Здавалка
Главная | Обратная связь

ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

Во взаимодействии персонажей, в их сопоставлении, сравнении, противопоставлении проявляется позиция автора

(=авторский замысел)на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова, поступки, на окружающую действительность. Это и есть система персонажей.

1. ПАРАЛЛЕЛИЗМ. Продолжение судьбы одного персонажа в судьбе другого. Повторение судьбы одного персонажа в судьбе другого. Персонажи-двойники или прямое двойничество

(Бобчинский –Добчинский, «Ревизор» Н.В.Гоголя)

2. «СКРЕЩЕНИЕ СУДЕБ». Проявляется в сюжетной линии героев, когда судьба одного зависит от судьбы другого

(Ася – Гагин - господин N, «Ася» И.С.Тургенева)

3. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ( АНТАГОНИЗМ). Прямое столкновение героев во взглядах, поступках, мыслях, их несовместимость.

( Жилин – Костылин, «Кавказский пленник» Л.Толстого,

Остап – Андрий , «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя )

4. «КРЕЩЕНДО» ( ВОЗРАСТАНИЕ СВОЙСТВ) . Когда черта характера, мысль, поступок одного героя усиливаются в другом.

( Коробочка- Ноздрев- Плюшкин, «Мертвые души» Н.В.Гоголя)

5. «СЛУЧАЙНЫЙ ПЕРСОНАЖ». Персонаж, не вступающий ни в какие отношения с действующими лицами; цель его введения – создание определенной атмосферы, иногда отношения его с другими персонажами ( контраст, параллель) глубоко скрыты, но именно они выявляют авторский замысел.

6. «ПЕРСОНАЖ-ЦИТАТА». Персонаж вызывает литературные реминисценции. В сферу внимания читателя включается система персонажей другого произведения.

( Берг «Война и мир» - Молчалин «Горе от ума»)

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Чем больше взаимосвязей выявляется у персонажа, тем ярче высвечивается его многогранность и раскрывается сложность характера. Поэтому по мере развития литературы осложнялись взаимоотношения внутри системы персонажей.

КОМПОЗИЦИЯ.

СЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

1. Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие ( встречается редко).

2. Экспозиция -изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий.

3. Завязка –событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события, «завязка» конфликта.

4. Развитие действия –ход событий.

5. Кульминация –решающее столкновение борющихся сил, момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта произведения.

6. Развязка -заключительный момент в развитии действия, решение изображаемого конфликта.

7. Эпилог -заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев, иногда дается оценка изображаемому, краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.

 

 

ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

1. Вставные эпизоды –не связанные непосредственно с сюжетом произведения события, вспоминаемые в связи с протекающими сейчас событиями.

2. Лирические отступления( авторские, собственно лирические, философские, публицистические) – формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображаемого, выражают отношение писателя к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу.

3. Художественное предварение– изображение сцен, которые предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий.

4. Художественное обрамление –сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая ему дополнительный смысл.

СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ

Во взаимодействии персонажей, в их сопоставлении, сравнении, противопоставлении проявляется позиция автора

(=авторский замысел)на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова, поступки, на окружающую действительность. Это и есть система персонажей.

1. ПАРАЛЛЕЛИЗМ. Продолжение судьбы одного персонажа в судьбе другого. Повторение судьбы одного персонажа в судьбе другого. Персонажи-двойники или прямое двойничество

(Бобчинский –Добчинский, «Ревизор» Н.В.Гоголя)

2. «СКРЕЩЕНИЕ СУДЕБ». Проявляется в сюжетной линии героев, когда судьба одного зависит от судьбы другого

(Ася – Гагин - господин N, «Ася» И.С.Тургенева)

3. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ( АНТАГОНИЗМ). Прямое столкновение героев во взглядах, поступках, мыслях, их несовместимость.

( Жилин – Костылин, «Кавказский пленник» Л.Толстого,

Остап – Андрий , «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя )

4. «КРЕЩЕНДО» ( ВОЗРАСТАНИЕ СВОЙСТВ) . Когда черта характера, мысль, поступок одного героя усиливаются в другом.

( Коробочка- Ноздрев- Плюшкин, «Мертвые души» Н.В.Гоголя)

5. «СЛУЧАЙНЫЙ ПЕРСОНАЖ». Персонаж, не вступающий ни в какие отношения с действующими лицами; цель его введения – создание определенной атмосферы, иногда отношения его с другими персонажами ( контраст, параллель) глубоко скрыты, но именно они выявляют авторский замысел.

6. «ПЕРСОНАЖ-ЦИТАТА». Персонаж вызывает литературные реминисценции. В сферу внимания читателя включается система персонажей другого произведения.

( Берг «Война и мир» - Молчалин «Горе от ума»)

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

Чем больше взаимосвязей выявляется у персонажа, тем ярче высвечивается его многогранность и раскрывается сложность характера. Поэтому по мере развития литературы осложнялись взаимоотношения внутри системы персонажей.

КОМПОЗИЦИЯ.

СЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

1. Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого; он эмоционально настраивает читателя на восприятие ( встречается редко).

2. Экспозиция -изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий.

3. Завязка –событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают последующие события, «завязка» конфликта.

4. Развитие действия –ход событий.

5. Кульминация –решающее столкновение борющихся сил, момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта произведения.

6. Развязка -заключительный момент в развитии действия, решение изображаемого конфликта.

7. Эпилог -заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев, иногда дается оценка изображаемому, краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.