Здавалка
Главная | Обратная связь

Сюжетно-ролевые игры



 

Это уже последняя треть тренинга. Это разогретая, богатая историей группа. Иногда удается разогреть группу для этого к пятому занятию. Им тоже можно уделить целый день, можно два раза по полдня. Но надо уделить много внимания. Начинается все с собственных для этих игр разминок. Они подготавливают группу, эмоционально настраивают. Эти разминки - актерские этюды, которые похожи на изобразительные игры, но в динамике. Например, изобразите, как вы сели на стул и почувствовали, что там гвоздь. Два-три человека изображают и я меняю - не гвоздь, а лужа - мокро. Если это удается - я говорю: "Попробуйте теперь перевернуть задачу - вы сели на гвоздь, но не показали вида, стерпели его". Нужно менять один и тот же этюд, чтобы каждый член группы нашел свои краски в нем.

Второй этюд: засыпание в автобусе. Два человека сидят на стуле. Один засыпает и наваливается на своего соседа. Можно одиночный вариант. Но это сложнее. Нужно дать возможность сыграть по возможности всем, дооснащая каждый раз.

Далее я начинаю вторую стадию разогрева, где мы переходим к коротким сценкам с одним событием. Эти события - чаще всего конфликтная ситуация. "Случайно наступил на ногу человеку". "Столкнулся с человеком, который нес что-то на подносе". "Опрокидываешь чашку с кофе на девушку". "В гостях тебя просят достать банку варенья и ты ее разбиваешь". "Ты отдаешь книгу другу, а он говорит, что ты вырвал в ней страницу" и т.д. Можно взять Розенцвейга: "Выберите карточки и сыграйте". Группа делится на тройки и четверки, желательно гетерогенные. Слабую группу можно дополнить кем-нибудь из зрителей. Этим я подравниваю, а также тем, что даю разные по сложности задания. Например, наступить на ногу - простое, вырванная страница - посложнее, кофе - еще сложнее.

Я прошу всех рассредоточиться по группам и в течение 3-5 минут прорепетировать проигрывание этой ситуации тремя различными способами. Я подсказываю им: "Три варианта - это значит жесткий, мягкий и нейтральный. Если хотите - четыре варианта. Задействуйте всех членов группы". Я должен (пока они готовятся) угадать последовательность проигрывания этих этюдов на сцене. Сильных я оставляю на потом. Один из членов группы выступает за автора. Он вкратце объясняет, что будет. В этот же день или на следующем занятии можно перейти к сюжетно-ролевым играм, где сюжет значительней и события в нем более непредвиденные, это уже маленькая сценка. Пример сюжетно-ролевых игр из тех, что я предлагаю детям. Общий принцип: содержание сюжетов должно быть в зоне ближайшего развития подростков. Парень пьет чай у девушки до 12 часов. Он хочет остаться у нее. Ей я шепчу: "Выгоняй, сегодня он тебе не нужен". Ему: "Сделай все, чтобы остаться". Так играет первая пара. Немного можно обсудить, но только для того, чтобы нашлись новые желающие сыграть по другому. Играет вторая пара: "Он звонит в дверь, а она его не впускает". Ему я говорю: "Как это - ты пришел в гости, найди средство войти. Добейся того, чтобы она тебя пустила".

"Парень или девушка знакомят своих родителей с другом (подругой)". "Пьяный муж возвращается домой". "Жена возвращается домой под утро". Каждая сценка играется больше, чем одним составом, т.к. каждый находит свои краски. "Муж возвращается из командировки, а жена пьет чай с кем-то". "Развод молодых супругов: "Вы 4 года замужем, у вас маленький ребенок. Муж пьяница. Тебе все надоело, и ты решила подать заявление". Дальше они работают с чистого листа, импровизируют. Подавляющее большинство проигрышей ситуаций успешны, а иногда блистательны. "Несовершеннолетняя девочка ждет ребенка". Здесь я должен угадать ту, которая примет эту роль. До этого момента я много раз говорил: "Ребята, тренинг, это такая вещь, что в любом из упражнений мы видны, но одновременно мы играем, т.е. это не мы. Нельзя отождествлять человека с тем, что он в тренинге, как нельзя отождествлять актера с его ролью". Я ей говорю (шепчу на ухо): "Ты беременна (15-16 лет) 6 месяцев. Родители тебя убьют, если узнают. И парень тебя бросил. Ты решила посоветоваться с кем-то. Выбери его. Он не знает по поводу чего ты будешь советоваться". В некоторых группах можно давать подросткам самим придумывать сюжеты. "Парень с девушкой хотят, чтобы их знакомая оставила на время им квартиру". Человек, к которому они приходят в гости не знает чего они хотят. Надо его уговорить." Иногда можно проигрывать сценки в вербальном плане, т.е. обсудить, как и что получилось. Но обсуждение необходимо опять для того, чтобы понять, кто замотивирован сыграть по другому. Тогда я говорю: "Набери себе состав и играйте". В тренинге есть завершающая сюжетно-ролевая игра, в которой может быть задействована вся группа. Не обязательно проигрывать ее в тот же день, можно в другой. Но на нее надо настроиться. Лучше всего идет сценка "Операция в больнице", где мы начинаем с того, что есть палата, больной, врачи, медсестры, мама, парень (девушка) у героини (героя). Приходят практиканты, хирурги, сторож, который не пускает маму в палату, иногда волшебник с живой водой, священник. Я их только подталкиваю на серию сценок. Я - моторчик среди самих актеров. Я принимаю активное участие и в буквальном смысле руковожу: подталкиваю, компоную, ввожу новые роли, корректирую поведение других участников (например, "мама" слишком часто и рьяно рвется в палату - я ей говорю: "Не концентрируй все внимание на себе. Включайся только в паузах в основном действии, которое происходит у стола"). Наслаиваются друг на друга новые повороты сюжета и в конце получается всеобщее представление.

Подтип "Быстрый отдых". Упражнения этого типа похожи на аутотренинг, расслабление, которое заполняет паузы между упражнениями, т.н. перебивки.

Упражнение. Инструкция: "Сядьте удобно на стульях, закройте глаза, попробуйте представить себя там, где вам хорошо, где вам нравится. Вы были там или вы мечтаете там побывать. Переместитесь туда и побудьте там. Я подойду к некоторым из вас и положу руку на плечо. Отвечайте с закрытыми глазами пожалуйста внятно. Это важно будет всем слышать." Я иду по кругу и каждого третьего - четвертого спрашиваю, своими вопросами помогаю ему лучше, полнее ощутить себя в этой ситуации, детализирую ситуацию, которую он описывает. Я расспрашиваю о ситуации, уточняя внешние и внутренние детали. Но не слишком подробно. Просто для того, чтобы помочь другим. Уточняю, один он или нет. Нужен ли ему кто-то, что он делает, что еще чувствует, привычное ли это место.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.