Здавалка
Главная | Обратная связь

Проблема общения. Основные уровни общения. Активное и пассивное слушание. Перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны общения.



Феномен лидерства.

Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. 3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. При всем разнообразии лидеров у них всех можно обнаружить важные общие свойства: Во-первых, - инициатива в деятельности, принятии верных решений. Во-вторых, - готовность нести ответственность за свои решения, при этом, не ища, кого можно было бы обвинить, что результат не достигнут, или в том, что произошли определенные сбои при выполнении задач. В-третьих, - обладание определенной интуицией. Она позволяет схватывать то, что нельзя увидеть или высчитать. Интуиция оказывается гораздо важнее научных знаний, теоретической подготовки. В-четвертых, - способность убеждать, скорее - увлекать людей, завоевывать доверие и симпатии. В-пятых, - мысль о том, что одной из основных черт лидера является умение быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу.

Проблема общения. Основные уровни общения. Активное и пассивное слушание. Перцептивная, интерактивная и коммуникативная стороны общения.

1) А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблемы общения в науке представлены в разных теоретических подходах неоднозначно. Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов. Интеракциональные подходы были развиты главным образом в 60 -70-е годы. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов. Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения.

2) Примитивный уровень общения. В этом случае человек не может или не хочет настроить себя на контакт, его не волнует, как его собеседник будет воспринимать его, и насколько приятно и правильно он разговаривает.. При этом человек, который столкнулся с примитивным уровнем общения, должен попытаться успокоить своего собеседника, разговаривая с ним спокойно, ровно, иногда немного жестко или твердо. Такая позиция поможет избежать конфликта и сгладит острые углы общения.

Манипулятивный уровень. Такой уровень общения часто можно встретить среди менеджеров, дипломатов, а также на фоне бытовой жизни. Кроме того, в этом уровне общения можно рассматривать также такие жестокие меры, как лесть или запугивание. Деловой уровень. Здесь необходимо обязательно обращать внимание на характер, возраст и личные взгляды вашего собеседника. Именно цель или средства ее достижения, которые вас объединяют, и обуславливают взаимоотношения между вами, поэтому такое общение нельзя назвать манипулятивным. Деловой уровень общение необходим тем людям, которые, в силу своей профессии, должны постоянно находиться на определенной дистанции.

Игровой уровень общения. В этом случае общение проходит в немного игровой, неформальной, несерьезной форме. Такое общение чаще всего бывает между приятелями или друзьями.

Духовный уровень. При таком общении человек наибольшим образом открывает собеседнику свою личность, свою душу. Именно в ходе общения на духовном уровне возникает полное открытие себя настоящего, что требует особых внутренних усилий. Уровень масок. Каждый человек имеет одну или несколько «масок», которыми он пользуется в разных ситуациях. Часто такой уровень можно наблюдать, если человеку неприятно общаться со своим собеседником, но он старается не задеть его чувства или быть более вежливым. Также мы можем надевать маску искренней радости, получив неинтересный или ненужный подарок.

3)

Активное слушание Пассивное слушание
Попытки побудить партнера к разговору Терпеливое ожидание того, чтобы партнер Заговорил
Попытки точно воспринять сказанное партнером Ожидание того, когда партнер скажет нечто действительно важное и интересное
Попытки удерживать излишне многословного или отвлекающегося партнера в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме Отвлечение внимания на что-либо другое при сохранении «маски внимания». Ожидание того, когда партнер вернется к теме разговора или перестанет говорить.

 

4) Коммуникация – это процесс передачи сообщений от одного человека другому так, чтобы на их основе можно было действовать. В этот процесс входят след. элементы: 1) способность человека, передающего сообщение, выразить точно и ясно, что он хочет сказать; 2) выбранное для сообщения ср-во –- устное; - письменное; - визуальное; 3) способность и желание реципиента понять сообщение и действовать в соответствии с ним; 4) «шум» в системе, кот. может исказить сообщение и сделать его непонятным.

Интерактивная -условный термин, обозначающий хар-ку компонентов общения, связанных со взаимод-ем людей, непосредственной организацией их совместной деят-ти. Цели общения отражают потребности совместной деят-ти людей. Общение всегда должно предполагать некот. Рез-т — изменение поведения и деят-ти др. людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимод-ие, т.е. совокупность связей и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деят-ти.

Перцептивная - Процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Существенной особенностью этой стороны общения является то, что восприятие партнерами друг друга всегда носит субъективный хар-р, и потому подвергается влиянию многих факторов: сложившихся в обществе стереотипов, уровня культуры (как в социальной группе, так и индивидуального), личного опыта, направленности и других индивидуальных свойств.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.