ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ Во взаимодействии персонажей, в их сопоставлении, сравнении, противопоставлении проявляется позиция автора (=авторский замысел)на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова, поступки, на окружающую действительность. Это и есть система персонажей. 1. ПАРАЛЛЕЛИЗМ. Продолжение судьбы одного персонажа в судьбе другого. Повторение судьбы одного персонажа в судьбе другого. Персонажи-двойники или прямое двойничество (Бобчинский –Добчинский, «Ревизор» Н.В.Гоголя) 2. «СКРЕЩЕНИЕ СУДЕБ». Проявляется в сюжетной линии героев, когда судьба одного зависит от судьбы другого (Ася – Гагин - господин N, «Ася» И.С.Тургенева) 3. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ( АНТАГОНИЗМ). Прямое столкновение героев во взглядах, поступках, мыслях, их несовместимость. ( Жилин – Костылин, «Кавказский пленник» Л.Толстого, Остап – Андрий , «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя ) 4. «КРЕЩЕНДО» ( ВОЗРАСТАНИЕ СВОЙСТВ) . Когда черта характера, мысль, поступок одного героя усиливаются в другом. ( Коробочка- Ноздрев- Плюшкин, «Мертвые души» Н.В.Гоголя) 5. «СЛУЧАЙНЫЙ ПЕРСОНАЖ». Персонаж, не вступающий ни в какие отношения с действующими лицами; цель его введения – создание определенной атмосферы, иногда отношения его с другими персонажами ( контраст, параллель) глубоко скрыты, но именно они выявляют авторский замысел. 6. «ПЕРСОНАЖ-ЦИТАТА». Персонаж вызывает литературные реминисценции. В сферу внимания читателя включается система персонажей другого произведения. ( Берг «Война и мир» - Молчалин «Горе от ума»)
ПРИМЕЧАНИЕ: Чем больше взаимосвязей выявляется у персонажа, тем ярче высвечивается его многогранность и раскрывается сложность характера. Поэтому по мере развития литературы осложнялись взаимоотношения внутри системы персонажей. КОМПОЗИЦИЯ. СЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. 1. Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие ( встречается редко). 2. Экспозиция -изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий. 3. Завязка –событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события, «завязка» конфликта. 4. Развитие действия –ход событий. 5. Кульминация –решающее столкновение борющихся сил, момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта произведения. 6. Развязка -заключительный момент в развитии действия, решение изображаемого конфликта. 7. Эпилог -заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев, иногда дается оценка изображаемому, краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.
ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. 1. Вставные эпизоды –не связанные непосредственно с сюжетом произведения события, вспоминаемые в связи с протекающими сейчас событиями. 2. Лирические отступления( авторские, собственно лирические, философские, публицистические) – формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображаемого, выражают отношение писателя к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу. 3. Художественное предварение– изображение сцен, которые предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий. 4. Художественное обрамление –сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая ему дополнительный смысл. СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ Во взаимодействии персонажей, в их сопоставлении, сравнении, противопоставлении проявляется позиция автора (=авторский замысел)на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова, поступки, на окружающую действительность. Это и есть система персонажей. 1. ПАРАЛЛЕЛИЗМ. Продолжение судьбы одного персонажа в судьбе другого. Повторение судьбы одного персонажа в судьбе другого. Персонажи-двойники или прямое двойничество (Бобчинский –Добчинский, «Ревизор» Н.В.Гоголя) 2. «СКРЕЩЕНИЕ СУДЕБ». Проявляется в сюжетной линии героев, когда судьба одного зависит от судьбы другого (Ася – Гагин - господин N, «Ася» И.С.Тургенева) 3. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ( АНТАГОНИЗМ). Прямое столкновение героев во взглядах, поступках, мыслях, их несовместимость. ( Жилин – Костылин, «Кавказский пленник» Л.Толстого, Остап – Андрий , «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя ) 4. «КРЕЩЕНДО» ( ВОЗРАСТАНИЕ СВОЙСТВ) . Когда черта характера, мысль, поступок одного героя усиливаются в другом. ( Коробочка- Ноздрев- Плюшкин, «Мертвые души» Н.В.Гоголя) 5. «СЛУЧАЙНЫЙ ПЕРСОНАЖ». Персонаж, не вступающий ни в какие отношения с действующими лицами; цель его введения – создание определенной атмосферы, иногда отношения его с другими персонажами ( контраст, параллель) глубоко скрыты, но именно они выявляют авторский замысел. 6. «ПЕРСОНАЖ-ЦИТАТА». Персонаж вызывает литературные реминисценции. В сферу внимания читателя включается система персонажей другого произведения. ( Берг «Война и мир» - Молчалин «Горе от ума»)
ПРИМЕЧАНИЕ: Чем больше взаимосвязей выявляется у персонажа, тем ярче высвечивается его многогранность и раскрывается сложность характера. Поэтому по мере развития литературы осложнялись взаимоотношения внутри системы персонажей. КОМПОЗИЦИЯ. СЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. 1. Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие ( встречается редко). 2. Экспозиция -изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий. 3. Завязка –событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события, «завязка» конфликта. 4. Развитие действия –ход событий. 5. Кульминация –решающее столкновение борющихся сил, момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта произведения. 6. Развязка -заключительный момент в развитии действия, решение изображаемого конфликта. 7. Эпилог -заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев, иногда дается оценка изображаемому, краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|