Правовое положение педагогических работников
Педагогическая деятельность может осуществляться в различных правовых режимах: в рамках трудового права (если педагогический работник заключил трудовой договор с образовательным учреждением) или гражданского права (если лицо занимается индивидуальной педагогической деятельностью, приносящей доход, которая в таком случае рассматривается как предпринимательская либо оказывает образовательные услуги на основании гражданско-правового договора с образовательным учреждением). Большинство педагогических работников трудятся в рамках первого из названных режимов, поэтому далее речь пойдет об особенностях их социально-правового статуса. Работников образовательных учреждений можно разделить на следующие профессионально-квалификационные группы: 1) руководящие работники (руководители образовательных 2) педагогические работники (преподавательский состав); 3) учебно-вспомогательный персонал (лаборанты, методисты, 4) технический персонал (рабочие, уборщицы, повара и т.д.). правило, выполняют не только административные, управленческие функции, но и педагогическую работу в определенном объеме. Поэтому их труд регулируется с применением тех же правил, которые установлены для педагогического состава.' Наибольшей спецификой отличается регулирование трудовых отношений преподавателей. Это обусловлено тем, что именно они являются участниками образовательного (учебно-воспитательного) процесса в узком смысле слова. На них возлагается ответственность за достижение обучающимися определенных результатов в учебе, за освоение ими основных образовательных программ, за организацию воспитательной работы. Именно учитель, преподаватель, педагог в немалой степени способствуют формированию личности обучающегося. В большинстве педагогических правоотношений вторым субъектом помимо'обучающегося является преподаватель. Это обусловливает установление специальных правил по регламентации их труда. Педагогическим работникам предоставлены так называемые академические права и свободы. При исполнении профессиональных обязанностей они имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Это характеризует труд педагогов как творчество и еще раз подчеркивает его специфику. Работники из числа учебно-вспо- могательного и технического персонала выполняют обязанности, направленные на обеспечение образовательного процесса в широком смысле слова. Их деятельность не связана непосредственно с процессом обучения и воспитания. Поэтому их труд регулируется общими нормами трудового права, а также некоторыми отраслевыми и локальными нормами. В дальнейшем речь пойдет о специальных правилах регулирования трудовых отношений педагогических работников. Именно так сформулированы соответствующие нормы в Трудовом кодексе РФ (гл. 52) и в образовательном законодательстве. Прежде всего необходимо охарактеризовать порядок допуска к занятию педагогической деятельностью.Условия допуска к педагогической деятельности определены Трудовым кодексом РФ и Законом РФ «Об образовании». Во-первых, необходимо наличие у лица образовательного ценза, определенного типовыми положениями об образовательных учреждениях или иными нормативными актами. Как правило, требуется высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля. Во-вторых, к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена по медицинским показаниям, перечень которых должен быть установлен Минздравсоцразвития России. Логично предположить, что в перечень медицинских противопоказаний должны войти заболевания, представляющие опасность для окружающих (например, туберкулез в активной форме, кожные и венерические заболевания и ряд других). В-третьих, не имеют права заниматься педагогической деятельностью лица, признанные недееспособными, в порядке и на условиях, предусмотренных законом. Согласно ст. 29 ГК РФ суд может признать гражданина недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий и руководить ими. Над ним устанавливается опека. В-четвертых, к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда. В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет — в качестве дополнительного. Лишение указанного права может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Уголовного кодекса РФ, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В приговоре суда указывается, какими конкретно видами деятельности запре- щено заниматься осужденному. Это может быть, например, деятельность, связанная с воспитанием детей. В-пятых, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ (п. 2 ст. 53 Закона РФ «Об образовании»). При решении вопроса о допуске к преподаванию следует руководствоваться непосредственно уголовным законодательством. Тяжкими признаются преступления, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы, а особо тяжкими — за совершение которых может быть назначено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в отношении различных категорий осужденных по истечении определенных сроков после отбытия наказания. Так, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести, а осужденных за особо тяжкие преступления — по истечении восьми лет после отбытия наказания. Для педагогических работников образовательное учреждение является работодателем. Трудовые отношения между ними регулируются трудовым договором, который заключается в соответствии с требованиями законодательства о труде. С работниками образовательных учреждений срочный договор может заключаться только по общим правилам, закрепленным в ст. 59 Трудового кодекса РФ., Законодательство предусматривает особый порядок замещения должностей научно-педагогических работников высших учебных заведений. Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в вузе могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора. Заключению трудового договора, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу. Если трудовой договор заключен на неопределенный срок, конкурс на замещение соответствующей должности проводится один раз в пять лет. В некоторых случаях допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника вуза без избрания по конкурсу. Например, при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета — на срок не более одного года; для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу. Не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой, а также должностей, занимаемых беременными женщинами или женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, заключившими трудовой договор на неопределенный срок. Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса не был избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 4 ст. 336 ТК РФ. Расторжение трудового договора с педагогическими работниками по инициативе работодателя возможно как по общим основаниям, так и по специальным, которые установлены ст. 56 Закона РФ «Об образовании». Два из них воспроизведены в ст. 336 Трудового кодекса РФ. Специальными основаниями увольнения являются: 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образо 2) применение, в том числе однократное, методов воспита В Законе РФ «Об образовании» в числе специальных оснований увольнения названо также появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Данное основание на самом деле является общим. Оно закреплено в п. 6 ст. 81 ТК РФ среди других случаев однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей. В указанной статье, кроме того, содержится и такое основание увольнения по инициативе работодателя, как совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы (п. 8 ст. 81 ТК РФ). Оно может быть отнесено к специальным основаниям увольнения педагогических работников. Увольнение за совершение аморального проступка, не совместимого с продолжением работы, возможно лишь в отношении работников, которые осуществляют воспитательные функции, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»1). Аморальные проступки могут быть совершены указанными работниками как на работе, так и в быту, но в любом случае это должно быть доказано. Нед опус- Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2004. - № 6. тимо увольнение на основании общей оценки поведения того или иного лица в коллективе и в быту, слухов и т. п. В качестве аморальных проступков, не совместимых с выполнением воспитательных функций, расцениваются распитие спиртных напитков или появление в состоянии опьянения в общественном месте, вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение их до состояния опьянения и др. Увольнение по данному основанию не является дисциплинарным взысканием, поэтому формально работодатель не связан процедурными требованиями, установленными ст. 193 ТК РФ. Однако суды при рассмотрении дел о восстановлении таких работников на работе принимают во внимание время, истекшее с момента совершения аморального проступка, последующее поведение работника и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора. Педагогические работники могут допускать нарушения, которые рассматриваются как дисциплинарные проступки. В Законе РФ «Об образовании» предусмотрены положения о нарушении норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения. Нормы профессионального поведения — это не что иное, как нормы профессиональной педагогической этики. Профессиональная этика представляет собой совокупность обусловленных особенностями профессиональной деятельности правил поведения определенной профессиональной группы. Она имеет значение в первую очередь для профессий, объектом которых является человек, в том числе для педагогов. Нарушение норм педагогической этики должно подвергаться дисциплинарному расследованию, основанием для проведения которого может служить только поступившая на данного работника письменная жалоба. Копия такой жалобы должна быть ему передана. При проведении дисциплинарного расследования должны соблюдаться также требования профессиональной педагогической этики. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения. Исключение составляют случаи, ведущие к запрещению заниматься педагогической деятельностью или связанные с необходимостью защиты интересов обучающихся, воспитанников. Дисциплинарное расследование отличается от общеустановленной процедуры применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ). Возможно, дисциплинарное расследование нарушения педагогическим работником норм профессиональной этики должно быть более глубоким и проводиться с соблюдением определенных специальных правил. Иначе трудно объяснить, какими мотивами руководствовался законодатель, особо оговаривая его проведение и устанавливая некоторые специфические ус- ловия (например, конфиденциальность хода расследования и его результатов). Можно предположить, что в дисциплинарном расследовании должны принимать участие представители педагогического коллектива, психологи, а не только администрация образовательного учреждения. Порядок такого расследования можно более четко урегулировать локальными нормативными актами. Анализ правовых норм, устанавливающих дополнительные основания увольнения педагогических работников и дисциплинарное расследование нарушений норм профессионального поведения, позволяет сделать вывод об их взаимосвязи с нормами морали и профессиональной педагогической этики. Правовые нормы в данном случае не регулируют общественные отношения (и не могут их регулировать), а лишь охраняют. Они выполняют обеспечивающую, обслуживающую роль по отношению к нравственным нормам. В связи с этим представляется необходимым разработка и принятие Кодекса профессиональной педагогической этики, в котором должны быть четко регламентированы обязанности преподавателей по достойному отношению к личности обучающегося. Кроме того, необходимо формирование этических комиссий при органах управления образованием, а при необходимости — в образовательных учреждениях. Их деятельность может регулироваться локальными нормативными актами, а решения должны носить рекомендательный характер для администрации учреждений. Необходимо также привлечение широкой преподавательской общественности (через профессиональные ассоциации, например) к рассмотрению дел о нарушении принципов педагогической этики во взаимоотношениях с обучающимися. При увольнении педагогов по инициативе работодателя по другим основаниям, которые не связаны с виновным поведением работника (например, в связи с сокращением штата, вызванным уменьшением нагрузки или числа обучающихся), применяется правило, согласно которому увольнение осуществляется по окончании учебного года. Такие нормы закреплены в некоторых типовых положениях об образовательных учреждениях (начального профессионального образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования специалистов). В ст. 336 ТК РФ названо третье специальное основание увольнения педагогических работников. Оно касается руководящих работников вузов и их филиалов, увольнение которых возможно в связи с достижением предельного возраста для замещения соответствующей должности. В государственных и муниципальных вузах должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, достигшие указанного возраста, переводятся с их письменного со- гласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению ученого совета учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет. С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. Оценка соответствия педагогического работника предъявляемым квалификационным требованиям осуществляется не только при приеме на работу, но и в процессе трудовой деятельности. Организационно-правовой формой такой проверки является аттестация. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утверждено приказом Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. Оно распространяется на работников государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов (кроме вузов). Статья 332 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г.) предусматривает, что до истечения срока избрания по конкурсу или в период действия срочного трудового договора может проводиться аттестация научно-педагогического работника вуза в целях подтверждения его соответствия занимаемой должности. Педагогические работники негосударственных образовательных учреждений могут пройти аттестацию на основе договора между органом управления образованием, при котором создана соответствующая аттестационная комиссия, и этим учреждением или самим работником. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Аттестация должна обеспечить целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности работников и повышение оплаты их труда в соответствии с ростом квалификации. Она проводится с соблюдением принципов открытости, коллегиальности, обеспечивающих объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам. Аттестация руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность и на первую квалификационную категорию, является обязательной.)Основанием для ее проведения является представление в соответствующую аттестационную комиссию руководителей органов управления образованием (на руководителей образовательных учреждений и лиц, претендующих на должности руководителей образовательных учреждений) или руководителей образовательных учреждений (на их заместителей, а также на руководителей филиалов и других руководителей струк- турных подразделений, старших мастеров). Представление должно содержать всестороннюю оценку профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности, его возможностей управления данным образовательным учреждением или структурным подразделением, опыта работы, знаний основ управленческой деятельности. Работник должен быть ознакомлен с указанным представлением не позднее чем за две недели до аттестации. Срок ее проведения определяется соответствующим органом управления образованием. Аттестация на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников проводится на добровольной основе. ■ Квалификационные категории указанным работникам присваиваются сроком на пять лет. Педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую категорию. За работниками, признанными по результатам аттестации не соответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся категория до истечения срока ее действия. Основанием для проведения аттестации является заявление работника. Представление иных документов не требуется. Заявление должно быть подано в соответствующую аттестационную комиссию в срок с 15 апреля по 30 июня. Аттестация осуществляется в период с 1 октября по 30 апреля. Сроки прохождения аттестации для работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две недели до начала аттестации. Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения. Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур. 'Для проведения аттестации создаются аттестационные комиссии. Центральная аттестационная комиссия создается Министерством образования и науки Российской Федерации, а также федеральными ведомственными органами управления образованием для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории. Главная аттестационная комиссия формируется органом управления образованием субъекта РФ. Она проводит аттестацию педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении названных органов, на первую квалификационную категорию. Местные (муниципальные) органы управления образованием создают муниципальную аттестационную комиссию, которая осуществляет аттестацию работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию. Аттестация педагогических работников на вторую квалификационную категорию проводится аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением. Проведение аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на первую квалификационную категорию (кроме руководителей) и присвоение им указанной квалификационной категории может быть делегировано непосредственно образовательным учреждениям. Персональный состав аттестационной комиссии и регламент ее работы определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, ее создающим. Председателем комиссии является руководитель названного органа или учреждения (либо его заместитель). Аттестационная комиссия формируется из работников образовательных учреждений, представителей профсоюзных органов, методических служб. В ее состав могут включаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей ее состава. Решение принимается большинством голосов открытым голосованием. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого. По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие решения: - соответствует заявленной квалификационной категории; - не соответствует заявленной квалификационной категории; - соответствует первой квалификационной категории по долж - не соответствует первой квалификационной категории по Аттестуемый имеет право лично присутствовать при принятии решения, которое сообщается ему сразу после голосования. При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, он в голосовании не участвует. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение заносится в аттестационный лист, подписывается председателем комиссии и ее секретарем. Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой выдается ему на руки. На основании решения аттестационной комиссии руководитель органа управления образованием или образовательного учреждения в месячный срок издает приказ о присвоении работни-
ку квалификационной категории со дня принятия данного решения. В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую категорию по его заявлению может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией. Для педагогических работников образовательных учреждений закон устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191. Особенность регулирования рабочего времени педагогических работников заключается в том, что каждому из них устанавливается определенная учебная нагрузка. Объем учебной нагрузки преподавателей устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программ, обеспеченности кадрами и других конкретных условий в данном образовательном учреждении. Для учителей общеобразовательных учреждений учебная нагрузка на ставку заработной платы варьируется в зависимости от того, в каких классах проводятся занятия. Так, 18 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю устанавливается для учителей V—XI (XII) классов; 20 часов — для учителей I — IV классов. Учебная нагрузка 24 часа в неделю предусматривается для преподавателей учреждений дополнительного образования детей, а 25 часов — для воспитателей специальных коррекционных образовательных учреждений. Воспитателям дошкольных учреждений и домов ребенка, педагогам-психологам, социальным педагогам, воспитателям общежитий, мастерам производственного обучения устанавливается учебная нагрузка 36 часов в неделю. Для некоторых категорий работников образования устанавливаются дополнительные условия, касающиеся выполнения педагогической работы. При соблюдении таких условий им устанавливаются должностные оклады. Например, руководителям физвоспитания, преподавателям — организаторам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки — 360 часов в год; директорам начальных общеобразовательных школ с количеством обучающихся не более 50 человек, вечерних (сменных) школ с количеством учащихся 80 человек (в городах и рабочих поселках — 100 человек) — 10 часов в неделю, а для заведующих дошкольными учреждениями — три часа в день. Преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования учебная нагрузка на ставку заработной платы составляет три часа в день (720 часов в год). За часы учебной нагрузки сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере. Учебная нагрузка учителей и других работников, ведущих преподавательскую работу помимо основной работы, на новый учебный год устанавливается руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным органом. Эта работа завершается по окончании учебного года и ухода работников в отпуск, с тем чтобы определить, в каких классах и с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году. При установлении учебной нагрузки для учителей по основному месту работы следует, как правило, сохранять ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. В течение учебного года объем установленной нагрузки не может быть уменьшен по инициативе администрации. Рекомендуется сохранять установленный объем нагрузки и на следующий учебный год. Исключение составляют случаи уменьшения количества часов по учебным планам и программа сокращения количества классов (групп). Учебная нагрузка педагогов может быть разной в первом и втором полугодии, если это соответствует учебному плану. Объем учебной нагрузки больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы может устанавливаться только с согласия преподавателя, о чем он должен быть своевременно (не позднее чем за два месяца) поставлен в известность. Предельный объем учебной нагрузки определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях. Это требование закреплено в Законе РФ «Об образовании», но на практике не реализуется в полной мере, потому что предельная учебная нагрузка не предусмотрена в большинстве указанных типовых положений. Исключение составляют вузы и средние специальные учебные заведения. Так, учебная нагрузка на учебный год для преподавателей средних специальных учебных заведений, оговариваемая в трудовом договоре согласно п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) не должна превышать 1440 часов. Если предельный объем учебной нагрузки не установлен в централизованном порядке, он определяется самим образовательным учреждением с соблюдением требований законодательства о труде. При планировании учебной нагрузки необходимо учитывать, что в нее входит только собственно преподавательская (педагогическая) работа, а именно проведение учебных занятий. Рабочее время преподавателей должно охватывать также и другие виды работ (например, подготовку к занятиям, методическое обеспечение учебного процесса, воспитательную работу и др.). Поэтому учебная нагрузка планируется в академических часах, а рабочее время преподавателя определяется в астрономических часах. Же-
лательно регулировать режим труда и отдыха преподавателей таким образом, чтобы им не приходилось тратить свободное время на выполнение перечисленных видов работ. Это особенно актуально в связи с тем, что из перечисленных в трудовом законодательстве видов времени отдыха преподаватели могут использовать в полной мере ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска (ст. 107 ТК РФ). Перерывы в течение рабочего дня специально для преподавателей не устанавливаются, в том числе и перерыв для отдыха и питания. Для отдыха они могут использовать кратковременные перерывы между учебными занятиями (перемены). Их продолжительность составляет, как правило, 5—10 минут, поэтому использовать их для отдыха преподавателю бывает трудно, потому что обучающиеся могут в это время обращаться к нему с вопросами, касающимися организации учебного процесса, пройденного на занятиях материала, запланированных контрольных работ, зачетов, экзаменов и т.п. Режим рабочего дня предусматривает также и так называемую большую перемену (или «большой перерыв») продолжительностью 15 — 40 минут, который обучающиеся и преподаватели используют для отдыха и питания. При планировании консультаций необходимо учитывать, что указанный перерыв для них не предназначен. Это — время отдыха. Использование его для учебных занятий или консультаций нарушает не только право обучающегося на отдых, но и аналогичное право преподавателя. Режим работы образовательного учреждения определяется им самостоятельно. Так, в общеобразовательных учреждениях могут предусматриваться как пятидневная, так и шестидневная неделя. В большинстве образовательных учреждений устанавливается шестидневная рабочая (учебная) неделя. Общим выходным днем является воскресенье. Перечень нерабочих праздничных дней установлен ст. 112 ТК РФ. Учебная нагрузка на общеустановленные выходные и праздничные дни не планируется, за исключением учреждений дополнительного образования детей. Это означает, что привлечение работников к работе в такие дни должно оформляться с соблюдением требований Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 113 ТК РФ это возможно лишь с письменного согласия работников и с учетом мнения представительного органа работников. Порядок привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни (кроме случаев, указанных в ч. 2 указанной статьи) определяется в коллективном договоре. Привлечение к работе в такие дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при отсутствии медицинских противопоказаний, причем они должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от таких работ. 6 Федорова 161 Преподавателям образовательных учреждений устанавливается удлиненный ежегодный отпуск. Отпуска предоставляются в календарных днях. Их конкретная продолжительность определена постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724, которым для большинства педагогических работников устанавливается продолжительность отпуска 56 календарных дней. Так, ежегодный оплачиваемый отпуск указанной продолжительности предоставляется директорам и их заместителям, учителям общеобразовательных учреждений; преподавателям других образовательных учреждений (включая учреждения профессионального образования) и т.д. Ежегодный отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется заведующим дошкольными учреждениями общего назначения, их заместителям и воспитателям таких учреждений; педагогам учреждений дополнительного образования детей; заведующим отделами, методистам, педагогам-психологам учебных и учебно-методических центров (в том числе входящих в структуру образовательных учреждений), а также социальным педагогам, мастерам производственного обучения. Для некоторых категорий работников предусматриваются дополнительные условия предоставления удлиненного отпуска продолжительностью 56 календарных дней. Например, заместители руководителей образовательных учреждений и руководители структурных подразделений образовательных учреждений имеют право на удлиненный отпуск, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой. Проректоры (заместители директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по повышению квалификации, а также заместители деканов факультетов, директора (заведующие) филиалов, заведующие отделениями, докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями), руководители (заведующие) производственной практикой, ученые секретари пользуются ежегодным удлиненным отпуском при условии ведения ими в учебном году в том же образовательном учреждении высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного образования не менее 150 часов преподавательской работы. При несоблюдении данного условия ежегодный отпуск этим работникам предоставляется на общих основаниях. Проректорам (заместителям директора) по административно-хозяйственной работе ежегодный отпуск предоставляется на общих основаниях независимо от ведения ими педагогической работы. Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Положение о порядке и условиях его предоставления было утверждено приказом Минобразования РФ от 7 декабря 2000 г. Кроме того, условия предоставления длительного отпуска могут определяться локальными нормативными актами образовательного учреждения. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях. Необходимо, чтобы работа осуществлялась в соответствующих должностях и на определенных условиях. Положением предусмотрены должности, работа в которых засчитывается в указанный стаж независимо от объема преподавательской работы. Это — все основные преподавательские должности: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент, учитель, преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, призывной подготовки), педагог дополнительного образования, руководитель физического воспитания, мастер производственного обучения, тренер-преподаватель, музыкальный руководитель, воспитатель и др. Работа в некоторых должностях засчитывается в непрерывный стаж лишь при соблюдении определенных условий. Прежде всего речь идет о должностях руководителей образовательных учреждений и их структурных подразделений, а также о социальных педагогах, педагогах-психологах и других должностях, время работы в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы при условии выполнения в каждом учебном году преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в определенном объеме. Так, в вузах названные работники должны иметь не менее 150 часов учебной нагрузки, в учреждениях начального и среднего профессионального образования — не менее 240 часов и не менее 6 часов в неделю в общеобразовательных и других образовательных учреждениях. Вопросы исчисления стажа непрерывной преподавательской работы рассматриваются администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом. Продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитываются следующие периоды: 1) фактически проработанное время; 2) время, когда педагогический работник фактически не рабо N■■■■■■1 переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе); 3) время, когда педагогический работник проходил производ 4) время, когда педагогический работник фактически не рабо Установлены определенные правила сохранения непрерывного стажа преподавательской работы при переходе с одной работы на другую. Указанный стаж не прерывается при переходе из одного образовательного учреждения в другое, если перерыв в работе не превысил одного месяца; при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по истечении срока трудового договора (контракта) лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если перерыв в работе не превысил двух месяцев. Продолжительность допускаемого перерыва увеличивается, если работник поступает на преподавательскую работу после увольнения из органов управления образованием в связи с их реорганизацией или ликвидацией, сокращением штата, после увольнения с военной или приравненной к ней службы (при условии, что этой работе или службе предшествовала преподавательская работа), а также после увольнения в связи с ликвидацией образовательного учреждения, сокращением штата педагогических работников. Перерыв в названных случаях не должен превышать трех месяцев. Аналогична продолжительность допускаемого перерыва при поступлении на преподавательскую работу по окончании высшего или среднего педагогического учебного заведения, если учебе непосредственно предшествовала преподавательская работа. При поступлении на преподавательскую работу после увольнения с аналогичной работы по собственному желанию в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность стаж сохраняется независимо от перерыва в работе. При поступлении на преподавательскую работу после освобождения от работы по специальности в российских образовательных учреждениях за рубежом, если перерыв в работе не превысил двух месяцев, стаж не прерывается. Если человек вынужден был оставить преподавательскую работу в связи с установлением инвалидности или обнаружившимся несоответствием выполняемой работе по состоянию здоровья, непрерывный стаж сохранится при условии поступления на такую ра- боту не позднее чем в трехмесячный срок со дня восстановления трудоспособности. При поступлении на преподавательскую работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва. При переходе с одной преподавательской работы на другую в связи с изменением места жительства перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда. Длительный отпуск может предоставляться в любое время при условии, что это не отразится на деятельности образовательного учреждения. Очередность и время предоставления этого отпуска, его продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не урегулированные в централизованном порядке, определяются локальными актами образовательного учреждения (например, уставом). За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность). Педагогическая нагрузка может быть за ним сохранена при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов). Длительный отпуск предоставляется по заявлению работника и оформляется приказом образовательного учреждения. Отпуск руководителю образовательного учреждения оформляется приказом Минобрнауки РФ. Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения. В случае болезни педагогического работника в период пребывания в длительном отпуске он подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или, по согласованию с администрацией, может быть перенесен на другой срок. Это правило не действует, если работник в указанный период осуществлял уход за заболевшим членом семьи. Как видим, правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха педагогических работников направлено на создание для них благоприятных условий работы, позволяющих восстанавливать и поддерживать работоспособность в течение всего периода трудовой деятельности. Сокращенное рабочее время, удлиненная продолжительность ежегодного отпуска и другие льготы в области режима труда и отдыха направлены на то, чтобы компенсировать повышенную интеллектуальную и психофизиологическую напряженность преподавательского труда. Высокая социальная значимость преподавательского труда должна оцениваться соответствующим образом. В первую очередь по- вышению престижа профессии педагога должна способствовать достойная оплата его труда. Уровень оплаты труда в образовании остается крайне низким, что влияет на мотивацию труда и выбора профессии. В современных условиях уважение к профессии учителя в значительной степени зависит от его экономического положения. В документах Конференции ЮНЕСКО, посвященной статусу учителей, подчеркивается, что заработная плата учителей должна соответствовать значению педагогической деятельности и быть соразмерной заработной плате, которая выплачивается лицам других профессий, требующих аналогичной квалификации. Она должна предоставлять учителям средства, обеспечивающие удовлетворительный жизненный уровень им самим и членам их семей и, кроме того, должна давать возможность для повышения квалификации путем продолжения образования и повышения своего культурного уровня. Правовое регулирование оплаты труда педагогических работников осуществляется двумя способами: централизованным и локальным. Первый применяется в государственных и муниципальных учреждениях в качестве основного. Второй способ характерен для негосударственных образовательных организаций. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в федеральных учреждениях), в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (в государственных учреждениях субъектов РФ), а также муниципальными нормативными актами (в муниципальных учреждениях). Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников, которые обеспечиваются за счет средств бюджета соответствующего уровня (федерального, субъектов РФ или местного). Так, Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» предусматривает, что тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда (ETC) определяется Правительством Российской Федерации. Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов ETC определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) 1 -го разряда и межразрядных тарифных коэффициентов. Соотношение между тарифными ставками (окладами) 1-го и 18-го разрядов ETC не может быть менее 1 к 4,5. Постановлением Правител ьстиа РФ от 29 апреля 2006 г. тарифная ставка 1-го разряда была с I мая 2006 г. установлена в размере 1100 рублей, а с 1 октября 2006 г. ее размер был повышен в 1,11 раза. На аналогичных условиях, как правило, устанавливаются размеры тарифных ставок 1 -го разряда ETC и тарифные коэффициенты в нормативных актах субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это согласуется с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 г., которые были утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20 октября 2006 г. (протокол № 9)1. К сожалению, до сих пор не принят нормативный акт, который урегулировал бы вопросы оплаты труда работников образования, как это сделано, например, для работников здравоохранения (приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации). В настоящее время обсуждается совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы. Один из возможных вариантов — отказ от единой тарифной сетки в пользу так называемых отраслевых систем. Предполагается, что будут разработаны и приняты специальные тарифные сетки и соответствующие нормативные акты, которые урегулируют оплату труда в здравоохранении, образовании, науке, культуре и других отраслях бюджетной сферы. Минобрнауки России (ранее — Минобразования России) неоднократно предпринимало попытки урегулировать оплату труда работников отрасли ведомственными нормативными актами, но Минюст России отказывало в их государственной регистрации. До принятия новых нормативных актов применению подлежат ранее действовавшие инструкции (в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательству РФ)2. Минобрнауки России совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработаны Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений. Ставки заработной платы (оклады) работников образовательных учреждений определяются путем умножения тарифной став- 1 Российская газета. — 2006. — 26 декабря. 2 Инструкция о порядке начисления заработной платы работников просве ки (оклада) первого разряда ETC на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду. Должности работников образовательных учреждений относятся к определенным разрядам ETC с учетом тарифно-квалификационных характеристик, которые утверждаются Минобрнауки России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти. Так, работа руководителей учреждений образования тарифицируется по 12 —16-му разрядам; учителя — по 7 — 14-му разрядам и т.д. Тарифно-квалификационные характеристики {требования) по должностям работников образования являются основой при составлении положения о соответствующих структурных подразделениях и разработке должностных инструкций. Они могут использоваться в кадровой политике учреждения, при проведении аттестации и осуществлении контроля за правильностью подбора и расстановки кадров. Наименования должностей работников в штатном расписании должны соответствовать наименованиям, предусмотренным тарифно-квалификационными характеристиками. Указанные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к уровню квалификации по разрядам оплаты». Например, в должностные обязанности учителя входит осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; содействие социализации личности и формированию общей культуры, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Учитель реализует общеобразовательные программы и использует при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения. Он должен обеспечить уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность в случае их реализации не в полном объеме. Он должен соблюдать права и свободы обучающихся, систематически повышать свою профессиональную квалификацию. Учитель обязан участвовать в деятельности учебно-методических объединений, осуществлять связь с родителями (законными представителями) обучающихся. В его обязанности входит также выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности. Учитель должен обеспечить охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Для реализации своих обязанностей учитель должен знать Конституцию РФ и законодательство РФ, Конвенцию о правах ребенка, основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, а также педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену. Значительное место в информационном багаже учителя должны занимать знания методики преподавания предмета и воспитательной работы, программ и учебников, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, средств обучения. Учитель должен знать также основы права, важнейшие направления развития образования и педагогической науки. Разряды оплаты устанавливаются в соответствии с предъявляемыми требованиями к уровню образования и стажу работы. Уровень образования педагогических работников при установлении разрядов оплаты труда по ETC определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов о соответствующем образовании независимо от полученной специальности (за исключением тех случаев, когда это особо оговорено). Стаж педагогической работы определяется по трудовой книжке. Если стаж не подтверждается записями в трудовой книжке, он может быть установлен на основании справок за подписью руководителей образовательных учреждений, которые должны содержать данные о наименовании учреждения, о должности и времени работы в ней. Возможно подтверждение стажа педагогической работы показаниями двух свидетелей, которые работали с данным лицом. Их подписи на соответствующем заявлении должны быть заверены нотариусом. В стаж педагогической работы засчи-тывается педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных учреждениях различных типов и видов в качестве учителей, преподавателей, воспитателей и т. д. Время работы в других организациях и учреждениях, а также время военной службы засчитывается в педагогический стаж в особом порядке. Так, время обучения по очной форме в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и аспирантуре засчитывается при условии, что ему непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность. Для каждого из указанных выше тарифных разрядов определены соответствующие квалификационные требования, которые для более высоких разрядов являются более жесткими. В случае, если для установления 7-го разряда необходимо среднее профессиональное образования без предъявления требований к стажу работы, то 8-й разряд устанавливается лицам, имеющим высшее (без стаже -вых цензов) либо среднее профессиональное образование при стаже педагогической работы от двух до пяти лет и т. д. Начиная с 12-го разряда предъявляются также требования о наличии квалификационной категории (для указанного разряда — второй (II), для 13-го — первой (I), а для 14-го — высшей). Оплата труда отдельных категорий педагогических работников может осуществляться по более высоким разрядам, чем это предусмотрено тарифно-квалификационными справочниками (без установления нового разряда). В частности, оплата труда на два разряда выше осуществляется работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности; на один разряд выше — имеющим ученую степень кандидата наук или почетные звания («Народный учитель», «Заслуженный учитель» и др.). При определении разряда оплаты труда руководящих работников учреждений образования (заведующих, начальников, директоров, их заместителей, руководителей филиалов и структурных подразделений) учитывается группа по оплате труда, к которой отнесено образовательное учреждение, а также квалификационная категория, присвоенная по результатам аттестации. Ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников устанавливаются по разрядам оплаты труда в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо квалификационной категории. Заработная плата работника образовательного учреждения включает в себя: - оплату труда, исходя из ставок заработной платы и должност - доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным - доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных; - районные коэффициенты и процентные надбавки к заработ Перечень видов доплат и надбавок, определенный в централизованном порядке, не является исчерпывающим, поскольку образовательное учреждение вправе в пределах средств, направляемых на оплату труда, самостоятельно их устанавливать с учетом тех или иных особенностей в организации учебного процесса. Так, например, доплаты за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей работника (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и др.), определяются образовательным учреждением самостоятельно. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает доплаты научно-педагогическим работникам вузов за ученые степени кандидата наук (3000 рублей) и доктора наук (7000 рублей), а также за замещение должностей доцента (40 процентов тарифной ставки) или профессора (60 процентов тарифной ставки). Месячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений определяется двумя способами. Первый применяется для расчета оплаты труда педагогического персонала учреждений начального и среднего профессионального образования, второй — для определения месячной ставки работникам дру- гих образовательных учреждений. Итак, для работников учреждений начального и среднего профессионального образования средняя месячная заработная плата до начала учебного года определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем учебной нагрузки и деления полученного результата на среднемесячную норму учебной нагрузки. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа). Установленная средняя месячная заработная плата выплачивается преподавателям за работу в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском. Например, преподаватель имеет II квалификационную категорию, ему установлен 12-й разряд. Его тарифная ставка составляет 2958,48 рубля. Соответственно часовая ставка составит 41 рубль. Средняя месячная заработная плата данного преподавателя при годовой нагрузке 800 часов составит 3287 рублей. Часы преподавательской работы, данные сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения всей годовой учебной нагрузки (помесячно или в конце учебного года). Педагогическим работникам других образовательных учреждений месячная заработная плата определяется путем умножения ставки заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю. Например, учитель математики имеет I квалификационную категорию и соответственно 13-й разряд. Он ведет преподавательскую работу в объеме 23 часов в неделю при норме 18 часов. Если месячная тарифнаяставка составляет 3 196,58 рубля, соответственно месячный заработок, определенный по названной выше схеме, — 4 084,52 рубля. За специфику работы в отдельных образовательных учреждениях ставки заработной платы педагогическим работникам повышаются. Так, например, на 15 —20 процентов повышаются ставки заработной платы в коррекционных, оздоровительных, специальных учебно-воспитательных образовательных учреждениях. Перечень работников, которым могут повышаться оклады, и конкретный размер такого повышения определяются руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным органом, органом самоуправления учреждения в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии, нуждающимися в длительном лечении, или с детьми и подростками с девиантным поведением. За работу в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение производится на 20 процентов, за работу в школах-интернатах - НВ 15 процентов. Специалистам и руководителям образовательных
1/1 t учреждений, расположенных в сельской местности, ставки заработной платы повышаются на 25 процентов. Максимальный размер повышения заработной платы установлен для работников образовательных учреждений при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (50 — 75 процентов). Педагогическим работникам могут устанавливаться также доплаты и надбавки к окладам (ставкам). Доплаты могут иметь компенсирующий характер (за работу в ночное время, в выходной день и т.д.) или предоставляться за дополнительную работу, за совмещение профессий (должностей). Надбавки устанавливаются за высокую результативность труда, качество работы, напряженность, интенсивность труда. Размеры надбавок и порядок их установления определяются образовательным учреждением самостоятельно в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в локальных нормативных актах (коллективном договоре или специальном положении). Возможно привлечение педагогических работников к преподавательской деятельности на условиях почасовой оплаты. В таком порядке оплачиваются часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей, продолжавшегося не свыше двух месяцев, а также выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице сверх объема, установленного им при тарификации. Почасовая оплата применяется и в ряде других случаев. Размер оплаты за один час такой работы определяется путем деления месячной тарифной ставки заработной платы в соответствии с разрядом по ETC за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов, ежегодно определяемое федеральным органом исполнительной власти, а для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования — путем деления месячной тарифной ставки на 72 часа. В целях содействия обеспечению педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями им ежемесячно выплачивается денежная компенсаций в размере 150 рублей в вузах и 100 рублей в других образовательных учреждениях. Поскольку образовательный процесс предполагает постоянное общение между педагогом и обучающимся, при его организации должны обеспечиваться меры по охране здоровья его участников. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусматривает, что гражданам, отказавшимся от проведения профилактических приви- вок, может быть отказано в приеме на работу или они должны быть отстранены от работы, если выполнение таких работ связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень таких работ утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825. В него, в частности, включены работы во всех видах и типах образовательных учреждений. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|