Здавалка
Главная | Обратная связь

Типология упражнений, используемых в тренинге личностного роста с подростками



 

Разминка

 

Начнем с тех, которые нужны в самом начале, с первого дня тренинга. В этот тип входят упражнения, которые подравнивают уровень функционирования, сближают группу, демонстрируют мне то, в каком состоянии находятся подростки, настраивает на работу, подтягивает участников к внутригрупповому пространству. Они необходимы, чтобы группу организовать и настроить на работу. Имеют и диагностический аспект. Разминки необходимы в первой половине тренинга в течении 5-6 занятий. Затем они редуцируются или же ритуализируются. Это заведомо приемлемое для всех участников группы простое логичное действие. Оно минимально символично, чтобы не отрываться от обыденного. Это всегда групповое действие. Например, после вводной речи я быстро делю группу на 2 команды (можно их назвать "Львы" и "Тигры"), возглавляю одну из подгрупп и мы как футбольная команда здороваемся за руку и голосом с командой соперников. Две цепочки идут и каждый жмет руку каждому. Символизм в игривости и необычности, например, можно протягивать левую руку, что-то сказать. Я даю образец: "Ты сегодня хорошо выглядишь", "Мы сегодня выиграем у вас" и т.д. Надо что-то сказать при этом, не важно, что. Я включаю участников в минимальное взаимодействие. Как командир, говорю другой группе (команде) – теперь вы нам что-то представьте, как-то поприветствуйте. Таким образом, процедура повторяется.

В качестве разминок можно использовать психогимнастику (изобразительную). Например, изобразить закуривание сигареты. Я стою в круге, ребята тоже стоят. Я попросил их изображать, повторять то, что буду делать сам. Я достаю воображаемую сигарету. Достаю воображаемую коробку спичек. Зажигаю сигарету. Они каждое мое действие повторяют. Делаю глубокую затяжку. Затем сильно кашляю, бросаю сигарету на пол и затаптываю ее. Это приемлемое, минимально символическое, всем доступное действие, и чтобы не стеснялись что-такое сделать. При этом никогда не контролирую как они выполняют упражнение.

Разминка с мячиком.Группа перебрасывается мячиком. Психологическая задача, решаемая с помощью этой и других разминок: чтобы подросток посмотрел на другого, увидел другого. Бросить и что-то сказать, например, "Здравствуй", "Хорошо выглядишь", "Я тебя впервые вижу" и т.д. и т.п. Сказать первое, что придет в голову. Дооснащение.Дооснащение - это расширение, углубление, усложнение, попытка разнообразить упражнение. Функция дооснащения - поддерживать мотивацию. Я говорю: "Вчера мы 20 раз кинули и мяч не упал. Теперь пусть 25 раз." Дооснащение: каждый раз назначался дежурный, который должен был приносить мячик. Когда однажды никто мяч не принес, у двух человек оказалось два апельсина. И мы стали кидать сразу два апельсина одновременно. Часто оба в одного человека. Это группу оживляло, веселило, настраивало на дружеский тон. Разминок должно быть много. Их можно придумывать. Они, кроме собственно разминки, нужны еще для заполнения пауз между упражнениями, которые должны идти не встык, а с перебивками. Ритуализированные разминки могут проводится и без руководителя. В норме разминка должна все-таки редуцироваться.

 

Работа с именем

Как правило идет вслед за разминкой. Надо уходить от привычного знакомства. В принципе можно приделать бирочку именем. Но можно организовать внутреннее подспорье для запоминания имени. Работа с именем подразумевает введение имени в группу, организация запоминания и проверка запоминания. Здесь также должно быть множество техник. Группа открыта и может меняться на 50%. Процедура представления должна быть максимально театрализована. Можно рассказать историю, загадать загадку, станцевать свое имя, изобразить в статике. Инструкция: "Расскажи, покажи что-нибудь так, чтобы мы запомнили твое имя." Не обязательно познакомится сразу со всеми. Нужно обкатать группу, чтобы остался костяк. Процедуру знакомства можно растянуть на 2-3 занятия.

Процедура знакомства дает хорошие возможности выйти из нее в предметные, тренинговые процедуры, т.к. если кто-то хорошо изобразил свое имя, то я могу перейти к техникам изображения животных, чувств, ситуации и т.д. Это будет логично. Когда представилась половина или 2/3 группы можно начинать заучивание и воспроизведение. Тренинг проводится под эгидой испытания. Можно и память свою испытать. Я говорю: "Ну что, половина группы представилась, кто хочет испытать свою память?" Можно и задание такое дать. Дооснащение. Когда все представились, один участник просто называет всех по имени. Другой с закрытыми глазами. Третий называет после того, как все пересели.

Упражнение: я прошу всю группу встать в круг спиной к тому, кто в центре. Он называет каждого по имени со спины. Когда участник правильно называет чье-то имя, то тот поворачивается и садится, если нет – продолжает стоять к нему спиной. Если кто-то не запомнил несколько имен, то надо поработать с ним на дозапоминание. Тех, кого он не запомнил, нужно включить в совместное действие.

Упражнение: на полу лежит узкая доска, изображающая мостик на пропастью. Подростки, которых я включил в совместное действие, должны суметь разойтись на этом мостике

Упражнение: перенести зажатый между лбами лист бумаги из одного конца комнаты в другой.

Упражнение: "Внимательно осмотри каждого человека. Тебе надо будет узнать их с закрытыми глазами". Затем они меняются местами и он с закрытыми глазами опознает их на ощупь.

Группа уменьшает и увеличивает свой количественный состав. Если много новых членов (3-4), нужно повторить процедуру знакомства.

Упражнение: "Снежный ком". Каждый участник называет свое имя, перед этим назвав имена всех тех, кто уже представился. Таким образом, первый называет только свое имя, второй - имя предыдущего и затем свое, третий - имя первого, затем второго и после этого свое и т.д.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.