Здавалка
Главная | Обратная связь

Возрастная психология. Психология дошкольного и младшего школьного возраста



Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Ориентация и пробы превращаются в развернутую поисковую деятельность, которая является одним из оснований мышления дошкольников. Мышление в этот период находится на уровне конкретных операций, т. е. оно – наглядно-образное. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение.Произвольность – наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели, что выступает как важное психологическое обеспечение личности ребенка. В дошкольном возрасте возникают также элементысамосознания, первые элементы самооценки и оценки, которыми характеризуется его конец. У ребенка уже наблюдается тенденция к осуществлению реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником.С концом дошкольного детства связан кризис 7 лет, один из основных симптомов которого – потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать.

Возраст от четырех до шести - период относительного затишья. Так или иначе, ребенок вышел из кризиса, стал спокойнее, послушнее, покладистее. У него развивается, как выражаются медики, первичная аффективная привязанность к близким, появляется потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, взаимоотношениям людей. Приобретает малыш и известную самостоятельность. В идеале он уже может самостоятельно есть, хорошо ходит и бегает, легко говорит, обучен навыкам гигиены и опрятности, стабилизируется сон, упорядочивается поведение, ему уже не нужна постоянная и неотлучная опека. Но это, конечно, не значит, что все проблемы решены. При неправильной тактике легко, например, нарушается аппетит или режим сна. Особенности младшего возраста у школьников: мотивация, характер, психологическое развитие.В данный период у ребенка активно развивается интеллект. Развивается мышление, что в результате способствует качественной перестройке памяти и восприятия, делая из них регулируемые, произвольные процессы. В этом возрасте ребенок мыслит конкретными категориями. К окончанию периода младшего школьного возраста дети уже должны уметь самостоятельно рассуждать, сопоставлять и анализировать, делать выводы, уметь отличать общее и частное, определять простые закономерности. В процессе обучения память развивается по двум направлениям: происходит усиление роли смыслового и словесно-логического запоминания. На момент начала обучения в школе у ребенка преобладает наглядно-образная память, запоминают дети за счет механического повторения, не осознавая смысловых связей. И именно в этот период необходимо научить ребенка различать задачи по запоминанию: что-то необходимо запоминать точно и дословно, а что-то достаточно в общих чертах. Таким образом, ребенок начинает учиться управлять своей памятью сознательно и регулировать ее проявления (воспроизведение, запоминание, припоминание). В это время важно правильно мотивировать ребенка, поскольку от этого во многом зависит и продуктивность запоминания. Произвольная память у девочек лучше, а потому они умеют заставлять себя. Мальчики же более успешны в овладении методами запоминания.. В процессе обучения школьник не просто воспринимает информацию, он уже способен ее анализировать, то есть восприятие уже становится в виде организованного наблюдения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.