О СОПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ СИЛОЮ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Впервые книга была издана в Берлине в июне 1925 г. в частном издательстве на средства барона Б. Г. фон Кеппена, состоявшего одно время в Высшем Монархическом Союзе. С бароном Ильин поддерживал тогда тесные отношения. Печаталась она в типографии общества «Прессе» — там же, где и многие другие работы Ильина; главный склад издания — «Град Китеж». 26 сентября 1925 г. в письме из Италии к К. И. Зайцеву (помощник П. Б. Струве по газете «Возрождение») Иван Александрович сообщает некоторые подробности, проливающие свет на трудности публикации своего сочинения: «Дорогой Кирилл Иосифович! Позвольте мне обратиться к Вам с нижеследующей большой просьбой личного характера. В силу целого ряда условий, жертвою которых я сделался, мой прожиточный минимум повис на распространении моей книги о «Сопротивлении злу силой». С каждого экземпляра я получаю 45% номинала. Издатель передал книгу мне и не публикует ее. Ныне склад известил меня, что он тоже публиковать ее не может. След.<овательно>, сие падает на меня. Вот я и прошу Вашей протекции! <...>» (Письма И. А. Ильина//3аписки Русской Академической группы в США. Т. XIX. Нью-Йорк, 1986.) Первые два экземпляра Ильин послал на отзыв в парижскую газету «Возрождение» — ее редактору Струве и Зайцеву. В номере от 6 июля газета известила читателей о выходе книги. И сразу же она вызвала бурную полемику, которая почти полностью воспроизводится в приложении к настоящему тому. Повторно работа была опубликована в 1975 г. в лондонском (Канада) издательстве «Заря». Предлагаемый текст печатается по второму изданию.
1 Толстой Л. Н. Закон насилия и закон любви. Не в силе Бог, а в правде.— Издание «Свобода слова». № 106. — A. Tchertkoff, Christchurch, Hants, England, 1909. 2 Толстой Л. Н. Круг чтения. Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине жизни и поведении.—2 изд., испр. и доп. Л. Н. Толстым. — Т. I—IV. — М., 1911—1913. 3 Толстой Л. Н. Царство Божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание: Единственное, автором разрешенное издание. — Ч. 1-11. — Берлин: Изд. Августа Дейбнера, 1893—1894. 4 Толстой Л. Н. В чем моя вера. — Geneve: М. Elpidine, Libraire-editeur, <1892?>; Толстой Л. Н. В чем моя вера? — М.: Тип-литография И. Н. Кушнерева и К°, 1884. 5 Хлыстовство — религиозное течение христоверов (секты духовных христиан), возникшее в России в конце XVII в. Хлысты отвергают авторитет церкви, считают возможным прямое общение со Св. Духом, воплощение Бога в праведных сектантах — «христах» и «богородицах». На радениях (молитвах) дают волю своим чувствам и доводят себя до религиозного экстаза. 6 Стратейя (греч.) — букв.: войско, воинство; поход, воинское предприятие. 7 См. 2-е Послание к Коринфянам св. ап. Павла. 10, 3—5. 8 Климент I Римский (?—101)—отец церкви, святой, обращен в христианство ап. Петром, сотрудничал с ап. Павлом в его проповеднической деятельности, с 92 по 101 г. епископ римский. За приверженность учению Христа был сослан императором Траяном в Херсонес Таврический на каменоломни, где принял мученическую смерть, обвиненный в проповеди христианской веры среди язычников Крыма. По одной из версий, его мощи обнаружил просветитель славян св. Кирилл и привез их в Рим, где они были погребены в церкви Сан-Клименте. Св. Климент — автор ряда раннехристианских сочинений, в том числе «Первого Послания к Коринфянам» (ок. 96 г.) на которое и ссылается И. А. Ильин. 9 Агонидзестай (греч.) — вести трудную борьбу; стратеуэстай (греч.) — предпринимать поход. 10 Марк Подвижник (Отшельник) (нач. IV — нач. V в.) — один из знаменитейших египетских монахов, святой христианской церкви, по преданию, знал наизусть Новый и Ветхий Завет. Творения св. Марка см. в изд.: Migne. Patrologiae cursus completus. (RG). — Т. 65. Рус. пер. см.: Добротолюбие.— Т. I. — M., 1895. 11 Иоанн Кассиан (Римлянин) (?—435) —христианский писатель, противник несторианства и августиновского учения о предопределении, автор собрания житий святых, правил иночества, теологических сочинений. См. его работы в издании: Migne. Patrologiae cursus completus. (PL). — Т. 49— 50. Рус. пер. см.: Добротолюбие. — Т. II. — M., 1895. 12 Антоний Великий (ок. 250—356) — египетский отшельник, основатель христианского монашества. Его сочинения в рус. пер. см.: Добротолюбие.— Т. 1. — М., 1895. 13 Макарий Великий (Египетский) (ок. 300— ок. 390) — знаменитый монах-подвижник, отшельник-аскет, автор нравоучительных бесед-диалогов См. его работы: Migne. Patrologiae cursus completus. (RG).—Т. 34. Рус пер. см.: Добротолюбие. — Т. I. — M., 1895. 14 Ефрем Сирианин (Сирин) (ок. 306—373) — сирийский раннехристианский теолог-экзегет (толкователь библейских текстов), автор множества догматических и богослужебных сочинений. Его работы в рус. пер. см в изд.: Ефрем Сирин. Творения: В 8 т.— Спб., 1851—1913. 15 Иоанн Лествичник (483/484—563) — христианский отшельник, про живший 40 лет в уединении и безмолвии у подножия Синайской горы. Впоследствии стал монахом Синайского монастыря, был избран его настоятелем. По просьбе игумена Раифского написал известное сочинение «Лествица, возводящая к небесам», в которой в форме 30 бесед рассказывает о степенях восхождения к совершенству в духе. См. рус. пер.: Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, лествица. — Сергиев Посад, 1908. 16 Великая европейская чума — страшная эпидемия, разразившаяся в Европе в XIV в. и получившая название черной смерти. Проникла сюда через Северную Африку из Азии. Место ее возникновения — Восточный Китай, где в 1334 .г. она унесла пять миллионов жизней. Полагают, что в Европе от нее погибла четверть населения. 17 Согласно воззрениям стоиков, одним из которых был и Сенека (ок. 5 до н. э.—65 н. э.), добродетель есть единственное благо, а порок — единственное зло; все остальное само по себе безразлично, ибо может содействовать и тому и другому. Добродетель они понимали как мудрость, благоразумие, знание того, что такое добро и зло. Их этический идеал — достижение добродетельного склада души, что позволяет исключить зависимость от внешних обстоятельств и всегда совершать этически правильные поступки. В распоряжении И. А. Ильина имелись следующие переводы трактатов Сенеки: Избр. письма к Луцилию. — Спб., 1893; О благодеяниях. — Б./м., 1889—1897; О провидении. — Керчь, 1901. 18 Повапленный — окрашенный, имеющий красивую наружность. Гробы повапленные — библейская метафора для характеристики людей, которые внешне демонстрируют праведность, благочестие, доброту, сердечность, а внутренне пусты, порочны, одержимы злыми помыслами. Ср.: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мтф. 23, 27). 19 Этот термин ортодоксальной христианской мистики означает некоторую духовную сущность в ее полноте и неущербности либо единство отдельных духовных сущностей, образующих внутренне завершенную «целокупность». Под плеромой понимают также Церковь как всемирную общину верующих, предстающую в качестве некоего мистического тела, обеспечивающего жизненное единство ее многочисленных членов. 20 «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мтф. 22, 36—37). 21 Сцевола Муций Гай — легендарный римский герой, прославившийся тем, что во время осады Рима этрусками (ок. 510 г. до н. э.) отправился в лагерь противника с целью убить царя Порсену и, будучи схвачен, опустил в огонь свою правую руку, тем самым демонстрируя презрение к пыткам и смерти. Изумленный стойкостью юноши, Порсена не только отпустил Муция, но и снял осаду с Рима. Муций получил прозвище «Сцевола», что значит «левша», которое стало передаваться в его потомстве по наследству как родовое имя. 22 Процессы ведьм — суды инквизиции над ведунами, происходившие в Европе с середины XIII до конца XVI11 в. Первый такой процесс имел место во французской провинции Лангедок в 1264 г. Это был год смерти Фомы Аквинского — теолога, первым высказавшего мысль, что дьявольская магия возможна; до того церковь руководствовалась постановлением Падерборского синода (785 г.), запрещавшим под страхом смерти верить в существование ведьм. Подозреваемого обыкновенно подвергали пыткам, и если он не умирал, то, как правило, кончал свою жизнь на костре. Признание в ведовстве рассматривалось как доказательство вины; непризнание, несмотря на пытки, считалось еще большим ее доказательством, т. к. такое упорство могло быть проявлено якобы только с помощью дьявола. 23 Имеется в виду предание о том, что после отречения на суде инквизиции от учения Коперника Галилей будто бы произнес знаменитую фразу: «А все-таки она вертится!» 24 Здесь и далее И. А. Ильин ссылается на изд.: Сочинения графа Л. Н. Толстого. —M.: Типография И. Н. Кушнерева и К", 1903. 25 Гаррисон Уильям Ллойд (1805—1879) — американский общественный и политический деятель, писатель, противник рабовладения, основатель Американского общества борьбы с рабством. Выступал против использования активных политических действий и вооруженной силы для искоренения рабства- И. А. Ильин имеет в виду написанное Гаррисоном «Провозглашение основ, принятых членами общества, основанного для установления между людьми всеобщего мира», которое было напечатано в т. 1 «Круга чтения» (M.: Посредник, 1905) и в брошюре «Свобода» (M.: Посредник, 1906), содержащей избранные места из «Круга чтения». Постановлением Московской судебной палаты от 8 ноября 1911 г. статья Л. Н. Толстого о Гаррисоне и само «Провозглашение» были изъяты из первого издания «Круга чтения» и не появились во втором. И. А. Ильин ссылается на трактат Толстого «Царство Божие внутри вас», в первой главе которого и помещено упомянутое «Провозглашение». 26 Балу (Баллу) Адин (Эйдин) (1803—1890) — американский публицист и проповедник. И. А. Ильин упоминает его книгу «Учение о христианском непротивлении злу насилием»:, (пер. с англ. С предисловием И. Горбунова-Посадова. M.: Посредник, 1908. № 697). В «Круг чтения» включен сокращенный перевод «Катехизиса непротивления» Балу из первой главы сочинения Толстого «Царство Божие внутри вас». 27 Том и страница (III, 61) указаны И. А. Ильиным неверно. 28 Том и страница (III, 155) указаны И. А. Ильиным ошибочно. 29 Индетерминист — приверженец философского учения, отрицающего объективность и универсальный характер причинной связи природных и социальных явлений. Считает волю самостоятельной, автономной силой и проповедует ее абсолютную свободу. 30 Суггестия (лат. suggestio) — внушение. 31 Афинагор (II в.) — христианский апологет. Точных сведений о его жизни не сохранилось. Известен как автор первой в истории христианства попытки «дедуктивного доказательства» бытия Бога. См. его труды в издании: Migne. Patrologiae cursus completus. (PG).— Т. 6. Рус. пер. см.: Сочинения древних христианских апологетов/Пер. П. Преображенского.— Спб., 1895. Татиан (ок. 120—ок. 175) — представитель грекоязычной христианской апологетики, по происхождению сириец. Отрицательно относился к греческой учености. В конце жизни отошел от христианства, основал аскетическую секту энкратистов (отвергали брак, мясо и вино), примкнул к учению раннехристианского теолога Маркиона о добром и злом началах. Из сочинений самое известное «Oratio advcrsus graecos» («Речь против эллинов»). См.: Migne. Patrologiae cursus completus. (PG). — Т. 6. Рус. пер. см.: Сочинения древних христианских апологетов. — Спб., 1895. 32 Аврелий Марк (121—180) — римский император, философ, представитель позднего римского стоицизма. И. А. Ильин цитирует строку из русского перевода известной книги Марка Аврелия «Наедине с собой. Размышления» (М., 1914). 33 Страницы 1—3 указаны И. А. Ильиным неверно. 34 Страница 385 указана И. А. Ильиным неверно. 35 Неточная цитата. Следует читать: «указания человеку никогда не достижимого им совершенства» (Т. XII. С. 438). 36 Карпентер Эдвард (1844—1929)—английский философ-культуролог, писатель, социальный реформатор, пропагандист возврата к идеалам деревенской простоты. Его статью «Современная наука», вошедшую в сборник «Цивилизация,ее причины и излечение» (Спб.: Изд. И. Ф. Наживина, 1905), Толстой перевел и опубликовал в виде отдельной брошюры, снабдив ее обстоятельным предисловием. Толстому была близка мысль Карпентера о том, что недостаток нравственного начала в науке приводит к последствиям, от которых страдает все человечество. 37 Шопенгауэр Артур (1788—1860) — немецкий философ. В его представлении существующий мир — наихудший из возможных миров. Жизнь человека в нем — непрерывная череда страданий, лишений и невзгод. И счастье заключается в том, чтобы избежать страданий, а не в получении наслаждений и удовольствий. «Кто желает измерять счастье чьей-либо жизни этими последними, тот обращается к ложному масштабу. Ибо наслаждения отрицательны и остаются такими: думать, будто они даруют счастье, — заблужденье, которого держится зависть в наказание самой себя. Страдания, напротив, представляют собою чувство положительное, и потому масштабом житейского счастья служит их отсутствие» (Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости//Избр. произв. М., 1992. С. 278). Эпикурейцы — последователи эпикуреизма, направления в древнегреческой и римской философия (IV в. до н. э.— II в. н. э.), названного по имени его основателя—афинянина Эпикура (341—270 до н. э.). Центральным в их этическом учении является положение о том, что наслаждение — единственное благо человека. Сам Эпикур понимал наслаждение как отсутствие страданий, а лучшим средством достижения его считал самоустранение от всего, что негативно влияет на человека. Утилитаристы — приверженцы этического учения, получившего распространение в Англии в XIX в. Согласно их взглядам, польза — это основа нравственности и критерий человеческих поступков. Родоначальник утилитаризма Вентам Иеремия (1748—1832) назначение морали видел в том, чтобы содействовать стремлению человека к выгоде, удовольствию, наслаждению и ограждать его от страданий. 38 Речь о статье теоретика русского анархизма П. А. Кропоткина (1842—1921), написанной по-английски: «Mutual Aid: a Factor of Evolution». В русском переводе она вышла в Петербурге в 1907 г. и называлась «Взаимная помощь как фактор эволюции» (пер. с англ. В. П. Батуринского, под ред. автора). Впоследствии эта работа неоднократно переиздавалась под разными названиями: «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса» (Харьков, 1919); «Взаимная помощь среди животных и людей» (М., 1924). См.: Кропоткин П. Собр. соч. — Т. 7. — Спб., 1907. 39 Страницы 47—59 указаны неверно. Правильно: с. 47—58. 40 Предисловие к сборнику «О том, в чем правда в искусстве» (М., 1887). 41 Impliquйe (фр.) — содержать в себе, заключать. 42 Неточная цитата. Следует читать: «в старую мудрость, ложь которой уже развенчана». 43 Толстой Л. Н. Критика догматического богословия: Полное критическое исследование академического курса догматического богословия митрополита Макария//Полн. собр. соч. — Т. IV. — Спб.: Изд. Е. В. Герцыка, 1908: Полн. собр. соч. Льва Николаевича Толстого. — Т. XI. — М., 1913. 44 И. А. Ильин цитирует сказку по собранию сочинений Л. Н. Толстого (М.: Изд. И. Н. Кушнерева. 1903. Т. XI. С. 141—145). 45 Слова в скобках — ильинская вставка, уточняющая цитату Толстого. 46 Неточная цитата. Правильно: «Призвание всякого человека, мужчины и женщины, в том, чтобы служить людям». 47 Пелеон, Осса — название двух гор в Греции, на юго-востоке Фессалии. 48 Том и страница (III, 220) указаны И. А. Ильиным неверно. 49 Страницы 21—59 указаны И. А. Ильиным неверно. 50 Неточное цитирование и передача мысли. У Л. Н. Толстого это звучит так: «Воля человека может простираться за пределы его существа, но кто решится утверждать, чтобы она была там необходима?» Том и страницы (II, 18—21) указаны неверно. 52 Слова из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Принадлежат Ивану Карамазову и полностью звучат так: «Один гад съест другую гадину, обоим туда и дорога!» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 14. Л., 1976. С. 129). 53 Подразумевается Гераклит Эфесский (544/540—ок. 480 до н. э.) — греческий философ. Учил, что все происходит из огня — стихии, представлявшейся грекам наиболее тонкой, легкой и подвижной. У древнегреческого философа Секста Эмпирика имеется следующее высказывание об учении Гераклита: «...Как угли, приближаясь к огню, становятся после соответствующего изменения горящими, а удаляясь от огня, тухнут, так же и усвоенная нашими телами от окружающего доля, с одной стороны, определяясь, становится почти неразумной, с другой же, вливаясь через множество отверстий, оказывается однородной целому. Вот этот-то общий и божественный разум, причастием к которому мы становимся разумными (???), Гераклит и называет критерием истины» (цит. по: Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1975. С. 86). Сам И. А. Ильин в работе «Русские писатели, литература и художество» (Вашингтон, 1975. С. 115) писал: «Гераклит недаром обозначал начало старости как начало влаги и пояснял, что Божий огонь сушит влажность...» Относительно строки А. С. Пушкина из стихотворения «Пророк» («Глаголом жги сердца людей») Ильин заметил в своей книге «Аксиомы религиозного опыта» (Т. 2. Париж, 1953, С. 80): «Слово, по Пушкину, горит само и «жжет сердца людей». 54 Имеется в виду эпизод из проповеднической жизни Христа, описанный в Евангелии: «И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоанн. 2, 15—16). 55 См.: Фрагменты ранних греческих философов. — Ч. 1. — М., 1989. — С. 245. 56 Феодосии Печерский (ок. 1008—1074) — учредитель монашеского общежития на Руси, игумен Киево-Печерского монастыря. Ввел строгий монастырский устав по византийскому образцу. 57 Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. — Т. I. — Пг., 1915. 58 См.: Жуковский В. А. О смертной казни//Полн. собр. соч. — Т. Ш. — Пг., 1918. 59 Ричард III Йорк (1452—1485) — английский король с 1483 г., последний из династии Йорков. Назначенный протектором при своем племяннике — малолетнем короле Эдуарде V, низложил его, заключил в Тауэр (где он был задушен) и захватил трон. Однако в битве при Босворте потерпел поражение от претендента на престол Генриха Тюдора (будущего короля Генриха VII) и был убит. Александр VI (Родриго Борджиа) (1431—1503) — папа римский с 1492 г. Добился избрания на этот пост во многом благодаря подкупу кардиналов. В основу своей политики положил принцип личной выгоды, не гнушаясь прибегать в достижении поставленных целей к яду и кинжалу. Активно участвовал в междоусобной борьбе феодалов за власть, поддерживая своего сына Чезаре Борджиа. Малюта Скуратов (Скуратов-Вольский) Григорий Лукьянович (?—1573) —думный дворянин, приближенный Ивана Грозного. Организатор опричного террора, участник убийства князя Владимира Старицкого, патриарха Русской православной церкви Филиппа и других. В 1570 г. руководил казнями в ходе опричного погрома в Новгороде. Погиб во время военных действий в Ливонии. 60 Франциск Ассизский (118/82—1226)—итальянский проповедник, основатель нищенствующего монашеского ордена францисканцев, святой христианской церкви, автор сочинений «Похвала добродетели», «Похвала Богу» (на лат. яз.), а также поэтических произведений (на ит. яз.). Гермоген (ок. 1530—1612) — патриарх Московский и всея Руси в 1606—1612 гг. После сдачи Москвы польским интервентам открыто призвал население России к всенародному восстанию. Был заключен поляками в Чудов монастырь, где погиб от голода. Отинские старцы — имеются в виду старцы Оптиной пустыни Лев, Макарий и св. Амвросий. 61 Подразумевается известное место из Библии — обращение Авраама к Богу с просьбой о пощаде погрязшего в грехах и приговоренного за это к уничтожению Содома. Бог обещал не губить город, если там найдется хотя бы пятьдесят праведников. Однако Авраам упросил Его проявить милость, если их будет всего десять. «Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти» (Быт., 18, 32). 62 Блаженный Августин Аврелий (354—430) — христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. См. его труды в издании: Migne. Patrologiac cursus completus. (PL).—Т. 32—47. Рус. пер. см.: Творения Блаженного Августина: В 2 ч.— Киев, 1880—1908. 63 Bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех. Выражение, впервые употребленное английским философом Томасом Гоббсом (1588—1679) в работе «Левиафан». 64 См.: Книга Правил Св. Апостолов Вселенских и Поместных Соборов и Св. Отцов.— М., 1893. 65 Василий Великий (ок. 329—379) — архиепископ Кесарии Каппадокийской, один из восточных отцов церкви, сторонник «буквального» толкования текстов Св. Писания. Наиболее значительное его сочинение «Гомилии на Шестоднев» — популярный натурфилософский комментарий на 1-ю главу Бытия, получило широкую известность на Руси. Выступал против арианской ереси, поддерживал монашество. См. его труды в издании: Migne. Patro-logiae cursus completus. (PG).—Т. 24—32. Рус. пер. см.: Василий Великий. Творения в семи томах. — Спб., 1845—1848. 66 Амфилохий (?—394) — епископ Иконийский с 372 г., друг св. Василия Великого. Известен как ревностный защитник чистоты христианской веры, обличитель еретиков. 67 Афанасий Великий (ок. 295—373) — церковный деятель и богослов, представитель восточной патристики, епископ города Александрии, глубокий знаток Св. Писания. С его именем связана победа над арианской ересью и принятие догмата о «единосущии» Бога-Отца и Бога-Сына на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах. См. его труды в издании: Migne. Patrologiae cursus completus. (RG).—Т. 25—28. Рус. пер. см.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах.— Спб., 1851. 68 Валсамон и Зонар — толкователи Номоканона — сборника законов византийского церковного права, составленного из императорских постановлений (номо), касающихся церкви, и сугубо церковных правил (канон). 69 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) (1863—1936)—митрополит Киевский и Галицкий, ректор Московской духовной академии, член Святейшего Синода, один из трех кандидатов в патриархи на церковном Поместном соборе 1917 года. В 1921 г. после раскола Русской Православной зарубежной Церкви возглавил так называемую Карло-вацкую (Синодальную) церковь. И. А. Ильин ссылается на его книгу «Опыт христианского православного Катехизиса» (Стрем. Карловцы, 1923). 70 Лютер Мартин (1483—1546) — теолог, один из вождей Реформации в Германии, основоположник немецкого протестантизма. В историю страны вошел как выдающийся деятель культуры, своим переводом Библии утвердивший общенемецкий литературный язык, как реформатор системы образования, традиций музыкального искусства.
71 Бузенбаум Герман (t600—1663) —немецкий богослов, член ордена иезуитов. Известен как автор сочинения «Medulla theologiae moralis» («Сердцевина нравственного богословия»), выпущенного в 1645—1650 гг. в Мюнстере в 7 книгах, до 1776 г. выдержавшего более 200 изданий и изучавшегося во всех иезуитских семинариях. Однако в 1776 г. эта книга была осуждена и сожжена. 72 «Бывает ли когда-либо позволено убивать? По прямому намерению и с ведома — никогдане позволяется, разве только, если разрешит Бог, Владыка всяческой жизни» (лат.). 73 «Бывает ли когда-либо позволено убивать невинного?» (лат.) 74 Алагона Петр — теолог-иезуит конца XVI — начала XVII в., известный комментатор Фомы Аквинского. 75 An liceat? — можно ли?; licet, potest, licite potest — позволено, можно; excusator — оправдано, извинительно; absolvetur — оправдано, освобождено от обвинения; поп tenetur—не сдерживается, не удерживается; ad nil tenetur—ничем не сдерживается, ничем не удерживается (лат.). 76 Gravis necessitas — тяжелая необходимость; voluntas consentiens — соглашающаяся воля; usus rationis perturbatur, libertas tollitur — опыт разума приведен в замешательство, свобода уничтожена; поп aduertatur malitia — незаметное злонамерение (лат.). 77 Эскобар и Мендоза Антонио (1589—1669) — известный испанский иезуит, первым высказавший и развивший в своих сочинениях мысль о том, что чистота намерений оправдывает антиморальные и антизаконные действия. 78 Nat ига suo (лат.) — по своей природе. 79 «Primam amplector sententiam» (лат.) — одобряю первое мнение; «probabiliorem esse judico» (лат.) — полагаю это более правдоподобным. 80 Квиетизм (от лат. quietus — спокойный, безмятежный) — религиозное течение, возникшее в XVII в. в католической церкви. Его последователи абсолютизировали христианское требование подчинения воле Бога, доведя его до полного безразличия к собственной судьбе и спасению. 81 Тертуллиан Квинт Септилий Флоренс (ок. 160—после 220) — критик языческой культурно-философской традиции. Позднее, порвав с епископальной церковью, обратился к монтанизму — раннехристианскому еретическому учению, отвергавшему авторитет епископов, проповедовавшему скорый конец света и второе пришествие Христа, крайний аскетизм, мученичество во имя веры. В конце жизни отошел от монтанизма и, по некоторым сведениям, основал собственную секту. См. его сочинения в издании: Migne. Patrologiae cursus completus. (PL).—Т. 1—2. Рус. пер. см.: Творения К. С. Ф. Тертуллиана в трех частях.— Киев, 1910, 1912, 1915. 82 Амвросий Медиоланский (339/340—397) — представитель латинской патристики, сторонник аллегорического толкования Св. Писания. Будучи правителем области Эмилия-Лигурия, выступил посредником в споре между никейскими церковными ортодоксами и арианами и был избран епископом Медиолана. Впоследствии способствовал победе над арианством на христианском Западе, оказывал влияние на политику римских императоров Грациана, Валентиниана II и Феодосия. См. его труды в издании: Migne. Patrologiae cursus completus. (PL).—Т. 14—17. Рус. пер. см.: Полные творения Амвросия Медиоланского.— Киев, 1875. 83 В данном контексте плерома — это совершенство и благость небесного, Божьего мира. * Срв.: Л. Толстой. «Закон насилия», стр. 551. <Круг чтения», т. II, стр. 162—1652. ** Срв.: Л. Толстой. «Закон насилия», стр. 53,79, 80. «Круг чтения», т. III, стр. 155 и др. *** Напр.: когда часовой убивает бегущего преступника, то это есть «подлость и низость». «Царство Божие», стр. 763; или: «пьяный сифилитик Петр со своими шутами» — там же, стр. 90; и т. под. **** Напр.; «животные живут мирно без государственного насилия» (Л. Толстой. «Закон насилия», стр. 129); «всякая присяга вымогается у людей для зла» («В чем моя вера», стр. 924); срв. «Царство Божие»: «теперь уже нет тех особенных насильников, от которых государство могло защищать нас» (стр. 66); преступники «суть такие же люди, как и все мы, и точно так же любящие совершать преступления, как и те, против которых они их совершают» (стр. 66); «все европейские народы исповедуют одинаковые принципы свободы и братства и потому не нуждаются в защите друг от друга» (стр. 67); срв.: о «бесполезности... и нелепости собирания податей с трудового народа» (<стр.> 71); «сумма насилия ни в каком случае не может увеличиться от того, что власть перейдет от одних людей к другим» (<стр.> 90); «государственная власть всегда принадлежит худшим и злым» (<стр.> 89 и сл.); «злые всегда властвуют над добрыми и всегда насилуют их» (<стр.> 90) и т. под. ***** Напр.: «Политическая деятельность... правителей и их помощников... есть в сущности самая пустая, притом же и вредная человеческая деятельность» («Закон насилия», <стр.> 134 и др.).
* Напр.: «Степень отрицания учения о непротивлении и непонимание его всегда пропорциональна степени власти, богатства, цивилизации людей» («Закон насилия», (стр.) 171; срв. (стр.) 22—27,43,170). Государственные властители суть «большею частью подкупленные насильники», точно такие же, как разбойники на больших дорогах. (Там же, стр. 80; срв. (стр.) 110,129). «Признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как только оправдание людьми своих привычных, излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, честолюбия, властолюбия, гордости, трусости, злости» («Закон насилия», стр. 143). Срв. еще утверждение, что сенатор, министр, монарх — гаже и хуже палача и шпиона, ибо прикрываются лицемерием. (Там же, стр. 147.) Известно, что количество таких утверждений может быть увеличено во много раз, ибо Л. Н. Толстой был щедр на подобные характеристики.
* Следует заметить, что такому внутреннему «несопротивлению» до известной степени сродни практика «хлыстовства»5, отнюдь не являющаяся специфическим созданием русского сектантства, а наблюдавшаяся в самые различные времена и у разных народов. Однако хлыстовская практика сознательно организует и ограничивает несопротивление страстям для известного использования их и освобождения от них. Формула православного аскетизма гласит: «томлю томящаго мя ради духовного очищения». Формула хлыстовства: «предаюсь томящему мя ради душевного облегчения». Несопротивляющийся хлыст имеет вместо идеи — малодушие, вместо духовной цели — душевную причину, вместо достижения — гибель.
* Коринфянам. X. 3—57. Срв. также у Климента Римского8 Epist. ad Cor., стр. 37 о том, что пороки побеждаются только через «агонидзестай» и «стратеуэстай»9. ** У Марка Подвижника10 и Иоанна Кассиана11 можно найти, однако, прямые указания на то, что злое начало остается имманентным человеческой душе. *** Курсив мой. **** Впрочем, у Толстого можно найти и такую непростительную формулу: «не противьтесь злу»; так он считает возможным передавать слова Христа (Мтф. V, 39; по-гречески: «то понэрт», т. е. дурному человеку). Срв. «В чем моя вера», стр. 12, 13, 14, 16 и 43; иногда он добавляет «или злому», стр. 14, 15, так, как если бы это было равнозначно.
* Срв., напр., трактаты Сенеки17. * Напр., «Круг чтения», II, 18—21, 56—59. ** Напр., «Круг чтения», II, 261. *** «Закон насилия», 54, 122, 173. **** Срв. «Круг чтения», I, 273; III, 101. ***** Они называют его «насилием». Срв. «Круг чтения», II, 18—21 162-165. ****** Напр., «Круг чтения», III, 101, 248.
* Понятно, что добровольное, основанное на убеждении подчинение приказу (или запрету) выводит его из категории «актов заставления»; начинается органически-свободная субординация, на которой покоится живая сила всякой достойной и крепкой общественной организации.
* Напр., Л. Толстой, «Закон насилия», стр. 55, 173—175. «Круг чтения», I, 238—240; II, 163. «Три притчи», XIII, 184 (при ссылках на томы XI, XII, XIII, XIV имеется в виду издание полного собрания сочинений, вышедшего в Москве у Кушнерева24). Срв. еще о приравнении «силы», «насилия» и «зла»; «В чем моя вера», 94, 95, 193, 255, а также 17, 48, 95, 249. В воззвании Гаррисона: «основное учение непротивления злу злом». «Царство Божие», стр. 325. В «Катехизисе непротивления» Балу: «сатана — сатаною, зло — злом, неправда — неправдою», «Царство Божие», б26. ** «Круг чтения», III, 220; срв. «Крестник», т. XI, стр. 179. *** «Круг чтения», I, 238—240. **** «Круг чтения», II, 162—165. ***** Л. Толстой, «Закон насилия», стр. 54, 55, 108, 109, 111, 178. «Круг чтения», II, 162—165; III, 6127. ****** «Круг чтения», I, 238—240; II, 162—165. ******* «Круг чтения», 11, 18—21. ******** «Круг чтения», II, 18. ********* Там же. ********** Там же. * Л. Толстой. «Закон насилия», 53. «Круг чтения», II, 18—21; III, 15528. ** «Круг чтения», II, 18—21. *** «Круг чтения», II, 18—21. **** Л. Толстой. «Закон насилия», 152. «Круг чтения», II, 56-59; III, 14. ***** «Круг чтения», II, 18—21; срв.: жить «без отпора». «В чем счастье», т. XI, 212. ****** Л. Толстой. «Закон насилия», 152. «Перестать заботиться о делах внешних и общих». «К вопросу о свободе воли», XI, 581. ******* «Круг чтения», II, 162—165. Срв. «Закон насилия», 54, 108, 109. ******** «Закон насилия», 80. ********* «Закон насилия», 134. ********** Там же, 147. # Там же, 147. ## «Закон насилия», 53, 80, 129, 134, 139, 147. ### Там же, 80. #### «3акон насилия», 143.
* См. главу вторую. ** Срв. у Толстого: «Стоит людям только понять это... для того чтобы... каждый отдельный человек достиг высшего блага»... «К вопросу о свободе воли», XI, 581. По-видимому, Толстой считает, что люди несвободны только в «делах внешних и общих» (там же). *** Срв. у Толстого, XI, 617. «Часовщик»: «только обращайтесь, как часовщик: нежно, осторожно»...
* Срв. у Толстого: «весь сложный механизм наших учреждений, имеющих целью насилие». «В чем моя вера», стр. 47. «Царство Божие», гл. V, VI, VII, VIII; или еще: «власть есть приложение к человеку веревки, цепи... кнута... ножа, топора». «Царство Божие», стр. 61; «основа власти есть телесное насилие». Там же, стр. 61.
* Срв. «Закон насилия», 139. «Круг чтения», I, 238—240; III, 101—103. * Срв. Толстой. «Закон насилия», 3, 139. «Круг чтения». 111, 14, 101, 103. Срв. «Крестник», XI, 187. «Стыдно», XI, 629—634 ** Срв. «Круг чтения», I, 15: «Когда слышишь о дурных делах людей — не дослушивай до конца и старайся забыть то, что услышал». *** Срв. Толстой. «Закон насилия», 129; «Царство Божие», 66.
* Срв. два правила, выношенные и формулированные Афинагором и Татианом31, в которых Л. Н. Толстой любит усматривать своих единомышленников по «непротивлению»: «презирай мир» и «помышляй о смерти».
* «Круг чтения»; III, 101—103; срв. «Крестник», т. XI, стр. 187; «Царство Божие», 13, 14. ** Срв. у Толстого его полемические фразы о невозможности бесспорного определения зла. «Царство Божие», 13, 18. «В чем моя вера», 66—67. *** ** Срв. даже у Марка Аврелия32 «Наедине с собою», VIII, 55; «порок вообще ни в чем не вредит миру»...
* Толстой. «Закон насилия», 129, 138, 139. «Круг чтения», III, 101—103. ** «Закон насилия», 1—333. *** «Круг чтения», III, 101. **** Напр., «Стыдно», XI, 629—634. ***** Там же. ****** «Круг чтения», III, 14. ******** Там же, III, 103. ******** «Закон насилия», 3. ********* «Круг чтения», I, 15; срв. III, 14. ********** Срв. «Круг чтения», I, 68; III, 13, 14, 220. # Дословно: «истинная любовь... исключает возможность мысли о каком бы то ни было насилии». «Закон насилия», 173. ## «Круг чтения», II, 261. ### Срв. «Закон насилия», 53, 110. «Круг чтения», III, 14. #### Срв. «Закон насилия», 1—2, 53, 152. «Круг чтения», II 18—21 и след. * Срв. напр., все учение о соотношении «истины», «красоты» и «добра» «Что такое искусство?», XIII, 330—331, 454. «Истина» и «красота» определяются субъективистически и релятивистически и признаются лишь «средствами достижения добра». В статье «Что такое искусство?», XIII, 417 прямо разъясняется: «Религиозное сознание нашего времени в самом общем практическом приложении его есть сознание того, что наше благо, и материальное, и духовное, и отдельное, и общее, и временное, и вечное, заключается в братской жизни всех людей, в любовном единении нашем между собой». И далее (417—418): «На основании этого сознания мы и должны расценивать все явления нашей жизни и между ними и наше искусство, выделяя из всей его области то, которое передает чувства, вытекающие из этого религиозного сознания». ** «Уяснение нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества». «Так что же нам делать», XI, 284. «Часовщик», XI, 615—616; «Что такоре искусство?», XIII, 442: «высшее же в нашем мире, доступное людям благо жизни достигается единением их между собой».
* Срв.: «Я не заробел перед выводами разума». «О назначении науки и искусства», XI, 38534; «Я ужасался своим выводам, хотел не верить им, но не верить нельзя было». «Послесловие к Крейцеровой сонате». XII, 441; срв.: «наше разумное сознание». «Царство Божие», 137. ** «Любовь есть единственная разумная деятельность человека». «О жизни», XI, 417. *** «Обычно у Толстого противопоставляется «разумное я», «духовный человек» — «животному я», «животному человеку», «животной личности», которая для своего блага готова пожертвовать «благами всего мира». Срв., напр., главы «О жизни», XI, 415—430; «Послесловие к Крейцеровой сонате», XII, 433—444; «Воскресение», XIV, 63; «Страх смерти», XI, 443. **** Срв.: «Послесловие к Крейцеровой сонате», XII, 437; «а идеал только тогда идеал, когда осуществление его возможно только в идее», 438; «указание никогда не достижимого совершенства»35, 439; «спустить требования идеала значит... уничтожить самый идеал». «Царство Божие», 37.
* «Жизнь есть только то, что я сознаю в себе». «Разные мысли», XIII, 522; «истинное значение человека кончается познанием своей личности, своего животного. Это свое животное... человек знает совершенно особенно от знания всего того, что не есть его личность». «Все, что находится вне этого своего я, человек не знает, но может только наблюдать и определять внешним, условным образом». О других людях человек имеет «некоторое внешнее представление, но не знает их», XIII, 525; «вполне знаем мы только нашу жизнь, наше стремление к благу и разум, указывающий нам на это благо», 527; «нужно нам знать, и мы знаем только себя», 529.
* Л. Н. Толстой настаивает на блаженстве праведных, и притом именно в здешней, земной жизни, и согласно этому излагает и учение Христа. См.: «В чем счастье», т. XI, 201-203. Оказывается, что учение Христа есть разновидность гедонистической морали: «Христос учит именно тому, как нам избавиться от наших несчастий и жить счастливо», стр. 203; еще более плоско звучит другая формула: «Христос учит людей не делать глупостей», стр. 210; срв.: «В чем моя вера», стр. 193; срв.: «Так что же нам делать», XI, 300; о «полном удовлетворении», см.: «О жизни», XI, 428; «любовь — жизнь блаженная и бесконечная», там же; «то, что делает жизнь человеческую доброй и счастливой», «Предисловие к статье Карпентера», XIII, 48436. ** Срв. «О жизни», XI, 429, где подробно описывается «блаженное чувство умиления, при котором хочется любить всех» и «чтобы самому сделать так, чтобы всем было хорошо». «Это-то и есть и это одно есть та любовь, в которой жизнь человека». Срв. «Воскресение», XIV, 416—417: «жалость и умиление... ко всем людям» и др.
* Особенно, если следовать правилу Толстого: «Не рассуждать о том... нет ли какой, еще лучшей любви, чем та, которая заявляет требования». «О жизни», XI, 428. Может быть, действительно, «только такая любовь дает полное удовлетворение» (там же, 428), но зато она наверное ведет человека к духовной слепоте. ** От греческого слова «гедонй» (удовольствие, наслаждение) образуются термины «гедонизм» и «гедонист» для обозначения такого учения и такого человека, которые усматривают в наслаждении высшую цель человеческой жизни. Толстой, по-видимому, не замечал своего гедонизма; именно этим объясняется то осуждение, которое он высказывает Шопенгауэру, эпикурейцам, утилитаристам37 и магометанству за их «гедонизм». Срв.: «Религия и нравственность», XIII, 205, 208. Выло бы, впрочем, вообще грубою исследовательскою ошибкою, если бы кто-нибудь захотел искать у Толстого принципиальной последовательности и систематической философской продуманности. *** Срв.: «Круг чтения», 1, 15. **** Срв.: «Закон насилия», 129—о мирной, ненасильственной жизни среди животных; срв. «исследование» князя П. Кропоткина «О взаимопомощи среди людей и животных»38.
* Срв. даже в хозяйствовании: «я должен как можно меньше пользоваться работой других и как можно больше сам работать». «Так что же нам делать», XI, 301. ** Интересно отметить, что этот наивный эгоцентризм выступает и в отношении к государству. Срв. всю систему аргументов в «Царстве Божием», стр. 88: «мне не нужно более государство...»; «мне не нужно отделение себя от других народов...»; «мне не нужны все те правительственные учреждения...»; «мне не нужны ни управления, ни суды...» Курсив всюду принадлежит Толстому. *** Срв.: «Закон насилия», 3; «Страдания», XI, 460—471. Замечательно, что об этой «полезности страданий» Толстой вспоминает только тогда, когда эта ссылка подкрепляет правоту наслаждающегося моралиста, и решительно не считается с нею при обсуждении социально-педагогической проблемы. **** «Закон насилия», 187; «Круг чтения», II, 18—21, и др.
* Срв.: «Закон насилия», 122, 137; «Круг чтения», II, 21—56; особенно II, 56—59. Это не мешает, впрочем, и самому Л. Толстому, и его единомышленникам аргументировать в пользу «непротивления» — его благими последствиями. Срв.: «Крестник», т. XI, 177—178; «Свечка», т. XI, стр. 47— 5939; «Круг чтения», I, 238—240 и др. ** «Срв.: «Круг чтения», III, 14; а также «Закон насилия», 122, 150, 152; срв.: «перестать заботиться о делах внешних и общих», «Царство Божие», 133. *** «Круг чтения», II, 162—165; «Закон насилия», 138.
* «Любовь есть предпочтение других существ себе — своей животной личности». «О жизни», XI, 425. Курсив мой. ** Этот критерий: кто чем чему пожертвует при необходимости выбора? — известен и Толстому. См.: «Религия и нравственность», XIII, 210. И здесь выше всего ставится «исполнение воли Божией», т. е. моральных требований.
* «Царство Божие», 133. ** «Закон насилия», 150. *** «Закон насилия», 122. **** Срв. обычное у Толстого истолкование «воли Божией». Напр., «О назначении науки и искусства», XI, 371; «Предисловие к сборнику...», XI, 41040; «Неделание», XI, 613; «Часовщик», XI, 615, 616; «Что такое искусство», XIII, 330; «Закон насилия», 138; «Религия и нравственность», Х111, 201—219. В этом последнем опыте смысл жизни особенно наглядно сводится к религиозности, а религиозность к моральности... Эту связь между религией и нравственностью Толстой совершенно неточно выражает словами: «нравственность включена уже, inpliquйe41, в религии». Стр. 211. Срв.: «Что такое искусство», XIII, 417 (особенно ясно).
* «Старая мудрость, ложь которой уже развенчана», «Неделание», XI, 59742; срв.: о «диких, идолопоклоннических суевериях», внушаемых церковью, «Царство Божие», 28, 75; о «бессмысленных кощунствах церковных катехизисов», там же, 72; о низких мотивах, по которым духовенство все это делает, там же, 15—16. См. особенно «Критику догматического Богословиия»43. ** Иногда на первый план как будто выдвигается религиозное мерило, напр., в «Наука и нравственность», XIII, 197—219; но это только видимость, ибо заданные к познанию «требования Высшей воли» (204— 205) сводятся по существу к моральным заповедям. Применительно к искусству можно установить то же самое, см.: «Что такое искусство», XIII, 321, 381, 415, 454, 458. *** Срв.: «О назначении науки и искусства», XI, 344—345, 362; «Послесловие к Крейцеровой сонате», XII, 434; «Что такое искусство», XIII, 458; «Предисловие к статье Карпентера», XIII, 484 и др. **** «развращающее душу и тело изучение научного талмуда», XI, 369; «ненужные глупости», XI, 593; срв. еще XI, 594, 596; «праздное любопытство», «Предисловие к статье Карпентера», XIII, 484. ***** В меру своего морального служения наука получает пощаду, порабощенная и почти ослепленная, срв.: «О назначении науки и искусства», XI, 341, 351, особ. 354—355. ****** Срв.: «О назначении науки и искусства», XI, 327, 329, 336, 337, 340, 353,362; <ведь мы, жрецы науки и искусства, самые дрянные обманщики, имеющие на наше положение гораздо меньше прав, чем самые хитрые и развратные жрецы», 363; срв.: «Три притчи», XIII, 187. ******* Срв. в сказке «Иван дурак» образ «старого дьявола», «работающего головой» на колокольне. Глава XII .
* Это прямо выговорено в «Предисловии к роману Поленца», XIII, 117, и в «Что такое искусство», XIII, 331. ** Срв.: «Что такое искусство», XIII, 423, 449; «Предисловие к роману Поленца», XIII, 114. *** Срв.: «О назначении науки и искусства», XI, 348—349, особ. 357; «Предисловие к сборнику», XI, 410, 411; «Предисловие к соч. Мопассана», XIII, 88—89; «Что такое искусство», XIII, 317. **** «О назначении науки и искусства», XI, 362; «Что такое искусство», XIII, 276, 278, 342 и др. Срв. огульное осуждение музыки, XIII, 430. ***** «Что такое искусство», XIII, 382—383, 392—393, 405, 406—407; срв. особенно чудовищную характеристику Пушкина, 427. ****** «О назначении науки и искусства», XI, 351; «Предисловие к соч. Мопассана», XIII, 88—89; срв. XIII, 117; «Что такое искусство», XIII, 424 и сл. ******* Напр., весь нравоучительный роман «Воскресение». ******** Срв. попытки изобразить вею благородную глубину правосознания, как результат «устрашения», «подкупа», «гипнотизации» и воинского «одурения» и «озверения». «Царство Божие», 71, 72 и др.; все сводится к «самосечению» загипнотизированных людей: стр. 81 и сл. * Срв.: «Закон насилия», 129—130. ** «Закон насилия», 139, 147. *** Срв.: «Круг чтения», III, 13, 14 и др. Срв. особ. «Царство Божие», гл. V, VI, VII, X, XII. **** «Закон насилия», 139. ***** Срв., напр., «Воскресение», XIV, 345—346, 358 и др. ****** «Закон насилия», 134; «Царство Божие», 102, 115. ******* Срв.: «Зерно с куриное яйцо», т. XI, 170. ******** Срв.: «О переписи в Москве», том XI, 224; «Так что же нам дг дать», XI, 298. ********* Срв. особ. «Царство Божие», 68, 113—114 и главу XII. ********** Срв.: «борьба всегда останется борьбой, т. е. деятельностью, в корне исключающей возможность признаваемой нами христианской нравственности», «Религия и нравственность», XIII, 216—217. # Об отрицании патриотизма см. особенно: «любовь к отечеству» есть нечто «отвратительное и жалкое», «В чем моя вера», стр. 252; о «диком суеверии патриотизма», «Царство Божие», стр. 72, 38.
* Срв. сказку об «Иване дураке», гл. XI. ** Срв. нижеследующую формулу духовно-нигилистического утилитаризма, достойную любого последовательного материалиста и целиком вытекающую из сентиментального гедонизма: «В этом одном деле (в «борьбе с природой»45) получает человек, если уж разделять его, полное удовлетворение телесных и духовных требований своей природы: кормить, одевать, беречь себя и своих близких есть удовлетворение телесных потребностей; делать то же для других людей — удовлетворение духовной потребности. Всякая, всякая другая деятельность человека только тогда законна, когда она направлена на удовлетворение этой первейшей потребности человека, потому что в удовлетворении этой потребности состоит и вся жизнь человека». «Это первый и несомненный закон Бога или природы», «О назначении науки и искусства», XI, 371; срв. «Выдержка из частного письма...», XI, 401: «служение людям, как призвание всякого человека»46.
* Срв. «Часовщик», XI, 616; «смысл... жизни только в том, чтобы со действовать соединению людей»; «жить» «в любви с братьями»; к этому и сводится «делание Божьего дела» (615). ** «В Евангелии с поразительной грубостью, но зато с определенностью и ясностью для всех выражена та мысль, что отношение людей к нищете, страданиям людским есть корень, основа всего». См.: «О переписи в Москве», т. XI, стр. 221. *** «Закон насилия», 55, 173—175; «Круг чтения», I, 238—239; III, 22018 Срв.: «Крестник», т. XI, 179; «Три притчи», XIII, 184.
* Ранний очерк Толстого «Страдания» делает попытку доказать гедонистическую (XI, 461), моральную (XI, 462—471) и биологическую (XI, 461, 469) полезность страданий; но тут же устанавливает, что «все наслаждения покупаются страданиями других существ» (461) и что борьба со страданием, освобождающая ближних от него, есть «единственная радостная работа» (470). * Срв. главу первую.
* Срв.: «Религия и нравственность», XIII, 197. ** «Религия и нравственность», XIII, 201, 208. *** Срв.: «закон Бога или природы». «Так что же нам делать», XI, 371 и др. **** «Закон насилия», 129. ***** «Начало вещественности — Он же», «Разные мысли», XIII, 534. ****** «Женщинам», XI, 394. ******* «Женщинам», XI, 397—401. ******** Там же, 403. ********* «В чем счастье», XI, 205—207. ********** «Так что же нам делать», XI, 370—371. # «Что такое искусство», XIII, 442. ## «Круг чтения», II, 18—21. ### «Предисловие к сборнику», XI, 410. #### «Религия и нравственность», XIII, 214.
* Там же, 215—216. ** «Религия и нравственность», XIII, 216—217. Ее «полезность» подобна полезности «пожара», после которого «можно погреться и закурить головешкой трубку». «Так что же нам делать», XI, 343. Срв.: «Неделание», XI, 612; «Сказка об Иване дураке», XI, 134-135. *** «Послесловие к Крейцеровой сонате», XII, 434, 435, 436. **** Там же, 433. ***** Там же, 436, 440, 441. ****** Там же, 440. ******* Там же, 440. * Там же, 444. ** Там же, 436—437, 440. *** Срв.: «Послесловие к Крейцеровой сонате», XII, 441. «Воскресение», XIV, 413. Нельзя не отметить противоречивость этой оговорки: разве «всеобщая обеспеченность» сделала бы «животную похоть», как таковую, менее «унизительной»?.. **** Срв. преклонение Толстого перед последствиями физического труда: дурным запахом, мозолями на руках и даже появлением насекомых на человеке как признаком состоявшегося опрощения; напр., «Сказка об Иване дураке», гл. III, IV, XII и др. ***** «Так что же нам делать», XI, 301, 307—371 и мн. др. ****** Срв., напр., «Сказка об Иване дураке», XI, 143—145, гл. XII. ******* «Что такое искусство», XIII, 423, 449. ******** «Я должен как можно меньше пользоваться работой других и как можно больше сам работать». «Так что же нам делать», XI, 301.
* «Закон насилия», 137. ** Там же, 173. *** «Закон насилия», 138; срв.: «Царство Божие», 14. **** «Круг чтения», 11, 18—21; III, 14. Срв.: «Закон насилия», 152. ***** «Закон насилия», 122; «Круг чтения», II, 56—59. ****** «Круг чтения», II, 18—21. ******* Срв. интересные оговорки, с отвращением допускающие возможность целесообразности «насилия»: «Закон насилия», 80, 161; «Круг чтения», I, 238—240; II, 73, 163; «Царство божие», 66. * «Круг чтения», II, 56—59. ** «Неделание», XI, 613. *** «Круг чтения», II, 21- 5949. **** «Закон насилия», 152. ***** Там же. ****** Подлинные слова Толстого: «Круг чтения», II, 14. ******* Там же. ******** «Круг чтения», II, 18—21. ********* Там же. ********** Срв.: «Закон насилия», 138; «Круг чтения», II, 162—165; III, 101—102. * Срв. особенно «Круг чтении», II, 162—165; III, 101. ** «Закон насилия», 80, 129, 134, 143, 147; «Круг чтения», II, 18—2151. * Срв., напр., «О переписи в Москве», XI, 221: «В Евангелии с поразительной грубостью, но зато с определенностью и ясностью для всех выражена мысль, что отношение людей к нищете, страданиям людским есть корень, основа всего»; срв.: «Закон насилия», 54, 108, 109, 173 и др.; срв. изображение «заповеди непротивления злу насилием» как самой «благой вести Царства Божия», «Царство Божие», 102, 34. ** Срв. «Что такое искусство», XIII, 442: «Назначение человека есть благо; высшее же в нашем мире, доступное людям благо жизни достигается единением их между собой». * См. главу восьмую и девятую. * См. главы третью и шестую. * См. главу третью. ** Там же. * См. главу шестую. ** См. главу шестую. *** См. главу шестую. * См. главы четвертую и пятую. ** См. главы шестую и седьмую. * См. главы шестую и седьмую. * См. главы двадцать первую и двадцать вторую. ** См. главы третью, восьмую и тринадцатую.
* См. главу третью. * См. главу третью. ** Срв. соответствующее образное выражение этого обстояния у Гераклита (по Аэцию и Сексту) и у Пушкина53. *** См. главу двенадцатую. * См. главу одиннадцатую.
* См. главу шестнадцатую. ** Гераклит. Открывок 4955. * См. главу восьмую. * См. главы двадцать первую и двадцать вторую. * Курсив мой. И. ** Курсив мой. И. * «Кто ударит тебя в правую щеку твою», Мтф. V, 39; Луки VI, 29. Курсив мой. И. * «Взять у тебя рубашку», Мтф, V, 40, 42; Луки VI, 29, 38. «Просящему у тебя»... «взявшего твое». Луки VI, 30. Курсив мой. И. ** «И кто принудит тебя идти с ним», Мтф. V, 41. Курсив мой. И. *** См. Н. Костомаров. Русская История, т. I, гл. 3, стр. 2957.
* От слова «предмет». * См. главу двадцать вторую. * См. главы девятнадцатую, двадцать первую и двадцать вторую. * См. мудрый и глубоко христианский опыт поэта В. А. Жуковского «О смертной казни»58. * См. главу седьмую. ** См. главу третью. *** См. главы девятую, четырнадцатую, пятнадцатую и шестнадцатую. * См. главу третью. ** См. главы шестую, седьмую и тринадцатую. * См. главы четвертую и пятую. * См. главу седьмую. * См. главы пятую, шестую и седьмую. * См. главу шестую. ** См. главу одиннадцатую. * См. главу семнадцатую. ** См. главу шестнадцатую. * См. главу вторую. * См. главу вторую. * См. главу шестнадцатую. * См. главу пятую. ** См. главы шестую и седьмую. *** См. главу тринадцатую. * См. главы седьмую, восьмую, одиннадцатую и тринадцатую. ** См. главы шестую, четырнадцатую, пятнадцатую и шестнадцатую. * См. главу тринадцатую. ** См. главы четвертую, пятую, тринадцатую и восемнадцатую.
* См. главу первую. ** См. главу восьмую. * См. главу первую. * См. главу семнадцатую. * См. главу шестнадцатую. ** См. главу шестнадцатую. * Идея о том, что убийство на войне остается делом неправедным, нашла себе выражение в «Книге Правил Св. Апостолов и Св. Соборов»64. Так, 83 Правило Св. Апостолов гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать обое, то есть Римское начальство и священническую должность: да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви, и Божия Богови». С этим необходимо сопо- ставить восьмое и тринадцатое канонические правила Св. Василия Великого65, изложенные в канонических посланиях его к Амфилохию66, епископу Иконийскому. В Правиле 8 между прочим доказывается, что убийство на войне есть убийство не нечаянное, а вольное: «Совершенно такожде вольное, и в сем никакому сомнению не подлежащее есть то, что делается разбойниками и в неприятельских нашествиях: ибо разбойники убивают ради денег, избегая обличения в злодеянии; а находящиеся на войне идут на поражение сопротивных, с явным намерением не устрашити, ниже вразумити, но истребити оных...» В Правиле 13 читаем: «Убиение на брани Отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения токмо Святых Тайн». К этому правилу имеется позднейшее примечание: «См. «Послание Св. Афанасия к Аммуну Монаху. Валсамон и Зонар68 согласно замечают, что предполагаемый Св. Василием совет вообще не был употребляем в действие, как по неудобности, так и по уважениям, в начале сего же правила изложенным». В «Послании Св. Афанасия Великого к Аммуну Монаху» к убиению на войне имеет отношение только следующее место: «Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно. и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные во брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния». Нельзя не отметить, что в послании Афанасия Великого вопрос не ставится во всей широте, но выделяется только одна сторона его, необходимая ему в его общем рассуждении. Можно признать правоту Афанасия Великого; и вслед за тем, не впадая во внутреннее противоречие, установить глубину и мудрость того прозрения, которое изложено в 13-ом Правиле Василия Великого: ибо убиение на брани достойно похвалы и все же требует духовного очищения (см. главы 20 и 22 настоящего исследования). Прозрение Василия Великого отнюдь не отмерло в Православии, но сохранилось в духе и традиции. Самое правило его не забыто, а излагается в Номоканоне, прилагаемом к православному Требнику современного издания (срв. правило 8). Излагается оно как сохраняющее всю полноту обязательной силы. Отблесками его проникнуты и некоторые молитвы о воинах, напр., в «Чине освящения знамен»: «изучи их и вразуми, спаси, защити, сохрани, очисти и радости духовныя исполни»... Было бы глубоко значительно и благотворно, если бы традиция этого прозрения была бы возрождена и восстановлена в православно-церковной практике наших дней — не в форме трехлетнего отлучения от Причастия, а в форме церковно узаконенного покаяния, совершаемого по окончании войны всем народом, и в особенности воинами. В только что вышедшем Православном Катехизисе митрополита Антония (Храповицкого) ясно изложено воззрение на войну как на «великое зло», участие в коем, однако, обязательно ради уклонения от еще большего зла. См. главу о Шестой заповеди- стр. 96—9869.
* См. главы третью и четырнадцатую. * См. главы третью и шестую. ** См. главу шестнадцатую. * См. главы шестую, седьмую, тринадцатую, шестнадцатую и восемнадцатую.
* Martin Luther. «Ob Kriegsleute auch in seligem Stande sein kьnnten». 1526 г. Абзацы 5, 6, 7. «Denn die Hand, die solch Schwert fьhret und wьrget, ist auch alsdenn nicht mehr Menschenhand, sondern Cotteshand und nicht dcr Mensch, sondern Gott hдnget, rдdert, enthaupt, wьrget und krieget; es sind alles seine Werk und seine Cerichte» ** Там же. Абзац 1: «groЯer Mut und kecks Herz». * Там же, Абзац I: «den schwachen, blцden und zweifelden Gewissen». ** Herm. Busenbaum. Medulla Theologlae Moralis. MDCCXV. Lib. III. Tract. IV. Cap. I. Dublum IV: «An aliquando liceat occidere? Directa intentio-ne et seienter nunquam licet, nisi Deus, omnis vitae Dominus concedat»72. P. 125. В парижском издании 1670 г. «Dubium IV» читается так: «An aliquando liceat occidere innocentem?»73. *** P. Petrus Alagona. Sancti. Thomae Aquinatis Theologiae summae compendium. Romae. 1619. Ex prima secundae. Quaestio XCIV. De lege natu-rali. Articulum 5: «Ex mandato Dei licet occidere innocentem, furari, fornicari, quia est Dominus vitae et mortis et sic facere eius mandatum est debitum».
* См. главы пятую, шестую, седьмую, восьмую и восемнадцатую. * Этим мы решительно отводим ту казуистическую постановку вопроса, которая столь распространена в морально-теологических трактатах иезуитов. Они спрашивают обычно о позволенности того или иного поступка (an liceat?) и отвечают терминами: licet, potest, licite potest, excusatur, absol-vetur, non tenetur, ad nil tenetur etc75. Вследствие такого расширяющего толкования идеи «позволенности» эта идея начинает включать в себя множество запретных деяний, извиняемых то в силу затруднительного положения грешника («gravis necessitas»), то ввиду навязчивости греховного влечения (отсутствие согласившейся воли — «voluntas consentiens»), то ввиду аффекта, парализовавшего свободу грешника (usus rationis perturbatur, libertas tollitur), то ввиду его непредусмотрительной наивности («поп advertatur malitia»)76. Такая постановка вопроса,, выросшая из запросов католической исповедальни, отнюдь не способствует верному различению добра и зла, права и долга, греха и святости: напротив, она может только поощрять малодушие и вести к соблазнам. * Учение о том, что благая цель «оправд ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|