Временной культуры безопасности необходимо изменение направленности образования.
Пока что в образовании, опирающемся в большей своей части на имеющиеся достижения нау- Ки, доминируют представления индустриальной эпохи: выпускники учебных заведений по- Прежнему нацеливаются на «компетенции» в применении и в дальнейшей разработке «полезных» Технологий преобразования окружающей среды. Сегодня при постановке вопроса о реформе (или Модернизации) образования рассматриваются, в основном, новые формы организации учебного Процесса и удовлетворение запросов сегодняшних работодателей, а в перспективе – внедрение Культуры достоинства (например: Асмолов А.Г., Кондаков А.М. «Образование России: от «куль- Туры полезности» к «культуре достоинства», Педагогика, № 7, 2004). Действительно, до сих пор в Обществе, в том числе и в образовании, преобладает культура полезности, и воспитание у личности Чувства достоинства важно. Однако культура достоинства видится лишь одним из ориентиров не- Обходимой перестройки образования и воспитания, поэтому в новых условиях она может (и долж- На) войти в общую культуру мирового сообщества только как составная часть. Будущая культура человечества видится как мультикультура: «культурное разнообразие является Ценным наследием» («Хартия Земли»). Но, при включении в неё всех достижений национальных куль- Тур, она в целом должна быть выстроена в соответствии с главным вызовом наступающей эпохи. По- Этому опорной частью общей культуры должна быть современная культура безопасности. Надо, Прежде всего, удовлетворить __________коренную потребность человека в по-новому опасных условиях, обеспе- Чить выживание и каждой личности, и каждого народа, и вообще человечества как вида. Соответст- Венно девизом образования и воспитания должно стать: от «культуры полезности» к «культуре Безопасности». Необходимому повороту направленности образования должна послужить охватывающая все виды Образовательных учреждений образовательная область «Безопасность жизнедеятельности». Именно Она сможет стать системообразующим стержнем всего образования, обеспечить формирование совре- Менной культуры безопасности во всех её компонентах - если будет иметь своим ядром мировоззренче- Ский компонент. Теоретические и практические наработки в этом направлении сегодня уже есть (напри- Мер: «Концепция образовательной области ОБЖ», ОБЖ №4, 2001; Л.М.Власова и др. «Безопасность Жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности», М., «Русский журнал», 2004, 2007, Www.fnimb.org). Разделы области, посвящённые разнообразным направлениям обеспечения безопасно- Сти, должны быть тесно связаны не только друг с другом, но и с другими образовательными компонен- Тами межпредметными связями, создавая общее образовательное пространство (В.Сапронов, Л.Шершнев «О концептуальных основах образовательной области БЖД», ОБЖ №4, 2006). Образовательный уровень будущих субъектов безопасности в различных слоях общества будет ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|