Здавалка
Главная | Обратная связь

ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ



 

 

Тема 15. Понятие «дизайн». История становления профессии.

 

Понятие «дизайн». Дизайн как составной элемент культуры. Различные подходы к определению истории функций дизайна. Материальная культура Древнего мира (Первобытная эпоха, Бронзовый век, Античность). Матери­альная культура Средневековья: развитие ремесла. Материальная культура эпохи Возрождения: развитие ремесла, науки и техники.

Специфика художественно-проектной культуры в период мануфактур­ного производства.

 

Тема 16. Дизайн и промышленная революция.

 

Техническая революция и проблемы формообразования. Промышленные выставки 19 века и их вклад в проектную культуру. Проблемы формообра­зования на рубеже 19 – 20 вв. (первые теоретические концепции эстетики проектирования). Изобретательский бум (Т.А.Эдисон, Отто Лименталь, А.Можайский, Братья Уилбер Райт и Орвил Райт, Ф.Циппелин). Использо­вание новых материалов и конструкций (Хрустальный дворец Джозефа Пакстона). Инженерный и архитектурный стили. Унификация деталей и промышленное проектирование (М.Тонет).

 

 

Тема 17. Первые теоретические концепции эстетики

проектирования (Уильям Моррис, Джон Рёскин и др.).

 

Проблемы формообразования на рубеже 19 – 20 вв. (первые теоретические концепции эстетики проектирования). Практическая эстетика Готфрида Земпера. Критика индустриальной эпохи Джона Рёскина. Уильям Морис и движение «Искусство и ремесла».

 

 

Тема 18. Российские промышленные выставки

и пионеры русского дизайна.

 

Развитие русской инженерно-технической мысли (краткий исторический обзор 17 – 19 вв.). Российские промышленные выставки. Нижегородская ярмарка. Петр Страхов, Яков Столяров. Гиперболоид Владимира Шухова.

Тема 19. Основные стилистические и региональные особенности

модерна в контексте зарождения промышленного дизайна.

 

Стилизация в дизайне. Формально композиционные характеристики стиля. «Нео»-стили и проектирование предметной среды. Национальные традиции и модерн. Особенности проектирования и образцы утилитарных изделий. Прикладная и печатная графика. Основные представители стиля и из произ­ведения.

 

 

Тема 20. Конструктивизм и функционализм

в процессе становления практики дизайна.

 

Своеобразие американского функционализма. Чикагская школа архитектуры и ее представители.

Особенности немецкого дизайна в начале 20 в. Германский Веркбунд. Питер Беренс и становление европейского дизайна. Влияния авангардных течений в изобразительном искусстве на проектную культуру.

 

 

Тема 21. Баухауз: принципы формообразования

и образовательная система.

 

Веркбунт и требование новой художественно-проектировочной школы. История и методика преподавания. Принцип пропедевтического обучения в подготовке дизайнеров: концепции пропедевтики И.Иттена, П.Клее, В.Кандинского, И.Альберса. Факультеты и работа с материалами. Вальтер Гропиус и идеи поиска целостности стиля и гармонии предметной среды. Последователи и представители Баухауза.

 

 

Тема 22. Роль новаторской художественной школы

в развитии советского дизайна (ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН).

 

Роль новаторской художественной школы в развитии дизайна. Эволюция художественного образования в советской России (1918-1930 гг.). Сложение системы пропедевтических курсов как следствие поиска «элементов» искус­ства. Поиск «минимальной формы». Производственные факультеты в струк­туре ВХУТЕМАСа.

 

 

Тема 23. Художественный авангард в России.

Супрематизм. Конструктивизм. Производственное искусство. Художест­венно-композиционные приемы в творчестве: К. Малевича, В.Татлина, Э.Лисицкого, В.Степановой.

 

 

Тема 24. 30-е годы 20 века в Европейском дизайне

(стримлайн, ар-деко) и особенности советского дизайна

в предвоенный период.

 

Основные положения деятельности Ле Корбюзье – дизайнера. Новаторство проектов Фрэнка Ллойда Райта. Творчество Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ. Стилевые направления в европейском формообразовании 1920 – 30-х гг. Предпосылки возникновения дизайна в США в начале 20 века.

Основные принципы коммерческого дизайна. Раймонд Лоуи – пионер коммерческого дизайна. Скандинавская школа дизайна. Творчество Алвара Аальто.

 

 

Тема 25. Дизайн послевоенной эпохи в Европе

(органические дизайн, Ульмская школа и неофункционализм.

Стиль «Оливетти»).

 

Послевоенный дизайн в Европе. Органический дизайн. Ульмская школа и послевоенный дизайн в Германии. Особенности дизайна фирмы «Браун» и неофункционализм. Итальянский дизайн. Стиль «Оливетти». Американский дизайн 1940 – 50-е гг.

 

 

Тема 26. Дизайн и поп-культура.

 

Поп-культура. Радикальный дизайн. Анти-дизайн. Оп-арт в дизайне. Футу­ристический дизайн. Предметная среда эпохи освоения космического про­странства.

 

Тема 27. Советский дизайн 1950 – 1970-х гг.

Эксперементальный дизайн.

 

 

Сенежская студия. Комплексные культурно-экологические проекты благоустройства территорий. Первые выставки молодых дизайнеров в музее Мая­ковского. ВНИИТЭ. Поиск новой тематики объектов. Основные концепции экспериментального моделирования. Кинетическое искусство. (Группы: «Движение», «Мир», «Арго». Проекты; Б.Стучебрюкова, Л.Нусберга, В.Колейчука, Ф.Инфанте). Структурно-геометрические формы. (Бондар, Пушкарев, Гамаюнов). Роль материала, фактуры и сюжета. (Ермолаев и группа ТАФ).

 

 

Тема 28. Дизайн в эпоху постмодернизма

 

Дизайн в эпоху постмодернизма. Стиль группы «Мемфис» и «новый ди­зайн». Итальянский стиль в современном дизайне. Направления и особенно­сти современного американского дизайна. Феномен японского дизайна. «Метаболизм». Развитие информационных технологий и направления ди­зайна. Творчество крупных современных дизайнеров (3-5 по выбору). Акту­альные направления современного дизайна.

 

Рекомендуемая литература:

1.Аронов В.Р. Дизайн и искусство. – Москва, 1984

2.Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. (Часть1 и Часть 2 – Москва, 1997 – 1998

3.Дижур А.Л. Дизайн в капиталистических странах. – Москва, 1968

4.Лакшми Бхаскаран.Дизайн и время.(Стили и направления в совре­менном искусстве и архитектуре). – Москва, «Арт-Родник», 2007

5. Дизайн США. (под ред. Хорриган Б.), – Манила, 1989

6.Глазычев В.Дизайн как он есть.(Издание 2-е) – Москва, «Европа», 2006

7.Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебное пособие для вузов. – Москва, «Архитектура-С», 2004

8.Колейчук В.Ф. Кинетизм.(Новое искусство 20 век) – Москва, «Га­ларт», 1994

9.Лаврентьев А.Н. История дизайна:Учебное пособие. – Москва, «Омега-Л», 2005

10.Михайлов С. История дизайна. Том 1-2: Учеб. для вузов. – Москва, 2004

11.Михайлов С. Кулева Л. Основы дизайна. – Москва, 2002

12.Михайлов С.М., Михайлова А.С. История дизайна: краткий курс. – Москва, 2004*

13.Нельсон Дж. Проблемы дизайна. – Москва, 1971

14.Рунге В.Ф. История дизайна науки и техники (книга первая) – Мо­сква, 2006

15.Рунге В.Ф. История дизайна науки и техники (книга вторая) – Мо­сква, 2007

16.Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии ди­зайна. Учебное пособие. – Москва, «М3-Пресс», 2003

17. Русский графический дизайн 1880 – 1917// Черневич Е., Аникст М., Бабурина Н., – Москва, «Внешсигма», 1997.

18.Хан-Магамедов С.О. Пионеры советского дизайна. – Москва, «Га­ларт», 1995

19. Хрестоматия по дизайну. – Тюмень: Институт дизайна, 2005

_______________________________

*имеется в электронной библиотеке МХПИ

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.