Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 4. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПЛАВАНИЮ С ДЕТЬМИ И УЧАЩИМИСЯ



1. Принципы обучения.

2. Методы и средства обучения.

3. Организация работы по плаванию с детьми и учащимися.

1. Принципы обучения.

Под принципами обучения в теории и практике подразумевают наиболее важные положения, которые обобщенно отражая фундаментальные закономерости воспитания, в виде определенных правил и упорядывающих требований, направляют деятельность воспитателя и воспитываемых к намеченной цели (Матвеев Л.П., 1991 г.).

1.1. Принцип единства обучения и воспитания:

При занятиях плаванием создаются условия для воспитательной работы. Для достижения поставленной цели (научиться плавать, достичь определенного спортивного результата) занимающемуся приходится выполнять различные упражнения, преодолевая при этом усталовсть, а иногда и страх. Это способствует воспитанию волевых качеств.

Однако упражнения сами по себе не воспитывают моральных качеств. Спортсмены воспитываются в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. При занятиях плаванием спортсмены объединяются в группы, коллективы. Взаимооотношения между членами коллектива, его традиции и общий стиль работы оказывают решающее влияние на эффект воспитательной работы.

Организатор и руководитель такого коллектива - тренер-преподаватель. Преподаватель наделен особыми правами, полномочиями и несет ответственность за работу коллектива, формирует стиль его работы и традиции, регулирует взаимоотношение между членами коллектива, отвечает за воспитательную работу, за организационную связь обучения и воспитания.

Основным методом воспитательной работы преподавателя является метод убеждения. Наряду с ним могут приминяться метод поощрения и метод наказания.

1.2. Прицип сознательности и активности.

Активность занимающихся и их поведение на занятиях определяется отношением к итоговой цели, целеустремленностью и пониманием того, что необходимо сделать для достижения намеченной цели, осознано относятся к выполнению тех или иных упражнений.

Путь от начинающего спортсмена к званию мастера спорта может длиться несколько лет. Но далеко не все могут тренироваться активно и целеустремленно не нарушая режима тренировки и в кое чем отказывая себе. Чтобы отношение спортсменов было целеустремленным, необходимо ставить перед ним ряд конкретных задач, последовательное решение которых обеспечит достижение цели. Необходимо намечать конкретные задачи на каждый месяц, неделю, урок.

Целеустремленность занимающихся, сознательное отношение к занятиям - основа, обеспечивающая их активность. Для обеспечения активного выполнения всех заданий преподавателем необходимо сделать занятия увлекательными, эмоциональными, интересными.

Сочетание сознательного отношения с увеличением обеспечивает активность занимающихся и высокую эффективность обучения и тренировки. Эмоциональность занятий повышается путем использования игрового и соревновательного методов организации выполнения упражнений, применения разнообразных комплексов целенаправленных упражнений, созданием наилучших условий для занятий.

1.3. Принцип доступности.

Чрезмерно трудное задание может оказаться просто невыполнимым для недостаточно подготовленного к ним занимающегося. Все предлагаемые спортсмену задания необходимо соразмерить с возможностями занимающегося, но это не значит, что следует использовать только такие упражнения, которые могут выполняться легко, без усилий и физического напряжения. Задания могут быть трудными, но выполнимыми, доступными спортсмену при определенной мобилизации им своих сил и возможностей.

Тренеру необходимо учитывать и то какие последствия окажет выполнение тех или иных упражнений на организм спортсмена. Ежедневные большие нагрузки могут привести к перетренированности, снижению работоспособности, а иногда и к патологическим изменениям в организме.

Трудность упражнения определяется не только структурой движения, но и величиной физических усилий, а также зависит от подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся.

1.4. Принцип систематичности и последовательности.

Для выполнения трудного упражнения, занимающийся должен освоить более легкие подводящие упражнения, спорстмену необходимо развить качества и приобрести навыки и умения, которые требуются для выполнения трудного упражнения. Необходимо отметить, что формирование навыков (при обучении) и развитие функциональных возможностей спортсмена (при тренировке) осуществляются успешнее тогда, когда между повторениями упражнений в одном занятияй и между учебными занятиями проходит определенное время. Поэтому обучение и тренировка должны проводиться по определенной системе с последовательным переходом от одних упражнений к другим.

Обучение является целостным процессом, состоящим из ряда органически связанных между собой звеньев - занятий (уроков).

База для решения задач очередного урока закладывается на предыдущих занятиях; на каждом уроке создаются предпосылки для решения задач последующих уроков.

Составляя план учебно-воспитательной работы, преподаватель руководствуется следующими правилами, вытекающими из принципа систематичности и последовательности: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

1.5. Принцип прочности и научности.

Для того чтобы навыки выполнения относительно простых движений способствовали освоению более сложных, трудных упражнений, необходимо достаточно прочно освоить эти простые движения.

Для достижения высоких спортивных результатов пловец должен овладеть техникой плавания, необходимо чтобы у него сформировался прочный двигательный стереотип, навык.

Формирование двигательного навыка происходит когда человек многократно выполняет какое-нибудь сложное движение. Впервые выполняя упражнения в коре головного мозга возникат много очагов возбуждения, причем процессы возбуждения приобладают над процессами торможения, напрягаются не только те мышцы работа которых обеспечивает выполнение движений, но и те, которые в этот момент движения должны быть расслаблены. Движения выполняются угловато, не точно. При многократном повторении изучаемого движения создаются условные двигательные рефлексы.

Человеку при обучении плаванию приходится выполнять движения в непрывычной среде. Сопротивление воды связывает, сковывает движения. В кору головного мозга поступает масса непревычных сигналов - импульсов от различных рцепторных систем организма. Возбуждение усиливается и психологическим фактором, боязнью захлебнуться.

Таким образом в формировании двигательных навыков в плавании выделют четыре фазы: а) фаза освоения с водой, обучение занимающихся умению ощущать воду и выполнять в ней самые простые движения; внушение занимающимся уверенности в том, что они могут научиться плавать и смогут преодолеть страх перед водой.

б) фаза изучения отдельных плавательных движений, сочетание этих движений между собой и соединение их в целостное действие.

в) фаза устронения излишних движений, излишнего мышечного напряжения и закрепления навыка плавания.

г) фаза дальнейшего совершенствования навыка в плавании, уточнение индивидуального стиля пловца, внесение некоторых изменений в двигательные навыки в соответствии с изменившимися функциональными возможностями пловца, совершенствованием техники.

Стиль пловца необходимо постоянно совершенствовать и изменять привычную структуру движения. Это вызвано тем, что техника плавания постоянно совершенствуется, появляются более новые рациональные варианты выполнения отдельных элементов плавательных движений.

В процессе обучения и тренировки большое внимание следует обращать на развитие у занимающихся способностей ориентироваться в воде и управлять своими движениями, на развитие физических качеств и координационных возможностей.

1.6. Принцип наглядности.

При обучении образное представление формируется быстрее когда объяснение дополняется показом, демонстрацией т.е. с использованием наглядного метода.

При обучении плаванию наглядность обеспечивается показом изучаемых движений преподавателем или его помощником, демонстрацией кинокартин, кинокольцовок, кинограмм, рисунков, а также видиомагнитофонной записи с сопровождением словесного объяснения, продуманной жестикуляцией, использованием образных выражений (Парфенов В.А., 1981).

1.7. К специфическим принципам спортивной тренировки относят:

а) принцип направленности к высшим достижениям;

б) принцип единства общей и специальной подготовки спортсменов;

в) принцип непрерывности тренировочного процесса.

г) принцип постепенного и максимального увеличения тренировочнх требований;

д) принцип волнообразного изменения величины тренировочных нагрузок;

е) принцип цикличности тренировочного процесса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.