Бесконечно растущий словарный запас ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Между языковыми возможностями человека и обезьяны есть много и других различий, но мы рассмотрим ещё только одно. Ребенок быстро набирает богатый и разнообразный запас слов, который постоянно расширяется, в том числе и за счет разных комбинаций слов, словообразования. Словарный состав языка ребенка может охватить не только все возможные понятийные обстоятельства, но и такие понятия, которые и представить-то достаточно сложно: квадратный круг, бесконечная песня, волшебная мысль с голубыми железными крылышками и т. д. Более того, в случае с обученными обезьянами точность использования знаков — 80%, тогда как ребенок, даже если он совершенно захвачен игрой, очень редко неправильно, не к месту применяет знак. Лингвистическая деятельность ребенка чрезвычайно тонка и намного точнее соответствует ситуации, чем «вербальное поведение» обученных обезьян, неспособных воспринять даже общие понятия о размерах, чтобы можно было сравнивать величины предметов. Действия ребёнка и обезьян отличаются друг от друга, как кукареканье петуха на рассвете от серьезного разговора мужчины и женщины, обсуждающих планы на день. Сказать, что примитивный крик некоего животного был первым шагом к зарождению языка — все равно, что сказать: первое животное, вскарабкавшееся на дерево, сделало решающий шаг к освоению космоса.
Итоги и заключение Мы рассмотрели с научной точки зрения человеческую способность к речи и увидели, насколько тесно связан язык со способностью человеческого разума к абстрактному мышлению. Мы узнали, что сложные и четкие структуры языка отражены в организации биологических знаковых систем в соответствии с информацией, закодированной в ДНК. Мы последовательно доказали, что никакой сугубо материалистический процесс не мог создать язык. Логическая пропасть, разделяющая мышление от материи, — непреодолимый барьер для любого материалистического взгляда. Если говорить в терминах Пирса и Эйнштейна, пропасть, описанная ими, может быть преодолена только благодаря вмешательству поистине трансцендентного Разума, — к этому выводу пришли оба. Человек имеет, мягко говоря, смутное понятие о вечном и бесконечном мире за гранью пространственно-временной Вселенной. Простой, заурядный выбор человека (уронить чашку или нет) безусловно указывает на наше приближение к вечной истине, не нуждающейся в физическом выражении. Подумаем о действии, о котором размышляли, но не совершили, и последствиях этого действия, которые могли произойти, но не произошли. Мы знаем, что случилось бы, если бы чашку уронили, и это доказывает, что нам доступен вечный мир абстрактных понятий, который не менее реален, чем тот, в котором мы обитаем. Он так же реален, как тот факт, что если бы я все же уронил чашку, она бы упала на пол. Мы, люди, с помощью языка и речи можем не только удивительно точно описывать материальный мир вокруг нас, но и с легкостью преодолевать пределы пространственно-временного мира, чтобы выразить мысли, затрагивающие невидимую вечность абстрактных идей. Этот невидимый вечный мир доступен нам благодаря дару речи. Хотя мы вовсе не всеведущие, не вездесущие, не всесильные, но, благодаря силе, данной нам через дар языка, мы, несомненно, можем осознать все эти понятия и тем самым доказать, что язык не мог эволюционировать в пределах любого конечного периода времени. Язык, который необходим для представления и передачи абстрактных понятий, явно предшествовал опыту и не мог быть следствием его накопления. Весь опыт, все ощущения конечны и частны (они возникают в определенной точке пространства и времени). Предположим, я все же уронил чашку, и она упала. Это будет одиночное, частное событие. Но наше понимание этого события, как и все остальные понятия и представления, будет иметь общий характер. Понятие можно применить с одинаковым успехом к любому подобному событию. Таким образом, понятие затрагивает бесконечное количество нереализованных возможностей. Даже если все эры пространственно-временного мира умножить на бесконечность, все равно нельзя будет с помощью материального мира объяснить те абстрактные понятия, которыми человек с легкостью оперирует благодаря дару речи. Количество времени, пространства, материи и энергии, существующей в мире, даже точный характер физических механизмов наблюдаемого нами пространственно-временного континуума, — всё это не имеет никакого отношения к теме возникновения абстрактной и бесконечной языковой способности человека. Самое удивительное и до сих пор не объяснённое свойство этой способности заключается в том, что она дает нам возможность шагнуть за пределы времени и пространства. Мы не можем видеть вечный мир, в который мы входим с помощью языка и речи, но отрицать его существование было бы так же глупо, как отрицать элементарную возможность выбора. Например, отрицать реальность той дороги, по которой мы не пошли (или чашки, которую не уронили). Или утверждать, будто любая реальность, касающаяся гипотетической возможности, должна обязательно быть воплощена физически. Это тоже абсурдно. Чашка всё ещё здесь, передо мной, ее никто не ронял, и поэтому она осталась целой. Если считать реальностью любую альтернативу, мы должны признать, что отклоненный вариант так же реален, как и принятый, хотя ни один из вариантов не имел физического воплощения до того, как выбор состоялся. В противном случае не существовало бы реального выбора между вариантами: бросать чашку или нет. Мы и сейчас можем доказать, что существует альтернатива — мы бросим чашку, и она разобьется. Но мы выбираем другой вариант. Мы не будем её ронять, потому что нам не нужно доказательств. Итак, мы дошли до заключительного вопроса, до того, с чего мы начали наш разговор: «По чьему образу?» Представьте, что вы — судья, и что только ваше слово, сказанное вами по вашей воле, решит дело. Каков будет ваш приговор?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|