Переоценка идей Дарвина
Лингвистика, а также смежные науки, возникшие на стыке психологии и биологии (в том числе генетики), а именно: психолингвистика, биолингвистика, и так далее, многое сделали для прояснения проблем, которые должно было бы разрешить дарвиновское обезьяноподобное, почти-но-не-совсем-человеческое существо. Оказывается, сложности, которые должен был преодолеть этот гипотетический предок человека, были вполне сравнимы с трудностями добиологических молекул в первичном океане, которым предстояло совершенно случайно превратиться в первые живые организмы — по крайней мере, так утверждает классический неодарвинизм (то есть дарвинизм, лишенный ламаркистских аргументов). Проблема происхождения языка и речи сродни проблеме происхождения самой жизни.6 Читатели, знакомые с библейской историей Сотворения мира, вспомнят строки из Евангелия от Иоанна, где «Слово Божье» олицетворено и отождествлено с конкретным человеком — Иисусом из Назарета. Иоанн пишет: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков... И Слово стало плотию и обитало с нами...» (Евангелие от Иоанна 1: 1-4, 14) Во времена Дарвина библейский рассказ о Сотворении мира Богом едва ли могли счесть уместным в контексте научной дискуссии о появления жизни; еще менее сказанное в Библии относили к вопросу о возникновении способности к речи. Даже теологи редко осмеливались предположить аналогию между знаковой системой какого бы то ни было типа (а уж тем более способностью человека к речи) и биологической основой жизни. В конце концов, Библия не была научным текстом, поэтому богословы считали, что «Слово», которое «было у Бога» — это всего лишь метафора для духовной (абстрактной и нематериальной) природы «невидимого Бога, сотворившего видимый мир» (как все они признавали). Мало кто мог предположить, что эта фраза на самом деле — основа лучшей теории двадцатого века о возникновении жизни. Собственно говоря, большинство ученых-современников Дарвина (да и наших современников) предпочитало рассматривать организмы в терминах их физических, химических и поведенческих свойств. Лишь единицы в те времена могли счесть научной идею о взаимосвязи жизни и языка. Но те немногие, кто всё же предполагал наличие такой связи, могли также осознавать, что между языком и разумом тоже существует неразрывная связь. Последнюю отмечал даже Дарвин, причем написано им на эту тему предостаточно. Большинство ученых, не говоря уже о широкой публике, очень долго не замечало близкую аналогию между присущей только людям способностью к речи и генетической основой жизни -даже после частичной расшифровки генетического кода, происшедшей уже в середине двадцатого века. Главная причина такого «отставания» в том, что языковые возможности человека обычно рассматривались в терминах поверхностных форм языка, в особенности звуков и голосовых модуляций, а не в терминах более глубоких средств — значений, категорий и умозаключений, которые на самом деле составляют основу всех форм языка. Тем не менее, связь языка и самой жизни предвидели по крайней мере двое ученых девятнадцатого века. Одним из них был Альфред Бине, другим — Чарльз Сандерс Пирс.
Альфред Бине Бине (1857- 1911) —биолог, который в начале двадцатого века занялся психологией и ввёл в практику тестирование интеллекта, распространившееся по всему миру. В 1888 году он опубликовал скромную книжицу об умственных способностях микроорганизмов. В ней Бине предположил, что их умственные способности каким-то образом связаны с командами, которые должны возникать в организме — вероятнее всего, в ядре клетки. Он отмечал, что если клеточное ядро повреждено или удалено, клетка либо погибнет, либо утратит большую часть своих умственных способностей. Прошло три четверти века, прежде чем выяснилось, что именно в ядре клетки хранится основная часть генетического материала.7 В этой же книге Бине подробно описал разумную деятельность так называемых простейших («доживотных»), которые охотятся за конкретной добычей, запоминая расположение отверстия в стеклянной стене, строят укрытие для ожидаемого потомства, спасаются бегством от хищника или капли кислоты, помещенной в среду, а также устраивают нечто вроде брачной игры. Бине подчеркивал, что умственные способности у более высоко организованных организмов никак не могли появиться в процессе эволюции, хотя бы потому, что они уже были у простейших. Но Бине не только увидел связь между определенными представлениями (например, внутренние команды, каким-то образом передающиеся в протоплазму) и совершением произвольных движений, но и стал позже одним из первых психологов, писавших о связи между способностью человека к речи и его умственными способностями. В 1911 году он утверждал: «Один из самых явных показателей просыпающегося разума у маленького ребенка — растущее понимание устной речи» Там же Бине писал о «первом тесте» на интеллект, имевшем целью показать, что «ребенок понимает значение простых слов».8
Чарльз С. Пирс Догадка о том, что между языком, разумом и самой биосферой существует связь, особенно ярко блеснула в работах американского ученого Чарльза С. Пирса (1839- 1914). Как отмечал Эрнст Нэйджел (Ernest Nagel), «все историки единодушны во мнении о том, что Чарльз Сандерс Пирс остается самым оригинальным, многосторонним и всеобъемлющим философским умом среди всех, кого когда-либо породила эта страна».9 Позже Эдвард Мур (Edward Moore), главный редактор второго тома (более 650 страниц!) из тридцатитомника работ Пирса, писал: «Становится все яснее, что из всех философских проблем его более всего интересовали проблемы естественных наук».10 Пирс рассматривал логику, грамматику и риторику как темы единой системы мышления, которую он называл семиотикой — наукой о знаках и знаковых системах. Важной частью семиотики он считал изучение языка и называл его в 1902 году «масштабной и замечательно развитой лингвистической наукой».11 В последней четверти двадцатого века самые выдающиеся лингвисты мира отдают дань уважению Пирсу как отцу современной лингвистической мысли. К двадцати восьми годам Пирс начал понимать уникальную роль знаковых систем в науке. В тетради по логике он записал: «Не могу описать волнение, с которым я вновь открываю эту тетрадь... Здесь — зародыш теории категорий, которая станет (станет ли?) моим даром миру. Это мое детище. В нем я буду жить, когда меня -мое тело— поглотит забвение».12 «Категории», которые исследовал Пирс, — абстрактная основа всех знаковых систем и необходимое условие существования мышления и логики. Некоторые учёные считают, что в исследовании этого вопроса Пирс развил учение Аристотеля и Канта и даже предвосхитил Эйнштейна, который позже разрабатывал «единую теорию поля». Трудно сказать, насколько верно последнее утверждение, но бесспорно, что концепция знаковых систем (среди которых человеческий язык — наиболее абстрактная и общая) стала краеугольным камнем всех исследований Пирса. Например, независимо от русского ученого Дмитрия Менделеева, Пирс открыл периодичность элементов. Первым из астрономов Гарвардской обсерватории и одним из первых вообще он доказал, что Млечный Путь (галактика, в которой находится наша Солнечная система) относится к спиральным галактикам. Работы Пирса по логике и математике имели такое значение, что К. И. Льюис сказал: «В расчетах пропозициональных функций, которыми занимались Пирс и Шредер, можно найти всю основу математической логики».13 В частности, именно Пирс доказал, что любое множество отношений может быть сведено к комплексу триадических (тройственных) отношений, которые уже не могут быть сокращены. Некоторые из исследователей научного наследия Пирса полагают, что его интерес к цифре «3» и трихотомиям уходит корнями в библейскую концепцию Троицы — ведь Пирс был евангельским христианином, как явствует едва ли не из всех его работ. Принято считать, что со времён Аристотеля Пирс был первым логиком, который смог внести в эту науку действительно весомый вклад. Он добавил к дедуктивной (сугубо аксиоматические доказательства, как в геометрии) и индуктивной (то, что мы делаем в естественных науках с помощью статистики и теории вероятности) логике еще один, третий аспект, который он назвал абдукцией (вид умозаключений, который неизбежно лежит в основе опыта восприятия — например, распознавания знакомых объектов, событий или людей). Абдуктивная логика Пирса легла в основу прагматизма, единственного вклада Америки в мировую философию, представленного Уильямом Джеймсом и Джоном Дьюи (хотя подход Пирса был несколько иным). Кроме вышесказанного, работы Пирса стали отличной философской базой для современной лингвистики, разработанной профессором Ноамом Аврамом Хомски из Мас-сачусетского технологического института, — без сомнения, самым выдающимся лингвистом двадцатого века.14 Хомски говорил, что его теории — это «почти парафраз... Чарльза Сандерса Пирса», в особенности его «принципа абдукции».15 В физике и технике Пирс первым измерил стандартный ярд и метр с помощью световой волны. Он в одиночку опроверг результаты многолетних исследований по измерению сил тяжести (проводимые с целью точного определения формы Земли) и предложил собственную, лучшую методику изменений на основе сконструированных им же приборов. Лекции Пирса по истории логики в университете Джонса Хопкинса в 1869- 1870 годах позже были названы «зарождением системы аспирантуры»;16 именно там были вручены первые дипломы докторов философии. Для нашей книги важнее всего изыскания Пирса в области семиотики, науки о знаках и знаковых системах. К. К. Огден (С. К. Ogden) и И. Э. Ричарде (I. A. Richards) пишут: «До сих пор наиболее тщательно разработанная и решительная попытка исследовать знаки и их значения была сделана американским логиком Ч. С. Пирсом. Именно у него Уильям Джеймс позаимствовал идею и термин «прагматизм», а Шредер развил его алгебру двойственных отношений».17 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|