Здавалка
Главная | Обратная связь

В чем состоит правовая охрана окружающей природной среды и населения от вредного радиоактивного излучения?



Согласно Федеральному закону «О радиационной безопасности» радиацион­ная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-тех­нического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспита­тельного и общеобразовательного характера;

осуществлением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправ­ления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и граж­данами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области ради­ационной безопасности;

информированием населения о радиационной безопасности и мерах по ее обеспечению;

обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиаци­онной безопасности разрабатываются федеральные и региональные (территори­альные) программы. Федеральные программы в области обеспечения радиацион­ной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации.

Так, основной цельюФедеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года, утвержденной Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 28 августа 1997 г. № 1112, является снижение негативных ме­дицинских, социальных, психологических последствий аварии на Чернобыль­ской АЭС на население и участников ликвидации ее последствий до возможно низкого уровня; экологическая и экономическая реабилитация радиоактивно за­грязненных территорий, возвращение ряда территорий к нормальным условиям жизнедеятельности.

ВПрограмме предусматривается выполнения комплекса мероприятий в со­ответствии с вышеуказанной концепцией:

концентрация основных средств на проведение защитных и реабилитацион­ных мероприятий на наиболее радиоактивно загрязненных территориях Брян­ской, Калужской, Орловской и Тульской областей, где имеет место превышение допустимых уровней облучения и содержания радионуклидов в продукции сель­ского и лесного хозяйства, в продуктах питания, производимых в личных подсоб­ных хозяйствах;

развитие и совершенствование системы оказания медицинской, втом числе специализированной, помощи гражданам, подвергшимся радиационному воз­действию вследствие чернобыльской катастрофы;

получение исчерпывающей объективной информации о радиоактивном за­грязнении объектов окружающей природной среды и уровнях радиационного воздействия на население;

обеспечение производства сельскохозяйственной продукции с содержанием радионуклидов, не превышающим допустимых уровней, устанавливаемых Ми­нистерством здравоохранения Российской Федерации для снижения радиацион­ного воздействия на население;

социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подверг­шихся радиационному загрязнению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 815 утвержденаПрограмма развития атомной энергетики Российской Федера­ции на 1998-2005 годы и на период до 2010 года, уточняющая подпрограммы, входящие в состав Федеральной целевой программы «Топливо и энергия».Основ­ными целями Программы являются надежное и конкурентоспособное снабжение потребителей тепловой и электрической энергией, обеспечение безопасной экс­плуатации действующихАЭС, создание АЭС нового поколения повышенной бе­зопасности, надежное обеспечение атомных станций ядерным топливом, подго­товка к созданию замкнутого цикла сжигания долгоживущих радиоактивных продуктов отработанного топлива, разработка качественно новых перспективных энергоблоков на принципах естественной безопасности и создание условий для перехода к крупномасштабному развития атомной энергетики. Достижение ос­новных целей Программы позволит обеспечить снижение техногенного воздейст­вия на окружающую природную среду, экономию органического топлива, разви­тие научно-технического потенциала страны, сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест, расширение экспортных возможностей страны и междуна­родной кооперации в области атомной энергии.Программой предусматривается в частности, совершенствование обращения с радиоактивными отходами наАЭСи площадках исследовательских реакторов.

Чтотакое «отходы» и каковы меры охраны окружающей природной среды от них?

Подотходами производства и потребления, согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г., понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся в процессе производства или потребле­ния, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Помимо этого в Законе особе выделяютсяопасные отходы, под которыми по­нимаются отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свой­ствами - токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой радиа­цией или способностью возбуждать инфекционные болезни, либо которые могут представлять непосредственную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими ве­ществами (ст. 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, согласно которым подтвердыми и жидкими бытовыми отхо­дами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности насе­ления (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.).

Режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов, устанавливается по решению органов местного самоуправле­ния. Заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной фор­ме путем составления соответствующего документа - договора, квитанции, тало­на и т. п. Качество предоставляемых услуг по вывозу бытовых отходов должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии таковых - обычно предъяв­ляемым к такого рода услугам требованиям.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, ис­пользования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, говорится вФе­деральной целевой программе «Отходы», ведет к опасному загрязнению окружаю­щей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны. Ежегодно в России образуется около 7 млрд тонн от­ходов, из которых используется лишь 2 млрд тонн, или 26,6 процента. Для сравне­ния отметим, что в США стали производить 55 процентов соответствующей про­дукции из отработанного металла. На международной конференции, прошедшей в 1992 году в Рио-де-Жанейро, был сделан глобальный вывод: человечество не мо­жет развиваться так, как оно развивалось раньше, иначе планета будет превращена в загрязненную пустыню, а человек как вид погибнет.

Так,основными целями Федеральной целевой программы «Отходы» являются создание нормативной и технологической базы для реализации единой государ­ственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязне­ния окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет макси­мального вовлечения отходов в хозяйственной оборот.

К числузадач, подлежащих решению для достижения указанных целей, отно­сятся:

организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструк­торских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;

создание системы управления обращения с отходами, построенной наосновеорганизационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, ин­формационных и контрольных регуляторов;

реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап крупномас­штабного решения проблемы накопленных в стране отходов (а их уже в 1996 го­ду было 80 млрд тонн) и технического перевооружения производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий.

По каждому мероприятию были определены этапы реализации, предусматри­вающие предпроектную проработку, разработку технологической документации, выполнение проектов и др. В целях принятия неотложных мер по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности использования отходов в Про­грамме были определены первоочередные мероприятия на 1996-1998 годы.

Перечень отходов, являющихся объектами пилотных проектов, включает ртутьсодержашие отходы, мышьяксодержащие отходы, отходы гальванического производства, отходы хроматного производства, шламы и пыли металлообработ­ки, фосфогипс, золошлаковые отходы, нефтефелиновые хвосты, отходы углеобо­гащения, древесные отходы, отходы целлюлозно-бумажной промышленности, отходы сельскохозяйственного производства, медицинские отходы, твердые бы­товые отходы, добычи и переработки горнорудного сырья.

Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, Фе­дерального экологического фонда, средств предприятий и привлеченныхимисредств.

Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, который в случае необходи­мости в установленном порядке может передавать осуществление части функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия Программы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.