Венных теоретических разработок в области безопасности, посвящённых, например, вопросам тех-
Ники безопасности, национальной безопасности, экологической безопасности, информационной Безопасности, безопасности предпринимательства и т.д. и т.п. Однако пришла пора осознать, что Главные усилия в практической и теоретической деятельности (в том числе в образовании) пока что Направлены, образно говоря, на __________обеспечение безопасности «пассажиров в каютах и на палубах «Ти- Таника». Образ тонущего «Титаника» при этом относится к биосфере как суперсистеме, частью ко- Торой является человечество. И эта часть суперсистемы (мы), слепо решая отдельные задачи обес- Печения своей безопасности «на палубах и в каютах», создала при этом такие «пробоины в корпу- Се», которые стали грозить полным «затоплением корабля» - экологической катастрофой, а ещё Создала угрозу «взрыва на борту» - уничтожения Жизни на Земле применением могущественных Военных технологий. Так говорит мировая наука. Неожиданно возникшие глобальные угрозы от собственной жизнедеятельности поставили те- Перь вопрос «быть или не быть» не только перед отдельным человеком, но и перед всем человече- Ством. Они также невидимо изменяют характер и интенсивность известных и привычных угроз, не Дают нам надёжно защититься привычными средствами. Что же делать-то? «Думать глобально, а действовать локально». Так считают учёные. Чтобы действовать адек- Ватно новой обстановке, надо знать и понимать, что и почему происходит вокруг нас, что угрожа- Ет не только мне и в данный момент, но и всем нам - и сегодня и в будущем. Согласно «Повестке Дня на XXI век», принятой на Конференции ООН 1992 года по окружающей среде и развитию: «все Люди должны получить ясное представление об опасностях, которые угрожают им и их потомкам». Понять общую обстановку с безопасностью, в которой заинтересован каждый человек в отдель- Ности и все люди вместе, увидеть общие пути решения разнообразных современных задач безопас- Ности может помочь общая теория безопасности. Важна она, в частности, для назревшего измене- Ния направленности современного образования, до сих пор не учитывающего судьбоносности гло- Бальных угроз. Для становления такой теории необходимы многосторонние предварительные раз- Работки, и к настоящему моменту их уже немало. Дополняющие эти разработки авторские идеи к общей теории безопасности являются результа- Том изучения, систематизации и дополнения известных научных взглядов на главные современные Проблемы человечества, связанные с его безопасностью. В каждой из этих идей, на наш взгляд, Имеется полезная новизна. Автор счёл целесообразным их совокупное изложение, хотя фрагменты Представляемого материала уже не раз публиковались в журнале ОБЖ (см., например, № 7, 2004). Пояснения к формулировкам идей даются по возможности кратко, в текст не включены иллюстра- Тивные примеры, используемые автором на лекциях по данной тематике в рамках вузовской дис- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|