Здавалка
Главная | Обратная связь

Участники образовательного процесса: понятие, виды, основы правового статуса



Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования. Круг участников образовательного про­цесса назван в Законе РФ «Об образовании» (гл. V), а также в типовых положениях об образовательных учреждениях. Например, участниками образовательного процесса в дошкольных образова­тельных учреждениях являются воспитанники, родители (их за­конные представители), педагогические работники. В общеобра­зовательном учреждении в этом качестве выступают обучающие­ся, педагогические работники названных учреждений, родители (их законные представители) обучающихся. Аналогичные нормы воспроизведены в положениях о других учреждениях, реализую­щих общеобразовательные программы, — о школе-интернате, уч­реждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста и др. Однако указанные три вида субъектов образовательного про­цесса не всегда могут быть в нем задействованы. Так, в образова­тельном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учебно-воспитательный процесс осуществ­ляется с участием воспитанников и педагогов.

Иногда для достижения целей образовательного процесса необ­ходимо участие в нем также других субъектов. В ряде случаев к участ­никам образовательного процесса причисляются медицинские ра­ботники. Их участие в осуществлении обучения и воспитания необ­ходимо, если требуется особенный подход к личности ребенка с учетом его психофизиологического состояния или реализуемой образовательной программы. Например, в оздоровительных обра­зовательных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении, медицинские работники доводят до сведения педагогов результаты углубленных осмотров детей, дают рекомендации по их медико-педагогической реабилитации. Совместно с педагогами они решают вопросы выбора профилей трудовой подготовки и проф­ориентации детей, их участия в трудовой деятельности. Медицин­ский персонал совместно с педагогом-психологом оказывает по­мощь в организации индивидуального и дифференцированного подхода к детям при осуществлении образовательного процесса с учетом особенностей их развития и состояния здоровья, в выпол­нении медико-психологических рекомендаций.


 


Медицинские работники являются участниками образователь­ного процесса также в кадетских школах (школах-интернатах), которые реализуют образовательные программы, обеспечивающие военную подготовку несовершеннолетних граждан; коррекцион-ных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклоне­ниями в развитии; образовательных учреждениях для детей, нуж­дающихся в психолого-педагогической и медико-социальной по­мощи.

Организация образовательного процесса для детей, нуждаю­щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помо­щи, требует участия в нем юриста, который проводит работу по правовому воспитанию детей, консультирует родителей по во­просам охраны прав детей и оказывает необходимую поддержку педагогическому персоналу.

Если учебный процесс в учреждении, реализующем общеоб­разовательные программы, включает в себя элементы профори­ентации и профессиональной подготовки, в нем должны участво­вать инженерно-педагогические работники. Они названы в числе других участников образовательного процесса в межшкольных учебных комбинатах, специальных учебно-воспитательных учреж­дениях для детей и подростков с девиантным поведением, специ­альных (коррекционных) учреждениях для детей с отклонениями в развитии и др. В общеобразовательных школах-интернатах с пер­воначальной летной подготовкой учебно-воспитательный процесс осуществляется с участием таких субъектов, как старшие воспи­татели {командирырот) и воспитатели (командиры взводов), стар­шины рот, руководители кружков. Старшие воспитатели-команди­ры рот назначаются из числа офицеров, имеющих высшее про­фессиональное образование по одной из авиационных военно-учетных специальностей и, как правило, опыт работы в авиаци­онных военных образовательных учреждениях, а воспитатели-ко­мандиры взводов — из числа офицеров запаса, проходивших во­енную службу в авиационных воинских частях, учреждениях или образовательных учреждениях. Это — военные специалисты ука­занных образовательных учреждений. В их обязанности входит орга­низация военно-специальной летной подготовки обучающихся.

В образовательных учреждениях профессионального образова­ния участниками образовательного процесса выступают обучаю­щиеся и педагогические (в вузах — научно-педагогические) работни­ки. В учреждениях начального профессионального образования с учетом специфики реализуемых им образовательных программ субъектами учебно-воспитательного процесса являются инженер­но-педагогические работники. К данной категории отнесены ад­министрация, преподаватели, мастера (инструкторы) производ­ственного обучения, воспитатели и другие члены трудового кол­лектива учреждения, осуществляющие подготовку, переподго-


товку и повышение квалификации рабочих (специалистов), вы­полняющие воспитательные функции и участвующие в органи­зации, проведении и методическом обеспечении образователь­ного процесса.

Таким образом, анализ образовательного законодательства по­зволяет сделать вывод о том, что в разных образовательных уч­реждениях в образовательном процессе задействованы разные

субъекты.

При этом обязательными участниками образовательного про­цесса в любом случае являются обучающийся (воспитанник) и педагогический работник. Важно учесть, что в типовых положе­ниях об образовательных учреждениях неслучайно обучающийся называется в первую очередь. Действительно, именно обучающийся является главным участником образовательного процесса, цент­ральной фигурой в системе образования. Именно его интересы и потребности в первую очередь должны быть реализованы в про­цессе обучения и воспитания. Как отмечалось выше, обучающий­ся должен рассматриваться как субъект, а не как объект образова­тельного процесса. За ним следует признавать важнейшие права и свободы в сфере образования. С другой стороны, на него возлага­ются и обязанности по участию в образовательном процессе.

Правоспособностью в области образования обладают не толь­ко граждане РФ, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Статья 43 Конституции РФ предоставляет каждому право на образование. Это означает, что реализовать данное право могут как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Вместе с тем ст. 5 Закона РФ «Об образовании» уста­навливает государственные гарантии прав граждан в области об­разования, а ст. 6 предоставляет гражданам РФ право на получе­ние основного общего образования на родном языке. Порядок приема и обучения граждан зарубежных стран в государственных учреждениях высшего и среднего профессионального образова­ния Российской Федерации за счет средств федерального бюдже­та был утвержден постановлением Госкомвуза РФ от 10 апреля 1996 г. Он предусматривает, что иностранные граждане принима­ются в названные учреждения в соответствии с межправитель­ственными соглашениями, а также соглашениями, заключаемы­ми Минобразования РФ и другими федеральными органами ис­полнительной власти, в ведении которых находятся учебные за­ведения, с государственными органами управления образова­нием зарубежных стран.

Зачисление иностранных граждан в образовательные учрежде­ния высшего и среднего профессионального образования на все формы обучения и повышения квалификации осуществляется на основании направления Управления международного сотрудни­чества Госкомвуза России. Досье кандидата на учебу включает в


себя документы на русском или английском (французском, ис­панском) языке: анкету, копии свидетельства о рождении и до­кумента об образовании, медицинское заключение и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Иностранные граждане, не владе­ющие русским языком, зачисляются на подготовительные факуль­теты учебных заведений на один год для изучения русского языка и других предметов в зависимости от специальности, которую они намерены получить. В конце учебного года проводятся выпускные экзамены.

Учащиеся, успешно сдавшие экзамены на уровне российской средней (полной) общеобразовательной школы, получают сви­детельства об окончании подготовительного факультета и направ­ляются на обучение по избранной специальности в высшие учеб­ные заведения. Учащиеся, успешно сдавшие экзамены на уровне основного общего образования России, получают соответствую­щие свидетельства и направляются на обучение в средние спе­циальные учебные заведения. Город и учебное заведение, где будет обучаться после подготовительного факультета иностранный уча­щийся, предлагается российской стороной в соответствии с пла­ном распределения. Иностранные граждане, не показавшие на подготовительном факультете знаний, необходимых для обуче­ния в соответствующем учебном заведении, отчисляются. Ино­странные граждане могут получить образование по программе бакалавра, пройти обучение в магистратуре (при наличии соот­ветствующих образовательных цензов). Они могут быть приняты в аспирантуру, если имеют высшее образование на уровне спе­циалиста или магистра наук (искусств). Иностранным гражда­нам, успешно освоившим учебную программу и прошедшим ито­говую государственную аттестацию, выдаются дипломы государ­ственного образца соответствующего образования и квалифика­ции, а окончившим аспирантуру и защитившим диссертацию присуждается ученая степень кандидата наук и также выдается диплом кандидата наук. Иностранным гражданам, успешно под­готовившим и защитившим докторскую диссертацию, присуж­дается ученая степень доктора наук с выдачей соответствующего диплома.

Минобразования России в письме от 16 апреля 1999 г. разъяс­нило порядок приема в образовательные учреждения профессио­нального образования лиц, проживающих в государствах ближне­го зарубежья (соотечественников)1. В соответствии с постановле­нием Исполнительного комитета Союза Беларуси и России от 11 апреля 1996 г. гражданам Республики Беларусь обеспечиваются равные права с гражданами Российской Федерации при приеме в образовательные учреждения профессионального образования.

1 Вестник образования. — 1999. — № 6.


Прием на обучение лиц, проживающих вдругих государствах ближ­него зарубежья, может осуществляться в соответствии с междуна­родными договорами в пределах контрольных цифр приема по направлениям Минобразования России, по договорам с физи­ческими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимо­сти обучения, а также на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (на конкурсной основе).

Аналогичные положения закреплены и в правилах приема в учреждения профессионального образования. При этом следует руководствоваться принципами социальной поддержки соотече­ственников, которые провозглашены Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Соотече­ственникамипризнаются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признака­ми общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соотечественниками за рубежом являются: граждане РФ, постоянно проживающие за ее пределами; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или став­шие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из России (СССР, Российской Федерации), имевшие соответствующую граж­данскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лица­ми без гражданства, а также потомки лиц, принадлежащих к вы­шеуказанным группам. Органы государственной власти в Россий­ской Федерации: поддерживают соотечественников в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимают с этой целью соответствующие действия, предусмотренные международными договорами и законодатель­ством РФ; способствуют получению лицами, состоявшими в граж­данстве СССР, наравне с гражданами Российской Федерации среднего и высшего профессионального образования, повыше­нию ими квалификации, в том числе в аспирантуре и докторан­туре, в учебных заведениях и научно-исследовательских учрежде­ниях в России. В случае установления квоты на прием иностран­ных граждан на обучение и повышение квалификации за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитыва­ются интересы соотечественников.

Российская Федерация содействует получению соотечествен­никами общего образования на родных языках национальностей России, а также изучению российской истории и российского культурного наследия. С этой целью осуществляются меры:

- по подготовке преподавателей;


- разработке при участии специалистов-соотечественников учеб­
ников, программ и учебно-методических пособий с учетом осо­
бенностей организации образовательного процесса в государствах,
входивших в состав СССР, и снабжению такими учебниками,
программами и пособиями соотечественников;

- оказанию помощи в создании и официальном признании
учебных заведений, открытии филиалов российских вузов с обу­
чением на родных языках, признании эквивалентности дипло­
мов, выдаваемых этими учебными заведениями.

Российская Федерация в целях формирования образовательно­го пространства, в котором учитываются права и интересы сооте­чественников, проводит в отношениях с государствами, входив­шими в состав Союза ССР, линию на выработку согласованной политики в сфере образования; заключает международные дого­воры о признании Российской Федерацией дипломов о высшем профессиональном образовании соотечественников, получивших образование в государствах — участниках Содружества Независи­мых Государств, в Латвийской Республике, Литовской Республи­ке и Эстонской Республике. С 2007 г. в Российской Федерации осуществляется Государственная программа по оказанию содей­ствия добровольному переселению соотечественников, прожива­ющих за рубежом. Участники программы имеют право на получе­ние компенсационного пакета, включающего в себя наряду с дру­гими услуги государственных и муниципальных учреждений до­школьного воспитания, общего и профессионального образования. Имеется в виду предоставление мест в детских дошкольных обра­зовательных учреждениях и оказание услуг в получении соответ­ствующего уровня образования в учреждениях общего и профес­сионального образования.

В настоящее время правовой статус иностранных граждан, в том числе в сфере образования, регулируется Федеральным зако­ном от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностран­ных граждан в Российской Федерации». Этот Федеральный закон содержит ряд норм, касающихся получения иностранными граж­данами образования в нашей стране. По общему правилу им пре­доставляется так называемый национальный правовой режим, т. е. они пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Исключения из этого правила могут устанавли­ваться федеральным законом. Так, для въезда в Россию в целях получения образования требуется специальное приглашение. Оно выдается иностранному гражданину территориальным органом внутренних дел по ходатайству образовательного учреждения, в котором планируется обучение, или соответствующего федераль­ного органа исполнительной власти, в ведении которого находят­ся учреждения профессионального образования (Минобороны России, ФСБ России, МЧС и др.). Образовательное учреждение,


пригласившее иностранного гражданина на учебу, гарантирует ему возможность получения образования, содействует его своевремен­ной регистрации по месту пребывания, а также обеспечивает его иыезд из страны по завершении или прекращении обучения. В те­чение трех рабочих дней со дня прибытия данного лица в образо­вательное учреждение оно должно направить информацию об этом в орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам образо­вания. Орган управления образованием субъекта РФ ведет учет обучающихся иностранцев и направляет данную информацию в органы внутренних дел и в Минобрнауки России.

Аналогичные полномочия предоставлены указанным выше федеральным органам исполнительной власти, направившим хо-цатайства о приглашении на учебу иностранных граждан. Трех­дневный срок установлен также для передачи информации о фак­те самовольного убытия иностранного гражданина из образова­тельного учреждения. Об этом должны быть извещены кроме органа управления образованием субъекта РФ также территориальные органы внутренних дел и безопасности. В период обучения иност­ранным гражданам предоставляется право на осуществление тру­довой деятельности на территории РФ, причем независимо от наличия разрешения на работу. Обучающиеся в учреждениях про­фессионального образования иностранные граждане могут рабо­тать в период каникул. Они вправе также работать в свободное от учебы время в течение учебного года в качестве учебно-вспомога­тельного персонала в тех учреждениях, в которых они обучаются. Не требуется специального разрешения на трудовую деятельность и приглашенным в нашу страну в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях (кроме лиц, въезжающих в Россию для занятия преподавательской деятельно­стью в учреждениях профессионального религиозного образова­ния).

2. Права и обязанности обучающихся (воспитанников)

Как говорилось ранее, главным участником образовательного процесса является обучающийся. Образовательный процесс — это система отношений, направленных на реализацию обучающимся сво­его конституционного права на образование. В связи с этим в пер­вую очередь следует проанализировать комплекс прав и обязан­ностей обучающегося.

Центральное место в системе прав участника образовательного процесса занимает конституционное право на образование. Оно яв­ляется естественным, неотъемлемым, неотчуждаемым правом. Его реализация обеспечивается системой юридических гарантий (правом на защиту, в том числе судебную, правом на квалифици-


рованную юридическую помощь, правом на возмещение причи­ненного вреда и др.) и обусловливает возможность реализации других прав (например, права на доступ к ценностям культуры, права на труд и т.д.).

Анализируя комплекс прав и обязанностей обучающихся, не­обходимо их классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от сферы их реализации можно выделить:

1) непосредственные образовательные права и обязанности,
которые охватываются образовательным процессом и непосред­
ственно связаны с получением образования (например, право на
обучение в соответствии с государственными образовательными
стандартами);

2) опосредованно связанные с образовательным процессом права
и обязанности, которые обеспечивают реализацию прав и обя­
занностей первой группы (стипендиальное обеспечение, предо­
ставление общежитий, льготы по оплате проезда на транспорте
и т.д.).

Права и обязанности первой группы в основном закреплены в образовательном законодательстве, в то время как вторая группа прав и обязанностей находит свое отражение и в других норма­тивных актах, которые будут названы ниже.

В Законе РФ «Об образовании» правам и обязанностям обучаю­щихся посвящены ст. 50 и 51. Можно выделить в этом перечне общие и специальные права и обязанности. Общие права и обя­занности реализуются в отношении всех обучающихся независи­мо от условий получения образования и их личных особенностей. Прежде всего нужно сказать о доступности образования. Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, началь­ного профессионального образования. На конкурсной основе они могут получить бесплатно среднее, высшее и послевузовское про­фессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Граждане могут неоднократно по­лучать бесплатное профессиональное образование по направле­нию государственной службы занятости в случае утраты возмож­ности работать по специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности и в иных предусмотренных законодательством случаях. К общим правам можно отнести, на­пример, права:

- на получение образования в соответствии с государственны­
ми образовательными стандартами;

- обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учеб­
ным планам;

- ускоренный курс обучения;

- бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами образовательных учреждений;


 

- получение дополнительных образовательных услуг (включая
платные);

- участие в управлении образовательными учреждениями;

- уважение своего человеческого достоинства;

- свободу совести, информации;

- свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Запрещается принуждение обучающихся (воспитанников) к

вступлению в общественные, общественно-политические органи­зации и объединения, движения и партии, а также привлечение их к деятельности таких организаций, к участию в агитационных компаниях и политических акциях. Привлечение обучающихся (воспитанников) гражданских образовательных учреждений без их согласия к труду, не предусмотренному образовательной про­граммой, запрещается.

Совершеннолетние граждане вправе выбирать образовательное учреждение и форму получения образования, а в отношении не­совершеннолетних эти вопросы решаются родителями (их закон­ными представителями) с учетом мнения несовершеннолетних. Обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприя­тий, не предусмотренных учебным планом. Выпускники образо­вательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию (независимо от их организационно-правовых форм), обладают рав­ными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня. В случае прекращения деятельности общеоб­разовательного учреждения или учреждения начального профес­сионального образования орган управления образованием, кото­рому подведомственны данные учреждения, обеспечивает пере­вод обучающихся с согласия родителей (законных представите­лей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа. В случае прекращения деятельности государственного или муни­ципального учреждения высшего или среднего профессионально­го образования студенты переводятся в другие учреждения. Право на перевод может быть реализовано и в других случаях. Обучаю­щиеся, воспитанники вправе перейти в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответ­ствующего уровня. Закон устанавливает два условия такого пере­вода: согласие данного образовательного учреждения и успешное прохождение аттестации.

В систему общих прав обучающихся входят также права в обла­сти охраны их здоровья в процессе получения образования. Обра­зовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Расписание занятий в образовательном учреж­дении должно предусматривать перерыв достаточной продолжи-


 


тельности для питания обучающихся. Организация питания воз­лагается органами местного самоуправления на образовательные учреждения и организации общественного питания. В образова­тельном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся. Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреж­дение обязано предоставить помещение с соответствующими ус­ловиями для работы медицинского персонала. Обучающиеся охва­чены системой обязательного медицинского страхования. Стра­ховые платежи за них вносит местная администрация, а образова­тельное учреждение обеспечивает выдачу им полисов обязатель­ного медицинского страхования, предоставляет им необходимую информацию об условиях получения медицинской помощи. От­ветственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения.

Охарактеризованные выше права обучающихся, а также их обя­занности в области образовательного процесса воспроизводятся в типовых положениях об образовательных учреждениях соответству­ющих типов и видов. Комплекс прав и обязанностей обучающих­ся закрепляется также в уставах образовательных учреждений и иных локальных нормативных актах (правилах внутреннего распо­рядка, положениях о текущей аттестации и др.). Если обучение осуществляется на основании договора, заключаемого с образо­вательным учреждением, права и обязанности обучающегося как потребителя образовательных услуг определяются в договоре. Как правило, в договорах на обучение предусматриваются те права и обязанности, которые установлены на более высоких уровнях ре­гулирования (в Законе РФ «Об образовании», уставе учреждения и т.д.), а также обязанности по оплате образовательных услуг и неблагоприятные последствия, которые могут наступать в случае ее невыполнения (например, отчисление из учебного заведения в связи с невыполнением условий договора).

В ряде случаев права, предусмотренные Законом РФ «Об обра­зовании», находят свою детализацию в других законодательных актах. В частности, льготы для лиц, совмещающих работу и обуче­ние, закреплены в Трудовом кодексе РФ. Глава 26 ТК РФ называ­ется «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением». Указанные гарантии и компенсации дифференциру­ются в зависимости от того, образование какого уровня получает гражданин, а также от формы обучения. Важное значение имеет факт наличия у образовательного учреждения свидетельства о го­сударственной аккредитации. Предусмотренные Трудовым кодек­сом РФ гарантии и компенсации предоставляются только в случае обучения в учреждениях, имеющих государственную аккредита-


цию. Если работник обучается в неаккредитованном образователь­ном учреждении, гарантии и компенсации для него могут уста­навливаться коллективным договором или трудовым договором. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соот­ветствующего уровня впервые. Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обуче­нием в одном из этих образовательных учреждений (по выбору самого работника).

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную акк­редитацию образовательные учреждения высшего профессиональ­ного образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения и ус­пешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предо­ставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего зара­ботка:

1) для прохождения промежуточной аттестации на первом и
втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каж­
дом из последующих курсов — соответственно по 50 календарных
дней (при освоении основных образовательных программ высше­
го профессионального образования в сокращенные сроки на вто­
ром курсе — 50 календарных дней);

2) подготовки и защиты выпускной квалификационной рабо­
ты и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре меся­
ца;

3) сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.
В некоторых случаях работодатель обязан предоставить отпуск

без сохранения заработной платы. Такой отпуск продолжительно­стью 15 календарных дней предоставляется работникам, допущен­ным к вступительным испытаниям в вузы, а также слушателям подготовительных отделений вузов для сдачи выпускных экзаме­нов. Работникам, обучающимся в вузах по очной форме, отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 15 кален­дарных дней предоставляется в течение учебного года. Для подго­товки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов отпуск предоставляется на четыре месяца, а для сдачи итоговых государственных экзаменов — на один месяц.

Для работников, обучающихся в вузах по заочной форме, ус­танавливается дополнительная льгота: один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответству­ющего учебного заведения и обратно.

Работникам, обучающимся в вузах по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения на период 10 учебных месяцев пе-

5 Федоров!



ред началом выполнения дипломного проекта (работы) или сда­чи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на семь часов. За время освобожде­ния от работы указанным работникам выплачивается 50 процен­тов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда. По соглашению сторон тру­дового договора сокращение рабочего времени производится пу­тем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в те­чение недели.

Аналогичные гарантии и компенсации предоставляются работ­никам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные учреждения. Продолжительность дополнительных от­пусков для них меньше, чем для обучающихся в вузах. Так, работ­никам, успешно обучающимся по заочной и очно-заочной (ве­черней) формам обучения, работодатель предоставляет дополни­тельные отпуска с сохранением среднего заработка для прохож­дения промежуточной аттестации на первом и втором курсах со­ответственно по 30 календарных дней, на каждом из последую­щих курсов — по 40 календарных дней. Продолжительность отпус­ка для подготовки и защиты выпускной квалификационной рабо­ты и сдачи итоговых государственных экзаменов составляет два месяца, а для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

Отпуска без сохранения заработной платы предоставляются в указанных выше случаях продолжительностью 10 календарных дней (например, для сдачи вступительных экзаменов и т.д.). Один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно в размере 50 процентов его стоимости. Работникам, обучающимся по очно-заочной (вечер­ней) и заочной формам обучения в средних специальных учебных заведениях, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполне­ния дипломного проекта (работы) или сдачи государственных эк­заменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокра­щенная на семь часов, или может быть по соглашению сторон тру­дового договора предоставлен один свободный от работы день в неделю либо сокращена продолжительность рабочего дня в тече­ние недели. За время освобождения от работы указанным работни­кам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Работникам, успешно обучающимся в образовательных учреж­дениях начального профессионального образования, предостав­ляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработ­ка для сдачи экзаменов на 30 календарных дней в течение одного года.


Работникам, успешно обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX классе 9 календарных дней, а в XI (XII) классах — 22 календарных дня. В течение учебного года им устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). За время освобождения от работы указанным работникам выпла­чивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Отдельные нормы, касающиеся прав обучающихся, закрепле­ны в других законодательных актах, в частности норма, содержа­щаяся в п. 21 ст. 50 Закона РФ «Об образовании». Обучающимся предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ « О воинской обязанности и военной службе». Обратимся к тексту п. 2 ст. 24 данного закона. Обучение в государственных, муниципаль­ных или имеющих государственную аккредитацию негосударствен­ных образовательных учреждениях по очной форме является од­ним из наиболее распространенных оснований для отсрочки от призыва на военную службу. Право на ее получение имеют граж­дане, обучающиеся в образовательных учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования. Отсрочка в дан­ном случае предоставляется на время обучения, но не более чем до достижения указанными гражданами возраста 20 лет. Отсрочка для лиц, обучающихся в учреждениях начального профессиональ­ного, среднего и высшего профессионального образования, пре­доставляется на время обучения, но не свыше нормативных сро­ков освоения основных образовательных программ.

Право на отсрочку от призыва на военную службу для получе­ния профессионального образования сохраняется за гражданами в случае их повторного поступления в образовательное учрежде­ние того же уровня (при условии их обучения не более трех лет в предыдущем образовательном учреждении аналогичного уровня) или однократного перевода в образовательное учреждение того же уровня, а также в случае однократного использования ими академического отпуска. Указанное право не распространяется на граждан, отчисленных из образовательных учреждений за нару­шение их уставов или правил внутреннего распорядка.

Граждане могут воспользоваться отсрочкой от призыва на во­енную службу по названному основанию не более двух раз — для получения образования данного и более высокого уровня.

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется граж­данам, получающим послевузовское профессиональное образова­ние, на время обучения и защиты квалификационной работы.


Основанием для предоставления такой отсрочки может быть обу­чение не только в вузах, но и в научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образова­тельным программам послевузовского профессионального обра­зования.

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ гражданин имеет пра­во на замену военной службы альтернативной гражданской служ­бой в случаях, установленных законом (например, когда несение военной службы противоречит его убеждениям или вероиспове­данию). Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Обаль­тернативной гражданской службе» содержит ряд норм, касающихся сферы образования. Для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профес­сионального образования срок альтернативной службы сокраща­ется по сравнению с общим вдвое и составляет 21 месяц, а если служба осуществляется в организациях Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации, других войск, воинских формирований и органов — 18 месяцев. В срок альтернативной службы не засчиты-вается время нахождения в дополнительных отпусках, предостав­ляемых работодателем гражданам, обучающимся в образователь­ных учреждениях. Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, при необходимости обес­печивают профессиональное обучение граждан. За гражданином, направленным на альтернативную службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении со службы со­храняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на службу. Граждане, проходящие альтернативную службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образо­вательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) формам. Указанным гражданам предоставляются гарантии и ком­пенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

Специальные права и обязанности в области образования диффе­ренцируются в зависимости от формы его получения и особенно­стей личности обучающегося (возрастных, физиологических, пси­хологических, социальных и др.). Права и обязанности обучаю­щихся можно подразделить на группы в зависимости от формы получения образования (при экстернате, семейном образовании и т.д.). Так, граждане, получившие образование в форме семей­ного образования или экстерната, имеют право на аттестацию в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующе­го типа. Лицам, обучающимся заочно или очно-заочно без отрыва


от производства, предоставляются права, обеспечивающие воз­можность совмещения работы и обучения. При условии выполне­ния учебного плана они имеют право на дополнительный опла­чиваемый (учебный) отпуск, сокращенную рабочую неделю и другие льготы, предусмотренные трудовым законодательством (об этом см. ранее).

Специальные права и обязанности предусмотрены законода­тельством также в отношении лиц, обучающихся в образователь­ных учреждениях профессионального образования и проходящих профессиональную подготовку. Так, особый комплекс прав и обя­занностей предусмотрен для студентов, обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов со средним или выс­шим профессиональным образованием. Указанная подготовка осно­вана на двух контрактах. Первый студент заключает с образова­тельным учреждением, а второй — с конкретным работодателем. Предложение о заключении второго контракта исходит от руково­дителя учебного заведения и может быть сделано не позднее чем за три месяца до окончания обучения. Срок такого контракта — не более трех лет. Успевающим студентам, заключившим такие кон­тракты, устанавливается государственная стипендия за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. На основа­нии контракта им могут устанавливаться также доплаты, посо­бия, предоставляться льготы по оплате проживания в общежити­ях, коммунальных и бытовых услуг, а также по условиям матери­ального обеспечения за счет средств учебного заведения и работо­дателя.

По завершении обучения работодатель должен предложить сту­денту работу, соответствующую уровню и профилю его профес­сионального образования. Выпускники, выезжающие на работу в соответствии с заключенным контрактом за пределы места по­стоянного жительства, а также члены их семей имеют право на получение компенсаций в соответствии с законодательством и обеспечиваются работодателем, включая органы местного само­управления, жилой площадью по установленным нормам. Про­живание в общежитии, аренда жилья являются временной мерой обеспечения выпускника и членов его семьи жилой площадью. Неисполнение работодателем указанных обязанностей является основанием для освобождения выпускника от исполнения его обязанностей по договору.

Студент, заключивший контракт с учебным заведением, в ряде случаев может быть освобожден от заключения и исполнения кон­трактов с работодателем (например, при наличии медицинских противопоказаний к работе на конкретных предприятиях (долж­ностях) или территориях; при наличии одного из родителей или супруга (супруги) инвалида I или II группы, а также в случае беременности или при наличии ребенка в возрасте до полутора


 


лет, если работа предоставляется не по месту их постоянного жи­тельства и т.д.).

Студенты, заключившие контракт с образовательным учреж­дением и отказавшиеся от заключения контракта с работодате­лем, расторгнувшие его либо не выполняющие его условий, воз­мещают учебному заведению и работодателю до получения дип­лома затраты, связанные с установлением им государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот на усло­виях и в порядке, определенных контрактом. Некоторые катего­рии студентов освобождаются от возмещения затрат, среди них:

- лица, получающие стипендию в обязательном порядке со­
гласно решениям Президента Российской Федерации и Прави­
тельства Российской Федерации;

- обучающиеся только на «отлично» с момента подписания
контракта;

- дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей;

- инвалиды I и II групп;

- пострадавшие от радиационных катастроф;

- ветераны боевых действий.

Права обучающихся, направленные на обеспечение их соци­альной защиты в процессе получения образования, сформулирова­ны как в образовательном законодательстве, так и в других нор­мативных актах. Так, в п. 6 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» предусматривается, что учредитель государственного или муни­ципального образовательного учреждения в пределах своей ком­петенции и в соответствии с действующими нормативами обес­печивает обучающихся и воспитанников стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питани­ем и проездом на транспорте, иными мерами социальной под­держки.

Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других фор­мах материальной поддержки студентов государственных и муни­ципальных образовательных учреждений высшего и среднего профес­сионального образования, аспирантов и докторантов было утверж­дено постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487. Стипендии — это денежные выплаты, назначаемые студентам, ас­пирантам и докторантам, обучающимся по очной форме в образова­тельных учреждениях и научных организациях. Они подразделяются на следующие виды:

1) стипендии Президента Российской Федерации и специаль­
ные государственные стипендии Правительства Российской Фе­
дерации;

2) государственные стипендии для аспирантов и докторантов;

3) государственные академические стипендии;

4) государственные социальные стипендии;

5) именные стипендии.


Стипендии первого вида назначаются студентам и аспирантам, достигшим выдающихся успехов в учебной и научной деятельно­сти, в соответствии с положениями, утвержденными Президен­том Российской Федерации и Правительством Российской Феде­рации.

Государственные стипендии назначаются названным выше ка­тегориям обучающихся за счет средств федерального бюджета. Ака­демические стипендии студентам назначаются в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности. Социальные стипендии представляют собой форму социальной помощи, поэтому они назначаются студентам, среднедушевой доход в семьях которых не достигает прожиточного минимума, установленного в субъек­те РФ, а также лицам, имеющим право на повышенную соци­альную защиту в связи с теми или иными обстоятельствами (жерт­вам радиационных катастроф, инвалидам, сиротам и др.).

Размеры государственных стипендий определяются образова­тельным учреждением самостоятельно, но размер академической стипендии при этом не может быть меньше установленного фе­деральным законом (с 1 сентября 2005 г. — 600 рублей), а соци­альной — не меньше полуторакратного размера стипендии, уста­новленного законом для учреждения соответствующего уровня про­фессионального образования. За особые успехи в учебной и науч­ной деятельности в пределах имеющихся средств могут устанав­ливаться повышенные стипендии.

Объем бюджетных средств, направляемых образовательным учреждением на выплату социальных стипендий, не может пре­вышать 50 процентов бюджетных средств, предназначенных для выплаты государственных стипендий обоих видов.

Выплата стипендий производится в пределах стипендиального фонда, определяемого в соответствии с законодательством РФ с учетом контингента обучающихся и установленных размеров сти­пендий. Распределение стипендиального фонда и процедура на­значения стипендий регулируются локальными нормативными актами образовательного учреждения (Положением о стипенди­альном обеспечении), которые разрабатываются и утверждаются советом образовательного учреждения в соответствии с его уста­вом и должны быть согласованы со студенческой профсоюзной организацией.

Академическая стипендия может быть назначена студентам, обучающимся на «отлично», или на «хорошо» и «отлично», или на «хорошо». Эта стипендия выплачивается один раз в месяц. Раз­мер стипендии для студентов-инвалидов I и II групп, сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивает­ся на 50 процентов. Студенты федеральных государственных выс­ших учебных заведений из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных


Силах Российской Федерации, других войсках, воинских форми­рованиях и органах на воинских должностях, подлежащих заме­щению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уво­ленных с военной службы по уважительным причинам, обучаю­щиеся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере, повышенном на 50 процентов по сравнению с общеустановленным.

Социальные стипендии назначаются в обязательном порядке следующим категориям студентов:

1) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;

2) признанными в установленном порядке инвалидами I и II
групп;

3) пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС
и других радиационных катастроф;

4) являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий.

Социальная стипендия может быть назначена также студен­там, представившим в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справ­ку дляполучения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно. Студенты, получающие социальную сти­пендию, имеют право претендовать на получение академической стипендии на общих основаниях.

Назначение академической и социальной стипендий произ-1НОИ11 си приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии, в состав которой мо­гут включаться представители студенческого профсоюзного ко­митета, представители студентов. Выплата стипендии прекраща-е гея с месяца, следующего за месяцем издания приказа об отчис-цениистудента. Выплата социальной стипендии приостанавлива-СТСЯпри наличии задолженности по результатам экзаменацион­ной сессии и возобновляется после ее ликвидации с момента при-остлпокления выплаты. Выплата названной стипендии прекраща-6ТСЯ Вслучае отчисления студента или прекращения действия ос-НОВйНИЯ,по которому стипендия была назначена.

Именные стипендии учреждаются органами государственной Власти,органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами и назначаются студентам, аспирантам и ЦОКгорантам. Порядок их назначения и выплаты определяются уч­редителями. Именные стипендии, как правило, назначаются по результатам проведенного среди обучающихся конкурса. Так, по-СТановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 999 были внесены изменения в п. 2 постановления Правительства РФ от (> апреля 1995 г. № 309 «Об учреждении специальных государствен­ных стипендий Правительства Российской Федерации для аспи­рантов и студентов государственных образовательных учреждений


высшего и среднего профессионального образования». Размер на­званной стипендии составил для аспирантов 800 рублей, для сту­дентов вузов — 300, а для студентов средних специальных учеб­ных заведений — 200 рублей. Значительное число именных сти­пендий было учреждено для вузов, осуществляющих подготовку по творческим профессиям. Так, для студентов Литературного института имени А.М.Горького постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1115 была учреждена стипендия имени Булата Окуджавы, для студентов Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского постановлением Прави­тельства РФ от 7 августа 1998 г. № 910 — стипендия имени Геор­гия Свиридова, для студентов юридических факультетов вузов РФ постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. № 329 — пер­сональная стипендия имени А. А. Собчака. Минобрнауки России ежегодно проводит открытый конкурс среди студентов-юристов, имеющих отличные знания по всем изучаемым дисциплинам за весь период обучения и успехи в научных исследованиях в обла­сти юриспруденции.

Материальная поддержка студентов, аспирантов и докторантов за счет средств бюджетов различных уровней осуществляется не только в форме стипендиального обеспечения, но и в форме помо­щи нуждающимся (в вузах на эти цели выделяется до пяти процен­тов стипендиального фонда), премирования, пособий на приобре­тение учебников и канцелярских принадлежностей для детей-си­рот и оставшихся без попечения родителей, а также посредством организации культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы, санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Материаль­ная поддержка может осуществляться также за счет внебюджетных средств и средств, предназначенных для выплаты именных стипен­дий. Решение о ее предоставлении принимается руководителем об­разовательного учреждения или научной организации на основа­нии личного заявления обучающегося. При оказании материальной помощи студентам учитывается мнение студенческой группы и сту­денческой профсоюзной организации. Социальная поддержка в виде выплаты компенсации в связи с удорожанием питания в студен­ческих столовых, оплаты льготного проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте, оплаты сана­торно-курортного лечения и в других формах оказывается студен­там в зависимости от их материального положения.

Типовое положение о студенческом общежитии образовательно­го учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации было утверждено постановлением Госком­вуза РФ от 31 мая 1995 г. № 4. Студенческое общежитие (студен­ческий городок) предназначается для размещения иногородних обучающихся на период обучения. В отдельных случаях учебные заведения вправе принять решение о размещении в общежитии


студентов, постоянно проживающих в данной местности. Прожи­вание здесь посторонних лиц, как правило, не допускается.

В общежитии должны быть обеспечены необходимые условия для проживания, самостоятельных занятий и отдыха, а также про­ведения культурно-воспитательной и спортивно-массовой рабо­ты. В каждом общежитии в соответствии со строительными норма­ми и правилами организуются комнаты для самостоятельных за­нятий, комнаты отдыха, изоляторы, бытовые помещения (кух­ни, душевые, умывальные комнаты, туалеты и др.). В общежитии могут размещаться предприятия общественного питания, поли­клиники, здравпункты, санатории-профилактории, предназначен­ные для обслуживания проживающих. Проживающие в общежи­тии имеют право быть заселенными в закрепленную жилую ком­нату на весь срок обучения; пользоваться помещениями учебного и культурно-бытового назначения, оборудованием, инвентарем общежития; переселяться с согласия администрации в другое жилое помещение общежития; избирать совет студенческого общежития (студсовет) и участвовать через него в решении вопросов совер­шенствования жилищно-бытового обеспечения проживающих и т.д. Проживающие в общежитии обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка общежития, техники безопасности, по­жарной безопасности; бережно относиться к помещениям, обо­рудованию и инвентарю общежития, экономно расходовать элек­троэнергию, газ и воду, соблюдать чистоту в жилых помещениях и местах общего пользования, ежедневно производить уборку в своих жилых комнатах (блоках); своевременно вносить плату в ус­тановленных размерах за проживание, пользование постельными принадлежностями и за все виды предоставляемых дополнитель­ных услуг. В случае причинения общежитию материального ущер­ба он подлежит возмещению в соответствии с требованиями за­конодательства РФ.

Проживающие в общежитии на добровольной основе привле­каются советом общежития во внеучебное время к работам по самообслуживанию, благоустройству и озеленению территории общежития, к проведению ремонта занимаемых ими жилых ком­нат, систематических генеральных уборок помещений общежи­тия и закрепленной территории и другим видам работ. За наруше­ние правил проживания в общежитии к проживающим могут быть применены меры общественного воздействия, они могут быть привлечены к дисциплинарной или административной ответствен­ности. Запрещается появление в общежитии в нетрезвом состоя­нии, оскорбляющем достоинство граждан, а также хранить, упо­треблять и продавать наркотические вещества.

Вселение в общежитие осуществляется на основании ордера, выданного администрацией учебного заведения, в котором ука­зывается номер общежития и комнаты.


Как правило, жилая комната закрепляется за проживающими на весь период обучения в учебном заведении. При невозможно­сти проживания в данной комнате вследствие аварии переселение проживающих из одного общежития в другое производится по совместному решению администрации и профкома студентов учеб­ного заведения, а из одной комнаты в другую — по решению администрации и студсовета общежития.

При отчислении из учебного заведения (в том числе и по его окончании) проживающие освобождают общежитие в срок, ука­занный в заключенном договоре о взаимной ответственности. Выселение лиц из общежития производится в соответствии с требованиями жилищного законодательства, без предоставления им другого жилого помещения (ст. 103 и 105 Жилищного кодекса РФ).

Оплата за проживание студентов в общежитиях вузов не может превышать 5 процентов от размера стипендии (п. 3 ст. 16 Феде­рального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Предельная стоимость платы за проживание в об­щежитии для студентов средних специальных учебных заведений составляет не более 3 процентов от размера стипендии, установ­ленной для успевающих студентов (постановление Правительства РФ от 18 января 1992 г. № 33 «О дополнительных мерах по социаль­ной защите учащейся молодежи»). В пределах указанных нормати­вов государственные образовательные учреждения самостоятель­но устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и дру­гие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом. Это услуги, которые предоставляются только по жела­нию студентов в целях всестороннего удовлетворения их потреб­ностей (пользование телефоном, камерами хранения, пунктами проката бытовой и прочей техники, химчисткой и прачечной, получение дополнительных медицинских услуг и т.д.). Студенты, в том числе иностранные, поступившие в учебные заведения с полной оплатой расходов на образование, оплачивают услуги за пользование общежитиями в полном объеме. Плата за пользова­ние общежитием взимается со студентов и аспирантов за все вре­мя проживания и период каникул; при выезде в период каникул плата за пользование постельными принадлежностями не взима­ется. Администрация общежития может разрешать студентам пользование в жилых комнатах личными энергоемкими электро­потребляющими приборами и аппаратурой. За это для жильцов соответствующих комнат или блоков устанавливается дополни­тельный тариф за потребляемую электроэнергию.

Места в студенческом общежитии могут предоставляться се­мейным студентам, студенческим семьям: им предоставляется отдельная комната.


В студенческом общежитии формируются общественные орга­ны управления: совет общежития (студсовет) и старосты. Студсо-вет избирается на общем собрании (конференции) проживающих в общежитии и представляет их интересы во взаимоотношениях с администрацией. Наиболее важные вопросы администрация обя-iaiia согласовывать со студсоветом (например, переселение про­живающих в другое жилое помещение, поощрение проживающих и применение к ним мер дисциплинарного воздействия). В каждой комнате (блоке) общежития избирается староста, который сле­ши за бережным отношением проживающих к находящемуся здесь имуществу, содержанию помещений в чистоте и порядке.

3. Особенности правового статуса несовершеннолетних

обучающихся

С точки зрения общей теории права правовой статус несовер­шеннолетнего обучающегося включает в себя правосубъектность, ;i гакже субъективные права и обязанности.

Правосубъектность представляет собой особое свойство, каче­ство субъекта права, его способность быть субъектом правоотно­шении, носителем прав и обязанностей и включает в себя правоспо-((юность и дееспособность.

Дееспособность это способность лица своими действиями при­обретать и осуществлять права и нести обязанности. Правоспо­собность может быть общей, отраслевой и специальной. Общая правоспособность представляет собой возможность иметь любые права и обязанности, предусмотренные законодательством. Отрас­левая правоспособность означает возможность приобретения прав В опрсделенных отраслях права (трудовом, семейном, государствен­ном и др.). Для возникновения специальной правоспособности требуются определенные познания, уровень образования и т.д. Общая правоспособность возникает с рождения человека и прекращается с его смертью. Отраслевая правоспособность возни­кает в разное время. Например, трудовая правоспособность — с 16 (у обучающихся — с 14) лет, избирательная — с 18 лет и т.д. I Правоспособность обучающегося в образовательном праве возни­кает с двух месяцев, когда возможен прием в дошкольное образо­вательное учреждение. Правоспособность в системе профессиональ­ною образования можно считать специальной, поскольку для приема в соответствующие образовательные учреждения требует­ся наличие определенного образовательного ценза (основного общего или полного общего образования).

Правоспособность и дееспособность могут иметь четкое раз­граничение лишь в сфере имущественных отношений. Действи­тельно, имущественные права можно приобретать и реализовы-


вать через представителя. Права и обязанности личного характера может реализовывать только непосредственно их обладатель. Пра­воспособность и дееспособность несовершеннолетних обучающихся в образовательных отношениях является специфической. Наряду с соблюдением общих правил в этой сфере реализуются специаль­ные, которые в первую очередь связаны с необходимостью лич­ного участия обучающегося в образовательном процессе и невоз­можностью передачи своих образовательных прав и обязанностей другому лицу (в том числе — обязанности по восприятию мер педагогического воздействия). Обязанности обучающихся как не­посредственных участников образовательного процесса могут ре­ализовать только они сами.

Так, в п. 57 Типового положения об общеобразовательном уч­реждении предусматривается, что обучающиеся обязаны соблю­дать устав учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обу­чающихся и работников учреждения, выполнять требования ра­ботников по соблюдению правил внутреннего распорядка учреж­дения. Они должны посещать учебные занятия, выполнять домаш­ние задания, проходить аттестацию (текущую, промежуточную и итоговую). Важно и то, что дети сами несут ответственность за невыполнение этих обязанностей. Им могут объявляться дисцип­линарные взыскания, а по достижении 14-летнего возраста обу­чающиеся могут быть исключены из школы за совершение проти­воправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава. Исключение из общеобразовательного учреждения возможно в качестве крайней меры педагогического воздействия. Оно осущест­вляется на основании решения органа управления учреждения (совета школы). Меры педагогического воздействия могут приме­няться к обучающимся и в процессе обучения. Такие меры могут быть предприняты не только в отношении частично дееспособ­ных, согласно Гражданскому кодексу РФ, несовершеннолетних, достигших 14 лет, но и в отношении младших школьников, а так­же воспитанников детских садов (последние названы в числе участ­ников образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях). Эти меры подчас не регламентируются локальны­ми актами (уставом учреждения), применяются непосредственно педагогическим работником (учителем, воспитателем). Но обуча­ющийся должен их принять, подчиня







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.