Здавалка
Главная | Обратная связь

Примечания к предисловию



1.Давлатшах Самарканди. Тазкират уш-шуара. Издание Барани, 1337г.х./1959г.г., Муджмал Фасихи, т. 1, стр.6; Хафт иклим; Арафат ул-ашикин; Атешкаде Азара. В некоторых рукописных экземплярах Тазкират ул-авлия, Аврад ул-ахбаб и Нафахат ул-унс также допущена неточность, перешедшая впоследствии в другие издания этих книг.

2.Фасихи в Муджмал ошибочно относит дату его рождения к событиям 466г.х./1074 года, а местом его рождения считает Мерв Шахджан, что также неверно. Покойный С.Нафиси, не указывая источник, полагает датой его рождения год 492-ой (1099г.), что является явным заблуждением, так как Ходжа Юсуф, как мы уже говорили, был учеником Абу Исхака Ширази(ум.476г.х./1084г.) и мюридом Абу Али Фармади (ум.477г.х./1085г.).

3.В ал-Ансаб Самаани, Муджам ул-булдан и Таарих Газани на стр. 20, 141, 215. В Муджмал Фасихи называет его уроженцем Баруджирда, что, вероятнее всего, является ошибкой переписчика.

4.Рассказ Ходжа Мухаммада Парса в Фасл ул-хитаб (рукопись библиотеки Стамбульского университета) передан со слов Шараф уд-дина Ансари-йе Бухари.

5. Ал- Камил фи-т-таарих Ибн -ал Асира, о событиях 506г.х./1113года; ал-Мунтазам Абулфараджа ибн ал-Джузи, хайдарабадское издание, события 506г.х./1113года; Мират уз-заман Сабата ибн ал-Джузи, хайдарабадское издание, события 506г.х./1113года; Мират ул-джинан Яфии, хайдарабадское издание, о событиях 535г.х./1141года, Ибн Халликан относит этот случай к событиям 516г.х./1123года, что неправильно, ибо он, видимо, имел в виду 505г.х./1112год. См. автобиографию Аттара, написанную покойным профессором Фурузанфаром, стр.325-329.

6.Согласно исследованиям Фурузанфара и Минави, легенда о шейхе Санаане основывается на приключениях Абдурраззака Санаани, поведанных в Тухфат ул-мулук Газзали. См. биографию Аттара у Фурузанфара, стр. 333-346, а также Тухфат ул-мулук , опубликованный Мухаммадом Таки Данешпажох в вестнике литературного факультета Мешхедского университета. Мешхед, 1344г.х./1966, стр.295.

7.Давлатшах. Тазкире, издание Барани, 1337г.х./1959г., стр.107

8.Его полное имя в трактате Мизан ахл ут-тарика Семирами приведено в

следующем виде : Абу Ахмад Абдулла ибн Али ибн Муса Джувайни.

9.Вероятно, имеется в виду шейх Хасан Саккаки Симнани - один из

мюридов Абулхасана Бусти. Ханака Саккакия в Симнане, где некогда

жил в уединении Ала уд-давла Симнани и передал в вакф множество

земель и имущества, названа его именем. См. :Нафахат ул-унс,

тегеранское издание, 1336г.х./1958г. стр.414. Из Истории Симнана

Абдуррафиа Хакиката (стр.518) узнаём, что в этом городе до сих пор

есть местечко, называемое Макбара-йе пир-е аламдар и известное как

Саккакия.

10. Мизан ахл ут-тарика содержится в сборнике трактатов Семирами,

датированном 657г.х./1260 годом и хранящемся под номером 2185 в

публичной библиотеке Кистамони. Первое сообщение об этом ценном

сборнике сделал Ахмад Атеш, а перевод его опубликован в вестнике литературного факультета Тебризского университета (№8, стр. 278-282), где названия упомянутых семи трактатов идут в следующем порядке: 1) Мизан ахл ут-тарика, 2) Кашф ул-асрар, 3)Сирр ус-сараир, 4) Рисала-йе Радд-е Эсфахан-е Шамс уд-дин Мухаммад Дейлами, 5) Маарифат ун-нафс, 6) ал-Иршад ила сабил ур-рашад, 7) Маарифат ун-нубувва. Однако Атешу не удалось определить авторов четырех первых трактатов и он ограничился замечанием, что « три первых трактата принадлежат перу одного суфия». С другой стороны Ирадж Афшар, основываясь на более позднем списке центральной библиотеки Тегеранского университета (сборник № 7041) издал трактат под названием « Шараит-е мориди асар-е Абу Джаафар Мухаммад-е Катиб» (см.: Фарханг-е Иранзамин, том 14, стр. 321-328), сравнение которого с турецким списком позволяет заключить, что это один и тот же трактат, более верное название которого указывает именно турецкий список, то есть Мизан ахл ут-тарика, а полное имя автора, вкратце обозначенное И.Афшаром, - Муваффак уд-дин Абу Джаафар Мухаммад ибн Абу Зайд ибн Абдуррахман ибн Али ал-Катиб ас-Семирами, перу которого и принадлежат все семь трактатов турецкого сборника. Семирами был послушником старца по имени Акмал уд-дин Абулфазаил Мухаммад ибн Исмаил ибн Абдулкасим ибн Мамшаднухи, бывшего учеником Абу Салиха Абдуллы ат-Табаки ар-Руми, бывшего, в свою очередь, учеником Ходжа Юсуфа Хамадани.

11. С. Нафиси считает, что он скончался в четверг 8 дня месяца мухаррам, но очевидно, что он взял день и месяц из трактата Сахибия, на наш взгляд, не внушающего доверия.

12. Таарих-е назм-о наср дар Иран, стр.2.

13. Производное от «барак» (арабизированное барра - овца), ибо некоторые из его предков были владельцами отар овец и торговали овцами ( см.:ал-Ансаб Самаани).

14. ал-Ансаб Самаани.

15.Предположение Мухаммада Фуада Кюпрюллу.

16.Аттар. Мантик ут-тайр. Под редакцией С.Говхарин, стр. 142.

17.М.Ф.Кюпрюллу. Статья Ахмад Яссави в Исламской энциклопедии (Даират ул-маариф ул-исламия). Стамбул.

18.Фарханг-е Иранзамин. Под редакцией с.Нафиси, том 2, стр.1-18.

19. Тазкират ул-авлия. Под редакцией М. Исти лами, стр.8.

20.Там же стр.583.

21.Аттар. Мантик ут-тайр. Под редакцией С.Говхарин, стр 184.

22.Там же, стр. 202.

23.Аттар. Илахинаме. Под редакцией Фуада Рухани, стр.94.

24.Мирсад ул-ибад. Издание Бюро переводов и публикаций книг (Бунгах-е тарджиме о нашр-е китаб), стр.297.

25.Джами.Нафахат ул-унс, издание 1336г.х./1958года, стр.375-376.

26.Абулмафахир Яхья ал-Бахарзи. Аврад ул-ахбаб.. Под редакцией Ираджа Афшара. Издание Тегеранского университета, стр. 72.

27.В тегеранском издании Нафахат ул-унс написано Зубдат (или зинат) ул-хаят, что безусловно, неправильно, ибо в тексте нашего трактата речь идет об этапах и степенях жизни.

28.Джами. Нафахат ул-унс, стр.376.

29.Фарханг-е Иранзамин, том 1, 1332г.х./1952г., стр. 28-100.

30.Это довольно-таки смешная генеалогия: Абу Юсуф ибн Якуб Абдулвахид ибн Абдулбасит ибн Тамдам…!

31.Считая датой его рождения 420г.х./1030 год, в то же время в конце трактата Абдулхалик Гиждувани ( ум.575г.х./1180г.) заявляет, что в 600г.х./…году ему посчастливилось припасть к его ногам, и что Юсуф ибн Карахан, правитель Кашгара, явился к его порогу с просьбой принять в послушники.

32.Место его рождения : квартал Ганимия в г. Хамадан. Умер в Самарканде.

33.Таарих-е назм-о наср дар Иран, стр.718

34.Четвертый трактат в сборнике сочинений Семирами. См.: прим.10.

35.Основываясь на сведениях, почерпнутых из Кааба-йе ирфан (рукопись №3887 Королевской национальной библиотеки) Ахмад Голчен Маани пишет, что данный сборник вобрал в себя фрагменты и отрывки Ирфан ул-ашикин (См.: Таарих-е тазкиреха-йе фарси, т.2, стр.35). Мой дорогой друг доктор Махди Дорехшан в биографии Ходжа Юсуфа, приведенной в его книге Бозорган уа сохансарайан-е Хамадан, поместил данные четверостишия на стр. 139.

36.Ибн ал -Асир. ал-Камил фи-т-таарих. О событиях 475г.х./1083года, том 10, стр.126.

37.Каталог библиотеки «Ая София». Стамбул, 1304г.х./1926г., стр.373.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.