Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Термин «этиология»— греческий и обозначает учение о причинах (этио — причина, логос — наука, учение).

Несмотря на то, что предположе­ние о роли поражения головного мозга в этиологии речевых расстройств было высказано еще за четыре столетия до н. э. Гиппократом, подлинно научное подтверждение ему было дано лишь в 1861 г., когда французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи, и связал потерю речи с его поражением. В 1874 г. анало­гичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания с сохранностью определенного участка коры го­ловного мозга. С этого времени стала доказанной связь рече­вых расстройств с морфологическими изменениями опреде­ленных отделов коры головного мозга.

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тес­ное взаимодействие. Он также выделил органические(анатомофизиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневроло­гические причины.

К органическим причинамбыли отнесены:

· недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения,

· различные органические нару­шения периферических органов речи.

Им были выделены орга­нические центральные (поражения мозга) и органические пе­риферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата).

Функциональные причиныМ. Е. Хватцев объяс­нил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения про­цессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчеркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин.

К психоневрологическим причинамон относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстрой­ства психических функций.

Важную роль М. Е. Хватцев отводил и социально-психо­логическим причинам,понимая под ними различные небла­гоприятные влияния окружающей среды. Таким образом, им впервые было обосновано понимание этиологии речевых рас­стройств на основе диалектического подхода к оценке при­чинно-следственных связей в патологии речи.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фак­тора или их взаимодействия, которые определяют специ­фику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Концепция развития психики, разработанная Л. С. Выгот­ским, составляет методологическую основу изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте. Подчерки­вая связь психического развития с воздействием окружаю­щей среды, он ввел понятие социальной ситуации развития. Она представляет собой сочетание внутренних процессов раз­вития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа.

В основе созревания речевой функциональной системы ле­жит афферентация, т. е. поступление из внешнего мира через различные анализаторы, в первую очередь слуховой анализа­тор, разнообразных сигналов и прежде всего — речевых. Ис­точником слуховой афферентации является взрослый, кото­рый общается с ребенком. В связи с этим роль речевого окружения и речевого общения очень велика, и их недоста­точность может быть одной из основных причин, нарушаю­щих формирование речи.

Дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограни­ченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектами речи, длительная госпи­тализация, ограничение социальных контактов из-за различ­ных тяжелых заболеваний, например, дети с церебральным параличом), отстают в развитии речи.

Для нормального речевого развития ребенка общение дол­жно быть значимым, проходить на эмоционально положитель­ном фоне и побуждать его к ответу.

Предпосылкой в развитии речи является накопление ре­бенком впечатлений в процессе его предметно-игровой дея­тельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружа­ющей действительности.

Развитие речи ребенка задерживается при неблагоприят­ных внешних условиях: отсутствие эмоционально положи­тельного окружения, сверхшумное окружение.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые рече­вые нарушения (нечеткость произношения, заикание, наруше­ние темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражание.

Речевые нарушения часто возникают при различных пси­хических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, осо­бенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм, невротическое за­икание.

К функциональным нарушениям речи относятся также нарушения, связанные с неблагоприятными воздействиями на организм ребенка:

· общая физическая ослабленность,

· незре­лость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией,

· заболевания внутренних органов,

· рахит,

· наруше­ния обмена веществ.

Любое общее или нервно-психическое за­болевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Отсюда правомерно разграничивать дефекты формирова­ния и дефекты сформированной речи, считая трехлетний воз­раст их условным подразделением.

При оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения на­рушений ее функции даже при воздействии незначительных экзогенных вредностей. В этих случаях критический период в развитии речи является предрасполагающим условием к возникновению речевых расстройств.

Выделяют три критическихпериода в развитии речевой функции:

1. Первый(1—2 года жизни), когда формируются пред­посылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происхо­дит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого счи­тается возраст ребенка 14—18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

2. Второй критический период(3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуацион­ной речи к контекстной, что требует большой согласованнос­ти в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе цент­ральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

3. Третий критический период(6—7 лет) - начало разви­тия письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельнос­ти с возникновением заикания.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребен­ка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства. Логопед должен хорошо знать критические периоды в разви­тии речи ребенка и учитывать их в своей работе.

Критические периоды развития речи играют роль пред­располагающих условий,они могут иметь как самостоятель­ное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятны­ми факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системыи т. д.

В возникновении речевых расстройств большая роль при­надлежит экзогенно-органическим факторам.

Под экзогенно-органическими факторами понимают раз­личные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ре­бенка и на его организм в целом.В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную пато­логию,или пренатальную (воздействие в период внутриутроб­ного развития); повреждение при родах(натальная патоло­гия) и воздействие различных вредных факторовпосле рождения (постнатальная патология). Внутриутробная пато­логия часто сочетается с повреждением нервной системы ребенка при родах. Это сочетание в современной медицинской литературе обозначается термином «перинатальная патоло­гия»:

· заболевания мате­ри во время беременности крас­нухой, цитомегалией, токсоплазмозом и другими вирусными инфекциями,

· интоксикации,

· ток­сикозы беременности,

· многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, непра­вильное предлежание плода и др.),

· акушерские манипуляции, которые могут повредить нервную систему плода,

· асфиксия (кислородного голодания плода в момент родов) и родовая травма (приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток.)

· иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов).

· прием лекарственных препаратов,

· ионизирующая радиация,

· вибрация,

· алкоголизм,

· курение во время беременности.

Особенно вредное влияние на развитие плода оказывает со­четание ряда неблагоприятных факторов, действующих в пе­риод его внутриутробного развития (сочетание алкоголизма и курения с токсикозами беременности, с различными хроничес­кими и острыми вирусными заболеваниями матери и т. д.).

Речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола.

Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое — зрительно-пространственный гнозис. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полуша­рие. У девочек же, наоборот, левое полушарие развивается быс­трее, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки рече­вого развития. Кроме того, у девочек раньше формируется более выраженное межполушарное взаимодействие, что способству­ет лучшей компенсации у них мозговых повреждений.

Кроме того, причиной, определяющей преобладание рече­вых нарушений у лиц мужского пола могут быть интеллек­туальные и речевые расстройства, связанные со специфичес­кими изменениями в структуре Х-хромосомы.

В возникновении речевых нарушений у детей большую роль играют ранние органические поражения мозга, сочетающие­ся с неблагоприятными условиями воспитания и окружения ребенка в первые годы его жизни.

Большое значение имеет эмоциональная депривация (не­достаточность эмоционально положительного контакта со взрослым).

Особое внимание придается нарушениям взаимосвязи ма­тери с ребенком в первые годы жизни. Известно, что нор­мальное довербальное развитие на первом году жизни, имею­щее важное значение для формирования речевой функции, возможно только при адекватном взаимодействии ребенка с матерью или другим близким для него лицом.

Речевые нарушения могут возникать и в результате воз­действия различных неблагоприятных факторов на мозг ре­бенка и на последующих этапах его развития. Структура этих речевых нарушений различна в зависимости от времени воз­действия вредности и локализации поражения мозга.

При оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении речевых расстройств в детс­ком возрасте необходимо учитывать: время, характер и ло­кализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребенка, а также степень сформированности рече­вой функции в момент повреждения мозга.

Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы.

Наследственные факторы в возникновении речевых рас­стройств обычно выступают в сочетании с экзогенно-органическими и социальными. Они могут играть также ведущую роль в возникновении некоторых видов речевых расстройств, сочетающихся с общими изменениями со стороны нервной системы. Это речевые нарушения, наблюдаемые при хромо­сомных синдромах и наследственно-дегенеративных заболе­ваниях нервной системы, которые составляют особую группу так называемых вторичных речевых расстройств. Особеннос­ти их определяются самим заболеванием.

Почти при всех хромосомных синдромах наблюдается отставание в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, в той или иной степени нарушено и развитие речи.

Хромосомные синдромы подразделяются на две группы:

· синдромы, связанные с изменением числа или структуры аутосом,

· синдромы, обусловленные изменениями половых хро­мосом.

Наиболее выраженные нарушения речевого развития и речевые расстройства наблюдаются при первой группе син­дромов. Они обычно сочетаются с интеллектуальной недоста­точностью, выраженными пороками и аномалиями развития. Примером могут быть нарушения речи при болезни Дауна, которые обнаруживаются в позднем проявлении значитель­ным недоразвитием речи.

Особое внимание в последние годы во всем мире привлекают проблемы речевых нарушений у детей со специфическими из­менениями в структуре Х-хромосомы (синдром фрагильной, или ломкой, Х-хромосомы), которые сочетаются обычно с проявле­ниями разной степени выраженности умственной отсталости, наблюдаемой преимущественно у мальчиков. Речевые нару­шения при этом синдроме полиморфны: общее речевое недо­развитие, дизартрия, иногда заикание.

Синдромы речевых расстройств наблюдаются при многих наследственно обусловленных заболеваниях обмена веществ. Специфические речевые нарушения наблюдаются при фенилкетонурии— наследственном заболевании, обуслов­ленном нарушением обмена фенилаланина. Все эти речевые нарушения рассматриваются как синдромы в структуре наследственно-обменных заболеваний нервной системы. Рано начатое лечеб­ное питание в значительной степени может предупредить тя­желое течение заболевания, последующее снижение интеллекта и недоразвитие речи.

Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграни­чению «первичных» речевых расстройств, связанных с пора­жением или дисфункцией речевых механизмов, от «вторич­ных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или сенсорными дефектами, а также при различных текущих за­болеваниях центральной нервной системы.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.