Здавалка
Главная | Обратная связь

Единый государственный экзамен



Эксперимент по введению единого государственного экзаме­на, обеспечивающего совмещение государственной (итоговой) ат­тестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных уч­реждений и вступительных испытаний для поступления в образо­вательные учреждения профессионального образования, начался в нашей стране с 2001 г. в соответствии с постановлением Прави­тельства РФ от 16 февраля 2001 г. № 119 «Оборганизации экспери­мента по введению единого государственного экзамена». Разъясне­ние понятия единого государственного экзамена дается в п. 4.1 ст. 15 Закона РФ «Об образовании».

В связи с введением единого государственного экзамена Феде­ральным законом от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В названном федеральном законе о внесении изменений воспро­изведены те принципы организации ЕГЭ и учета его результатов, которые применяются на практике в субъектах РФ, участвующих в эксперименте по его введению. Федеральный закон предусмат­ривает, что государственная (итоговая) аттестация обучающих­ся, освоивших образовательные программы среднего (полного)

ПО


общего образования, проводится в форме единого государствен­ного экзамена. Иные формы государственной (итоговой) аттеста­ции могут быть установлены федеральным государственным орга­ном управления образованием для обучающихся, освоивших ука­занные образовательные программы в специальных учебно-вос­питательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся, име­ющих отклонения в развитии.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму независимой оценки уровня учебных достижений обучающихся с использованием заданий стандартизированной формы (контрольные измерительные материалы), выполнение которых позволяет устано­вить уровень учебных достижений обучающихся по освоению феде­рального компонента государственного образовательного стандар­та среднего (полного) общего образования. Он проводится федераль­ным государственным органом управления образованием совместно с государственными органами управления образованием субъек­тов РФ.

Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями, в которых осваиваются образовательные программы среднего (пол­ного) общего образования, в качестве результатов государствен­ной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования — в каче­стве результатов вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

В целях обеспечения преемственности при введении единого государственного экзамена устанавливается переходный период со дня официального опубликования данного федерального зако­на до 1 января 2009 г.

В переходный период единый государственный экзамен прово­дится в субъектах РФ по общеобразовательным предметам, пере­чень которых утверждается федеральным государственным орга­ном управления образованием на основании представления орга­на исполнительной власти субъекта РФ.

Образовательные учреждения высшего и среднего профессио­нального образования самостоятельно определяют форму вступи­тельных испытаний по тем общеобразовательным предметам, по которым в субъекте РФ, на территории которого расположено данное образовательное учреждение, единый государственный экзамен не проводится. При этом результаты ЕГЭ учитываются в качестве результатов вступительных испытаний по всем общеоб­разовательным предметам, по которым проводится единый госу­дарственный экзамен на территории РФ.

Эксперимент по введению единого государственного экзамена начался в нашей стране с 2001 г. в соответствии с постановлением


Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. Первоначально в нем уча­ствовали только образовательные учреждения высшего профессио­нального образования, но впоследствии на основании постанов­ления Правительства РФ от 5 апреля 2002 г. к участию в экспери­менте были допущены учреждения среднего профессионального образования. Введение единого государственного экзамена обус­ловлено несколькими причинами. Во-первых, это должно способ­ствовать обеспечению равных условий для всех абитуриентов при поступлении в вузы и средние специальные учебные заведения по результатам конкурса. Во-вторых, это более объективный конт­роль знаний. И наконец, это возможность сократить число экза­менов, сдаваемых обучающимися на определенном этапе, что позволит их «разгрузить». Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки определяет по согласованию с органами уп­равления образованием регионов и утверждает своим приказом перечень субъектов РФ, в которых проводится эксперимент. В 2001 г. и эксперименте принимали участие вузы четырех субъектов Феде­рации — Самарской и Ростовской областей, Республик Марий-Эл и Чувашия. В 2002 г. единый государственный экзамен сдавали и 16 регионах. А в 2007 г. число субъектов РФ, участвующих в эксперименте, превысило 80.

Положение о проведении единого государственного экзамена было утверждено приказом Минобрнауки РФ от 9 апреля 2002 г. № 1306. Оно устанавливает на период эксперимента порядок государствен­ной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов обще­образовательных учреждений и проведения вступительных испы­таний для поступления в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования на территории субъек­тов РФ, участвующих в эксперименте. К участию в нем допуска­ются только аккредитованные образовательные учреждения, пе­речень которых утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с учредителями.

Единый государственный экзамен предусматривает совмеще­ние государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных ис­пытаний для поступления в вузы и средние специальные учебные заведения. Его результаты признаются общеобразовательными уч­реждениями в качестве результатов итоговой аттестации, а уч­реждениями профессионального образования — как результаты вступительных испытаний.

Для проведения ЕГЭ в субъекте РФ создается государственная экзаменационная комиссия, в состав которой включаются пред­ставители органов исполнительной власти, органов управления образованием различных уровней, образовательных учреждений. Ее состав утверждается Минобрнауки России по представлению органа управления образованием субъекта РФ, которое, кроме


того, направляет своих уполномоченных представителей для осу­ществления контроля за соблюдением установленного порядка проведения единого экзамена. Комиссия действует на основании положения, утверждаемого органом управления образованием со­ответствующего субъекта РФ. Срок полномочий экзаменационной комиссии составляет один год. На нее возлагается организация и координация работы по подготовке и проведению ЕГЭ на данной территории. Комиссия обеспечивает взаимодействие с организаци­ей, которая по поручению указанного министерства осуществляет технологическое сопровождение единого государственного экзамена (например, Центром тестирования Минобрнауки России и др.), а также с иными субъектами, заинтересованными в эффективном i фоведении экзамена. Государственная экзаменационная комиссия может создавать подкомиссии (территориальные, предметные по общеобразовательным предметам и по вступительным испытаниям и др.). Состав и порядок работы экзаменационной комиссии не 1 юзднее чем за две недели до начала проведения единого экзамена доводятся до сведения выпускников, их законных представителей и руководителей образовательных учреждений.

Для разрешения спорных вопросов, возникающих при оценке экзаменационных работ, и защиты прав выпускников и абитури­ентов создается конфликтная комиссия в составе представителей органов управления образованием и образовательных учреждений. Она принимает и рассматривает апелляции, определяет соответ­ствие выставленной отметки либо процедуры проведения экзаме­на установленным требованиям, информирует о принятом реше­нии обучающегося и его законных представителей, а также обра-ювательное учреждение. Для выполнения своих функций конф­ликтная комиссия может запрашивать и получать необходимые све­дения и документы, включая бланки ответов, сведения о лицах, присутствующих на экзамене о соблюдении процедуры экзамена и т.д. Выпускники, поступающие в высшие и средние специальные учебные заведения, имеют право подать апелляцию в эту комис­сию в письменной форме. При этом апелляции по содержанию контрольных измерительных материалов не принимаются. Это объяс­няется тем, что контрольные измерительные материалы предо­ставляются Минобрнауки России, их содержание определяется на основании примерных программ общеобразовательных предметов, разработанных министерством для общеобразовательных учрежде­ний и не может выходить за пределы указанных программ. Выпуск-пикам, абитуриентам и их родителям должна быть своевременно (не позднее чем за две недели до проведения экзамена) предостав­лена информация о порядке и месте приема апелляций.

К сдаче единого государственного экзамена допускаются вы­пускники XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, освоившие общеобразовательную программу среднего (полного)

ИЗ


общего образования независимо от формы его получения. Единый государственный экзамен проводится по следующим общеобра­зовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, общество-знание, иностранные языки. Форма, процедура, сроки и продол­жительность проведения экзамена устанавливаются Минобрнау-ки России. Определяется также календарная дата проведения эк­заменов по предметам, не сданным выпускниками в установлен­ные сроки по уважительным причинам. Перечень предметов, по которым проводится ЕГЭ в субъекте РФ, определяется Минобр-науки России по согласованию с данным субъектом.

Экзаменационные работы в рамках ЕГЭ оцениваются баллами (по стобалльной системе) и отметками (по пятибалльной систе­ме). Порядок и шкала перевода баллов в отметки устанавливаются Минобрнауки России. Выпускникам общеобразовательных учреж­дений, сдававшим единый государственный экзамен, выдаются аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о результатах этого экзамена.

Свидетельство о результатах единого государственного экзаме­на по форме в соответствии с приказом Минобразования РФ от 31 марта 2003 г. № 1287 «Обутверждении формы свидетельства о результатах единого государственного экзамена» выдается орга­ном управления образованием субъекта РФ всем лицам, сдавав­шим данный экзамен, и является документом строгой отчетно­сти, имеет степень защищенности и номер. В нем обязательно ука­зываются его номер, фамилия, имя, отчество лица, сдавшего ЕГЭ, дата и номер решения государственной экзаменационной комис­сии, должность руководителя органа управления образованием субъекта РФ, его фамилия, имя, отчество, а также результаты сда­чи экзамена, наименования общеобразовательных предметов и по­лученные по ним баллы. Срок действия свидетельства — до 31 де­кабря текущего года. Выпускникам, которые входили в состав сбор­ных команд РФ, а также победителям и призерам международных олимпиад и победителям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам на основании документа Минобрнауки России, подтверждающего их участие в олимпиаде, свидетельство выдается без сдачи экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю олимпиады, с указанием высшего балла (100). Аттестат выдается общеобразовательным учреждением, в котором выпускники обу­чались на момент сдачи единого государственного экзамена. В него всем выпускникам, включая претендентов на золотые и серебря­ные медали, выставляется итоговая отметка на основании резуль­татов единого экзамена и годовой отметки. При разнице между ними в один балл выставляется более высокая отметка, если же разница составляет более одного балла, то отметка определяется


как среднее арифметическое указанных отметок, причем округ­ление производится в сторону более высокого балла.

Для образовательных учреждений высшего и среднего профес­сионального образования, участвующих в эксперименте по введе­нию единого государственного экзамена, устанавливается опре­деленный порядок проведения вступительных испытаний и за­числения абитуриентов. Приемная комиссия не позднее 1 апреля каждого года определяет и объявляет перечень направлений под­готовки и специальностей с указанием форм обучения, на кото­рые прием документов будет проводиться в рамках данного экс­перимента, а также перечень вступительных испытаний на дан­ные направления подготовки и специальности. Не позднее 1 мая она должна разработать и довести до сведения всех заинтересо­ванных субъектов правила приема. При подаче заявления о при­еме абитуриенты, сдававшие единый экзамен, кроме установлен­ного перечня документов представляют свидетельство о его ре­зультатах (оригинал или заверенную копию). Можно подавать до­кументы в несколько учебных заведений, причем их можно на­правлять заказным письмом.

Вступительные испытания по общеобразовательным предме­там, включенным в ЕГЭ, проводятся только для поступающих, которые не сдавали его по данному предмету либо вообще не уча­ствовали в едином экзамене. Вступительные испытания в данном случае организуются государственной экзаменационной комис­сией в форме и по материалам ЕГЭ. Исключение сделано лишь для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соот­ветствующего профиля и поступающих для обучения по сокра­щенным программам. Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования вправе самостоятельно провести вступительные испытания по тем общеобразовательным предметам, по которым в данном субъекте РФ единый государ­ственный экзамен не проводится. Абитуриенты, окончившие с медалями общеобразовательные учреждения и учреждения началь­ного профессионального образования, а также окончившие с от­личием учреждения среднего профессионального образования, проходят вступительные испытания только профессиональной на­правленности (профильные испытания).

Зачисление проводится на конкурсной основе по результатам единого экзамена, признаваемым указанными образовательными учреждениями в качестве результатов вступительных испытаний, и (или) по результатам таких испытаний. Вне конкурса при условии успешной сдачи ЕГЭ принимаются лица, имеющие право на вне­конкурсное зачисление в соответствии с законодательством. Резуль­таты единого государственного экзамена по решению ученого со­вета могут учитываться при поступлении в образовательные учреж­дения, не участвующие в эксперименте. В таком случае они могут


 


самостоятельно устанавливать шкалу перевода баллов, полученных при сдаче ЕГЭ, в используемую ими систему оценивания.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.