Управление образовательными учреждениями
Основным субъектом отношений, возникающих в связи с орга-мизацией и осуществлением образовательного процесса, является образовательное учреждение. Законодательство закрепляет принцип самостоятельности образовательного учреждения в решении целого ряда вопросов, например в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, в научной, финансовой, хозяйственной и иных сферах деятельности. Для надлежащего осуществления указанных полномочий необходимо формирование структуры управления образовательным учреждением, которая позволяла бы добиваться намеченных целей и была бы эффективна. Основные принципы организации управления образовательным учреждением закреплены в Законе РФ «Об образовании». Особенности структуры управления, характерной для образовательных учреждений того или иного типа, устанавливаются в типо- Федоров: т ifux положениях о них. И наконец, управление конкретным об-разователышмучреждением осуществляется органами, которые (формируются в соответствии с уставом образовательного учреждения. Закон разграничивает управление государственными (муниципальными) и негосударственными образовательными учреждениями. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет, общее собрание и др. Порядок формирования совета образовательного учреждения фиксируется в уставе, а для учреждений профессионального высшего и среднего профессионального образования — в типовых положениях о них. Например, в состав совета среднего специального учебного заведения входят директор или начальник (по должности), а также представители всех категорий работников, обучающихся, заинтересованных организаций, избранные на общем собрании или конференции учреждения. Срок полномочий совета не может превышать пять лет. По требованию не менее половины членов совета, как и в других случаях, предусмотренных уставом, могут проводиться досрочные выборы. Ученый совет вуза является выборным представительным органом. В его состав входят ректор, проректоры, а также по решению ученого совета — деканы факультетов. Остальные члены совета избираются на общем собрании (конференции) вуза путем тайного голосования. Количественный состав ученого совета определяется уставом вуза. Нормы представительства в ученом совете от структурных подразделений и обучающихся определяются ученым советом. Они считаются избранными, если за них проголосовало не менее 50 процентов присутствующих на собрании — при наличии не менее двух третей списочного состава делегатов. Состав ученого совета вуза объявляется приказом ректора. Срок полномочий ученого совета вуза не может превышать пять лет. В уставах вузов порядок избрания ученых советов, а также их полномочия определяются более четко. Так, например, в соответствии с Уставом Омского государственного университета (ОмГУ) общее руководство университетом осуществляет ученый совет в количестве 50 человек, в который входят по должности ректор, являющийся председателем ученого совета, и проректоры, а остальные члены совета избираются на конференции работников и обучающихся путем тайного голосования. Нормы представительства от структурных подразделений и от обучающихся определяет ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет пять лет. Возможны досрочные выборы его членов (по требованию не менее половины членов совета — в случае выбытия из его состава более одной трети членов и т.д.). Ученый совет рассматривает наиболее важные вопросы деятельности пуза. Он утверждает правила приема, предлагает для рассмотрения Минобрнауки России план и структуру приема обучающихся в университет, принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации и переименовании факультетов, кафедр и других структурных подразделений, а также об открытии новых направлений или специальностей подготовки. В полномочия совета входят также утверждение тематических планов научно-исследовательских работ, проведение конкурсного отбора научно-педагогических работников подразделений, не имеющих ученого совета, лиц, впервые участвующих в конкурсном отборе на замещение должности профессора. Работа ученого совета осуществляется в соответствии с принимаемым им регламентом. Решения ученого совета подписываются ректором. Решения нормативного характера вступают в силу после их официального опубликования в газете «Омский университет» в соответствующие сроки, иные решения — после подписания ректором. В образовательных учреждениях могут создаваться и другие органы самоуправления. Например, в учреждениях высшего или среднего профессионального образования это могут быть учебно-методические советы, которые в первую очередь занимаются вопросами методического обеспечения учебного процесса, принимают решения об издании учебных пособий и иных учебно-методических материалов, обсуждают учебные планы и образовательные программы. В вузах большая роль отводится также научно-техническим советам, которые координируют научно-исследовательскую работу факультетов и кафедр, контролируют деятельность по подготовке научных и научно-педагогических кадров и т.д. В последние годы в большинстве образовательных учреждений были созданы попечительские советы, деятельность которых направлена на совершенствование деятельности учреждения, привлечение дополнительных финансовых ресурсов, решение других насущных проблем. Положение о попечительском совете образовательное учреждение разрабатывает и принимает самостоятельно. За основу при этом можно брать примерные положения. Так, Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения было утверждено постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. № 1379. В его состав могут входить как участники образовательного процесса, так и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения. Члены попечительского совета осуществляют свои полномочия на безвозмездной основе. Совет содействует привлечению внебюджетных средств, улучшению условий труда педагогических и иных работников, органи- зации конкурсов, массовых мероприятий, совершенствованию материально-технической базы и т.д. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательной школы-интерната, образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было рекомендовано в качестве образца письмом Минобразования России от 27 марта 1996 г. Попечительским советам этих учреждений предоставлены более широкие полномочия по созданию условий обучения и быта для воспитанников, содействию их трудоустройству после окончания учреждения и получения ими дополнительного образования. Отдельные формы самоуправления в образовательных учреждениях общего и профессионального образования могут различаться между собой. Например, для общеобразовательного учреждения характерно «раздельное» самоуправление педагогов, учащихся, а также родителей обучающихся (их законных представителей). В частности, органами педагогического самоуправления являются педагогический совет школы, методический совет (объединение). Структура ученического самоуправления в школе может включать в себя школьное ученическое собрание как высший орган самоуправления. Оно собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год в составе учащихся V—XI классов и решает наиболее важные вопросы (формирует органы самоуправления учащихся, рассматривает и утверждает локальные нормативные акты, регламентирующие внутреннюю деятельность учащихся вколлективе и др.). Решения школьного собрания (или конференции) принимаются большинством голосов. Заседания и собрания правомочны, если в них участвует не менее половины членов коллектива или делегатов. Решения школьного собрания должны быть обязательны для учащихся. Отменить или изменить их может только само собрание, в том же порядке, в котором они были приняты. В период между собраниями высшим органом ученического самоуправления является школьный ученический совет, который координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, поддерживает дисциплину и порядок в школе, организует соревнования между классами и т.д. По аналогичной схеме строится самоуправление-в классах (классное собрание, совет класса, староста класса и др.). В нынешних условиях трудно переоценить роль родительского самоуправления в организации деятельности школы, в учебно-воспитательном процессе. Органами родительского самоуправления являются школьное и классное I родительские собрания, школьный и классный родительские комитеты. Органы родительского самоуправления участвуют в обеспечении благоприятных условий организации учебного процесса, в организации питания, внеклассной работы с детьми, тем самым оказывая значительную поддержку педагогическому коллективу1. Если названные выше структуры представляют собой органы самоуправления отдельных участников образовательного процесса, то общешкольное собрание, совет школы, общеклассное собрание и классный совет являются органами совместного управления («соуправления»). Они призваны обеспечивать достижение компромисса, выработку и принятие согласованных решений, соответствующих интересам всех участников учебно-воспитательного процесса. К сожалению, органы школьного самоуправления создаются и действуют не во всех школах. Поэтому представляется целесообразной разработка Минобрнауки России методических рекомендаций по организации самоуправления в общеобразовательных учреждениях, которые могли бы применяться на практике. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет директор {заведующий, ректор) или иной руководитель. Он может быть избран коллективом самостоятельно, либо после согласования кандидатуры с учредителем, либо с ее последующим утверждением учредителем. Руководитель учреждения также может быть назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето либо без такового или нанят учредителем. В гражданских вузах назначение ректоров не допускается. Руководителям запрещается совмещение двух руководящих должностей внутри образовательного учреждения или вне его. Кроме того, должностные обязанности руководителей образовательных учреждений не могут исполняться по совместительству. С учетом значимости предоставленных ректору вуза полномочий его правовой статус определяется специальными нормативными правовыми актами. Так, постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 695 было утверждено Положение о статусе ректора высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения, в котором закреплены гарантии реализации трудовых и социальных прав ректоров. Действующее законодательство устанавливает, кроме того, особый порядок избрания ректоров вузов. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» кандидатуры на должности ректоров государственных или муниципальных вузов, прошедшие выдвижение в соответствии с их уставами, представляются на рассмотрение действующих на общественных началах аттестационных комиссий соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных органов городских округов. Положение об Аттестацион- 1 См. подробнее: Бочкарев В. И. Директору школы о самоуправлении: пособие для руководителей общеобразовательных школ. — М., 2001. — С. 80—84, 101 — 104 и далее. ной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации было утверждено приказом Министерства от 17 ноября 2006 г. № 288. В состав аттестационных комиссий включаются представители соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, общественных организаций и государственно-общественных объединений. Ректор избирается из числа кандидатур, согласованных с соответствующей аттестационной комиссией тайным голосованием на общем собрании (конференции) вуза на срок до пяти лет. После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет. В государственном или муниципальном высшем учебном заведении по решению его ученого совета, согласованному с соответствующим органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, может учреждаться должность президента вуза. Лицо, замещающее должность президента вуза, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора. При этом совмещение указанных должностей не допускается. Президент избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента с ним заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Президент вуза по согласованию с ректором участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления, в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности, а также в разработке концепции развития высшего учебного заведения; он представляет учреждение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями (п. 3.1 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). На основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности осуществляется в высших учебных заведениях управление факультетом (совет факультета и декан) и кафедрой (заседание кафедры и заведующий кафедрой). Эти вопросы могут регулироваться в положениях о факультете и о кафедре, которые разрабатываются и принимаются вузом самостоятельно. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно сам учредитель или по его поручению формируемый им попечительский совет. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления, процедура назначения или выборов руководителя определяются по согласованию с коллективом и фиксируются в уставе. Законодательство устанавливает определенные особенности управления автономным учреждением, в том числе образовательным. Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.). Наблюдательный совет создается в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В его состав входят представители учредителя, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения, а представители работников не могут превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается его уставом, но не может быть более чем пять лет. Установлены следующие ограничения членства в наблюдательном совете: 1) одно и то же лицо может быть членом наблюдательного 2) руководитель автономного учреждения и его заместители 3) в совет не могут входить лица, имеющие неснятую или не Члены наблюдательного совета выполняют свои обязанности на общественных началах, без вознаграждения, но им могут быть компенсированы документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с участием в работе совета. Закон запрещает устанавливать для членов наблюдательного совета льготы и преимущества в пользовании услугами автономного учреждения. Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий (в случаях, указанных в законе) принимается учредителем автономного учреждения. Порядок назначения представителя работников или досрочного прекращения его полномочий определяется в соответствии с уставом автономного учреждения. В компетенцию наблюдательного совета автономного учреждения входит рассмотрение предложений по наиболее значимым вопросам деятельности учреждения: о внесении изменений в устав, о реорганизации, о создании филиалов, о совершении крупных сделок и др. Текущее управление деятельностью автономного учреждения осуществляет его руководитель (директор, ректор, заведующий и т.д.). Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от его имени, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения. Вопросы для контроля 1. В чем особенности правового статуса автономных образовательных 2. Составьте проект устава общеобразовательного учреждения. 3. В чем особенности ликвидации государственных и муниципальных 4. Каков порядок лицензирования образовательной деятельности? 5. В каком порядке осуществляется аттестация образовательных уч 6. Является ли государственная аккредитация обязательной процеду 7. Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?
8. Чем отличается управление государственным (муниципальным) 9. В чем различия правового статуса ректора и президента вуза? РАЗДЕЛ 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Гла ва 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации Образовательный процессможно понимать в широком и узком смыслах слова. Широкая трактовка образовательного процесса предполагает включение в него таких элементов и стадий, которые обеспечивают получение обучающимися образования определенного уровня. При таком подходе организация образовательного процесса предполагает: - разработку и утверждение учебных и рабочих планов; - формирование программ учебных дисциплин и практик и их - создание надлежащих условий для организации учебных за В сферу организации образовательного процесса в широком смысле попадают не только обучающиеся и педагогический персонал, но и органы управления образованием, администрация образовательных учреждений и другие субъекты (например, органы санитарно-эпидемиологического надзора). Образовательный процесс в узком смысле охватывает отношения, участниками которых являются обучающиеся и преподаватели, т.е. собственно педагогические отношения. Образовательный (учебно-воспитательный) процесспредставляет собой систему мер по организации и осуществлению деятельности педагогического и обучающегося персонала по достижению целей образования, направленных на освоение обучающимися определенных образовательных цензов, приобретение и закрепление необходимых знаний и навыков, формирование внутренней культуры и развитие их личности. Стадии образовательного процессавключают в себя основные этапы образовательного процесса, в рамках которых последовательно достигаются определенные цели образования, такие, как прием в образовательное учреждение, проведение текущих учебных занятий, текущей и промежуточной аттестации обучающихся, а также государственной (итоговой) аттестации. Последний этап является обязательным лишь применительно к основному общему и среднему (полному) общему образованию, а также для всех видов профессионального образования. Организация образовательного процесса должна подчиняться определенным принципам, которые можно сформулировать, основываясь на нормах образовательного законодательства. В ст. 15 Закона РФ «Об образовании» перечислены основные локальные документы, определяющие общие требования к организации образовательного процесса: учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий. При их формировании необходимо принимать за основу соответствующий государственный образовательный стандарт и разработанные применительно к его содержанию образовательные программы. Учебный план представляет собой разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения. В образовательных учреждениях, как правило, разрабатываются и утверждаются два вида учебных планов: перспективный (на весь период обучения) и рабочий (на учебный год). В учреждениях профессионального образования учебные планы составляются по каждому направлению подготовки (специальности). Годовой календарный учебный график (график учебного процесса на учебный год) распределяет отдельные виды учебной нагрузки и времени отдыха обучающихся по календарным неделям втечение учебного года. Учебный год во всех образовательных учреждениях начинается с 1 сентября. Его продолжительность определяется для каждого уровня образования типовыми положениями об образовательных учреждениях. Так, на первой, второй и третьей ступенях общего образования учебный год продолжается 34 недели, без учета государственной итоговой аттестации, а в I классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, а в летний период — не менее восьми недель. Для первоклассников в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Продолжительность учебного года в учреждениях профессионального образования определяется в соответствии с учебным планом по определенным направлениям подготовки или специальностям. Срок начала учебного года может переноситься в средних специальных учебных заведениях по очно-заочной (вечерней) форме обучения не более чем на один месяц, по заочной форме обучения — не более чем на три месяца, а в вузах — не более чем на два месяца (по решению ученого совета). Минимальная продолжительность каникул определяется в типовых положениях об образовательных учреждениях. Так, в учреждениях начального профессионального образования каникулярное время должно составлять не менее 10 недель в год при сроке обучения более одного года. Студентам средних специальных учебных заведений кани- кулы предоставляются не менее двух раз втечение полного учебного года общей продолжительностью 8—11 недель в год, в том числе в зимний период — не менее двух недель. Для студентов вузов продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее семи недель, из них не менее двух недель — в зимний период. Расписание занятий на учебный год (в общеобразовательных учреждениях) или на определенный его период составляется на основании учебных планов и графика учебного процесса, например на семестр (в учреждениях профессионального образования). Основные виды учебных занятий определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях и локальными актами учреждений. Например, в средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, производственная (профессиональная) практика, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Аналогичные виды учебных занятий проводятся и в вузах. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается единая продолжительность академического часа. В учреждениях среднего профессионального образования она составляет 45 минут, а ввузах она может увеличиваться и до 50 минут. Учебные планы, графики учебного процесса и расписания занятий разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями самостоятельно. Минобрнауки России разрабатывает примерные программы и учебные планы. Закон закрепляет принцип автономии образовательного учреждения в организации учебного процесса. Это выражается, в частности, в том, что органы государственной власти, органы управления образованием и местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения. Обучающийся имеет право на информацию об организации учебного процесса. Если он является несовершеннолетним, то возможность получить такую информацию предоставляется его родителям или его законным представителям. Они вправе также знакомиться с оценками успеваемости обучающихся, включая беседу с педагогами. Законодательством, локальными нормативными актами образовательных учреждений, а также договорами об оказании образовательных услуг определяются особенности организации образовательного процесса при получении образования в различных формах (заочная, очно-заочная, самообразование и экстернат).
Освоение образовательных программ требует от обучающихся значительных усилий, затрат времени. Поэтому условия организации образовательного процесса должны соответствовать предъявляемым медико-гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Одним из основных гигиенических требований является установление максимальной нагрузки обучающихся. Они устанавливаются: - для системы профессионального образования; - для системы начального и среднего профессионального об - для системы общего образования. Соблюдение этих требований чрезвычайно важно, потому что, по оценкам специалистов, ухудшение состояния здоровья детей наблюдается уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10 процентов от контингента детей, поступающих в школу. Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70 процентов, хронических заболеваний — 50 процентов, физиологической незрелости — 60 процентов. Более 20 процентов детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60 — 70 процентов детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес зубов. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения. Во многом это обусловлено переутомлением детей в дошкольных учреждениях за счет чрезмерного увеличения умственной и физической нагрузки и установления режима пребывания в детских садах, который не соответствует их возрастным особенностям. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» максимальный объем учебной нагрузки обучающихся устанавливается государ- ственным образовательным стандартом, который для дошкольного образования до сих пор не утвержден. Действуют Временные {примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразования РФ от 22 августа 1996 г. Поэтому в письме Минобразования России от 14 марта 2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» еще раз рекомендуется образовательным учреждениям дошкольного образования придерживаться установленных правил. В частности, при установлении учебной нагрузки необходимо руководствоваться следующими ориентирами. Максимально допустимое количество учебных занятий продолжительностью не более 10—15 минут в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной группах можно проводить три занятия по 20 — 25 или 25 — 30 минут каждое. В середине занятий необходимо проводить физкультминутку и обеспечивать перерывы между ними не менее 10 минут. Во второй половине дня занятия детей старшего дошкольного возраста могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух-трех раз в неделю, желательно в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда). Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон; их количество в неделю не должно превышать двух при продолжительности этих занятий не более 20 — 25 минут. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст. 28 устанавливает основные санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Указанные санитарные правила утверждаются Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и вводятся в действие приказом Минздравсоцразвития России. Условия организации образовательного процесса регламентируются многими санитарными правилами — специально утверждаемыми правилами применительно к образовательным учреждениям и правилами общего типа, касающимися отдельных аспектов организации учебно-воспитательного процесса. Наиболее показательным примером специальных правил, обязательных для отдельных видов образовательных учреждений, являются Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25 ноября 2002 г. и введенные в действие с 1 сентября 2003 Г А Эти санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, они определяют следующие санитарно-гигиенические требования: - к размещению общеобразовательного учреждения; - участку общеобразовательного учреждения; - зданию общеобразовательного учреждения; - оборудованию помещений общеобразовательного учрежде - воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреж - естественному и искусственному освещению; - водоснабжению и канализации; - помещениям и оборудованию общеобразовательных учреж - режиму образовательного процесса; - организации медицинского обслуживания учащихся; - санитарному состоянию и содержанию общеобразовательно - организации питания учащихся. Требования к размещению общеобразовательных учреждений, в частности, предусматривают, что здания общеобразовательных учреждений должны быть расположены на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние не менее 100 м. Устанавливаются условия пешеходной и транспортной доступности школ. Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок, огражденный забором, зелеными насаждениями, на котором организуются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, хозяйственная зоны и зона отдыха. Требования к школьному зданию предусматривают соответствие количества детей его вместимости, предусмотренной проектом; этажность — не более трех (в условиях плотной застройки городов — четырех) этажей; размещение гардеробов на первом этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса; устройство спортивного и актового залов, библиотеки, учебных 1 Российская газета. — 2002. — 1 I декабря. лабораторий, медицинского пункта, столовой, санитарных узлов. Учащиеся первой ступени в городских и сельских школах обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок, а обучение учащихся второй — третьей ступеней осуществляется по классно-кабинетной системе. Устанавливаются определенные требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений (ученическим столам или партам и их размещению в кабинетах, техническим средствам обучения, лабораторному оборудованию и т.д.). Особое внимание должно уделяться обеспечению оптимального воздушно-теплового режима. Так, температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях 18 — 20 °С при их обычном остеклении. Учебные помещения школ должны иметь естественное освещение. Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений, предусмотренными Градостроительным кодексом РФ. Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса включают в себя показатели максимально допустимой недельной нагрузки (от 22 до 36 часов в зависимости от ступени обучения), продолжительности урока (не более 45 минут) и перемен (продолжительностью по 10 минут — обычная и до 50 минут — большая). Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в определенных временных пределах в зависимости от ступени обучения (от одного до четырех часов). Все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров, а при их отсутствии школа заключает с ближайшей поликлиникой договор о медицинском обслуживании детей. По аналогичной схеме сформулированы санитарно-эпидемиологические нормы и правила для других видов образовательных учреждений. Так, Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул, утвержденные приказом Минздрава РФ от 4 октября 2000 г. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были утверждены приказом Главного государственного санитарного врача от 1 ноября 2000 г А 1 Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. — 2001.-№2.
Некоторые санитарные правила касаются, как отмечалось выше, отдельных аспектов организации образовательного процесса. Проиллюстрируем это примерами. В современных условиях система образования должна подготовить обучающегося к работе с применением компьютерной техники, с использованием Интернет-ресурсов. Для этого образовательные учреждения создают специальные учебные подразделения, компьютерные классы, лаборатории. При поддержке Фонда Сороса в 32 российских университетах были созданы Центры доступа к международной компьютерной сети Интернет. Основные навыки пользователя все более широко прививаются детям в общеобразовательных, а также в некоторых детских дошкольных учреждениях. В частности, в письме Минобразования РФ от 28 марта 2002 г. содержатся Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе1. Это требует жесткого соблюдения правил работы на компьютере, позволяющих сохранить здоровье обучающихся. На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 с 30 июня 2003 г. постановлением Главного государственного врача РФ введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Указанные гигиенические требования затрагивают вопросы предотвращения неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ. В частности, они включают в себя Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования и Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ для детей дошкольного возраста. Следует подчеркнуть, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30, а на юридических лиц — от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда (ст. 6.7 КоАП РФ). В системе требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, можно выделить также правила о предельной наполняемости классов и групп. Их соблюдение 1 Вестник образования России. — 2002. — № 10. имеет не только медико-гигиеническое значение, но и позволяет обеспечить эффективность учебного процесса, хорошее усвоение материала, проведение текущего контроля знаний, организацию оптимального взаимодействия между обучающимися и педагогом при проведении занятий. Требования к предельной наполняемости классов и групп устанавливаются в типовых положениях об образовательных учреждениях. В частности, в дошкольном образовательном учреждении предельная наполняемость групп определяется в зависимости от возраста детей. Группы, в которых обучаются дети в возрасте от двух месяцев до одного года, должно быть не более 10 детей, от одного года до трех лет — 15 детей, от трех до семи лет — 20 детей. В разновозрастных группах количество детей определяется дифференцированно: если дети двух разных возрастов — от двух месяцев до трех лет, то предельная наполняемость группы составляет восемь человек, если дети трех разных возрастов — от 3 до 7 лет, — то 10 детей. В учреждениях компенсирующего вида и коррекцион-ных учреждениях устанавливаются более жесткие требования к предельной наполняемости классов и групп. Наполняемость классов в общеобразовательном учреждении составляет в среднем 25 человек. При проведении занятий по иностранному языку, трудовому обучению на второй и третьей ступенях, по физической культуре — на третьей ступени, по информатике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет 25 и 20 человек (соответственно в городских и сельских школах). Количество обучающихся в учебных группах учреждений начального профессионального образования составляет не менее 25 человек, а в сельских профессиональных училищах — не менее 8—10 человек. Производственное обучение осуществляется в группах по 12—15 человек, а по профессиям, связанным с выполнением опасных работ, — 8 — 10 человек. Численность студентов вучебной группе в учреждениях среднего профессионального образования при очной форме обучения устанавливается 25 — 30 человек, а при очно-заочной (вечерней) и заочной формах — 15 — 20 человек. При проведении лабораторных и практических занятий, при курсовом проектировании и производственном обучении в мастерских, а также учебных занятий по физической культуре и другим дисциплинам, перечень которых определяется учреждением самостоятельно, учебная группа может делиться на подгруппы не менее восьми человек. Численность академической группы в вузе определяется его локальными актами и, как правило, составляет 25 — 30 человек. Допускается также деление группы па подгруппы при проведении отдельных видов учебных занятий. Подводя итоги, можно сформулировать следующие основные принципы организации образовательного процесса: 1) автономия образовательного учреждения в этой сфере при 2) приоритет интересов обучающихся, сохранение их здоро 3) оптимальное соотношение разных видов учебной нагрузки, 4) преемственность различных стадий образовательного про ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|