Здавалка
Главная | Обратная связь

Ответ, и на Аллаха уповаем в его верности.



Знай же, о искатель жемчуга веры в море провидения и достоверного знания, что требованием к вопрошающему об этом является то, чтобы с сердца его была начисто смыта ржавчина легкомыслия, врата жилища его желаний и надежд не преграждали колючки и солома сомнений и заблуждений, чтобы на пути к славе и величию он имел постоянную близость с преуспевшими на этом пути, чтобы не один день он опоясывался поясом услужения обретшим мудрость мужам. А когда хоть одно слово из мелодичных выражений и выразительных мелодий «жизни благой» достигнет слуха его, то прежде, чем это слово, выражение и мелодия зазвучат в его гортани, смысл этого слова должен проникнуть в самое сердце его.

Однако если человек не достиг такого уровня и обладает лишь врожденной сообразительностью и умом, требование к нему таково, чтобы он принимал все, чего он постигает и добивается своими молениями, бдениями, поминаниями имени Господа, благодарением и хвалой ему. А если он не в силах постичь что-либо, то пусть обрушивает порицание на бессилие и недостаток своего ума, но не на изъяны в разъяснении и знании наставника.

А теперь мы постараемся разъяснить это основополагающее положение соразмерно пониманию смышленых простолюдинов и выявить истину о единственности или двойственности вопрошаемых понятий, в надежде на благодарность, а не враждебность и осуждение. Как будет угодно Всевышнему Аллаху! Мы же говорим: Аллах дарует помощь и успех!

Знай, что если ты говоришь: эти два понятия- одно и то же из-за того, что оба выражают смысл истины, то это правильно, но если ты заявляешь, что они- две разные вещи в силу лексического состояния или по шариату, то и это правильно, ибо между этими двумя суждениями нет противоречия и расхождений с шариатом и религией.

Что касается суждения о том, что эти два понятия выражают одно и то же, то оно сводится к тому, что ислам есть производное от «таслим» (полное предание себя Богу). Когда раб божий внешне и внутренне полностью отдается воле и власти Господа, то он становится «му мином» (правоверным), поскольку слово «му мин» является производным от «амн» (безопасность), то раб божий, являющийся истинным мусульманином, безусловно оказывается в безопасности под защитой (эмин) Господа. Но если ты считаешь, что «иман» исходит от понятия «тасдик» (верить) на том основании, что Господь, - да будет он славен и могуч,- сказал в сказании о братьях Иосифа : « Ва ма анта биму минин лана» [12,17] (Ты нам не веришь), то есть « Ты нам не доверяешь», то мусульманин, отдавший сердце, уста и тело воле и во власть Господа, вызывает доверие сердцем, устами и телом. В этом смысле, несомненно, «иман» есть «ислам».

Но если подходить к этому вопросу, отталкиваясь от понятия «иман», то ясно одно, что всякий «му мин» (правоверный) находится под защитой Господа, а защиты его удостаивается тот, кто был занят не собой и людьми, а был целиком с Истиной, а с Истиной он мог быть только если полностью предавал всего себя воле и власти Бога и предание это было искренним.

Если допустить, что «иман» означает «тасдик», то тогда заслуживает доверия тот, кто повиновался власти божьей, а это происходит тогда, когда он внешне и внутренне отдавался целиком власти Господа и вручал (таслим)себя полностью предопределению и предустановлению Его. В этом смысле «ислам» есть «иман». Свидетельство правильности этого положения заключено в Коране и сунне - своде преданий о деяниях пророка. Так, в Коране Всевышним Аллахом сказано: « И вывели Мы оттуда тех, кто был из верующих. Но Мы не нашли там больше одного дома предавшихся» [51,35-36]. Здесь он счел семейство Лота, - мир ему- и верующими (му минин) и предавшимися (муслимин) и это в одной и той же ситуации и в одном и том же случае. Данный аят из Священной Книги служит доказательством тому, что «ислам» есть «иман», а «иман» есть «ислам». Всевышний также сказал: «Если вы уверовали в Аллаха, то на Него полагайтесь, если вы предавшиеся» [10,84]. Тем самым он назвал одну вещь и «иманом» и «исламом», что является еще одним свидетельством тому, что «ислам» и есть «иман». В «Сахих ул-ахбар» (Достоверных вестях) рассказывается, что Пророк Аллаха,-да благословит его Аллах и приветствует, - сказал: «Иман имеет более семидесяти врат», а в другом хадисе он сказал: «Ислам имеет более семидесяти ветвей», назвав, таким образом, одну и ту же вещь и «иман» и «ислам». И это тоже знак того, что «иман» есть «ислам», а «ислам» есть «иман».

Что же касается суждения о том, что иман - это одно, а «ислам» - другое, то об этом также существует достоверный хадис, согласно которому архангел Джабраил, - мир ему, - вопрошает Пречистого Пророка, - да благословит его Аллах и приветствует, - говоря ему: «Что такое ислам?» Пророк Аллаха, - да благословит его Аллах и приветствует, - отвечает : « Это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, возносишь молитву, вносишь закят, постишься в месяц рамазан и совершаешь паломничество к Дому Господнему». А когда Джабраил, - мир ему, - спросил: «А что такое иман?» то Пророк,- да благословит его Аллах и приветствует, - ответил: «Это когда уверуешь в Аллаха и ангелов Его, в Его писания, Его посланников, в воскресение после смерти, Судный день, предопределение Аллаха со всем его благом и злом».

Каждый ответ, услышанный от Пречистого Пророка, воспринимался Джабра- илом с удовлетворением и он подтверждал его правильность, молвя: «Верно». А был Джабраил надежным хранителем скрижали вечной и хранителем Откровения, а Пречистый Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, - обладал качеством, о котором сказано в Священном Коране: «И говорит он не по пристрастию. Это только Откровение, которое ниспосылается» [53, 3-4]. В таком случае, законоположение, установленное совместно этими двумя владыками религии, не должно вызывать вопросов и не может подвергаться сомнениям и возражениям.

Мы создали эту книгу, основываясь на данном законоположении и соответствие его Первому слову еще раз будет подчеркнуто и разъяснено в ней настолько, что спрашивающий найдет подробные ответы на все свои вопросы, если угодно будет Всевышнему Аллаху.

 

А теперь вернемся к сути нашей беседы. Знай, что каждый испытывающий удовольствие от поступков, раздумий и деяний религиозных, жив исламом. А каждый, испытывающий наслаждение от размышлений над божественными знамениями, порывами ангельского вдохновения, установлениями и наставлениями небесных писаний, мудрости ниспослания посланников божьих велением Господним, над малыми и большими делами, происходящими по могущественному и властному приказу «Кун фа якун» («Будь! И оно сбывается»), тот жив иманом.

Форма (тело) является слугой ислама, а сердце является слугой имана. Ни форма способна работать без помощи сердца, ни сердце в силах видеть без участия формы. Насколько форма привязана к сердцу, настолько сердце привязано к форме. Ислам не есть форма, существующая без сердца, а иман, в свою очередь, не может быть сердцем, способным действовать без помощи формы. Различие между ними состоит в том, что всякое видение сокрытое вначале происходит сердцем, и только затем телом, а всякое конкретное дело производится телом, а затем уже сердцем, то есть конкретное-первоначально, а сокрытое следует за ним. Поэтому удовлетворение исламом, проявляющееся в каждой конкретной форме, стоит первым, а удовлетворение иманом, проявляющееся в сердце сокрытого, стоит вторым. Для того, чтобы переместиться из мира умиротворенности и удовлетворенности ислама в мир удовольствий имана, нужно, чтобы у человека правоверного поминовение сменилось размышлением, действие видением, конкретное и реальное сокрытым, душа сердцем, явное потаенным, внешнее внутренним, чтобы зрелищем его было владычество и величие Судии, объектом любования - кельи и мечети приближенных к небесам, лугом - тайны и сокровенные мысли Корана, привалом и пастбищем - порог щедрости посланников божьих, чтобы он испытывал страх лишь перед Судным днем, скрывал свои тревоги и опасения перед роком.

Выгода и ущерб, горечь и сладость, тяжесть и легкость, власть и плен, любезность и жестокость, соединение и расчленение, встреча и разлука, открытость и замкнутость, стыд и гордость, тайна и явь, конкретное и сокрытое, близость и отчуждение, скверна и чистота, скрытность и явленность, обязательность и коварство, разрешение и запрет, жизнь и вечность, униженность и высокомерие и тому подобное - все они проистекают по воле судьбы и рока. Приговор Судии проявлением рока доводится до судимого. Раб божий с тревогой следит за движениями судьбы: что она принесет ему? Судьба внимает року: что мне он прикажет? Ухо внемлет силе: какой же приказ он отдаст? Сила оглядывается на волю: что же она велит? Воля обращается к разуму: супротив кого же направиться?

Воля берет из сокровищницы знания счастье или несчастье человека и вручает их силе; слух берет из сокровищницы силы это счастье или несчастье и передает их на суд божий; рок берет из хранилища суда это счастье или несчастье и доносит до человека. Недопустимы: в силе - неведение, в суде - оплошность, в слухе - изъян, в роке - навет, в воле - упорство, и в знании - ошибка.

Это есть зрелище, опаляющее сердце, обжигающее печень, и заставляющее глаза плакать, особенно когда, всмотревшись в тело, можно увидеть его греховность, вглядевшись в сердце, можно заметить его неведение, а в разуме получить знание о том, что «каждый удостаивается того, для чего он рожден». Боюсь, что рок именем души навлекает беду на человека, а ведь обрекать людей на несчастье - греховно и противно вышеуказанному знанию.

О чем ты спрашиваешь, о изучающий противоречия, ведь это знание сокрыто, а семенами несчастий является противоречие знанию. Разгадка кроется в тайне дозволения и желания, но никто не узнает эту тайну кроме как через противоречие.

Знай же достоверно, что несчастье не происходит без дозволения и воли, однако дозволение и воля есть вещи сокрытые и никто не ведает сокрытое. Дозволение и воля охраняют знание о сокрытом, а в дозволении, желании и воле нет другого поводыря кроме знания. Судьба и рок являются посланниками и гонцами дозволения и решения к тебе. Но ведь ни одному письмоносцу никогда не предъявляли ни упрека, ни претензий по поводу содержания письма. Значит, ты сам заслужил эти знаки порицания и страдания и никому, кроме тебя, не ниспослано это осуждение и страдание.

 

Если кто-либо, желая спросить, скажет: «Деяния и поминовения, являющиеся основным достоянием жизни в исламе и предметом успокоенности и удовольствия для мусульманина, есть результат трудов и приобретений человека и по своей сути ясны и известны. Благодаря им религиозные устои и чувства оберегаются от противоречий и сохраняются в согласии. Мы же хотим уяснить для себя следующее: являются мысли сердца и внутреннее видение следствием трудов и стараний человека, либо это - дарование и подарок Истины, да будет он вечно славен. Мы также хотим знать :каковы течения мысли, их пределы, сколько их, и где они находятся. Кроме того, хотелось бы узнать о том, какое из поминовений (зикр) предпочтительнее мысли и какая из мыслей имеет преимущество перед поминовением (зикром), ибо пророки и посланники, - да пребудет над ними благословение Аллаха, - а также выдающиеся люди, прославились зикрами, хотя сердца их были кладезями видения Сокрытого».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.