Ноам Хомски и современная теория языка
Идея богатой и большей частью врождённой системы понятий, на которой основана способность человека к речи, была сформулирована Хомски следующим образом: «Скорость, с которой на определенных этапах жизни увеличивается запас слов, столь велика, а точность и сложность усваиваемых понятий столь замечательна, что следует заключить: система понятии, с которыми связывают основы лексики, каким-то образом изначально присуща человеку».42 Иными словами, система понятий не выстраивается в уме ребенка на пустом месте, она должна быть знакома ребенку еще до того, как он начинает её использовать. Вся система должна присутствовать до того, как её начнут задействовать для интерпретации чувственного опыта. Это заявление повергло в шок научную общественность, но логические доказательства и эмпирические свидетельства в его пользу оказались настолько весомыми, что Хомски смог убедить практически всех биологов, внимательно изучивших этот вопрос. Так. например, Хомски получил положительный отзыв от лауреата Нобелевской премии биолога Жака Моно, психофизиолога Антуа-на Даншина и молекулярного биолога Дитера Дюттинга, — и это лишь немногие из тех, кто принимал участие в дебатах по вопросам природы языка и теории Хомски и Пиаже в 1979 году, в аббатстве Ройямон, недалеко от Парижа.43 Даже самые ярые противники Хомски, такие, как всемирно известный психолог Дэвид Премак, в настоящее время склонили голову перед бесспорными свидетельствами в пользу теории врождённых идей. Позже мы увидим, что человек обладает уникальной способностью усваивать языки, и эта способность предполагает наличие абстрактной системы выражений, не имеющей аналогов в живом мире. Премак — психолог, обучавший шимпанзе Сару примитивному языку жестов. В 1982 году Премак выступил против «этноцентрических ограничений» в современной лингвистике и в защиту способности шимпанзе отображать абстрактные понятия, как это делает человек. Позже, в цикле передач «Разум» (The Mind), транслировавшихся по ВВС и WNET в 1988 году, Премак честно признал, что даже самые умные из обученных обезьян не могут говорить, как люди. Хомски также считал, что способность человека оперировать числами в принципе сходна со способностью разговаривать. Рассматривая наше «умение обращаться с системой чисел», Хомски писал: «Разумно предположить, что эта способность есть неотъемлемый компонент человеческого мышления», не свойственный другим видам.44 Так, он подчёркивал, что птиц можно научить выбирать определенное количество элементов из ряда, в котором не больше семи предметов; следовательно, у птиц нет такой способности оперировать числами, как у людей. Хомски пишет: «Понятие бесконечности — это не просто «больше» семи; так лее и язык с его бесконечным числом значащих выражений ~ это не просто «больше», чем некая конечная система символов, которым можно, потрудившись, научить другие организмы; но он и не «меньше», чем непрерывная система передачи информации,как танец у пчел. Способности оперировать системой чисел или абстрактными свойствами пространства нельзя научить. Более того, эта способность не появилась под действием «естественного отбора» в прогрессе эволюции, и, следует заметить, ничего похожего не могло наблюдаться, пока эволюция человека не достигла своей нынешней стадии».45 Хомски много лет боролся против традиционной точки зрения на происхождение языка. В 1972 году, например, он возражал против дарвинистского подхода Карла Поппера: «Эволюция языка прошла несколько этапов, в частности, «низшую стадию», когда для выражения эмоций используются озвученные жесты, и «высшую стадию», когда произносимый звук используется для выражения мысли — в терминах Поппера, для описания и доказательства... но на самом деле он не определяет отношения между низшей и высшей стадиями и не предлагает механизма перехода от одной стадии к другой. ...Нет смысла считать, что через эти пропасти можно перебросить мосты. Предполагать, что имело место эволюционное развитие от «низших» стадий к «высшим» все равно, что предполагать, будто дыхание эволюционировало в ходьбу; между этими стадиями нет ничего общего».46 Хомски не изменил своей позиции и позже (см. лекции в Манагуа, 198847). Он утверждал, что способность человека к речи указывает на особые черты, отсутствующие у других видов. (Позже мы разберем, почему Хомски и большинство других ученых считают, что способность человека к речи недоступна другим видам). Вообще, Хомски так решительно критиковал традиционные подходы, что Франсин (Пенни) Паттерсон и И. Линден обвинили его в «креационистском взгляде на мир».48 Паттерсон, известный психолог из Стэнфорда, учила гориллу Коко пользоваться примитивным вариантом американского языка жестов. Легко догадаться, чем вызвано её недовольство взглядами Хомски, и почему она называет эти взгляды креационистскими. Даже говоря о других видах, Хомски всегда подчеркивает, «что самое важное для поведения организма — это его «особое предназначение».49 Мы могли бы ожидать, что Хомски сделает вывод о Творце, определившем это предназначение. Однако этого он не делает, хотя и заявляет, что «некоторые интеллектуальные достижения, такие, как овладение языком, целиком и полностью находятся в рамках биологически обусловленной способности к познанию. Мы «специально предназначены» для того, чтобы сложнейшие и интереснейшие когнитивные структуры развивались быстро и практически без нашего сознательного вмешательства».50 Могут ли человекообразные обезьяны научиться говорить по-человечески? Итак, для нашей темы первостепенное значение имеет вопрос о том, могут ли человекообразные обезьяны выучиться говорить по-человечески. В 1970-х было высказано немало доводов как за, так и против. Например, знаменитый профессор Д. Дж. Болинджер, почетный член Гарвардского университета, писал в 1975 году о паре шимпанзе, которые «достигли в освоении языка уровня четырехлетнего ребенка и... доказали, что не только люди, но и другие живые существа имеют разум, достаточный для передачи смысла и создания синтаксических структур».51 Однако Хомски отреагировал на те же данные иначе: «Трудно представить, что какой-то другой вид, скажем, шимпанзе, имеет способность к речи, но почему-то ему никогда не приходило в голову ею воспользоваться. Не существует и сведений о том, что это биологическое чудо когда-либо имело место. Напротив, интересные исследования способности высших человекообразных обезьян постигать знаковые системы, по-моему, доказали, что прав традиционный взгляд, а именно: далее самые элементарные языковые способности лежат далеко за пределами возможностей даже самой сообразительной обезьяны».52 Мысль о том, что человекообразную обезьяну можно научить разговаривать, немедленно возникла в умах многих ученых, которые надеялись найти решающие доказательства эволюционной теории Дарвина в том, что касается родства между человеком и обезьяной. В 1925 году Роберт М. Йеркс (специалист по приматам, в честь которого позже назвали Региональный центр исследования приматов в университете Эмори, Атланта) сказал, что обезьяны «по крайней мере, могут общаться с помощью языка глухонемых».53 Вероятно, это предположение возникло на почве стойкого убеждения, что жесты определенного типа были эволюционными предшественниками речи — кстати, эта идея было широко распространена среди ученых-марксистов некогда великого Советского Союза. К мысли о том, что обезьяну можно научить языку жестов, в свое время независимо пришёл и Лев Выготский.54 Однако его рекомендации более тридцати лет оставались невостребованными. Гуа и Вики Тем временем в тридцатые годы Уинтроп и Луелла Келлог предприняли попытку научить разговаривать самку шимпанзе, которую они назвали Гуа. Они обращались с ней так же, как со своим маленьким сыном, но Гуа так никогда и не сказала ни одного членораздельного слова, хотя, судя по всему, понимала около сотни слов. Спустя примерно десять лет, в конце сороковых — начале пятидесятых, Кейт и Кэти Хейз тоже взялись обучать шимпанзе разговаривать. Их питомицу звали Вики. Подобно Келлогам, семья Хейс воспитывала Вики так, как если бы она была их собственным ребёнком. Они утверждали, что Вики научилась говорить четыре вполне узнаваемых (хотя и не совсем чётко произносимых) слова, которые они определили как mama, papa, cup, up (мама, папа, чашка, вверх). Это достижение (четыре слова!) вкупе с предыдущими попытками скорее разрушило надежды, нежели укрепило их. Эксперимент окончился, когда в шестилетнем возрасте Вики умерла. В конце концов, ребенок в шестилетнем возрасте уже, как правило, знает несколько тысяч отдельных слов и умеет последовательно выстраивать их, в результате чего образуется (как показал Хомски) «бесконечное множество» осмысленных знаков. Ребенок способен участвовать в бесконечном числе разговоров и строить фразы, соответствующие его опыту и ощущениям. Степень овладения языком у шестилетнего ребенка такова, что никакие исследователи не смогут зафиксировать и проанализировать его языковой багаж. История с Вики практически уничтожила надежду на то, что когда-нибудь обезьяна сможет выразить свои мысли и чувства так, как это всегда делал и делает человек разумный.
Шимпанзе и Коко Позже, в 1966, две семьи, независимо друг от друга и в разных частях США, приступили к обучению шимпанзе языку жестов. Явно не будучи знакомы с рекомендациями Йеркса и Выготского, обе пары решили использовать не речь, а какую-либо из визуальных знаковых систем. Беатрис и Аллен Гарднеры учили своего шимпанзе Уошо упрошенному варианту американского языка жестов для глухих. Энн Джеймс Премак и ее муж Дэвид изобрели язык, в котором использовались специальные жетоны, прикрепляемые на обитую войлоком доску; из этих жетонов составлялись «осмысленные высказывания». За несколько лет оба шимпанзе выучили около 130 слов, которые они использовали с 80% точностью, — по крайней мере, так утверждали их учителя. Такой успех в обучении языку знаков позволил кое-кому предположить, что «несомненно.. .шимпанзе способны научиться настоящему языку».55 К середине следующего десятилетия к изучению языка приступила еще одна смышленая шимпанзе по имени Лана.56 При ее обучении использовалась другая мануальная система знаков, предполагавшая выбор определённых символов на специально приспособленной клавиатуре компьютера. Эту систему обучения языку назвали «системой Иеркса» в честь известного специалиста по приматам (кстати, исследования проходили в Центре, тоже названном в его честь). Результат обучения Ланы был примерно таким же, как и у её предшественниц. В то время как Лана проходила курс обучения, Герберт С. Террейс (Herbert Terrace) из Колумбийского университета добился финансирования еще более масштабного проекта по обучению шимпанзе, которого он достаточно ехидно назвал Ним Шимски (Nim Chimpsky — сравните с Noam Chomsky, Ноам Хомски). Террейс говорил: «Моя первая реакция на достижения Уошо, Сары, Лапы и других обезьян была очень неоднозначной... Меня взволновала возможность обретения совершенно нового способа общения с представителями других видов. Если шимпанзе могут с помощью символов сообщать об отношениях, чувствах и различных свойствах окружающего мира, значит, существует возможность общаться с ними на таком уровне, который нельзя было и представить».3 Террейс поставил перед собой цель узнать, могут ли высшие обезьяны научиться синтаксису, связующему знаки. Смогут ли обезьяны употреблять знаки так же, как дети, которые легко схватывают структурные взаимоотношения между знаками и редко нарушают правила? Далее, смогут ли они использовать абстрактные знаки до некоторой степени независимо от конкретного контекста, как делает это любой ребенок? Смогут ли они абстрагироваться от сиюминутного стимулирующего контекста (например, попросить банан, если его нет поблизости, и никто только что его не приносил)? Как мы уже отмечали выше, даже Эйнштейн, физик, понимал (задолго до лингвиста Хомски), что «язык становится инструментом мышления в полном смысле слова» только тогда, когда становится независимым от сиюминутного стимулирующего воздействия. По окончании своих широкомасштабных исследований Террейс с горечью и изрядной долей скепсиса подвел итоги: «Когда Уошо делала знак «время», делала ли она это потому, что имела чувство времени, или просто выучила этот жест, чтобы просить еду, как в сочетании «время есть»? Знак «время» никогда не сопровождался у нее другими знаками, такими, как «сейчас», «позже», «раньше», «скоро» и так далее. Насколько я понимаю, даже если у Уошо и было чувство времени, то знак «время» она показывала не для того, чтобы выразить его. Скорее, она подражала учителю, который только подал ей знак «время есть». Добавить не несущий смысла знак к знаку «есть» — не значит сказать «настало время есть».5* Это — общая проблема для всех исследований, имеющих целью обучить обезьян общению с людьми. Как определить, что имеют в виду обезьяны, подавая тот или иной знак, и как отличить набор бессмысленных элементов от настоящих фраз и предложений? Например, ребенок может сказать «далеко», имея в виду «во дворе», потому что всякий раз, выходя с ним во двор, мама говорит ему: «Не убегай далеко!». В таких случаях ребенок воспринимает фразу или предложение как единое слово, в то время как для взрослого это сложная последовательность. Единственный способ выяснить истину — тщательно исследовать контекст и проверить, всегда ли данная последовательность слов используется как единый комплекс, или же его предполагаемые компоненты на самом деле входят в другие имеющие смысл сочетания. Но учителя человекообразных обезьян ничуть не были обескуражены этими противоречиями, и исследования продолжались. Но всех шимпанзе, даже самых «талантливых», затмила самка гориллы Коко. К 1978 году милашка Коко, обучаемая психологом из Стэнфордского университета Франсин (Пенни) Паттерсон, с лёгкостью превзошла все результаты своих предшественников, выучив около 375 знаков из американского языка жестов. Работали с Коко шесть с половиной лет. Хотя Роберт Йеркс предполагал, что горилла может оказаться намного умнее, чем шимпанзе, до Паттерсон никто не пытался обучать горилл, поскольку считалось, что одомашнивать их небезопасно из-за внушительных размеров и недюжинной силы. К 198 \ году Паттерсон и Линден сообщили, что активный запас знаков у Коко составляет около шестисот слов (правда, она быстро забывала выученное, и приходилось постоянно напоминать ей знакомые слова). Говорили, что она умеет шутить, ругаться, спорить с учителями. Утверждали, что она курит понарошку, используя палочку, обманывает, когда ее спрашивают, кто проткнул дырки в ширме трейлера, играет в чаепитие, с удовольствием слушает детские стихи типа «Потеряли котятки перчатки» и реагирует на шутки. Паттерсон утверждала, что Коко умеет пользоваться словами, обозначающими категории времени, и способна рассуждать, что раньше считали сугубо человеческой привилегией.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|