Современная картина
Почти через сорок лет после смерти Пирса был открыт генетический код (см. главу 5, Брэдли и Тэкстон). Спустя два десятка лет несколько лингвистов — Роман Якобсон, Томас Э, Себеок и знаменитый Умберто Эко, а вместе с ними микробиологи Майкл Дентон и Дмитрий Кузнецов,18 с изумлением обнаружили, что человеческий язык и сложнейшие системы биологического языка (включая генетический код) имеют глубокое сходство. Именно поэтому, решая вопрос о том, как возникла способность человека к речи, мы неизбежно придем к другому вопросу, который неразрывно связан с первым: как появилась жизнь? И, наоборот, в наше время среди биологов крепнет уверенность в том, что именно лингвистика поможет в молекулярной биологии и биофизике. Но сначала, прежде чем перейти к современной концепции языка, полезно будет протянуть нить от Пирса к современности и при этом обратить внимание на работы четырех выдающихся ученых, отмечавших удивительную связь между способностью к речи и человеческим разумом.
Ачьберт Эйнштейн Многие учёные приходят в удивление, узнав, что великий физик Альберт Эйнштейн писал о логической основе человеческой способности к речи. В 1936 году Эйнштейн объяснил свое внимание к этому вопросу так: «Вся наука — не более чем усовершенствованное обыденное мышление. Именно поэтому процесс критического мышления физика нельзя сузить до рассмотрения сугубо специфических понятий в какой-либо конкретной сфере. Он не смог бы решить ни одной задачи, без критического осмысления проблемы куда более сложной — проблемы анализа обычного, повседневного мышления».19 Почему Эйнштейн настаивал на том, что исследовать обычное мышление намного сложнее, чем заниматься физикой? Потому, что в основе всех наук лежит обычное мышление, которое мы в норме выражаем с помощью языковых или связанных с языком знаковых систем. Эйнштейн отмечал, что абстрактные понятия математики были бы совершенно бессмысленными и необъяснимыми, если бы их нельзя было тем или иным образом привязать к нашим сенсорным ощущениям, основанным на опыте. Он понимал (и то же самое независимо от него доказал Пирс), что все математические и логические аксиомы в конечном счёте должны быть облечены в смысл посредством обычных процессов мышления, которые и соотносят формы языка с сенсорными ощущениями, основанными на опыте. Пирс не отрицал, что математические системы могут достичь высокого уровня независимости от мира опыта, но отмечал, что стоит такой системе достигнуть полной независимости, как она по определению станет абсолютно бессмысленной. Именно современная логика (и в особенности работы Пирса) доказала невозможность существования абсолютно абстрактного общего утверждения (или любой системы таких утверждений). Такая абстракция не может существовать, по крайней мере, наше мышление не может ее создать, потому что она по определению будет находиться вне границ нашего понимания. Такую абстракцию нельзя будет даже выразить, поскольку любое непустое утверждение не только должно быть облечено в определённую поверхностную форму (или формы), с помощью которых его можно изложить, но и должно иметь определённую связь (связи) с опытом (какой бы отдалённой и замысловатой ни была эта связь); только в этом случае утверждение приобретёт смысл или значение. Как и Пирс, Эйнштейн критиковал Дэвида Юма и Бертрана Рассела за отрицание связи между абстрактными понятиями и материальным миром. По сути, взгляды Пирса и Эйнштейна в этом вопросе совпадали настолько, что их работы, критикующие Юма и Рассела (написанные в разные годы и совершенно независимо) кажутся вышедшими из-под одного пера. Из предисловия к этой книге, написанного Дж. П. Морлэндом, читатель помнит, что Юм сделал попытку в целом опровергнуть все аргументы, ведущие от творения к Творцу. Но Юм пошел и еще дальше. Он заявил, что все идеи метафизического характера — то есть те, которые не могут быть напрямую выведены из объективных свидетельств — должны быть раз и навсегда исключены из области науки. По этому поводу Пирс писал: «Внимательный читатель заметит, что своим умозаключением Юм доказал только то, что оно ipso facto нелогично, «ложно» и «необдуманно».20 Или, как выразился, Эйнштейн, аргумент Юма против метафизического в мышлении, «если последовательно проводить его в жизнь, абсолютно исключает любое мышление».21 Юм считал, что нужно отказаться от всех метафизических понятий. Но беда в том, что не существует понятий, которые не имели бы метафизического (абстрактного, нематериального) аспекта. Более того, нельзя вывести абстрактное понятие непосредственно из «сырых», никак не истолкованных физических явлений, объектов или существующих между ними отношений. Пирс доказал, что мы узнаем факты только благодаря тому, что он называл абдуктивными (в противовес дедуктивным и индуктивным) умозаключениями. Это значит, что мы можем узнавать факты, только связав уже имеющееся знание, проистекающее из нашей врожденной способности мыслить абстрактно, с внешним миром. Это — ключевая концепция современной лингвистики, к которой мы вернемся позже. Тем не менее, Эйнштейн считал (и Пирс был полностью с этим согласен), что Юм и Рассел были правы, когда утверждали: «Мышление приобретает материальное содержание только через связь с сенсорными данными».22 Иными словами, образ, которой нельзя привязать к чувственному опыту, лишён смысла. Он не имеет материального содержания. Пытливый читатель может возразить, что научная фантастика и фэнтэзи порой достигают высокой степени независимости от обычного опыта обычной жизни; но по зрелому размышлению становится ясно, что даже научная фантастика и фэнтэзи всё-таки должны напоминать реальность, чтобы вымысел можно было хоть как-то интерпретировать. Гремучая змея из кошмарного сна должна быть похожа на гремучих змей, с которыми мы или наши знакомые сталкивались когда-то в реальной жизни — иначе откуда нам знать, что мы видели во сне именно её? Бело-розовый пятнистый павиан, который проплыл мимо вашего окна, когда вы замечтались на уроке английской грамматики, на самом деле похож на все те розовые, белые и пятнистые предметы, которые вы видели в своей жизни, и в то же время на настоящего павиана, — иначе как бы он мог возникнуть в нашем воображении? Стоит отбросить сходство с реальностью -и любой образ навсегда утратит шанс быть распознанным. Основываясь на этом знании, вернемся к рассуждениям Эйнштейна о способности к речи. Он вкратце повторяет и расширяет утверждение Дарвина, что дети постигают язык, повторяя при этом этапы возникновения языка: Первый шаг к появлению языка — связать... коммутируемые [то есть пригодные для обмена] знаки с чувственными ощущениями. Очень вероятно, что все склонные к контактам животные достигли этого примитивного уровня общения — по крайней мере, до какой-то степени. Более высокий уровень достигается тогда, когда вводятся и понимаются другие знаки, устанавливающие отношения между теми знаками, которые обозначают чувственные ощущения. На этой стадии уже возможно выразить целый комплекс ощущений; здесь мы уже можем говорить о появлении языка.23 Далее он утверждает, что лишь на ещё более поздней стадии, «когда часто используются так называемые абстрактные понятия», «язык становится инструментом мышления в полном смысле слова». На этом этапе язык достигает «большей внутренней стройности», и одновременно ослабевает его прямая зависимость от «информации, полученной через ощущения». В результате возникают вопросы об истинности и ложности и о степени значимости. Эйнштейн утверждает, что именно на этой более поздней стадии «все зависит от того, до какой степени слова и словосочетания соответствуют миру ощущений».24 Здесь Эйнштейн дает краткое и четкое определение тому, что философы назвали «теорией соответствия истине». Эта теория гласит: знак (отображение) можно назвать истинным, если он точно соответствует тому, что представляет. Теория соответствия лежит в основе теории абдукции Пирса,25 и ее можно изобразить с помощью простой схемы (см. рисунок 7.1). С одной стороны нашего разумного познания мира (слева на схеме) —данные о мире, существующем вокруг нас. Естественно, наши тела — тоже часть этого внешнего мира. С другой стороны — справа на схеме — находятся значимые отображения (высказанные слова, жесты и чувственные ощущения), дающие нам информацию и формирующие наш опыт по отношению к окружающему миру. Если отображение точно соответствует факту внешнего мира, мы говорим, что это отображение истинно; в противном случае оно ложно. Чтобы отображения (репрезентации) имели смысл, они должны обязательно соотноситься, хотя бы косвенно, с внешним миром. Отображения, недостаточно связанные с окружающим миром (при прочих равных условиях), недостаточны как таковые. Эйнштейн выдвинул тезис об истинности данного предположения, но развил и доказал его Пирс.26 Позже мы вернемся к Эйнштейну и рисунку 1. Пока же нам важно помнить его вывод о том, что «между языком и мышлением существует внутренняя связь», и контекстуально связанное с ним умозаключение, что ребенок, которого лишили нормального «вербального руководства, характерного для его окружения», приобретёт «очень плохую интеллектуальную форму».27 Далее мы покажем, что продукты языка и продукты генетической основы жизни в этом отношении очень похожи: и языковые, и биологические структуры ясно свидетельствуют о разумном замысле. В 1947 году швейцарский психолог Жан Пиаже (1896- 1980) выступил с выводами, очень близкими к выводам Эйнштейна, сделанным шестью годами раньше, об отношении между языком и развивающимся интеллектом ребенка. Пиаже считал, что «система коллективных знаков», с которой постепенно знакомится ребенок, развивает символическую функцию «до такой степени, которой человек не может достичь в одиночку».28 Человек, лишённый возможности овладевать языком сообщества, отстаёт в умственном развитии. Печальное доказательство тому — глухие от рождения дети, которым не давали учить язык знаков, заставляя их читать по губам и разговаривать.29 В результате такой политики глухие дети останавливались в развитии, не достигая того уровня, которого смогли бы достичь, пользуясь языком знаков.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|