Здавалка
Главная | Обратная связь

Коммуникации в науке. Научные сообщества, школы и направления

Коммуникации в науке включают в себя:

- коммуникатор, рецепиент (это субъекты: индивид, исследователь, ученый, коллектив, научное сообщество, общество в целом)

- информационное сообщение (объект), информация о фрагменте реальности.

- средства коммуникации (код, используемый для передачи в знаковой форме (слова, картинки, ноты и т. д.), (язык — специальный научный и естественный), а также каналы, по которым передается сообщение от коммутатора к реципиенту (письмо, телефон, радио, телеграф и т.д.).

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.)

Научная школа- организованная и управляемая научная структура (научный коллектив или общие взгляды, приведшие к тесному сотрудничеству), объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления, едиными ценностями и методами исследования и возглавляемая личностью выдающегося ученого. В науковедении различают «классические» научные школы и современные.«Классические» научные школы возникли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX в. В начале XX в. в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда, им на смену пришли современные («дисциплинарные») научные школы. Примеры: Казанская научная школа, школа И.М. Сеченова в физиологии, Франкфуртская школа на базе Института социальных исследований, школа С.П. Королева в ракетостроении,

Виды:

  • По типу научной идеи
    • теоретическая
    • экспериментальная.
  • По широте исследуемой предметной области
    • широкопрофильные;
    • узкопрофильные.
  • По функциональному назначению продуцируемых знаний
    • фундаментальная;
    • прикладная.

Основные типы научных школ:

· Научное направление

· Научно-исследовательская (научный инкубатор)

· Научно-образовательная

· Научно-производственная

 

Научное сообщество составляют исследователи с определенной специальностью и сходной научной подготовкой. Представители научного сообщества, как правило, имеют идентичные профессиональные навыки и освоили определенный круг научной литературы. Обычно границы изученной научной литературы очерчивают круг интересов и сам предмет исследования научного сообщества. Научное сообщество может быть понято как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как сообщество специалистов той или иной области знания или просто как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.

 

Роль научного сообщества в процессе развития науки (они - члены научного сообщества):

1. Они едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области

2. Онируководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания

3.Коллективный характер накопления знания

4. Они придерживаются определенной парадигмы - модели (образца) постановки и решения научных проблем





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.