Здавалка
Главная | Обратная связь

Прямое действие Конституции РФ.

Это означает, что новая К РФ имеет высокую юр. эфф-т как акт непосредственного дей-я. Недопустим отказ любого суда или др. правоприменит. органа от применения, реализации, конкретных норм К при разрешении ими конкр. юр. дел со ссылкой на отсутствие разъясняющих или детализирующих текущих законов или др. н.а. (особенно это кас-ся норм. Гл. 2 "Прав и свободы человека и гражданина").

Как закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Особенно следует отметить позитивное воздействие Конституции на укрепление стабильности институтов власти, хотя до достижения адекватности властных структур требованиям времени еще сохраняется "дистанция огромного размера".

Согласно К. ст. 15 п.1. К. РФ имеет высш. юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить К. РФ.

Текст К. содержит указания на необходимость принятия ряда ФКЗ и ФЗ, действие ~ будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.

Президент РФ издает НП акты, ~ не нуждаются в предварительном согласовании с центральными отраслевыми органами управления. Как гарант К. Президент обеспечивает ее прямое действие, применение К. норм на всей территории РФ.

К. ст. 18 "права и свободы чел. явл. непосредственно действующими".

 

ПРИНЦИП РАЗДЕЛ ВЛАСТЕЙ.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

- право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

- право Президента РФ распускать Государственную Думу;

- право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона. В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в

соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть

осуществляется разными государственными органами. И формально, и фактически такого

строгого разделения властей нет. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей

власти: Правительство Ее Величества; министры Ее Величества; Королевская подпись на

законопроекте; судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха. И хотя

правило «царствует, но не правит» является определяющим полномочия монарха в

Великобритании, формально-юридически монарх является составляющей всех ветвей

Власти.Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении

монарха в системе государственных органов, но и в том, что:

• члены Правительства являются членами законодательного органа власти, а также

обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Лорд-

канцлер является одновременно членом Кабинета, Спикером Палаты лордов и

Председателем Апелляционного суда;

• Палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и высшей судебной

апелляционной инстанцией Великобритании;

• Тайный совет - совещательный, исполнительный орган при монархе - в лице своего

Судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на

решения церковных судов и медицинских трибуналов. Он обладает также

специальной юрисдикцией высказывать в связи с обращением монарха свое мнение по вопросам. права.

 

13) СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. Специфическое значение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в системе источников конституционного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации, хотя и сохраняют свою международно-правовую природу, являются составной частью российской правовой системы. Это позволяет говорить о них как об особом виде источников внутреннего права Российской Федерации, занимающих обособленное положение в ее нормативно-правовой системе. Под «общепризнанными принципами и нормами международного права» обычно понимаются общеобязательные нормы международного права, которые пользуются признанием мирового сообщества, выраженным определенным способом, причем иногда и без закрепления в каких-либо конвенциях и отклонение от которых недопустимо. При этом в международном праве отсутствует нормативный акт, в котором исчерпывающим образом перечислялись бы общепризнанные принципы и нормы международного права. Особое значение имеют международные принципы, нормы и акты как источники в конституционном праве Российской Федерации, поскольку в этих принципах, нормах, актах находят отражение общечеловеческие ценности и демократические стандарты. Создание же базовых основ государственного и общественного устройства является в свою очередь задачей конституционного права. В связи с этим выяснение соотношения международно-правовых норм с конституционно-правовыми нормами, закрепляемыми во внутренних нормативно-правовых актах, достижение их взаимной согласованности представляется особенно важным. Конституция РФ в определенном смысле дает ключ к решению этих вопросов, закрепляя место международных договоров в иерархии источников российского права: в случае противоречия норм законов Российской Федерации правилам международного договора применяются правила международного договора ,но при этом мн дра подлежат ратификации,т.е проверки конституционности мн дров до их вступления в силу.Что касаеться их реализации непосредственно в правовой сфере Рф то 2 пути61)через национальные нормативные акты2)непосредственное применение вместе с национальными нормами и вместо них.здесь речь о самоисполнимых нормах.Условия непосрелственного действия: Официальное опубликование между-народного договора и его вступление в силу для Российской Федерации;Отсутствие необходимости издания внутригосударственных актов для применения международного договора;Виды: Локальными (региональными) являются договоры, в которых участвуют ограниченное число государств. Статья 52 Устава ООН предусматривает возможность заключения региональных соглашений. Таковыми являются соглашения, заключённые в рамках СНГ и Европейского Союза.Договоры могут классифицироваться и по объекту регулирования. С этой точки зрения договоры подразделяются на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта, связи и т.д. Договоры могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих стран предполагают согласие их участников. В открытых договорах может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора. Открытыми договорами являются Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. Венская конвенция о праве договора 1969 и др.Федеральный закон РФ «О международных договорах РФ» 1995 г. предусматривает классификацию договоров на межгосударственные договоры, заключаемые от имени России, межправительственные, заключаемые от имени правительства РФ, межведомственные, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий. При этом следует иметь в виду, что независимо от того, какой государственный орган заключил договор, он создаёт права и налагает обязанности на Россию в целом.

 

14) СТАТУС ПОЗИТИВУС НЕГАТИВУС

§ 1. История возникновения и теоретические взгляды на права человека

Исторически права человека возникли в качестве сословных привилегий, ограничивавших пределы осуществления государственной власти. Первым таким актом стала Великая хартия вольностей 1215 года. В западноевропейской правовой культурной традиции в течение нескольких веков продолжало развиваться индивидуалистическое мировоззрение, которое привело в конечном счете к юридическому закреплению в конце XVIII в. (в частности, в годы Великой французской революции – в Декларации прав человека) уже не сословных, а индивидуальных прав и свобод, определявших ту сферу автономии личности, в которую государство вмешиваться не вправе. В настоящее время права человека рассматриваются как элемент общеправового статуса личности, в качестве самых общих прав и обязанностей, составляющих правовой статус безотносительно к какой-то ограниченной области (в противоположность отраслевому) или к конкретной личности (в противоположность индивидуальному правовому статусу). По поводу конституционных прав юридических лиц см. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах".

Права человека в первую очередь рассматриваются в плоскости отношений между личностью и государством, поскольку государство одновременно выступает главным гарантом защиты прав (ст.45 Конституции РФ) и в то же время фигурирует в качестве основного потенциального нарушителя прав (особенно в сфере личной свободы и уголовного преследования). В связи с этим права человека рассматриваются как субъективные права по отношению к государству. В то же время способ юридического закрепления прав препятствует реализации прав в зависимости от исполнения обязанностей, т.е. позволяет считать права основой возникновения не относительных отношений с государством, а абсолютных правоотношений. Исходя из этого обычно разделяют права человека на составляющие:

status negativus – сферу, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни частные лица (личные и процессуальные права);

status positivus – сферу, требующую от государства совершения определенных действий или оказания позитивных услуг. Это притязания к государству на полицейскую и судебную защиту своего правового статуса (права-гарантии), а также притязания к государству на социальное призрение (социально-экономические права);

status activus – сферу участия в управлении делами государства (политические права).

В юридической и философской литературе сложились такие взгляды на природу прав человека.

Права человека, как и другие правовые нормы, являются установлением государства, добровольно принятым самоограничением. Для суверенной государственной власти нет и не может быть внешней силы, которая бы устанавливала границы осуществления власти.

Права человека – это явление, присущее разуму и сердцу человека, существующий в природе (или в обществе, либо дарованный богом) естественный закон. Со стороны государства может осуществляться признание прав, государство может считать себя связанным этими правами, хотя они существуют объективно и независимо от государственной воли.

Появление государства, как и юридическое закрепление прав человека, являются продуктом общества и служат одной цели – общественной солидарности, обеспечению исполнения обществом своих функций.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.