Ными, так и разумными. Но не только. Для повышения уровня своей безопасности люди объединя-
Ются в сообщества. Не требует особых доказательств, что вместе - безопаснее__________. Так вот: стремление К объединению заложено следующей потребностью человека - потребностью в социальных связях. С объединением людей в сообщество появляется новая забота – обеспечение безопасности этого Сообщества. Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участ- Ника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев одновременно обеспечить безо- Пасность того и другого невозможно. Тогда возникает драматическая ситуация – нужно жертвовать Либо одним, либо другим. Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если ре- Шающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, Эгоистических интересов. В противном случае сообщество распадётся или даже погибнет при пер- Вой же критической ситуации. И вот: конфликт индивидуальных и общественных интересов разре- Шается следующей естественной потребностью каждого человека – потребностью в уважении. С Её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в Личные. Таким механизмом являются мнение окружающих, обычаи и традиции, согласно которым Член сообщества, рисковавший собой и преуспевший в действиях на благо сообщества, добивается Уважения и получает определённые привилегии – что служит его индивидуальным, эгоистическим Интересам. Развитое общество к обычаям и традициям уважения и привилегий для «самоотвержен- Ных» граждан прибавило законы, согласно которым привилегии утверждаются государством. Но, Как оказывается, уважения окружающих людей и государственных структур для нажёжности дей- Ствия названного механизма недостаточно. Мнение окружающих и формальные законы должны Подкрепляться определённой идеологией с внедрением в сознание людей Веры в некие идеалы. Ис- Тория показала, что самой эффективной идеологией оказалась религия. Ни одно «гражданское» Общество, построенное на сводах самых лучших законов, не в состоянии полностью проконтроли- Ровать выполнение этих законов своими гражданами. Непобедимый принцип «своя рубашка ближе К телу» влечёт разум каждого члена общества использовать всяческие лазейки для удовлетворения Своих эгоистических интересов, в том числе вопреки интересам общества. Такая ситуация делает Неэффективной любую пирамиду общественных (государственных) контролёров-надсмотрщиков за Исполнением законов, поскольку каждый из этих надсмотрщиков «тоже человек», руководствую- Щийся в первую очередь своими эгоистическими интересами. Религия же, вера во Всевышнего, и Созданная религиозными канонами мораль посадили «надсмотрщика» в виде совести в голову каж- Дого верующего. Он отвечает за свои поступки, за их соответствие моральным общественным мер- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|