45 минут) и пере­мен (продолжительностью по 10 минут — обычная и до 50 минут — большая). Домашние задания даются учащимся с учетом возмож­ности их выполнения в определенных временных пределах в за­висимости от ступени обучения (от одного до четырех часов). Все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квали­фицированными кадрами средних медицинских работников, вра­чей-педиатров, а при их отсутствии школа заключает с ближай­шей поликлиникой договор о медицинском обслуживании де­тей.

По аналогичной схеме сформулированы санитарно-эпидемио­логические нормы и правила для других видов образовательных учреждений. Так, Гигиенические требования к устройству, содержа­нию и организации режима в оздоровительных учреждениях с днев­ным пребыванием детей в период каникул, утвержденные приказом Минздрава РФ от 4 октября 2000 г. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских до­мах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были утверждены приказом Главного госу­дарственного санитарного врача от 1 ноября 2000 г А

1 Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. — 2001.-№2.


 




Некоторые санитарные правила касаются, как отмечалось выше, отдельных аспектов организации образовательного процесса. Про­иллюстрируем это примерами. В современных условиях система образования должна подготовить обучающегося к работе с при­менением компьютерной техники, с использованием Интернет-ресурсов. Для этого образовательные учреждения создают специ­альные учебные подразделения, компьютерные классы, лабора­тории. При поддержке Фонда Сороса в 32 российских университе­тах были созданы Центры доступа к международной компьютер­ной сети Интернет. Основные навыки пользователя все более широко прививаются детям в общеобразовательных, а также в некоторых детских дошкольных учреждениях. В частности, в пись­ме Минобразования РФ от 28 марта 2002 г. содержатся Рекоменда­ции по использованию компьютеров в начальной школе1. Это тре­бует жесткого соблюдения правил работы на компьютере, позво­ляющих сохранить здоровье обучающихся. На основании Феде­рального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпиде­миологическом благополучии населения» и Положения о государствен­ном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 с 30 июня 2003 г. постановлением Главного государ­ственного врача РФ введены в действие Санитарно-эпидемиоло­гические правила и нормативы «Гигиенические требования к пер­сональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Указанные гигиенические требования затрагивают во­просы предотвращения неблагоприятного влияния на здоровье че­ловека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ.

В частности, они включают в себя Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в об­щеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования и Требования к обору­дованию и организации помещений с ПЭВМ для детей дошколь­ного возраста.

Следует подчеркнуть, что нарушение санитарно-эпидемиоло­гических требований к условиям воспитания и обучения, к тех­ническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам вос­питания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30, а на юриди­ческих лиц — от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда (ст. 6.7 КоАП РФ). В системе требований, предъявляемых к орга­низации образовательного процесса, можно выделить также пра­вила о предельной наполняемости классов и групп. Их соблюдение

1 Вестник образования России. — 2002. — № 10.


имеет не только медико-гигиеническое значение, но и позволяет обеспечить эффективность учебного процесса, хорошее усвоение материала, проведение текущего контроля знаний, организацию оптимального взаимодействия между обучающимися и педагогом при проведении занятий. Требования к предельной наполняемо­сти классов и групп устанавливаются в типовых положениях об образовательных учреждениях.

В частности, в дошкольном образовательном учреждении пре­дельная наполняемость групп определяется в зависимости от воз­раста детей. Группы, в которых обучаются дети в возрасте от двух месяцев до одного года, должно быть не более 10 детей, от од­ного года до трех лет — 15 детей, от трех до семи лет — 20 детей. В разновозрастных группах количество детей определяется диффе­ренцированно: если дети двух разных возрастов — от двух месяцев до трех лет, то предельная наполняемость группы составляет во­семь человек, если дети трех разных возрастов — от 3 до 7 лет, — то 10 детей. В учреждениях компенсирующего вида и коррекцион-ных учреждениях устанавливаются более жесткие требования к предельной наполняемости классов и групп.

Наполняемость классов в общеобразовательном учреждении составляет в среднем 25 человек. При проведении занятий по ино­странному языку, трудовому обучению на второй и третьей сту­пенях, по физической культуре — на третьей ступени, по инфор­матике, физике и химии (во время практических занятий) допус­кается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет 25 и 20 человек (соответственно в городских и сельских школах). Количество обучающихся в учебных группах учреждений начального профессионального образования составляет не менее 25 человек, а в сельских профессиональных училищах — не менее 8—10 человек. Производственное обучение осуществляется в груп­пах по 12—15 человек, а по профессиям, связанным с выполне­нием опасных работ, — 8 — 10 человек. Численность студентов вучебной группе в учреждениях среднего профессионального обра­зования при очной форме обучения устанавливается 25 — 30 че­ловек, а при очно-заочной (вечерней) и заочной формах — 15 — 20 человек. При проведении лабораторных и практических заня­тий, при курсовом проектировании и производственном обуче­нии в мастерских, а также учебных занятий по физической куль­туре и другим дисциплинам, перечень которых определяется уч­реждением самостоятельно, учебная группа может делиться на подгруппы не менее восьми человек. Численность академической группы в вузе определяется его локальными актами и, как прави­ло, составляет 25 — 30 человек. Допускается также деление группы па подгруппы при проведении отдельных видов учебных занятий. Подводя итоги, можно сформулировать следующие основные принципы организации образовательного процесса:


1) автономия образовательного учреждения в этой сфере при
безусловном соблюдении требований государственных образова­
тельных стандартов;

2) приоритет интересов обучающихся, сохранение их здоро­
вья и обеспечение психологического комфорта в образовательном
процессе;

3) оптимальное соотношение разных видов учебной нагрузки,
учебного времени и времени отдыха;

4) преемственность различных стадий образовательного про­
цесса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.