Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовое положение педагогических работников



Педагогическая деятельность может осуществляться в различ­ных правовых режимах: в рамках трудового права (если педаго­гический работник заключил трудовой договор с образователь­ным учреждением) или гражданского права (если лицо занима­ется индивидуальной педагогической деятельностью, принося­щей доход, которая в таком случае рассматривается как пред­принимательская либо оказывает образовательные услуги на осно­вании гражданско-правового договора с образовательным учреж­дением).

Большинство педагогических работников трудятся в рамках первого из названных режимов, поэтому далее речь пойдет об осо­бенностях их социально-правового статуса. Работников образова­тельных учреждений можно разделить на следующие профессио­нально-квалификационные группы:

1) руководящие работники (руководители образовательных
учреждений, их заместители, руководители структурных подраз­
делений и др.);

2) педагогические работники (преподавательский состав);

3) учебно-вспомогательный персонал (лаборанты, методисты,
диспетчеры и др.);

4) технический персонал (рабочие, уборщицы, повара и т.д.).
Руководящие работники образовательных учреждений, как

правило, выполняют не только административные, управленче­ские функции, но и педагогическую работу в определенном объе­ме. Поэтому их труд регулируется с применением тех же правил, которые установлены для педагогического состава.' Наибольшей спецификой отличается регулирование трудовых отношений преподавателей. Это обусловлено тем, что именно они являются участниками образовательного (учебно-воспитательного) процесса в узком смысле слова. На них возлагается ответственность за до­стижение обучающимися определенных результатов в учебе, за освоение ими основных образовательных программ, за организа­цию воспитательной работы. Именно учитель, преподаватель, педагог в немалой степени способствуют формированию лично­сти обучающегося. В большинстве педагогических правоотношений вторым субъектом помимо'обучающегося является преподаватель. Это обусловливает установление специальных правил по регла­ментации их труда. Педагогическим работникам предоставлены так называемые академические права и свободы. При исполнении про­фессиональных обязанностей они имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных посо­бий и материалов, методов оценки знаний обучающихся, воспи­танников. Это характеризует труд педагогов как творчество и еще раз подчеркивает его специфику. Работники из числа учебно-вспо-


могательного и технического персонала выполняют обязанности, направленные на обеспечение образовательного процесса в ши­роком смысле слова. Их деятельность не связана непосредственно с процессом обучения и воспитания. Поэтому их труд регулирует­ся общими нормами трудового права, а также некоторыми отрас­левыми и локальными нормами.

В дальнейшем речь пойдет о специальных правилах регулирова­ния трудовых отношений педагогических работников. Именно так сформулированы соответствующие нормы в Трудовом кодексе РФ (гл. 52) и в образовательном законодательстве.

Прежде всего необходимо охарактеризовать порядок допуска к занятию педагогической деятельностью.Условия допуска к педаго­гической деятельности определены Трудовым кодексом РФ и За­коном РФ «Об образовании».

Во-первых, необходимо наличие у лица образовательного цен­за, определенного типовыми положениями об образовательных учреждениях или иными нормативными актами. Как правило, тре­буется высшее или среднее профессиональное образование соот­ветствующего профиля.

Во-вторых, к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена по медицинским показаниям, пере­чень которых должен быть установлен Минздравсоцразвития Рос­сии. Логично предположить, что в перечень медицинских проти­вопоказаний должны войти заболевания, представляющие опас­ность для окружающих (например, туберкулез в активной форме, кожные и венерические заболевания и ряд других).

В-третьих, не имеют права заниматься педагогической деятель­ностью лица, признанные недееспособными, в порядке и на усло­виях, предусмотренных законом. Согласно ст. 29 ГК РФ суд может признать гражданина недееспособным, если он вследствие пси­хического расстройства не может понимать значения своих дей­ствий и руководить ими. Над ним устанавливается опека.

В-четвертых, к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда. В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказа­ния и на срок от шести месяцев до трех лет — в качестве дополни­тельного. Лишение указанного права может назначаться в каче­стве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Уголовного кодекса РФ, если с учетом характера и степени общественной опасности со­вершенного преступления и личности виновного суд признает не­возможным сохранение за ним права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью. В приговоре суда указывается, какими конкретно видами деятельности запре-


щено заниматься осужденному. Это может быть, например, дея­тельность, связанная с воспитанием детей.

В-пятых, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголов­ным кодексом РФ (п. 2 ст. 53 Закона РФ «Об образовании»). При решении вопроса о допуске к преподаванию следует руковод­ствоваться непосредственно уголовным законодательством. Тяж­кими признаются преступления, за совершение которых макси­мальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы, а особо тяжкими — за совершение которых может быть назначено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание. Лицо, осужденное за совершение преступления, счи­тается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимо­сти. Судимость погашается в отношении различных категорий осужденных по истечении определенных сроков после отбытия наказания. Так, в отношении лиц, осужденных к лишению сво­боды за тяжкие преступления, — по истечении шести, а осуж­денных за особо тяжкие преступления — по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Для педагогических работников образовательное учреждение является работодателем. Трудовые отношения между ними регу­лируются трудовым договором, который заключается в соответ­ствии с требованиями законодательства о труде. С работниками образовательных учреждений срочный договор может заключать­ся только по общим правилам, закрепленным в ст. 59 Трудового кодекса РФ.,

Законодательство предусматривает особый порядок замещения должностей научно-педагогических работников высших учебных заведений. Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в вузе могут заключаться как на не­определенный срок, так и на срок, определенный сторонами тру­дового договора. Заключению трудового договора, а также пере­воду на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу. Если трудовой договор заключен на не­определенный срок, конкурс на замещение соответствующей долж­ности проводится один раз в пять лет.

В некоторых случаях допускается заключение трудового дого­вора на замещение должности научно-педагогического работника вуза без избрания по конкурсу. Например, при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведе­ния до начала работы ученого совета — на срок не более одного года; для замещения временно отсутствующего работника, за ко­торым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу.


Не проводится конкурс на замещение должностей декана фа­культета и заведующего кафедрой, а также должностей, занимае­мых беременными женщинами или женщинами, имеющими де­тей в возрасте до трех лет, заключившими трудовой договор на

неопределенный срок.

Если работник, занимающий должность научно-педагогиче­ского работника по трудовому договору, заключенному на не­определенный срок, по результатам конкурса не был избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном кон­курсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с

п. 4 ст. 336 ТК РФ.

Расторжение трудового договора с педагогическими работника­ми по инициативе работодателя возможно как по общим основа­ниям, так и по специальным, которые установлены ст. 56 Закона РФ «Об образовании». Два из них воспроизведены в ст. 336 Трудо­вого кодекса РФ. Специальными основаниями увольнения явля­ются:

1) повторное в течение года грубое нарушение устава образо­
вательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспита­
ния, связанных с физическим и (или) психическим насилием
над личностью обучающегося (воспитанника).

В Законе РФ «Об образовании» в числе специальных оснований увольнения названо также появление на работе в состоянии алко­гольного, наркотического или токсического опьянения. Данное основание на самом деле является общим. Оно закреплено в п. 6 ст. 81 ТК РФ среди других случаев однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей. В указанной статье, кроме того, содержится и такое основание увольнения по инициативе работо­дателя, как совершение работником, выполняющим воспитатель­ные функции, аморального проступка, не совместимого с про­должением данной работы (п. 8 ст. 81 ТК РФ). Оно может быть отнесено к специальным основаниям увольнения педагогических

работников.

Увольнение за совершение аморального проступка, не совмес­тимого с продолжением работы, возможно лишь в отношении работников, которые осуществляют воспитательные функции, например учителей, преподавателей учебных заведений, масте­ров производственного обучения, воспитателей детских учрежде­ний (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 мар­та 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудово­го кодекса Российской Федерации»1). Аморальные проступки мо­гут быть совершены указанными работниками как на работе, так и в быту, но в любом случае это должно быть доказано. Нед опус-

Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2004. - № 6.


тимо увольнение на основании общей оценки поведения того или иного лица в коллективе и в быту, слухов и т. п. В качестве амо­ральных проступков, не совместимых с выполнением воспита­тельных функций, расцениваются распитие спиртных напитков или появление в состоянии опьянения в общественном месте, вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение их до со­стояния опьянения и др. Увольнение по данному основанию не является дисциплинарным взысканием, поэтому формально ра­ботодатель не связан процедурными требованиями, установлен­ными ст. 193 ТК РФ. Однако суды при рассмотрении дел о восста­новлении таких работников на работе принимают во внимание время, истекшее с момента совершения аморального проступка, последующее поведение работника и другие обстоятельства, име­ющие значение для правильного разрешения спора.

Педагогические работники могут допускать нарушения, кото­рые рассматриваются как дисциплинарные проступки. В Законе РФ «Об образовании» предусмотрены положения о нарушении норм профессионального поведения и (или) устава данного об­разовательного учреждения. Нормы профессионального поведе­ния — это не что иное, как нормы профессиональной педагоги­ческой этики. Профессиональная этика представляет собой сово­купность обусловленных особенностями профессиональной дея­тельности правил поведения определенной профессиональной группы. Она имеет значение в первую очередь для профессий, объектом которых является человек, в том числе для педагогов. Нарушение норм педагогической этики должно подвергаться дис­циплинарному расследованию, основанием для проведения кото­рого может служить только поступившая на данного работника письменная жалоба. Копия такой жалобы должна быть ему пере­дана.

При проведении дисциплинарного расследования должны со­блюдаться также требования профессиональной педагогической этики. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с со­гласия заинтересованного педагогического работника образова­тельного учреждения. Исключение составляют случаи, ведущие к запрещению заниматься педагогической деятельностью или свя­занные с необходимостью защиты интересов обучающихся, вос­питанников. Дисциплинарное расследование отличается от обще­установленной процедуры применения дисциплинарного взыска­ния (ст. 193 ТК РФ). Возможно, дисциплинарное расследование нарушения педагогическим работником норм профессиональной этики должно быть более глубоким и проводиться с соблюдением определенных специальных правил. Иначе трудно объяснить, ка­кими мотивами руководствовался законодатель, особо оговари­вая его проведение и устанавливая некоторые специфические ус-


ловия (например, конфиденциальность хода расследования и его результатов). Можно предположить, что в дисциплинарном рас­следовании должны принимать участие представители педагоги­ческого коллектива, психологи, а не только администрация обра­зовательного учреждения. Порядок такого расследования можно более четко урегулировать локальными нормативными актами.

Анализ правовых норм, устанавливающих дополнительные ос­нования увольнения педагогических работников и дисциплинар­ное расследование нарушений норм профессионального поведе­ния, позволяет сделать вывод об их взаимосвязи с нормами мора­ли и профессиональной педагогической этики. Правовые нормы в данном случае не регулируют общественные отношения (и не могут их регулировать), а лишь охраняют. Они выполняют обеспечиваю­щую, обслуживающую роль по отношению к нравственным нор­мам. В связи с этим представляется необходимым разработка и принятие Кодекса профессиональной педагогической этики, в котором должны быть четко регламентированы обязанности пре­подавателей по достойному отношению к личности обучающего­ся. Кроме того, необходимо формирование этических комиссий при органах управления образованием, а при необходимости — в образовательных учреждениях. Их деятельность может регулиро­ваться локальными нормативными актами, а решения должны носить рекомендательный характер для администрации учрежде­ний. Необходимо также привлечение широкой преподавательской общественности (через профессиональные ассоциации, например) к рассмотрению дел о нарушении принципов педагогической этики во взаимоотношениях с обучающимися.

При увольнении педагогов по инициативе работодателя по дру­гим основаниям, которые не связаны с виновным поведением работника (например, в связи с сокращением штата, вызванным уменьшением нагрузки или числа обучающихся), применяется правило, согласно которому увольнение осуществляется по окон­чании учебного года. Такие нормы закреплены в некоторых типо­вых положениях об образовательных учреждениях (начального профессионального образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования специалистов).

В ст. 336 ТК РФ названо третье специальное основание уволь­нения педагогических работников. Оно касается руководящих ра­ботников вузов и их филиалов, увольнение которых возможно в связи с достижением предельного возраста для замещения соот­ветствующей должности. В государственных и муниципальных ву­зах должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет не­зависимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, до­стигшие указанного возраста, переводятся с их письменного со-


гласия на иные должности, соответствующие их квалификации. По представлению ученого совета учредитель имеет право про­длить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет.

С проректорами высшего учебного заведения заключается сроч­ный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового дого­вора, заключаемого с проректором, совпадает со сроком оконча­ния полномочий ректора.

Оценка соответствия педагогического работника предъявляе­мым квалификационным требованиям осуществляется не только при приеме на работу, но и в процессе трудовой деятельности. Организационно-правовой формой такой проверки является ат­тестация. Положение о порядке аттестации педагогических и руко­водящих работников государственных и муниципальных образова­тельных учреждений утверждено приказом Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. Оно распространяется на работников государ­ственных и муниципальных образовательных учреждений всех ти­пов и видов (кроме вузов). Статья 332 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г.) предусматривает, что до истечения срока избрания по конкурсу или в период действия срочного тру­дового договора может проводиться аттестация научно-педагоги­ческого работника вуза в целях подтверждения его соответствия занимаемой должности. Педагогические работники негосударствен­ных образовательных учреждений могут пройти аттестацию на основе договора между органом управления образованием, при котором создана соответствующая аттестационная комиссия, и этим учреждением или самим работником. Целью аттестации яв­ляется определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников тре­бованиям к квалификации при присвоении им квалификацион­ных категорий. Аттестация должна обеспечить целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетент­ности работников и повышение оплаты их труда в соответствии с ростом квалификации. Она проводится с соблюдением принци­пов открытости, коллегиальности, обеспечивающих объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педаго­гическим и руководящим работникам.

Аттестация руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность и на первую квалификационную катего­рию, является обязательной.)Основанием для ее проведения явля­ется представление в соответствующую аттестационную комис­сию руководителей органов управления образованием (на руко­водителей образовательных учреждений и лиц, претендующих на должности руководителей образовательных учреждений) или ру­ководителей образовательных учреждений (на их заместителей, а также на руководителей филиалов и других руководителей струк-


турных подразделений, старших мастеров). Представление долж­но содержать всестороннюю оценку профессиональной подготов­ки работника квалификационным требованиям по должности, его возможностей управления данным образовательным учреждени­ем или структурным подразделением, опыта работы, знаний ос­нов управленческой деятельности. Работник должен быть озна­комлен с указанным представлением не позднее чем за две неде­ли до аттестации. Срок ее проведения определяется соответствую­щим органом управления образованием.

Аттестация на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалифи­кационную категорию для руководящих работников проводится на добровольной основе.

■ Квалификационные категории указанным работникам присваи­ваются сроком на пять лет. Педагогические и руководящие работ­ники до истечения срока действия имеющейся у них квалифика­ционной категории могут пройти аттестацию на более высокую категорию. За работниками, признанными по результатам аттес­тации не соответствующими заявленной квалификационной ка­тегории, сохраняется имеющаяся категория до истечения срока ее действия.

Основанием для проведения аттестации является заявление ра­ботника. Представление иных документов не требуется. Заявление должно быть подано в соответствующую аттестационную комис­сию в срок с 15 апреля по 30 июня. Аттестация осуществляется в период с 1 октября по 30 апреля. Сроки прохождения аттестации для работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две не­дели до начала аттестации. Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения. Аттестуемый вправе из­брать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вари­ативных форм и процедур.

'Для проведения аттестации создаются аттестационные комис­сии. Центральная аттестационная комиссия создается Министер­ством образования и науки Российской Федерации, а также фе­деральными ведомственными органами управления образованием для аттестации педагогических и руководящих работников обра­зовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории. Главная аттестационная комиссия формируется органом управления образованием субъекта РФ. Она проводит аттестацию педагогических и руководящих ра­ботников на высшую квалификационную категорию, педагоги­ческих и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении названных органов, на первую ква­лификационную категорию. Местные (муниципальные) органы


управления образованием создают муниципальную аттестацион­ную комиссию, которая осуществляет аттестацию работников му­ниципальных образовательных учреждений на первую квалифи­кационную категорию. Аттестация педагогических работников на вторую квалификационную категорию проводится аттестацион­ной комиссией, создаваемой образовательным учреждением. Про­ведение аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на пер­вую квалификационную категорию (кроме руководителей) и при­своение им указанной квалификационной категории может быть делегировано непосредственно образовательным учреждениям.

Персональный состав аттестационной комиссии и регламент ее работы определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, ее создающим. Председателем ко­миссии является руководитель названного органа или учреждения (либо его заместитель). Аттестационная комиссия формируется из работников образовательных учреждений, представителей проф­союзных органов, методических служб. В ее состав могут вклю­чаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций. Заседание аттес­тационной комиссии считается правомочным, если в нем прини­мает участие не менее двух третей ее состава. Решение принимает­ся большинством голосов открытым голосованием. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого.

По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие решения:

- соответствует заявленной квалификационной категории;

- не соответствует заявленной квалификационной категории;

- соответствует первой квалификационной категории по долж­
ности «руководитель»;

- не соответствует первой квалификационной категории по
должности «руководитель».

Аттестуемый имеет право лично присутствовать при принятии решения, которое сообщается ему сразу после голосования. При аттестации работника, являющегося членом аттестационной ко­миссии, он в голосовании не участвует.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем, секре­тарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими уча­стие в голосовании. Решение заносится в аттестационный лист, подписывается председателем комиссии и ее секретарем. Аттеста­ционный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой выдается ему на руки.

На основании решения аттестационной комиссии руководи­тель органа управления образованием или образовательного уч­реждения в месячный срок издает приказ о присвоении работни-


 


ку квалификационной категории со дня принятия данного реше­ния.

В случае признания педагогического или руководящего работ­ника не соответствующим заявленной квалификационной кате­гории аттестация на ту же или более высокую категорию по его заявлению может проводиться не ранее чем через год со дня при­нятия соответствующего решения аттестационной комиссией.

Для педагогических работников образовательных учреждений закон устанавливает сокращенную продолжительность рабочего вре­мени — не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда педагоги­ческим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработ­ной платы) согласно постановлению Правительства РФ от 3 ап­реля 2003 г. № 191. Особенность регулирования рабочего времени педагогических работников заключается в том, что каждому из них устанавливается определенная учебная нагрузка.

Объем учебной нагрузки преподавателей устанавливается ис­ходя из количества часов по учебному плану и программ, обеспе­ченности кадрами и других конкретных условий в данном образо­вательном учреждении. Для учителей общеобразовательных учреж­дений учебная нагрузка на ставку заработной платы варьируется в зависимости от того, в каких классах проводятся занятия. Так, 18 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю устанавливается для учителей V—XI (XII) классов; 20 часов — для учителей I — IV классов. Учебная нагрузка 24 часа в неделю предусматривается для преподавателей учреждений дополнитель­ного образования детей, а 25 часов — для воспитателей специаль­ных коррекционных образовательных учреждений. Воспитателям дошкольных учреждений и домов ребенка, педагогам-психоло­гам, социальным педагогам, воспитателям общежитий, мастерам производственного обучения устанавливается учебная нагрузка 36 часов в неделю. Для некоторых категорий работников образова­ния устанавливаются дополнительные условия, касающиеся вы­полнения педагогической работы. При соблюдении таких условий им устанавливаются должностные оклады. Например, руководи­телям физвоспитания, преподавателям — организаторам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки — 360 часов в год; директорам начальных общеобразовательных школ с количеством обучающихся не более 50 человек, вечерних (смен­ных) школ с количеством учащихся 80 человек (в городах и рабо­чих поселках — 100 человек) — 10 часов в неделю, а для заведую­щих дошкольными учреждениями — три часа в день. Преподава­телям учреждений начального и среднего профессионального об­разования учебная нагрузка на ставку заработной платы составля­ет три часа в день (720 часов в год). За часы учебной нагрузки сверх


установленной нормы производится дополнительная оплата со­ответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Учебная нагрузка учителей и других работников, ведущих пре­подавательскую работу помимо основной работы, на новый учеб­ный год устанавливается руководителем учреждения по согласо­ванию с профсоюзным органом. Эта работа завершается по окон­чании учебного года и ухода работников в отпуск, с тем чтобы определить, в каких классах и с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году. При установлении учебной нагрузки для учителей по основному месту работы следует, как правило, сохранять ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. В течение учебного года объем установленной нагрузки не может быть уменьшен по инициативе администрации. Рекомендуется сохранять установленный объем нагрузки и на сле­дующий учебный год. Исключение составляют случаи уменьше­ния количества часов по учебным планам и программа сокраще­ния количества классов (групп). Учебная нагрузка педагогов мо­жет быть разной в первом и втором полугодии, если это соответ­ствует учебному плану. Объем учебной нагрузки больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы может устанавливаться только с согласия преподавателя, о чем он должен быть своевре­менно (не позднее чем за два месяца) поставлен в известность.

Предельный объем учебной нагрузки определяется типовыми по­ложениями об образовательных учреждениях. Это требование за­креплено в Законе РФ «Об образовании», но на практике не реа­лизуется в полной мере, потому что предельная учебная нагрузка не предусмотрена в большинстве указанных типовых положений. Исключение составляют вузы и средние специальные учебные заведения. Так, учебная нагрузка на учебный год для преподавате­лей средних специальных учебных заведений, оговариваемая в трудовом договоре согласно п. 54 Типового положения об образо­вательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) не должна превышать 1440 часов. Если предельный объем учебной нагрузки не установ­лен в централизованном порядке, он определяется самим образо­вательным учреждением с соблюдением требований законодатель­ства о труде.

При планировании учебной нагрузки необходимо учитывать, что в нее входит только собственно преподавательская (педагоги­ческая) работа, а именно проведение учебных занятий. Рабочее время преподавателей должно охватывать также и другие виды работ (например, подготовку к занятиям, методическое обеспе­чение учебного процесса, воспитательную работу и др.). Поэтому учебная нагрузка планируется в академических часах, а рабочее время преподавателя определяется в астрономических часах. Же-


 


лательно регулировать режим труда и отдыха преподавателей та­ким образом, чтобы им не приходилось тратить свободное время на выполнение перечисленных видов работ.

Это особенно актуально в связи с тем, что из перечисленных в трудовом законодательстве видов времени отдыха преподава­тели могут использовать в полной мере ежедневный (междусмен­ный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска (ст. 107 ТК РФ). Переры­вы в течение рабочего дня специально для преподавателей не устанавливаются, в том числе и перерыв для отдыха и питания. Для отдыха они могут использовать кратковременные перерывы между учебными занятиями (перемены). Их продолжительность составляет, как правило, 5—10 минут, поэтому использовать их для отдыха преподавателю бывает трудно, потому что обучаю­щиеся могут в это время обращаться к нему с вопросами, каса­ющимися организации учебного процесса, пройденного на за­нятиях материала, запланированных контрольных работ, заче­тов, экзаменов и т.п. Режим рабочего дня предусматривает так­же и так называемую большую перемену (или «большой пере­рыв») продолжительностью 15 — 40 минут, который обучающи­еся и преподаватели используют для отдыха и питания. При пла­нировании консультаций необходимо учитывать, что указанный перерыв для них не предназначен. Это — время отдыха. Исполь­зование его для учебных занятий или консультаций нарушает не только право обучающегося на отдых, но и аналогичное право преподавателя.

Режим работы образовательного учреждения определяется им самостоятельно. Так, в общеобразовательных учреждениях могут предусматриваться как пятидневная, так и шестидневная неделя. В большинстве образовательных учреждений устанавливается ше­стидневная рабочая (учебная) неделя. Общим выходным днем яв­ляется воскресенье. Перечень нерабочих праздничных дней уста­новлен ст. 112 ТК РФ. Учебная нагрузка на общеустановленные выходные и праздничные дни не планируется, за исключением учреждений дополнительного образования детей. Это означает, что привлечение работников к работе в такие дни должно оформ­ляться с соблюдением требований Трудового кодекса РФ. В соот­ветствии со ст. 113 ТК РФ это возможно лишь с письменного со­гласия работников и с учетом мнения представительного органа работников. Порядок привлечения работников к работе в выход­ные и праздничные дни (кроме случаев, указанных в ч. 2 указан­ной статьи) определяется в коллективном договоре. Привлечение к работе в такие дни инвалидов, женщин, имеющих детей в воз­расте до трех лет, допускается только при отсутствии медицин­ских противопоказаний, причем они должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от таких работ.

6 Федорова 161


Преподавателям образовательных учреждений устанавливает­ся удлиненный ежегодный отпуск. Отпуска предоставляются в ка­лендарных днях. Их конкретная продолжительность определена постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724, которым для большинства педагогических работников устанав­ливается продолжительность отпуска 56 календарных дней. Так, ежегодный оплачиваемый отпуск указанной продолжительности предоставляется директорам и их заместителям, учителям обще­образовательных учреждений; преподавателям других образова­тельных учреждений (включая учреждения профессионального образования) и т.д. Ежегодный отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется заведующим дошкольными учреждениями общего назначения, их заместителям и воспита­телям таких учреждений; педагогам учреждений дополнительно­го образования детей; заведующим отделами, методистам, педа­гогам-психологам учебных и учебно-методических центров (в том числе входящих в структуру образовательных учреждений), а так­же социальным педагогам, мастерам производственного обуче­ния.

Для некоторых категорий работников предусматриваются до­полнительные условия предоставления удлиненного отпуска про­должительностью 56 календарных дней. Например, заместители руководителей образовательных учреждений и руководители струк­турных подразделений образовательных учреждений имеют право на удлиненный отпуск, если их деятельность связана с руковод­ством образовательным (воспитательным) процессом или мето­дической (научно-методической) работой. Проректоры (замести­тели директора), кроме первого проректора, проректора (замес­тителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по повышению квалификации, а также за­местители деканов факультетов, директора (заведующие) филиа­лов, заведующие отделениями, докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными от­делами (частями), руководители (заведующие) производственной практикой, ученые секретари пользуются ежегодным удлиненным отпуском при условии ведения ими в учебном году в том же обра­зовательном учреждении высшего профессионального образова­ния и соответствующего дополнительного образования не менее 150 часов преподавательской работы. При несоблюдении данного условия ежегодный отпуск этим работникам предоставляется на общих основаниях. Проректорам (заместителям директора) по административно-хозяйственной работе ежегодный отпуск пре­доставляется на общих основаниях независимо от ведения ими педагогической работы.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской


работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Положение о порядке и условиях его предоставления было утверж­дено приказом Минобразования РФ от 7 декабря 2000 г. Кроме того, условия предоставления длительного отпуска могут опреде­ляться локальными нормативными актами образовательного уч­реждения. В стаж непрерывной преподавательской работы, даю­щий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях. Необходимо, чтобы работа осуществлялась в соответствующих должностях и на определен­ных условиях. Положением предусмотрены должности, работа в которых засчитывается в указанный стаж независимо от объема преподавательской работы. Это — все основные преподавательс­кие должности: профессор, доцент, старший преподаватель, пре­подаватель, ассистент, учитель, преподаватель-организатор (ос­нов безопасности жизнедеятельности, призывной подготовки), пе­дагог дополнительного образования, руководитель физического воспитания, мастер производственного обучения, тренер-препо­даватель, музыкальный руководитель, воспитатель и др. Работа в некоторых должностях засчитывается в непрерывный стаж лишь при соблюдении определенных условий. Прежде всего речь идет о должностях руководителей образовательных учреждений и их струк­турных подразделений, а также о социальных педагогах, педаго­гах-психологах и других должностях, время работы в которых за­считывается в стаж непрерывной преподавательской работы при условии выполнения в каждом учебном году преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в определенном объеме. Так, в вузах названные работники должны иметь не менее 150 часов учебной нагрузки, в учреждениях на­чального и среднего профессионального образования — не менее 240 часов и не менее 6 часов в неделю в общеобразовательных и других образовательных учреждениях.

Вопросы исчисления стажа непрерывной преподавательской работы рассматриваются администрацией образовательного учреж­дения по согласованию с профсоюзным органом. Продолжитель­ность стажа непрерывной преподавательской работы устанавли­вается в соответствии с записями в трудовой книжке или на осно­вании других надлежащим образом оформленных документов.

В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий пра­во на длительный отпуск, засчитываются следующие периоды:

1) фактически проработанное время;

2) время, когда педагогический работник фактически не рабо­
тал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработ­
ная плата полностью или частично (в том числе время оплачен­
ного вынужденного прогула при неправильном увольнении или


N■■■■■■1


переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);

3) время, когда педагогический работник проходил производ­
ственную практику на оплачиваемых преподавательских должно­
стях в период обучения в образовательных учреждениях высшего
и среднего профессионального образования, аспирантуре и док­
торантуре;

4) время, когда педагогический работник фактически не рабо­
тал, но за ним сохранялось место работы (должность) и он полу­
чал пособие по государственному социальному страхованию, за
исключением времени, когда педагогический работник находил­
ся в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу
за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Установлены определенные правила сохранения непрерывно­го стажа преподавательской работы при переходе с одной работы на другую. Указанный стаж не прерывается при переходе из одно­го образовательного учреждения в другое, если перерыв в работе не превысил одного месяца; при поступлении на преподаватель­скую работу после увольнения с преподавательской работы по истечении срока трудового договора (контракта) лиц, работав­ших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местно­стях, если перерыв в работе не превысил двух месяцев. Продолжи­тельность допускаемого перерыва увеличивается, если работник поступает на преподавательскую работу после увольнения из ор­ганов управления образованием в связи с их реорганизацией или ликвидацией, сокращением штата, после увольнения с военной или приравненной к ней службы (при условии, что этой работе или службе предшествовала преподавательская работа), а также после увольнения в связи с ликвидацией образовательного уч­реждения, сокращением штата педагогических работников. Пере­рыв в названных случаях не должен превышать трех месяцев.

Аналогична продолжительность допускаемого перерыва при поступлении на преподавательскую работу по окончании высше­го или среднего педагогического учебного заведения, если учебе непосредственно предшествовала преподавательская работа. При поступлении на преподавательскую работу после увольнения с аналогичной работы по собственному желанию в связи с перево­дом мужа (жены) на работу в другую местность стаж сохраняется независимо от перерыва в работе. При поступлении на преподава­тельскую работу после освобождения от работы по специальности в российских образовательных учреждениях за рубежом, если пе­рерыв в работе не превысил двух месяцев, стаж не прерывается. Если человек вынужден был оставить преподавательскую работу в связи с установлением инвалидности или обнаружившимся несо­ответствием выполняемой работе по состоянию здоровья, непре­рывный стаж сохранится при условии поступления на такую ра-


боту не позднее чем в трехмесячный срок со дня восстановления трудоспособности.

При поступлении на преподавательскую работу после уволь­нения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва. При переходе с одной преподавательской работы на другую в связи с изменением места жительства перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда.

Длительный отпуск может предоставляться в любое время при условии, что это не отразится на деятельности образовательного учреждения. Очередность и время предоставления этого отпуска, его продолжительность, присоединение к ежегодному оплачивае­мому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не урегулированные в централизованном порядке, определяются локальными актами образовательного учреждения (например, уставом).

За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность). Педагогическая нагрузка может быть за ним сохране­на при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).

Длительный отпуск предоставляется по заявлению работника и оформляется приказом образовательного учреждения. Отпуск руководителю образовательного учреждения оформляется прика­зом Минобрнауки РФ. Во время длительного отпуска не допуска­ется перевод педагогического работника на другую работу, а так­же увольнение его по инициативе администрации, за исключени­ем полной ликвидации образовательного учреждения.

В случае болезни педагогического работника в период пребы­вания в длительном отпуске он подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или, по согласованию с администрацией, может быть перенесен на другой срок. Это правило не действует, если работник в ука­занный период осуществлял уход за заболевшим членом семьи.

Как видим, правовое регулирование рабочего времени и вре­мени отдыха педагогических работников направлено на создание для них благоприятных условий работы, позволяющих восстанав­ливать и поддерживать работоспособность в течение всего перио­да трудовой деятельности. Сокращенное рабочее время, удлинен­ная продолжительность ежегодного отпуска и другие льготы в об­ласти режима труда и отдыха направлены на то, чтобы компенси­ровать повышенную интеллектуальную и психофизиологическую напряженность преподавательского труда.

Высокая социальная значимость преподавательского труда долж­на оцениваться соответствующим образом. В первую очередь по-


вышению престижа профессии педагога должна способствовать достойная оплата его труда. Уровень оплаты труда в образовании остается крайне низким, что влияет на мотивацию труда и выбо­ра профессии. В современных условиях уважение к профессии учи­теля в значительной степени зависит от его экономического по­ложения. В документах Конференции ЮНЕСКО, посвященной статусу учителей, подчеркивается, что заработная плата учителей должна соответствовать значению педагогической деятельности и быть соразмерной заработной плате, которая выплачивается ли­цам других профессий, требующих аналогичной квалификации. Она должна предоставлять учителям средства, обеспечивающие удовлетворительный жизненный уровень им самим и членам их семей и, кроме того, должна давать возможность для повышения квалификации путем продолжения образования и повышения сво­его культурного уровня.

Правовое регулирование оплаты труда педагогических работ­ников осуществляется двумя способами: централизованным и ло­кальным. Первый применяется в государственных и муниципаль­ных учреждениях в качестве основного. Второй способ характерен для негосударственных образовательных организаций.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учрежде­ний устанавливаются коллективными договорами, соглашения­ми, локальными нормативными актами в соответствии с феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в федеральных учреждениях), в соответ­ствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (в государственных учреждениях субъектов РФ), а также муниципальными нормативными актами (в муниципаль­ных учреждениях).

Заработная плата работников государственных и муниципаль­ных учреждений не может быть ниже установленных Правитель­ством Российской Федерации базовых окладов (базовых должност­ных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников, которые обеспечиваются за счет средств бюджета соответствующего уровня (федерального, субъектов РФ или местного). Так, Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» предусматривает, что та­рифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда (ETC) определяется Правительством Российской Федерации. Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов ETC определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) 1 -го разряда и межразрядных тарифных коэффициентов. Соотношение между тарифными ставками (окладами) 1-го и 18-го разрядов ETC не может быть менее 1 к 4,5.


Постановлением Правител ьстиа РФ от 29 апреля 2006 г. та­рифная ставка 1-го разряда была с I мая 2006 г. установлена в размере 1100 рублей, а с 1 октября 2006 г. ее размер был повышен в 1,11 раза. На аналогичных условиях, как правило, устанавлива­ются размеры тарифных ставок 1 -го разряда ETC и тарифные ко­эффициенты в нормативных актах субъектов РФ и органов мест­ного самоуправления. Это согласуется с Едиными рекомендация­ми по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финанси­руемых из соответствующих бюджетов, на 2007 г., которые были утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по ре­гулированию социально-трудовых отношений от 20 октября 2006 г. (протокол № 9)1.

К сожалению, до сих пор не принят нормативный акт, кото­рый урегулировал бы вопросы оплаты труда работников образо­вания, как это сделано, например, для работников здравоохране­ния (приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения Россий­ской Федерации). В настоящее время обсуждается совершенство­вание оплаты труда работников бюджетной сферы. Один из воз­можных вариантов — отказ от единой тарифной сетки в пользу так называемых отраслевых систем. Предполагается, что будут раз­работаны и приняты специальные тарифные сетки и соответству­ющие нормативные акты, которые урегулируют оплату труда в здравоохранении, образовании, науке, культуре и других отрас­лях бюджетной сферы.

Минобрнауки России (ранее — Минобразования России) не­однократно предпринимало попытки урегулировать оплату труда работников отрасли ведомственными нормативными актами, но Минюст России отказывало в их государственной регистрации. До принятия новых нормативных актов применению подлежат ранее действовавшие инструкции (в части, не противоречащей Консти­туции РФ и законодательству РФ)2. Минобрнауки России совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Рос­сийской Федерации разработаны Рекомендации об условиях оп­латы труда работников образовательных учреждений.

Ставки заработной платы (оклады) работников образователь­ных учреждений определяются путем умножения тарифной став-

1 Российская газета. — 2006. — 26 декабря.

2 Инструкция о порядке начисления заработной платы работников просве­
щения, утвержденная приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г.; Инструкция
о порядке начисления заработной платы работников профессионально-техниче­
ских учебных заведений, утвержденная Госпрофобром СССР 31 декабря 1976 г.;
Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников средних спе­
циальных учебных заведений, утвержденная приказом Минвуза СССР от 27 ав­
густа 1987 г.


ки (оклада) первого разряда ETC на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду. Должности работников образовательных учреждений относятся к определенным разря­дам ETC с учетом тарифно-квалификационных характеристик, которые утверждаются Минобрнауки России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти. Так, работа руково­дителей учреждений образования тарифицируется по 12 —16-му разрядам; учителя — по 7 — 14-му разрядам и т.д. Тарифно-квали­фикационные характеристики {требования) по должностям работ­ников образования являются основой при составлении положения о соответствующих структурных подразделениях и разработке дол­жностных инструкций. Они могут использоваться в кадровой по­литике учреждения, при проведении аттестации и осуществле­нии контроля за правильностью подбора и расстановки кадров. Наименования должностей работников в штатном расписании дол­жны соответствовать наименованиям, предусмотренным тариф­но-квалификационными характеристиками.

Указанные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к уровню квалификации по разрядам оплаты». На­пример, в должностные обязанности учителя входит осуществле­ние обучения и воспитания обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; содействие социализации личности и формированию общей культуры, осознанному выбору и последу­ющему освоению профессиональных образовательных программ. Учитель реализует общеобразовательные программы и использует при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения. Он должен обеспечить уровень подготовки обучающихся, соответству­ющий требованиям государственного образовательного стандар­та, и несет ответственность в случае их реализации не в полном объеме. Он должен соблюдать права и свободы обучающихся, си­стематически повышать свою профессиональную квалификацию. Учитель обязан участвовать в деятельности учебно-методических объединений, осуществлять связь с родителями (законными пред­ставителями) обучающихся. В его обязанности входит также вы­полнение правил и норм охраны труда, техники безопасности. Учитель должен обеспечить охрану жизни и здоровья обучающих­ся в период образовательного процесса.

Для реализации своих обязанностей учитель должен знать Кон­ституцию РФ и законодательство РФ, Конвенцию о правах ре­бенка, основы общетеоретических дисциплин в объеме, необхо­димом для решения педагогических, научно-методических и орга­низационно-управленческих задач, а также педагогику, психоло­гию, возрастную физиологию, школьную гигиену. Значительное место в информационном багаже учителя должны занимать зна­ния методики преподавания предмета и воспитательной работы,


программ и учебников, требований к оснащению и оборудова­нию учебных кабинетов, средств обучения. Учитель должен знать также основы права, важнейшие направления развития образова­ния и педагогической науки. Разряды оплаты устанавливаются в соответствии с предъявляемыми требованиями к уровню образо­вания и стажу работы. Уровень образования педагогических работ­ников при установлении разрядов оплаты труда по ETC определя­ется на основании дипломов, аттестатов и других документов о соответствующем образовании независимо от полученной специ­альности (за исключением тех случаев, когда это особо оговоре­но).

Стаж педагогической работы определяется по трудовой книж­ке. Если стаж не подтверждается записями в трудовой книжке, он может быть установлен на основании справок за подписью руко­водителей образовательных учреждений, которые должны содер­жать данные о наименовании учреждения, о должности и време­ни работы в ней. Возможно подтверждение стажа педагогической работы показаниями двух свидетелей, которые работали с дан­ным лицом. Их подписи на соответствующем заявлении должны быть заверены нотариусом. В стаж педагогической работы засчи-тывается педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных учреждениях различных типов и видов в каче­стве учителей, преподавателей, воспитателей и т. д. Время работы в других организациях и учреждениях, а также время военной служ­бы засчитывается в педагогический стаж в особом порядке. Так, время обучения по очной форме в учреждениях высшего и сред­него профессионального образования и аспирантуре засчитыва­ется при условии, что ему непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность. Для каждого из указанных выше тарифных разрядов определены соот­ветствующие квалификационные требования, которые для более высоких разрядов являются более жесткими. В случае, если для установления 7-го разряда необходимо среднее профессиональ­ное образования без предъявления требований к стажу работы, то 8-й разряд устанавливается лицам, имеющим высшее (без стаже -вых цензов) либо среднее профессиональное образование при стаже педагогической работы от двух до пяти лет и т. д. Начиная с 12-го разряда предъявляются также требования о наличии квали­фикационной категории (для указанного разряда — второй (II), для 13-го — первой (I), а для 14-го — высшей).

Оплата труда отдельных категорий педагогических работников может осуществляться по более высоким разрядам, чем это пре­дусмотрено тарифно-квалификационными справочниками (без установления нового разряда). В частности, оплата труда на два разряда выше осуществляется работникам, имеющим ученую сте­пень доктора наук по профилю образовательного учреждения или


педагогической деятельности; на один разряд выше — имеющим ученую степень кандидата наук или почетные звания («Народный учитель», «Заслуженный учитель» и др.).

При определении разряда оплаты труда руководящих работни­ков учреждений образования (заведующих, начальников, директо­ров, их заместителей, руководителей филиалов и структурных подразделений) учитывается группа по оплате труда, к которой отнесено образовательное учреждение, а также квалификацион­ная категория, присвоенная по результатам аттестации. Ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работ­ников устанавливаются по разрядам оплаты труда в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо квалифика­ционной категории.

Заработная плата работника образовательного учреждения вклю­чает в себя:

- оплату труда, исходя из ставок заработной платы и должност­
ных окладов;

- доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным
процессом и не входящих в круг основных обязанностей работни­
ка;

- доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных;

- районные коэффициенты и процентные надбавки к заработ­
ной плате в районах Крайнего Севера, приравненных к ним мест­
ностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими
условиями.

Перечень видов доплат и надбавок, определенный в централи­зованном порядке, не является исчерпывающим, поскольку об­разовательное учреждение вправе в пределах средств, направляе­мых на оплату труда, самостоятельно их устанавливать с учетом тех или иных особенностей в организации учебного процесса. Так, например, доплаты за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей работника (классное ру­ководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и др.), определяются образовательным учреждением самостоятель­но. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» устанавливает доплаты научно-педагоги­ческим работникам вузов за ученые степени кандидата наук (3000 рублей) и доктора наук (7000 рублей), а также за замеще­ние должностей доцента (40 процентов тарифной ставки) или профессора (60 процентов тарифной ставки).

Месячная заработная плата педагогических работников образо­вательных учреждений определяется двумя способами. Первый применяется для расчета оплаты труда педагогического персонала учреждений начального и среднего профессионального образова­ния, второй — для определения месячной ставки работникам дру-


гих образовательных учреждений. Итак, для работников учрежде­ний начального и среднего профессионального образования сред­няя месячная заработная плата до начала учебного года определя­ется путем умножения часовой ставки преподавателя на установ­ленный ему объем учебной нагрузки и деления полученного ре­зультата на среднемесячную норму учебной нагрузки. Часовая став­ка определяется путем деления месячной ставки на среднемесяч­ную норму учебной нагрузки (72 часа). Установленная средняя месячная заработная плата выплачивается преподавателям за ра­боту в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском. Например, преподава­тель имеет II квалификационную категорию, ему установлен 12-й разряд. Его тарифная ставка составляет 2958,48 рубля. Соответ­ственно часовая ставка составит 41 рубль. Средняя месячная за­работная плата данного преподавателя при годовой нагрузке 800 часов составит 3287 рублей. Часы преподавательской работы, дан­ные сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачива­ются дополнительно по часовым ставкам только после выполне­ния всей годовой учебной нагрузки (помесячно или в конце учеб­ного года).

Педагогическим работникам других образовательных учрежде­ний месячная заработная плата определяется путем умножения ставки заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю. Например, учитель математики имеет I квалификационную категорию и соответ­ственно 13-й разряд. Он ведет преподавательскую работу в объеме 23 часов в неделю при норме 18 часов. Если месячная тарифнаяставка составляет 3 196,58 рубля, соответственно месячный зарабо­ток, определенный по названной выше схеме, — 4 084,52 рубля.

За специфику работы в отдельных образовательных учрежде­ниях ставки заработной платы педагогическим работникам повы­шаются. Так, например, на 15 —20 процентов повышаются ставки заработной платы в коррекционных, оздоровительных, специаль­ных учебно-воспитательных образовательных учреждениях. Пере­чень работников, которым могут повышаться оклады, и конкрет­ный размер такого повышения определяются руководителем уч­реждения по согласованию с профсоюзным органом, органом самоуправления учреждения в зависимости от степени и продол­жительности общения с обучающимися (воспитанниками), име­ющими отклонения в развитии, нуждающимися в длительном лечении, или с детьми и подростками с девиантным поведением. За работу в образовательных учреждениях для детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, повышение производится на 20 процентов, за работу в школах-интернатах - НВ 15 процентов. Специалистам и руководителям образовательных


 



1/1


t


учреждений, расположенных в сельской местности, ставки зара­ботной платы повышаются на 25 процентов. Максимальный раз­мер повышения заработной платы установлен для работников об­разовательных учреждений при учреждениях, исполняющих уго­ловные наказания в виде лишения свободы (50 — 75 процентов).

Педагогическим работникам могут устанавливаться также до­платы и надбавки к окладам (ставкам). Доплаты могут иметь ком­пенсирующий характер (за работу в ночное время, в выходной день и т.д.) или предоставляться за дополнительную работу, за совмещение профессий (должностей). Надбавки устанавливаются за высокую результативность труда, качество работы, напряжен­ность, интенсивность труда. Размеры надбавок и порядок их уста­новления определяются образовательным учреждением самостоя­тельно в пределах средств, направляемых на оплату труда, и за­крепляются в локальных нормативных актах (коллективном дого­воре или специальном положении).

Возможно привлечение педагогических работников к препода­вательской деятельности на условиях почасовой оплаты. В таком порядке оплачиваются часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, пре­подавателей, воспитателей, продолжавшегося не свыше двух ме­сяцев, а также выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице сверх объема, установленного им при тарификации. Почасовая оплата применяется и в ряде других случаев. Размер оплаты за один час такой работы определяется путем деления месячной тарифной ставки заработной платы в соответствии с разрядом по ETC за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов, ежегодно определяе­мое федеральным органом исполнительной власти, а для препо­давателей учреждений начального и среднего профессионального образования — путем деления месячной тарифной ставки на 72 часа.

В целях содействия обеспечению педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями им ежемесячно выплачивается денежная компенсаций в размере 150 рублей в вузах и 100 рублей в других образовательных учрежде­ниях.

Поскольку образовательный процесс предполагает постоянное общение между педагогом и обучающимся, при его организации должны обеспечиваться меры по охране здоровья его участников. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммуно­профилактике инфекционных болезней» предусматривает, что граж­данам, отказавшимся от проведения профилактических приви-


вок, может быть отказано в приеме на работу или они должны быть отстранены от работы, если выполнение таких работ связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Пе­речень таких работ утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825. В него, в частности, включены работы во всех видах и типах образовательных учреждений.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.