Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные отрасли психологии



Современная психология – это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые 4-5 лет появляются новые направления.

Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные (их называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания – это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило объединяют термином «общая психология».

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления.

Рассмотрим более подробно некоторые отрасли психологической науки.

Общая психология – отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, направленность) и психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем Сергея Леонидовича Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.

На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология.

Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания. Исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения.

Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической науки – возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли психологической науки в конце 19 в. В настоящее время основными разделами являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология.

Дифференциальная психология – отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Начало разработке данной отрасли психологии положил Френсис Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных.

Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900г. В.Штерном. Основными методами стали тесты.

Поскольку и педагогическая, и возрастная. И дифференциальная психология оперируют понятием «группа, в тесной связи с ними находится социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы. Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г. когда одновременно появились работы английского психолога У.Макдугалла и американского социолога Э.Росса. В названиях этих работ содержался термин «социальная психология».

В свою очередь, социальной психологией тесно связаны политическая психология и психология искусства, т.к. в той или иной мере они рассматривают явления не только индивидуального, но и социального плана.

Политическая психология - это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства.

Рассмотренные прикладные отрасли психологической науки в той или иной степени связаны сообразованием, воспитанием и, в целом, с развитием человека и человеческого общества.

Кроме того, существуют отрасли психологии, которые занимаются решением других задач. Одна из таких отраслей – медицинская психология, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных.

Структура медицинской психологии включает ряд разделов, наиболее общими являются: клиническая психология, общая медицинская психология, психопрофилактика и психогигиена, психокоррекция.

В заключении следует отметить, что мы познакомились лишь с небольшим количеством отраслей психологической науки. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимых для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология, юридическая психология, экспериментальная психология. Таким образом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо прежде всего ознакомиться с ее фундаментальными основами.

5.Этапы развития психологии

6. Основные направления в современной психологии.

В психологии есть много школ, направлений и концепций. Отношение к ним в разные времена было различным, вплоть до их запрета.

Рассмотрим некоторые направления и школы в психологии.

Интроспективная психология использует основной метод изучения психики – самонаблюдение (интроспекция). Метод основан на двух утверждениях, развиваемых представителями интроспективной психологии: во-первых, процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения, но, во-вторых, процессы сознания способны открываться (репрезентироваться) субъекту. Из этих утверждений следует, что процессы сознания конкретного человека могут быть изучены только им самим и никем более.

Идеологом метода интроспекции был философ Дж.Локк, который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей.

Дж.Локк утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство – рефлексия. Локк определял ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». В то же время под деятельностью ума Локк понимал мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желание.

Параллельно с учением Дж.Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое нему течение – ассоциативное направление. Возникновение и становление ассоциативной психологии связано с именами Д.Юма и Д.Гартли. Английский врач Д.Гартли причину психических явлений видел в вибрации, которая возникает в мозге и нервах. По его мнению, нервная система – это система подчиненная физическим законам. Соответственно и продукты ее деятельности включались в строго причинный ряд.

Давид Юм в качестве основополагающего принципа вводит ассоциацию. Под ассоциацией он понимает некое притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи.

Психоаналитическийподход разработан З.Фрейдом в конце 19 в. вначале как метод лечения психических болезней, а позже как учение о бессознательных психических процессах. З.Фрейд предложил структурную модель личности, которая базируется на топографической модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный.

Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент.

Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержавшая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, другой материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги.

Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символической форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках.

Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго («Я») и Супер-эго (Сверх-Я).

Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия.

Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. Эго вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, справиться с ее требованиями. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности.

Супер - эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Супер – эго состоит из двух структур – совести и Эго – идеала.

Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер – эго действуют на трех уровнях сознания.

Фрейд подчеркивал, что между тремя компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т.к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу.

Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер – его, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер – эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию и т.п.). В противном случае возникает невроз.

В психоанализе используется понятие интроекция. Это понятие используется при исследовании механизмов идентификации, с помощью которых человек присваивает характеристики другого.

Аналитическая психология основана швейцарским психологом К.Юнгом. По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Юнг доказал существование коллективного бессознательного, возникшего в результате эволюции биологического вида «человек» и представляющего собой накапливающийся опыт человечества в форме архетипов. Коллективное бессознательное образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым опытом человечества.

Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов.

Архетипы являются формами восприятия и осмысления действительности.

Для объяснения движения энергии Юнг ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность. Если человек сознательно стремиться к определенной цели, то в бессознательном присутствует противоположное намерение, чем объясняется бессознательный срыв сознательных намерений.

Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (например, Тень – противоположность Эго и Персоны, и на психические функции, и на свойства, (если мужчина сознательно культивирует маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бессознательное). Невротическое развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.

Юнг ввел понятие комплекс – неосознанное психическое образование, которое возникает вследствие вытеснения из сознания идей, связанных со значимыми для индивида переживаниями.

Юнг также ввел понятие «Я». За этим понятием скрывается стремление человека к целостности единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным.

Бихевиоризм (с англ. – поведение). Основоположник бихевиоризма американский психолог Джон Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа. Уотсон доказывал необходимость заниматься изучением поведения и отрицал необходимость изучения сознания.

С точки зрения Уотсона, поведение – это система реакций. Реакция – это новое понятие, которое введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма.

Для Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S- R» (стимул – реакция).

Для бихевиористов соотношение S- R стало единицей поведения.

Поэтому с точки зрения бихевиоризма основные задачи психологии сводятся к следующему:

- выявление и описание типов реакций;

- исследование процессов их образования.

В качестве общих и окончательных задач выдвигали две следующие задачи:

Прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызванный ее стимул.

Гештальтпсихология одно из направлений в психологии 20-30 годов, созданное Максом Вертгеймером, К.Коффкой. Основными элементами психики представители данного направления считали целостные образы – гештальты.

Гештальт – ярко выраженное целое, система, в пределах которой ее элементы находятся во взаимосвязи друг с другом. Структура гештальта такова, что изменение в одной его части влечет изменение во всех остальных частях и в едином целом, поскольку части гештальта не изолированы друг от друга.

На основе этой теории Вертгеймер разработал концепцию процесса научения. В основе научения лежит понимание, прозрение, по Вертгеймеру – инсайт.

Гуманистическая психология начала развиваться в 30-е гг. 20в.

Сущность теорий, существующих в рамках этого направления, состоит в том, что личность рассматривается как некое психологическое образование, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения.

Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс. Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – «Я-концепция», или «Самость», определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей «Я»

Ярким представителем гуманистического направления в психологии является А.Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.