Здавалка
Главная | Обратная связь

Прием в образовательные учреждения



Порядок приема обучающихся в образовательные учреждения регулируется законодательством РФ и локальными нормативны­ми актами. Нормы, определяющие условия зачисления в учрежде­ния профессионального образования, льготы для отдельных кате­горий граждан при приеме в такие учреждения устанавливаются не только Законом РФ «Об образовании», но и другими законо­дательными актами. Это обусловлено тем, что порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (пол­ного) общего и начального профессионального образования оп­ределяется учредителем исходя из необходимости обеспечения доступности данного уровня образования для всех граждан, про­живающих на соответствующей территории и имеющих такое право. Доступность прочих уровней профессионального образования (среднего, высшего и послевузовского) обеспечивается соблюде­нием их прав при зачислении по результатам конкурса. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на об­разование и зачисление наиболее способных и подготовленных косвоению образовательной программы соответствующего уровня граждан. Некоторые категории граждан при зачислении в учреж­дения профессионального образования пользуются льготами (на­пример, могут быть зачислены вне конкурса или воспользоваться преимущественным правом зачисления при равенстве баллов).

Порядок приема обучающихся в негосударственные образова­тельные учреждения определяется учредителем и доводится до сведения всех заинтересованных субъектов.

Основные требования к приему граждан в образовательные учреждения закреплены в типовых положениях об учреждениях образования. Так, комплектование дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Пра­вительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677, определяется учредителем.


При этом устанавливается право некоторых категорий детей на прием в такие учреждения в первую очередь. Это дети работаю­щих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опе­кой; дети, родители которых (или один из них) находятся на во­енной службе; дети безработных, беженцев, вынужденных пере­селенцев, студентов. Устанавливаются также возрастные крите­рии приема в дошкольные учреждения. В такие учреждения могут приниматься дети в возрасте от двух месяцев до семи лет. Обяза­тельным условием является медицинское заключение. Дети с от­клонениями в развитии принимаются в дошкольные образова­тельные учреждения любого вида только с согласия родителей и при наличии условий для коррекционной работы. Необходимо, кроме того, заключение психолого-педагогической и медико-пе­дагогической комиссий. Прием детей в дошкольные учреждения осуществляется по заявлению родителей (их законных предста­вителей), которые вправе выбрать конкретное учреждение с уче­том его расположения, особенностей реализуемых им образова­тельных программ и других имеющих значение обстоятельств. Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение детей с учетом индиви­дуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в такое уч­реждение и их исключение из него не допускаются. При этом дошкольное учреждение вправе осуществлять прием детей в пре­делах квоты, установленной в лицензии на право ведения обра­зовательной деятельности. Органы управления образованием на основе банка данных об очередности по устройству детей и на­личии свободных мест в дошкольных образовательных учрежде­ниях информируют родителей (их законных представителей) о формах, содержании и методах работы различных учреждений такого типа и максимально обеспечивают удовлетворение их об­разовательных потребностей исходя из имеющихся условий. Как правило, прием в государственные и муниципальные дошколь­ные образовательные учреждения осуществляется на основании путевок (направлений), выдаваемых соответствующими органа­ми управления образованием.

Возрастные цензы установлены и для приема в общеобразова­тельные учреждения. Причем они закреплены непосредственно в 5аконе РФ «Об образовании» (п. 2 ст. 19). Обучение детей в образо-нательных учреждениях, реализующих программы начального об­щего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоя­нию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. Необходимо подчеркнуть, что данные возрастные цензы сформу­лированы в качестве общего правила, из которого могут быть сде­ланы исключения. По заявлению родителей (их законных предста-


вителей) учредитель образовательного учреждения вправе разре­шить прием детей для обучения в более раннем возрасте. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное по­становлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, вос­производит приведенные выше положения Закона РФ «Об обра­зовании», касающиеся порядка приема граждан, проживающих на данной территории. Кроме того, в нем подчеркивается, что не проживающим на данной территории может быть отказано в при­еме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Учредители общеобразовательных учреждений и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать прием в I класс всех де­тей, готовых к освоению общеобразовательных программ началь­ного общего образования и прежде всего живущих в непо­средственной близости от общеобразовательного учреждения, на закрепленном за ним участке или микрорайоне. Необходимо под­черкнуть, что школы с углубленным изучением отдельных пред­метов (к ним относятся такие, в которых углубленно изучается не менее двух предметов), лицеи, гимназии имеют право принимать обучающихся по результатам конкурсного отбора для обучения на третьей ступени, т. е. для получения среднего (полного) обще­го образования.

Несмотря на то что законодательство РФ провозглашает прин­цип гарантированности прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения, на практике они довольно ча­сто нарушаются. В письме Минобразования РФ от 7 июня 1994 г. «О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобра­зовательные учреждения»1 отмечается, что дошкольные образо­вательные учреждения не в полной мере обеспечивают принцип равных возможностей выбора родителями (лицами, их заменяю­щими) дошкольного образовательного учреждения. Практикуется отбор детей из обеспеченных семей, нарастает тенденция зачис­ления их на основе тестирования. В отдельных случаях допускается отсев детей, не освоивших дошкольные образовательные програм­мы. В последнее время увеличилось количество письменных и уст­ных заявлений граждан о фактах грубых нарушений гарантиро­ванных законом прав личности на образование, связанных с при­емом в I и X классы общеобразовательных учреждений. В частно­сти, в нарушение закона при приеме детей в I класс во многих общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школах с углуб­ленным изучением предметов, гимназиях, лицеях, проводится конкурсный отбор в различных формах (экзамены, собеседова­ния, тестирование).

Ограничения права граждан на прием в образовательные учреж­дениямогут быть вызваны необходимостью обеспечения прав дру-


гих участников образовательного процесса. Они устанавливаются законодательством РФ в тех случаях, когда гражданин страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Например, постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 518 утвержден Перечень заболеваний, препятствующих содержа­нию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспита­тельных учреждениях закрытого типа органов управления образова­нием. В этот перечень включены некоторые инфекционные и пара­зитарные болезни (туберкулез, ВИЧ, лепра, сифилис), новооб­разования, болезни крови, эндокринной системы, психические расстройства, врожденные аномалии, деформации и хронические нарушения. В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний в образовательных учреждениях мо­жет вводиться карантин. Такое решение может быть принято орга­ном исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления по представлению Главного государственного санитарного врача субъекта РФ.

В период карантина могут устанавливаться ограничения на прием 11 образовательные учреждения. Федеральный закон от 17 сентяб­ря 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болез­ней» устанавливает, что профилактические прививки проводятся лишь с согласия граждан (их законных представителей). Одним из иозможных последствий отказа от прививок может быть времен­ный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровитель­ные учреждения в случае возникновения массовых инфекцион­ных заболеваний или при угрозе эпидемий. Необходимо подчерк-путь, что такой отказ может иметь место только в случае, когда органами, уполномоченными на осуществление санитарно-эпи­демиологического надзора, приняты соответствующие решения о проведении ограничительных мероприятий и о введении каран­тина. По окончании срока действия таких мероприятий граждане должны быть приняты в образовательные учреждения на общих основаниях.

Прием в образовательные учреждения профессионального обра­зованияосуществляется с соблюдением некоторых специальных правил. Например, для зачисления в такие учреждения граждане должны иметь определенный образовательный ценз. Порядок при­ема в государственные учреждения начального профессионального образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 30 июня 1995 г. № 3671 (официально опубликован не был), пред­усматривает, что в названные учреждения могут приниматься про­живающие на территории РФ лица, имеющие основное общее пли среднее (полное) общее образование. Порядок приема в госу­дарственные и муниципальные образовательные учреждения среднего


 


Образование в документах. — 1997. — № 24.


Вестник образования. — 1995. — № 9.


 




профессионального образования (средние специальные учебные за­ведения) Российской Федерации, утвержденный приказом Миноб­разования РФ от 9 декабря 2002 г. № 4304, предусматривает, что для поступления в названные учреждения необходимо иметь ос­новное общее, среднее (полное) или начальное профессиональ­ное образование. Согласно утвержденному приказом Минобразо­вания РФ от 14 января 2003 г. Порядку приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образова­ния (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежден­ные федеральными органами исполнительной власти, на первый курс принимаются лица, имеющие документ государственного образ­ца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании либо диплом о начальном профессиональном обра­зовании, в котором есть запись о получении среднего (полного) общего образования. На первый и последующие курсы принима­ются лица, имеющие диплом государственного образца о непол­ном высшем профессиональном образовании, академическую справку установленного образца о незаконченном высшем про­фессиональном образовании или диплом государственного образ­ца о завершенном высшем профессиональном образовании раз­личных ступеней.

Учреждения профессионального образования осуществляют прием граждан на обучение с финансированием за счет средств соответствующих бюджетов либо с оплатой стоимости обучения из иных источников. Количество мест для обучения за счет средств бюджетов определяется нормативами, которые доводятся до уч­реждений Минобрнауки России либо по согласованию с ним — иными органами исполнительной власти, в ведении которых на­ходятся соответствующие учреждения. Так, для учреждений на­чального профессионального образования это — расчетные пока­затели по подготовке, переподготовке и повышению квалифика­ции рабочих кадров и специалистов; для учреждений среднего и высшего профессионального образования — контрольные цифры приема. Порядок установления контрольных цифр приема в такие образовательные учреждения утверждается приказом Минобрнауки России.

Подготовка специалистов с высшим и средним профессиональ­ным образованием может осуществляться за счет средств феде­рального бюджета и бюджетов субъектов РФ на основе договоров, заключаемых между студентами и учебными заведениями, и дого­воров между студентами и организациями, которые нуждаются в кадрах соответствующего профиля. Положение о целевой контракт­ной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием было утверждено постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942. Целевая контрактная подготовка при­звана удовлетворять потребности в высококвалифицированных


кадрах предприятий, организаций и учреждений, в первую оче­редь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств указанных бюджетов. Объемы целевой контрактной подготовки устанавливаются федеральными органами исполнительной влас­ти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения выс­шего и среднего профессионального образования, по согласова­нию с Минобрнауки России. При этом задания на такую подго­товку устанавливаются в пределах контрольных цифр приема сту­дентов на обучение за счет средств бюджетов названных уровней. Контингент обучающихся в рамках целевой контрактной подго­товки специалистов формируется на добровольной основе из чис­ла лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, пу­тем заключения контрактов между студентом и учебным заведе­нием. Если места для студентов, обучающихся в рамках целевой подготовки, выделены на первых курсах образовательных учреж­дений, прием на такие места осуществляется вне общего конкур­са. Если количество желающих обучаться на целевой основе пре­вышает количество таких мест, между ними проводится отдель­ный конкурс, по результатам которого осуществляется зачисле­ние на основе заключенных между студентом и организацией-ра­ботодателем договоров.

По общему правилу граждане имеют право получить профес­сиональное образование в государственных и муниципальных уч­реждениях бесплатно, если образование данного уровня они по­лучают впервые. Исключение из этого правила установлены зако­нодательством для некоторых категорий граждан. Так, например, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профес­сиональное образование.

При приеме на обучение учреждения профессионального об­разования должны предоставить абитуриентам (их законным пред­ставителям) всю необходимую информацию. Образовательные уч­реждения обязаны ознакомить поступающих со своими устава­ми, лицензиями на право ведения образовательной деятельности по конкретным профессиям и специальностям, другими докумен­тами, регламентирующими организацию образовательного про­цесса, работу приемных комиссий, а также разъяснить порядок рассмотрения апелляций.

Прием в образовательные учреждения профессионального об­разования осуществляется на конкурсной основе. При этом учреж­дение начального профессионального образования обязано зачис­лить в пределах квоты приема всех желающих, которые прожива­ют на соответствующей территории. Конкурс проводится в том случае, если их количество превышает количество мест для при­ема. При наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление наиболее способных и подготовленных поступающих. При приеме


на обучение учреждения начального профессионального образо­вания должны руководствоваться принципами социальной защи­ты граждан, пользующихся преимуществами согласно законода­тельству РФ, а также испытывающих различные затруднения в реализации своих прав на получение начального профессиональ­ного образования. Они обеспечивают обязательный прием на обу­чение лиц из числа военнослужащих, граждан, уволенных с во­енной службы и направленных территориальными службами за­нятости и воинскими формированиями в целях их профессио­нальной подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции по профессиям (специальностям). При приеме обучающихся по профессиям, требующим от поступающих более глубоких зна­ний по тем или иным предметам, в учреждениях начального про­фессионального образования могут проводиться вступительные экзамены. Сроки приема заявлений, порядок проведения и систе­ма оценок вступительных экзаменов, условия конкурсного отбо­ра и зачисления в состав обучающихся, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций определяются правилами приема, утверж­даемыми самим учреждением.

Порядок приема в учреждения среднего и высшего профессио­нального образования регулируется законодательством РФ более подробно и четко. Для организации приема создается приемная комиссия образовательного учреждения, председателем которой является его руководитель (ректор, директор, начальник). Для приема вступительных испытаний у поступающих организуются предметные экзаменационные комиссии, состав которых утверж­дается руководителем учреждения. Для приема вступительных ис­пытаний на последующие курсы в вузах в таком же порядке фор­мируются аттестационные комиссии. Полномочия приемной ко­миссии, предметных экзаменационных и аттестационных комис­сий, структурных подразделений образовательного учреждения в вопросах организации приема обучающихся определяются локаль­ными нормативными актами.

До начала приема документов приемная комиссия вуза и сред­него специального учебного заведения определяют и объявляют перечень специальностей, на которые объявляется прием доку­ментов с указанием количества мест для приема за счет бюджет­ных средств, перечня вступительных испытаний (наименование предметов и формы проведения), их программы и системы оце­нок. Кроме того, должны быть определены и доведены до сведе­ния заинтересованных субъектов: порядок организации конкурса на коммерческие места; правила подачи и рассмотрения апелля­ций по результатам вступительных испытаний; количество мест в общежитиях для иногородних студентов; правила приема заявле­ний от поступающих для обучения в филиалах образовательного учреждения и порядок зачисления.


Прием в образовательные учреждения высшего и среднего про­фессионального образования проводится по личному заявлению граждан на основе результатов вступительных испытаний, прово­димых в целях определения возможности поступающих осваивать соответствующие профессиональные образовательные программы. При подаче заявления абитуриент должен представить документ, удостоверяющий его личность и гражданство. К заявлению долж­ны быть приложены оригинал документа об образовании, необ­ходимое количество фотографий, медицинская справка, подтверж­дающая, что обучение по данной специальности ему не проти­вопоказано, а также документы, подтверждающие его право на льготы при поступлении. Устанавливаются сроки приема докумен­тов. Так, прием документов от поступающих на очную форму обу­чения заканчивается в вузах не ранее 15 июля, а в средних специ­альных учебных заведениях — не ранее 31 июля.

Количество, перечень и форма вступительных испытаний оп­ределяются правилами приема, которые разрабатываются и при­нимаются самим образовательным учреждением ежегодно. При формировании перечня вступительных испытаний образователь­ное учреждение должно руководствоваться установленными тре­бованиями и может выбирать общеобразовательные предметы, указанные Минобрнауки России (русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история Рос­сии, обществознание, иностранные языки). Не допускается установление вступительных испытаний по отдельным разделам обществознания. Все вступительные испытания при приеме на I курс (за исключением испытаний по специальности при при­еме на подготовку специалистов в области искусства и физиче­ской культуры) проводятся на основе примерных программ, раз­работанных Минобрнауки России. Запрещается вводить в про­граммы вступительных испытаний вопросы, выходящие за рам­ки таких программ. Для поступающих на места, обучение на ко­торых будет финансироваться по договорам с физическими и юридическими лицами, проводятся такие же вступительные ис­пытания, как и для поступающих на места, финансируемые из

бюджета.

Образовательное учреждение может засчитывать в качестве ре­зультатов вступительных испытаний для участия в конкурсе ре­зультаты:

- централизованного тестирования выпускников общеобразо­
вательных учреждений, проводимого под руководством Минобр-

пауки России;

- региональных олимпиад (для победителей), проводимых орга­
нами управления образованием субъектов РФ;

- вступительных испытаний в другое государственное образо­
вательное учреждение аналогичного типа.


Вузы, кроме того, могут засчитывать в качестве результатов вступительных испытаний результаты выпускных экзаменов слу­шателей подготовительного отделения.

Абитуриенты, окончившие с медалями образовательные уч­реждения среднего (полного) общего или начального профессио­нального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального обра­зования, принимаются в высшие учебные заведения по резуль­татам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности (профильных испытаний). Программа такого собеседования, а также перечень вступитель­ных испытаний, которые приемная комиссия вуза считает про­фильными направлениями подготовки специалистов и специаль­ностей, утверждаются его ректором. Профильные испытания могут проводиться только по общеобразовательным предметам, ука­занным выше. Исключения могут быть сделаны для вузов, кото­рые осуществляют подготовку специалистов в области искусства и физической культуры. Профильные испытания вводятся, если собеседование не позволяет выявить возможность указанных лиц осваивать соответствующую основную образовательную програм­му или если среди них складывается конкурс. При введении про­фильных испытаний вуз имеет право не предусматривать прави­лами приема осуществление собеседования. Не прошедшие со­беседование и (или) не сдавшие на отлично профильные испы­тания участвуют в конкурсе на общих основаниях. Приемным комиссиям вузов предоставляется право устанавливать для лиц, получивших среднее (полное) общее образование в образова­тельном учреждении начального профессионального образова­ния и закончивших его с дипломом с отличием, те же льготы, что и для лиц, окончивших его с дипломом с награждением золотой или серебряной медалью. Для вышеназванных категорий абитуриентов средние специальные учебные заведения могут уменьшать количество и изменять форму проведения вступитель­ных испытаний.

На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спо­койная и доброжелательная обстановка. Абитуриентам должна быть предоставлена возможность наиболее полно продемонстрировать уровень своих знаний и умений. Если абитуриент не явился на вступительные испытания без уважительной причины, получил неудовлетворительную оценку или забрал документы в период проведения вступительных испытаний, он выбывает из конкурса. Повторная сдача вступительного испытания при получении не­удовлетворительной оценки и пересдача вступительного испыта­ния в целях улучшения оценки не допускаются. Лица, не явивши­еся на вступительные испытания по уважительной причине, ко­торая должна быть подтверждена документально, допускаются к


ним в параллельных группах или индивидуально в период до пол­ного завершения вступительных испытаний.

Зачисление в образовательные учреждения среднего и высшего про­фессионального образования осуществляется, как отмечалось выше, по результатам конкурса. Для некоторых категорий граждан уста­новлены льготы. Можно выделить два их вида: право на внекон­курсное зачисление (при условии сдачи вступительных экзаменов на положительную оценку независимо от балла) и преимуществен­ное право на зачисление при равенстве баллов, полученных на вступительных испытаниях. Для одной категории поступающих законодательство предусматривает льготу, освобождающую их от прохождения вступительных испытаний. Это — победители и при­зеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школь­ников и члены сборных команд РФ, участвовавших в междуна­родных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сфор­мированных в порядке, определяемом Правительством Россий­ской Федерации. Они принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учрежде­ния среднего и высшего профессионального образования для обу­чения по направлениям подготовки (специальностям), которые соответствуют профилю олимпиады.

Категории граждан, имеющих право на внеконкурсное зачисле­ние, установлены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образо­вании», а также другими законодательными актами. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «Об образовании» такое право предоставлено:

1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родите­
лей;

2) детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, которым соглас­
но заключению учреждения Государственной службы медико-со­
циальной экспертизы не противопоказано обучение в соответству­
ющих образовательных учреждениях;

 

3) гражданам в возрасте до 20 лет, имеющим только одного
родителя-инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи
ниже величины прожиточного минимума, установленного в со­
ответствующем субъекте РФ;

4) гражданам, уволенным с военной службы и поступающим
is соответствующие образовательные учреждения на основании ре­
комендаций командиров воинских частей, участникам и инвали­
дам боевых действий.

Преимущественным правом на поступление в государственные И муниципальные образовательные учреждения высшего и сред­него профессионального образования пользуются граждане, уво­ленные с военной службы.

Федеральным законом от 6 января 2007 г. № 1 -ФЗ были внесе­ны изменения в Закон РФ «Об образовании», касающиеся введе-


ния льгот при зачислении в образовательные учреждения высше­го и среднего профессионального образования, а также на подго­товительные отделения федеральных вузов для военнослужащих, проходящих службу по контракту (кроме офицеров). Если непре­рывная продолжительность военной службы по контракту состав­ляет не менее трех лет, такие граждане зачисляются в образова­тельные учреждения вне конкурса при условии успешного про­хождения вступительных испытаний. Форма обучения для них — очно-заочная (вечерняя) или заочная. Аналогичная льгота пред­усмотрена также для военнослужащих, которые в течение указан­ного срока проходили военную службу по контракту и были уво­лены со службы в связи с истечением срока контракта либо дос­рочно при наличии уважительных причин:

- по состоянию здоровья в связи с признанием их негодными
или ограниченно годными к военной службе;

- в связи с проведением организационно-штатных мероприя­
тий;

- в связи с существенным и (или) систематическим наруше­
нием в отношении них условий контракта либо по семейным об­
стоятельствам.

Такие граждане могут приниматься в государственные и муни­ципальные вузы для освоения образовательных программ незави­симо от формы обучения.

Правила обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образова­тельных учреждениях высшего и среднего профессионального образо­вания и на подготовительных отделениях (курсах) указанных обра­зовательных учреждений утверждены постановлением Правитель­ства РФ от 7 февраля 2006 г. № 78. Данный нормативный акт опре­деляет основы процедуры направления военнослужащих-контракт­ников на обучение, устанавливает ряд льгот. Документом, под­тверждающим право на внеконкурсное зачисление, является на­правление на обучение, выдаваемое командиром воинских час­тей, в которых военнослужащие проходят службу. Такое направ­ление выдается только тем гражданам, которые получают образо­вание данного уровня впервые.

Эти льготы воспроизводятся также и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» применительно к поступлению в вузы, а также в специальных нормативных актах, устанавливающих особенности правового ста­туса и социальной защиты названных категорий граждан.

Значительное число норм, регулирующих образовательные отношения, содержится в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Они регламентируют не только получение образования в военных образовательных учреж­дениях, но и права и льготы для военнослужащих при приеме и


поступлении в гражданские вузы и средние специальные учебные заведения. Так, согласно ст. 19 указанного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подго­товительных отделениях (курсах) указанных образовательных уч­реждений с освоением образовательных программ по очно-заоч­ной (вечерней) или заочной формам обучения. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в таких обра­зовательных учреждениях не разрешается. В ряде случаев военно­служащим, проходящим службу по контракту, при общей ее про­должительности не менее пяти лет (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях) предоставляется право пройти профессиональную переподготовку по одной из граждан­ских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия. Такая пере­подготовка осуществляется в год увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по ис­течении срока военной службы или по состоянию здоровья. Поря­док и условия сохранения денежного довольствия в таких случаях определяются Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. При уволь­нении со службы по названным выше причинам срок переподго­товки не может превышать трех месяцев, а при увольнении в свя­зи с организационно-штатными мероприятиями — шести меся­цев. В случае увольнения указанных военнослужащих в период обу­чения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. № 1330 «О создании системы профессиональной ориентации, переподготов­ки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы», в частности, преду­сматривается создание системы профессиональной ориентации на гражданские специальности военнослужащих, готовящихся к увольнению в запас, и лиц, уволенных с военной службы, про­ведение исследований сходства различных специальностей граж­данской и воинской деятельности, составление перечней сход­ных специальностей, трудоустройство по которым возможно без предварительной переподготовки. Необходимо создать специаль­ные условия для обучения военнослужащих, проходящих службу по контракту, без освобождения от исполнения воинских обя­занностей, лиц, уволенных с военной службы в силу указанных причин, в государственных образовательных учреждениях с вы­делением мест для целевого приема. Органам занятости предос­тавлено право направлять их на обучение за счет средств феде­рального бюджета. Лицам, уволенным по уважительным причи-


нам с правом на пенсию, обеспечивается бесплатное получение профессионального образования без выплаты стипендии за пе­риод обучения (ст. 23).

Обеспечение занятости военнослужащих и лиц, уволенных со службы, и повышение их конкурентоспособности осуществляют­ся также в системе профессионального образования. Так, воен­ным образовательным учреждениям высшего и среднего профес­сионального образования разрешается одновременно со специ­альной образовательной программой реализовывать образователь­ные программы по подготовке специалистов в родственных (смеж­ных) гражданских отраслях и выдавать выпускникам соответству­ющие документы об образовании.

Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимуще­ственным правом на поступление в государственные образователь­ные учреждения высшего и среднего профессионального образо­вания и на подготовительные отделения образовательных учреж­дений высшего профессионального образования. Указанные кате­гории граждан, имеющие определенные образовательные цензы, могут поступать в образовательные учреждения профессиональ­ного образования без экзаменов. Так, на первый и последующие курсы государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования могут зачисляться лица, окон­чившие средние военные образовательные учреждения; на пер­вый курс государственных средних специальных учебных заведе­ний — с образованием не ниже основного общего; на первый и последующие курсы государственных вузов — имеющие незакон­ченное высшее или высшее военное профессиональное образова­ние. На подготовительные отделения вузов могут приниматься лица, окончившие общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования. Прием указанных граждан в государственные обра­зовательные учреждения профессионального образования прово­дится в течение всего учебного года, в том числе дополнительно к установленным этим образовательным учреждениям планам при­ема. Аналогичные льготы предоставляются также проходящим во­енную службу по контракту и имеющим общую продолжитель­ность военной службы 15 лет и более.

Граждане, поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсно­го зачисления при условии получения ими положительных оце­нок на вступительных экзаменах. Порядок выдачи таких рекомен­даций утверждается федеральными органами исполнительной вла­сти, в которых законом предусматривается военная служба. Так, приказом Министра обороны РФ от 21 января 1999 г. № 20 была утверждена Инструкция о порядке выдачи военнослужащим, уволь-


няемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной служ­бы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионально­го образования. Военнослужащие, желающие получить рекоменда­цию, не позднее чем за месяц до увольнения подают рапорт сво­ему непосредственному начальнику. Решение о выдаче рекомен­дации принимается прямыми начальниками от командира роты и выше, которые затем ходатайствуют перед командиром воинской части. По его решению этот вопрос может рассматриваться на за­седании аттестационной комиссии воинской части, а в отноше­нии военнослужащего, проходящего службу по призыву, — вы­носиться на обсуждение собрания личного состава роты или ана­логичного подразделения. При принятии окончательного реше­ния командир (начальник) обязан учитывать мнение воинского коллектива. Рекомендация не выдается военнослужащим, имею­щим ко дню увольнения с военной службы неснятые дисципли­нарные взыскания, а также военнослужащим, проходящим воен­ную службу по контракту, увольняемым с военной службы по дисциплинарным основаниям (в связи с лишением воинского звания; в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свобо­ды и т.д.).

При увольнении с военной службы рекомендация вручается военнослужащему одновременно с другими документами (как правило, в торжественной обстановке — на построении, собра­нии личного состава и т.д.) либо высылается по его просьбе. Пра­во на получение рекомендации сохраняется за гражданами, уво­ленными с военной службы. Для этого они должны обратиться с письменным заявлением к командиру воинской части, в которой проходили военную службу до увольнения. Рекомендация выдает­ся только один раз, повторная ее выдача не производится. Если она была утрачена, дубликат может быть выдан только по пись­менному запросу образовательного учреждения, в которое посту­пает бывший военнослужащий.

Льготы в области образования предоставляются не только во­еннослужащим, но и членам их семей. В частности, при измене­нии места службы лиц, проходящих военную службу по контрак­ту, а также в случае их увольнения со службы по достижении ими предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с органи-цщионно-штатными мероприятиями члены семей таких военно­служащих, обучающиеся (воспитывающиеся) в государственных образовательных учреждениях, имеют право переводиться (при­ниматься) в образовательные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства.

Детям военнослужащих по месту жительства их семей в перво­очередном порядке предоставляются места в общеобразователь-


ных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздо­ровительных лагерях независимо от форм собственности. Разница между стоимостью содержания детей в дошкольных учреждениях и платой, взимаемой с родителей, возмещается военнослужащим за счет средств соответствующего федерального органа исполни­тельной власти. Специальные льготы предусмотрены для детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более; детей граждан, уволенных со службы по указанным выше уважительным причинам при соблюдении условия о продолжи­тельности военной службы не менее 20 лет, а также для детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей воен­ной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, случившихся при исполнении та­ких обязанностей. Названные категории детей пользуются правом зачисления в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса, а при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего про­фессионального образования — преимущественным правом при условии успешной сдачи экзаменов и соответствия другим уста­новленным для поступающих требованиям.

Нормы, предусматривающие льготы при поступлении в учреж­дения высшего и среднего профессионального образования, со­держатся и в других законодательных актах, регулирующих отно­шения по социальной защите определенных категорий населения. Так, Закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предо­ставляет право внеконкурсного зачисления во все виды учрежде­ний профессионального образования лицам, которые получили или перенесли лучевую болезнь, и инвалидам вследствие черно­быльской катастрофы. Эти льготы предоставляются также:

- участникам работ по ликвидации последствий аварии;

- гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения;

- гражданам, эвакуированным из указанной зоны и пересе­
ленным из зоны отселения;

- гражданам, постоянно проживающим или работающим в зоне
отселения до переселения в другие местности;

- преимущественное право зачисления гражданам, проживаю­
щим и работающим на территории зоны проживания с правом на
отселение.

Все перечисленные категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, должны приниматься на подготови­тельные отделения вузов независимо от наличия мест, с обяза­тельным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем. Аналогичные льготы предоставляются гражданам, которые под­верглись воздействию радиации в связи с аварией в 1957 г. на про-


изводственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне'.

Зачисление на места, финансируемые из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, должно проводиться после завершения вступительных испытаний и заканчиваться не позднее чем за 10 дней до начала учебных занятий. Зачисление на прочие места осуществляется образовательным учреждением в сроки, определяемые им самостоятельно. Главное требование заключает­ся в том, чтобы все зачисленные в состав студентов имели воз­можность своевременно приступить к занятиям. Для этого необхо­димо организовать взаимодействие структурных подразделений образовательного учреждения с соответствующими службами (сту­денческим отделом кадров, отделом дополнительного образова­ния), а также с приемной комиссией. Зачисление осуществляется путем издания руководителем образовательного учреждения со­ответствующего приказа, который затем передается на факульте­ты и отделения для формирования учебных групп и начала обра­зовательного процесса.

3. Аттестация обучающихся

Как один из элементов образовательного процесса аттеста­ция обучающихся представляет собой оценку освоения обучающимся программы учебной дисциплины или ее части (раздела, темы и т.д.). Аттестация подразделяется на несколько видов: текущую, проме­жуточную и итоговую.

Текущая аттестация (ее иногда называют текущим контролем знаний) в большей степени актуальна для общеобразовательных учреждений. Она предполагает оценку знаний, продемонстриро­ванных обучающимся в течение четверти или семестра. Можно сказать, что текущая аттестация призвана не только оценивать знания, но и задавать обучающимся ориентиры для дальнейшей подготовки. На основе текущей аттестации преподаватель имеет возможность скорректировать методику преподнесения материа-

1 Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подверг­шихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 21; Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на про­изводственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // СЗ РФ. — 1998. — № 48. — Ст. 5850; Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшемся радиацион­ному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полиго­не» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 128.

4фе,


ла, если будут обнаружены проблемы с его восприятием у всех или у большинства учеников. Для системы профессионального образования текущая аттестация имеет меньшее значение, посколь­ку возможность контролировать знания студентов по отдельным темам курса существует у преподавателя только на практических и семинарских занятиях, коллоквиумах, лабораторных работах, промежуточных зачетах. Однако учебные занятия в названных фор­мах организуются не по всем дисциплинам учебного плана, а толь­ко по наиболее важным. Кроме того, преподаватель, проводящий указанные виды занятий, вправе самостоятельно выбирать мето­дику оценки знаний, и администрация вуза или факультета обычно не требует от него отчета по данному вопросу. Важно и то, что текущая аттестация обеспечивается только на очной форме обу­чения. Организовать ее на других формах обучения (заочной, очно-заочной) весьма проблематично в связи с отсутствием регуляр­ных занятий или незначительным количеством отводимых часов. Промежуточная аттестация означает оценку освоения про­граммы учебной дисциплины за определенный календарный проме­жуток (за четверть, полугодие, учебный год, за семестр). В тече­ние учебного года она организуется в обычном порядке в каждой четверти и в первом полугодии (например, в общеобразователь­ных учреждениях), а также по завершении осеннего семестра в учреждениях высшего и среднего профессионального образова­ния. Промежуточная аттестация проводится как переводная в конце учебного года. По ее результатам, а также с учетом предшествую­щих промежуточных аттестаций обучающийся переводится на сле­дующий этап обучения. Например, обучающиеся в общеобразова­тельном учреждении, освоившие в полном объеме образователь­ную программу учебного года (т.е. не имеющие академических задолженностей), переводятся в следующий класс. Условно могут быть переведены в следующий класс также обучающиеся, имею­щие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на родителей обучающихся (их законных представи­телей). Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предме­там, по усмотрению родителей обучающихся (их законных пред­ставителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.

Порядок и формы проведения промежуточной аттестации, ее периодичность, система оценок определяются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучаю­щихся. Целесообразно разработать и принять соответствующий


локальный нормативный акт, регулирующий вопросы проведе­ния промежуточной аттестации. Необходимо подчеркнуть, что на практике иногда промежуточную аттестацию в образовательных учреждениях называют текущей. Полагаем, что эти терминологи­ческие различия не являются принципиальными, хотя единооб­разие понятий, применяемых для обозначения аналогичных про­цессов в общеобразовательных и профессиональных учреждени­ях, было бы не лишним.

Рассмотрим общие правила проведения промежуточной аттес­тации в средних специальных и высших учебных заведениях, ко­торые установлены типовыми положениями о них. Прежде всего определяется максимальное количество форм контроля в течение учебного года. Так, в учреждениях среднего профессионального образования количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации студентов по очной, очно-заочной (вечерней) и заоч­ной формам обучения не должно превышать восьми в учебном году, а количество зачетов — десяти. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факульта­тивным дисциплинам. Количество экзаменов и зачетов в процес­се промежуточной аттестации студентов при обучении по сокра­щенным или ускоренным образовательным программам средне­го профессионального образования по названным формам обу­чения устанавливается учебным заведением самостоятельно. Сту­денты, обучающиеся в высших учебных заведениях по програм­мам высшего профессионального образования, при промежуточ­ной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экза­менов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и заче­ты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Сту­денты, обучающиеся в сокращенные сроки и в форме экстерна­та, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 20 экзаменов.

Как правило, экзаменационной сессии предшествует зачетная неделя, во время которой студентам предоставляется возможность сдавать зачеты по изучаемым в данном семестре предметам с осво­бождением от учебных занятий либо без такового. К экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачеты и выполнив­шие все письменные работы, предусмотренные учебным планом. Могут предъявляться и дополнительные требования (например, посещение не менее 50 процентов коллоквиумов, лабораторных работ и практических занятий при обучении по очной форме). Студенты-заочники допускаются к экзаменам при условии вы­полнения всех предусмотренных контрольных и курсовых работ (иных письменных заданий). При составлении расписания экза­менов необходимо предусматривать достаточное для подготовки время. Зачеты и экзамены проводятся в соответствии с учебным планом и программой учебной дисциплины, утвержденной ка-


федрой или ученым советом. Студентам могут быть предложены примерные перечни экзаменационных и зачетных вопросов, если такое решение приняла кафедра или это предусмотрено локаль­ным нормативным актом. Явившись на зачет или экзамен, сту­дент должен предъявить преподавателю зачетную книжку, в про­тивном случае он не может быть допущен к сдаче зачета или экза­мена. Во время экзамена студентам можно пользоваться учебной программой дисциплины, а с разрешения преподавателя — спра­вочниками, словарями, другими материалами. Форму экзамена определяет преподаватель, при необходимости — по согласова­нию с заведующим кафедрой. Это может быть следующее:

- устная форма (студент готовится к ответу по избранному би­
лету, а затем отвечает устно, в том числе на уточняющие и допол­
нительные вопросы, предложенные преподавателем);

- письменная форма (студент готовит письменный ответ по
билету, преподаватель после проверки письменной работы вы­
ставляет оценку, а в случае необходимости может предложить еще
и собеседование по билету);

- контроль с помощью компьютерных тестовых программ и др.
У преподавателя должна быть зачетная или экзаменационная

ведомость, которую он аккуратно заполняет, проставляя оценки «зачтено», «не зачтено», «отлично», «хорошо», «удовлетворитель­но», «неудовлетворительно». Если студент на зачет или экзамен не явился, то в ведомости необходимо сделать соответствующую пометку «не явился». Если студент отказался от ответа, проставля­ется неудовлетворительная оценка (или «не зачтено»), которая в зачетную книжку не заносится. Ведомость сдается в деканат в день приема зачета или экзамена.

Если студент имеет не более двух академических задолженно­стей (включая зачеты и выполнение курсовой работы), ему предо­ставляется возможность повторной сдачи соответствующих дис­циплин. Следует подчеркнуть, что пересдача во время основной сессии не допускается. Для этого организуется так называемая до­полнительная сессия. Устанавливаются общие дни пересдачи. В эти дни все преподаватели обязаны явиться на работу для приема за­четов и экзаменов. Деканат готовит для пересдачи экзаменацион­ные и зачетные ведомости, в которые вносятся фамилии студен­тов, не явившихся на зачеты и экзамены или получивших неудов­летворительные оценки. Таким студентам могут быть выданы на­правления для повторной сдачи. Если студент не представил пре­подавателю направление и его фамилии нет в ведомости, он к сдаче экзамена или зачета не допускается.

Разрешается не более двух пересдач по одному предмету, при­чем последнюю пересдачу может принимать комиссия, сформи­рованная проректором по учебной работе или деканом на основа­нии личного заявления студента, в котором должны быть указаны


мотивы (например, студент считает, что экзаменатор необъекти­вен при оценке его знаний и т.д.). Студент, пересдававший экза­мен или зачет дважды и получивший неудовлетворительную оценку либо имеющий задолженности по трем и более дисциплинам, подлежит отчислению за академическую неуспеваемость. Для сту­дентов, не ликвидировавших академические задолженности в пе­риод дополнительной сессии по уважительным причинам, декан или его заместитель могут установить индивидуальный срок их ликвидации.

Итоговая аттестация это оценка освоения образовательных программ определенного уровня, по результатам которой выдается документ, подтверждающий определенный образовательный ценз. Государственная итоговая аттестация является обязательной для таких уровней образования, как основное общее, среднее (пол­ное) общее и для всех видов профессионального образования. Правила ее проведения на указанных уровнях образования регу­лируются специальными нормативными актами. Вместе с тем со­блюдаются и некоторые общие принципы ее проведения. Среди них можно назвать следующие:

1) обязательность государственной итоговой аттестации: ни
один обучающийся не может быть освобожден от итоговой аттес­
тации. Не прошедший итоговую аттестацию учащийся или сту­
дент не может быть признан завершившим обучение и ему не
может выдаваться документ, подтверждающий уровень образова­
ния. Государственная итоговая аттестация не может заменяться
оценкой уровня подготовки на основе текущего контроля успева­
емости и промежуточной аттестации студентов;

2) допуск к государственной итоговой аттестации: его получа­
ют только те обучающиеся, которые полностью освоили образо­
вательную программу соответствующего вида и уровня. Условием
допуска к итоговой аттестации является, таким образом, отсут­
ствие академических задолженностей;

 

3) соблюдение процедурных требований: оно необходимо при
проведении государственной итоговой аттестации (формирование
государственных аттестационных комиссий, порядок проведения
экзаменов, предоставление выпускникам необходимой информа­
ции и т.д.);

4) выдача документов об образовании: производится по резуль­
татам итоговой аттестации.

Государственная итоговая аттестация на конкретных уровнях образования характеризуется определенными особенностями.

Положение о государственной (итоговой) аттестации выпуск­ников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Рос­сийской Федерации было утверждено приказом Минобразования РФ от 3 декабря 1999 г. № 1075. Указанная государственная (ито­говая) аттестация проводится по завершении учебного года в


виде письменных и устных экзаменов. Форму проведения пись­менных экзаменов устанавливает Минобрнауки России, устных экзаменов — само общеобразовательное учреждение. К государст­венной (итоговой) аттестации допускаются обучающиеся IX клас­са, освоившие образовательные программы основного общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения, а также обучающиеся, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету учебного плана с условием обяза­тельной сдачи экзамена по этому предмету. К итоговой аттеста­ции по окончании XI (XII) классов обучающиеся допускаются с соблюдением общего правила об освоении образовательных про­грамм среднего (полного) общего образования. Они должны иметь положительные годовые отметки по всем предметам. Выпуск­ники IX класса сдают не менее четырех экзаменов: письменные экзамены по русскому языку и алгебре, а также два экзамена по своему выбору из числа предметов, изучавшихся в IX классе. Выпускники XI (XII) классов общеобразовательного учрежде­ния сдают не менее пяти экзаменов: письменные экзамены по алгебре и началам анализа, по русскому языку и литературе, а также три экзамена по их выбору из числа предметов, изучав­шихся в X, XI и XII классах. Письменный экзамен по русскому языку и литературе для выпускников XI (XII) класса может про­водиться в форме сочинения или изложения с творческим зада­нием.

Для некоторых категорий выпускников IX и XI (XII) классов государственная (итоговая) аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здо­ровья, и в условиях, отвечающих их физиологическим особенно­стям и состоянию здоровья. К ним относятся обучавшиеся по со­стоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в дли­тельном лечении, находившиеся в лечебно-профилактических учреждениях более четырех месяцев, и дети-инвалиды. Итоговая аттестация для указанных выпускников может проводиться до­срочно, но не ранее 1 мая. При необходимости письменные экза­мены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных. Уменьшение количе­ства экзаменов для выпускников XI (XII) классов производится по согласованию с органом управления образованием субъекта РФ, а для выпускников IX класса, кроме того, и с местным (му­ниципальным) органом управления образованием.

Сроки проведения письменных экзаменов в IX и XI (XII) клас­сах ежегодно устанавливаются Минобрнауки России. Экзамены по предметам, выбранным выпускниками, могут проводиться непо­средственно по завершении освоения предмета в рамках образо-


вательной программы соответствую щей ступени общего образо­вания.

Органы управления образованием субъектов РФ могут допол­нительно ввести один экзамен в общеобразовательных учрежде­ниях, в том числе экзамен по профильным предметам в общеоб­разовательных школах (классах) с углубленным изучением отдель­ных предметов. При этом общее количество экзаменов в IX классе не должно превышать пяти, в XI (XII) классах — шести экзаме­нов.

Тексты письменных экзаменационных работ для проведения письменных экзаменов по названным выше предметам разраба­тываются Минобрнауки России и направляются органам управ­ления образованием субъектов РФ, которые передают выбранные тексты общеобразовательным учреждениям1. Пакеты с экзамена­ционными материалами вскрываются председателем экзаменаци­онной комиссии в присутствии ее членов за 30 минут — 1 час до начала письменных экзаменов. Пакеты с материалами по русско­му языку и литературе для выпускников IX класса и XI (XII) классов вскрываются в присутствии членов экзаменационной ко­миссии и выпускников непосредственно перед началом экзаме­на, проводимого в форме сочинения.

Письменные экзамены начинаются в 9.00 по местному време­ни. Если письменные экзамены проводятся с использованием те­левидения и радиовещания, время их начала может быть совме­щено со временем начала трансляции. В IX классе на письменные экзамены отводится четыре астрономических часа (в школах с углубленным изучением математики на экзамен по алгебре — пять часов). В XI (XII) классах на письменный экзамен по литературе отводится шесть астрономических часов, по алгебре и началам анализа — пять часов.

Экзаменационные работы оцениваются по пятибалльной сис­теме. На сочинения, оцененные баллами «2» и «5», экзаменаци­онная комиссия составляет рецензии. Выпускник имеет право озна­комиться со своей письменной работой после ее проверки экза­менационной комиссией. Если он не согласен с выставленной отметкой, он имеет право в трехдневный срок подать апелляцию в письменной форме в конфликтную комиссию, создаваемую муниципальным органом управления образованием. Сроки и по­рядок ознакомления с проверенной письменной работой, а так­же сроки и порядок работы конфликтной комиссии, ее состав и полномочия устанавливаются местным органом управления обра­зованием и доводятся до сведения выпускников, родителей вы-

1 См., например: Письмо Минобразования РФ от 26 октября 2000 г. «О пись­менных экзаменах при проведении государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2000/2001 учебном году» // Вестник образования. — 2000. — № 23.


пускников (их законных представителей), учителей и руководите­лей общеобразовательных учреждений не позднее чем за две не­дели до начала государственной (итоговой) аттестации. Выпуск­ники IX классов, получившие на итоговой аттестации не более двух неудовлетворительных отметок, и выпускники XI (XII) клас­сов, получившие не более одной неудовлетворительной отметки, допускаются к повторной аттестации по этим предметам. Она про­водится до начала нового учебного года в сроки, устанавливае­мые органами управления образованием субъектов РФ.

Для проведения итоговой аттестации по каждой основной об­разовательной программе в учреждениях профессионального обра­зования формируется государственная аттестационная комиссия. В ее состав входят преподаватели соответствующих дисциплин.

В комиссиях, создаваемых в учреждениях начального профес­сионального образования, участвуют представители обществен­ных организаций, мастеров производственного обучения аттесту­емой группы выпускников, а также специалисты организаций — заказчиков кадров рабочих и специалистов. Аттестационную ко­миссию возглавляет председатель, который организует и контро­лирует ее деятельность, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Он назначается из числа педаго­гических работников, не состоящих в штате данного учреждения, либо практических работников. Аттестационная комиссия оцени­вает уровень подготовки выпускников и е







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.